Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Духовные основы и культура в России в 16ОМ веке.



В XVI в. завершилось формирование великорусской народности и ощутимее, чем прежде, стали проявляться светские элементы в культуре, хотя религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества.

В культуре России XVI века, с одной стороны, сохраниллись национальная самобытность и преемственность с культурой предшествующего период.а сдругой—в связи с изменением социально-поличических условий проявлялись новые черты:

-- образование многонационального государства обеспечивало взаимовлияние и синтез культур разных народов –культура России всё больше приобретала многонациональный характер;

--укрепление централизации управления, складывание разветвленного административного аппарата усложняло делопроизводство и влекло за собой изменение в технике письма(устав сменился на приказную скоропись) и использование более дешевого, чем пергамент, письменного материала-бумаг, которая привозилась из Западной Европы уже с XIVв;

--формирование самодержавия, укрепления позиций дворянства, усиление закрепощения крестьян углубляло «пропасть» между разными социальными слоями—особенно это проявлялось в образовании, доступном лишь детям из прилегированных сословий и купцов.

--закрепление монопольного влияния православной церкви отразилось на всех сторонах культурно-идеологической сферы: образование сохраняло церковный характер(школы организовывались при манастырях, учителя набирались из духоветсва, учебным пособиям являлись богослужебные книги) и оставалось на начальном уровне (письмо, чтение счет, и Закон Божий.)

Увеличение количества грамотных людей и вовышение интереса к чтению вызвали главную новую черту- книгопечатание.

В 1553-1554гг.появились первые типографии, но их создатели неизвестныа 7 изданий-анонимы-не подписаны и не датированы.Через 10 лет на казеные средства была создана государственная тепография –Московский печатный двор.Поэтому началом книгопечатанья в России считается 1563г.

1564г- Иван Федоров и Петр Мстиславец, обученные датским мастером опубликовали «Апостол», в 1565-«Часаслов»(сборник ежедневных молитв) и в о Львове первый русский букварь—«Азбука»

В 16а всего было издано 20 книг, основная часть оставалась рукописной.

Устное народное творчество (сказани, песни)в целом одобрительно оценивало расширение территории гос-ва (взятие Казани, походы казаков в Сибирь), воспевая героизм и м ужество воинов, хотя негативно отзывалось о насильственных действиях опричников и жестокости Ивана Грозного.

Для литературы 16века, как и прежде были характерны 5 жанров: историческая повесть, житие, хождение, летопись и хронограф.Однако письменные произведения все больше приобретали светский и публицистический характер.

Политико-политическую цель имели сочинения Ивана Пересветова «Сказание о царе Константине» «Сказание о Магамете-Салтане» они излагали необходимые для России преобразования. Полемическая направленность характеризовала переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским.Царь отстаивал право самодержавно править, а князь-интересы родового дворянсва. Публицистический и нравственно-этический характер имел «Домострой» протопопа Сильвестра—свод бытовых правил и моральных норм.

Исторические повести отражали реальные военные события(«Казанское взятие», «О хождении Стефана Батория на град Псков») и историческую борьбу в период становления самодержавия(«История о великом князе Московском»Андрея Курбского)

Историко-биографический характер имела «Степенная книга»портретная галерея великих русских князей и митрополитов(от Владимира Святого до Ивана Грозного)

Жития причисленных к лику святых церковных деятелей и князей в середине 16 века.Митрополит Макарий объединил в 12-томный сборник «Великие Четьи Минеи»(чтения по месяцам)

Хождения всё более приобретали светский характер-повести русских послов, «отписки»землепроходцев статейные списки и др.

Летописи окончательно приобрели общерусский характер и стали острым идейно-политическим оружеем.Наиболле полный свод сведений по русской истории до 1558г. Содержала Никоновская летопись.На ее основе был составлен грандиозный 10-томный «Лицевой летописный свод»

Хронограф 1512г.—новая попытка изложения русской истории на фоне всемирной.В нем Россия представлена продолжательницей Римской империи. Для лит-ры 16 века характерны патриотизм, политическая и нравствено-этическая публицистичность, идейное обоснование политики московского царя, напрвленной на укрепление самодержавия.

 

Архитектура

Архитектура 16 века сохранила традиции предшествующего периода.По образцу Успенского собора Московского Кремля строились пятиглавые кретово-купольные храмы в манастырях и главные соборы в провинциальны городах.

В церковном зодчестве XVI в. утвердилось строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, вся масса постройки держится на фундаменте. Шедевры русской национальной архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.), построенная в честь рождения Ивана IV, Покровский собор (собор Василия Блаженного в чест), сооруженный в честь взятия Казани (авторы Барма и Постник).

В середине 16в продолжалось фортификационное(крепостное строительсто).Крепости—Кремли появились в Коломне, Нижнем Новгороде, Туле и др.важных с точки зрения обороны городах.

В Москве в 1530-х итальянский архитектор Петрок Малой возвел вторую линию укреплений, опаясавшую торгово-ремесленную часть столицы—Китай-город.В 1585-1593 под руководством русского зодчего Федора Коня была сооружена третья линия каменных стен вокруг Москвы—Белый город(ныне Бульварное кольцо).В конце 16ого в.построили еще одгу линию укреплений Москвы—деревянные стены на Земляном валу—«Скородом»(ныне Садовое кольцо)

 

Живопись

Конец XV- начало XVI в. в русской иконописи - это время Дионисия. Гениальный художник, он не только продолжал традиции Андрея Рублева, но и создал свой собственный художественный метод, во многом остающийся загадкой даже для исследователей. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью.

