Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политика как явление общественной жизни



Предмет политологии Политология в системе социальных и гуманитарных наук

Предмет политологии

1. Социально-философские и идейно-теоретические основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того или иного исторического периода, история политических учений и традиций.

2. Политические системы, политическая культура, политические режимы.

3. Политические институты, политический процесс, политические отношения, политическое поведение.

Политические процессы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах также и философией, историей, социологией, экономикой, теорией права и т. д.

Политология и философия связаны методологическими принципами исследования политических явлений: рассматривать их во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер, прослеживать историческую преемственность. Философия дала политологии возможность использовать теорию познания при исследовании определенных политических проблем, политология философии – анализ общества как целостной социальной системы и места в ней того или иного политического явления. Среди важнейших целей политической философии – выявление соответствия общепризнанных политических ценностей реальным интересам людей, установление критериев добра и зла, справедливого и несправедливого, что надо сохранить и что изменить, одобрить или отвергнуть в политике.

История представляет примеры развития политической жизни общества. В исторической науке существует самостоятельный раздел – политическая история, изучающий мир политического в прошлом. Политология же, изучая исторический опыт развития общества в прошлом, постигает закономерности развития политической жизни. Э. Фримен, известный английский историк, писал: «История – это прошлая политика, и политика – это сегодняшняя история». История развития политической мысли также является предметом политологии. Для исторической науки характерно изучать события в хронологическом порядке. Политология обобщает опыт прошлого, выделяет основополагающее, типичное, закономерное, повторяющееся в развитии общества и делает выводы. История имеет дело преимущественно с уже происшедшими процессами и феноменами, свершившимися фактами. Объект изучения политологии – живая реальность, окружающая действительность, затрагивающая интересы групп людей.

Социология дала политологии методологию исследования, кроме того, предоставляет ей конкретные данные, характеризующие общество как целостную социальную систему. Социологические данные используются политологией для анализа политических явлений и их связи с явлениями общественной жизни. Исследуются результаты социологических опросов, выявляющие настроения в обществе, мотивы тех или иных поступков, предпочтения отдельных индивидуумов и социальных групп в отношении власти, ее функционирования, политических партий и общественных движений, выборной системы и т. д.

По некоторым вопросам политология соприкасается и с правовыми дисциплинами, изучающими правовую систему общества, механизмы власти, принципы и нормы конституции. Дисциплины права носят более прикладной, практический характер, политология же изучает теоретические, потенциальные аспекты права.

Связана политология и с экономикой. Экономические отношения в зависимости от конкретных условий развития того или иного общества влияют на развитие его политических отношений. Политика, в свою очередь, способна оказать влияние на экономику: позитивные международные отношения, например, способствуют хорошему товарообороту, негативные могут спровоцировать эмбарго (запрет на ввоз продукции какого-либо государства).

Политическая мысль Средневековья (Христианские политические теории Августина и Фомы Аквинского)

Августин (354-430 гг.)

Трактат «О граде Божьем» («О государстве Бога»). В нем борьба двух противоположных сообществ: града земного и града небесного. Человечество делится на два рода людей: 1ый состоит из тех, кто живет по человеческим стандартам, другой – из тех, кто живет согласно божественной воле. Эти два рода – государства. Они сформировались на основе различной смысложизненной ориентации. В земном гос-ве господствует похоть власти, одолевающей в такой же мере его правителей, в какой и подвластные им народы, в небесном – те, кто поставлен у власти и кто им подчиняется, служат друг другу по любви, правителя, руководя, подчинены – им повинуясь. Августин разделяет и противопоставляет друг другу идеальное гос-во и эмпирические гос-ва. Эмпирические гос-ва несовершенны и извращены, но вместе с тем они способствуют удовлетворению материальных потребностей и поддержанию порядка. Августин подчеркивает временный, преходящий хар-р гос. власти, кот. допущена Богом для того, чтобы исправить человека в его падшем состоянии. Гос. власть следует считать относительным благом, которым следует пользоваться, но не наслаждаться. Наслаждаться следует таким абсолютным благом, выразителем которого является христианская церковь. Гос-во и церковь должны существовать вместе, но неслиянно. Авг. Утверждал принцип раздельного и независимого существования 2х властей в гос-ве – духовной и светской. Но есть возможность существования другой теории – теория теократии, утверждающая подчиненность в иерархическом порядке светского духовному, земного небесному, подчиненность гос-ва церкви. Гос-во рассматривается как «орудие Бога», правителей – «слуг господних» и утверждает право применять методы принуждения в интересах церкви.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.)

Августина и Фому роднит теократическая концепция гос-ва. Он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души. Верховная всеобъемлющая власть, распоряжающаяся духовной жизнью людей, принадлежит церкви