С середины XVI века усилился контроль за соблюдением канонов иконописи, одновременно с этим с этим в церковную живопись привносятся мотивы прославления государства. В иконописи зародилась т.н. Строгановская школа, отличающаяся особой миниатюрностью, тонкостью рисунка, изяществом. Все более усиливаются декоративность живописи, усложняется ее композиция. Наиболее известные мастера - Прокопий Чирин, Истома Савин. Заметной становится и светская живопись: росписи Золотой палаты в Кремле (1552 г.); не сохранившиеся фрески Грановитой палаты (аллегорические сюжеты на основе библейской истории об Иосифе Прекрасном, возвышающие Бориса Годунова)

Церковный собор 1553-1554 гг. разрешил изображать на иконах лица царей и князей, а так же реальные события—появились исторический портрет и бытийное письмо. Так на фресках лаговещенского собора изображены портреты великих русских князей, византийских императоров..Внедрение бумаги, как основного писчего материала также повлияло на технику и калорит книжной миниатюры.внешне она походила на акварель.

Выводы. В XVI в.русская культура сохранила свой самобытный характер и национальные традиции.Образование единого многонационального государства создало благоприятные условия для дальнейшего культурного возраждения и складывания многонациональной общерусской культуры.Хотя церковь сохранила монопольное влияние на все стороны социокультурной жизни, в литературе и в живописи зародилось стремление к обмирщению культуры

 

17.Причины Смуты в России в начале 17ого века, ее социально-политическая сущность, этапы последствия.

События рубежа XVI-XVII вв. получили, с легкой руки современников, название " смутное время". Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана Грозного и при его преемниках.

Смутное время(1598-1613)

Смутное время-период слабости государственной власти, экономической разрухи, гражданской войны и интервенции.

Причины Смуты:

--Опричнина (наведением ужаса на всю страну Иван Грозный, с одной стороны способствовал укреплению саодержавия.а с другой ослабил централизацию власти и управления.Хозяйственное разорение страны из-за ее искуственного разделения и опричного террора. )

--Династический кризис

--борьба различных социальных групп за своё сословное положение

Подробнее

Первыми были династический и социально-экономический кризисы. Ломалась старая социальная структура, утверждалось крепостное право, что болезненно сказывалось на положении народа. Феодальное сословие тоже переживало кризис. В начале XVII в. наблюдался упадок феодального поместья, вызванный и их дроблением, и бегством крестьян. Дети боярские, не имевшие ни крестьян, ни холопов, выбывали из «состава» феодалов. Боевые холопы, утрачивая привилегированный статус, также выражали недовольство. Обострились отношения между властью и казачеством. Правительство понимало, что крепостнические порядки в центре не могут окончательно утвердиться, пока существуют вольные окраины. Поэтому с конца XVI в. проводится политика подчинения казачьих районов. В итоге именно казаки составят ядро повстанческих армий Лжедмитрия I, Болотникова, «Тушинского вора» и станут одной из главных движущих сил смуты.

Возобновилась борьба за трон. Аристократия стремилась к реваншу, к упрочению своего положения при новом политическом раскладе. Могущество знати было поколеблено, но не сломлено опричниной. Теперь она решила, что пробил ее час.

Обострились внутрисословные разногласия между разными слоями боярства, между московским и провинциальным дворянством, поскольку последнему был закрыт доступ к реальному управлению страной. В борьбе за влияние в армии столкнулись интересы дворянства и казаков. В итоге недовольны оказались все. К этому добавилось представление народа о том, что власть в стране должна принадлежать «природному царю», представителю династии Рюриковичей. Таким образом, династический кризис с железной необходимостью порождал самозванчество. Самозванец превращался в ожидаемого героя, способного избавить народ от угнетения и социальной несправедливости.

Самозванцев в своих целях будут использовать разные социально-политические силы страны. Самозванчество станет удобной формой организации массового антиправительственного движения. Первый из самозванцев «беглый монах Чудова монастыря, «расстрига» Гришка Отрепьев» объявит себя сыном Ивана IV Дмитрием, якобы чудом спасшимся. Поддержанный служилым людом, казаками, мелкопоместными дворянами, шляхтой, крестьянами, он пойдет на Москву.

Помогла самозванцу и смерть Бориса Годунова в апреле 1605 г. Уже в мае воеводы признали самозванца законным царем, их примеру последовала значительная часть армии, затем – московские бояре.

Двадцатого июня 1605 г. он торжественно въехал в Москву. Еще до этого были убиты все родственники Бориса Годунова, включая и наследовавшего ему сына Федора. Останки Годунова были извлечены из Архангельского собора – усыпальницы московских царей в Кремле- и похоронены на одном из отдаленных московских кладбищ.

Периоды Смуты:

1.Династический—1558-1606гг-(правление Б.Годунова, воцарение Лжедмитрия I)

2.Социальный—1606-1609гг-(воцарение В.Шуйского, востание И.Болотникова, Тушинский вор, «Семибоярщина»)

3.Национальный—1609-1612(открытая польско-шведская интервенция, I и II ополчения)

21февраля 1613г воцарение династии Романовых уже.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2985; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь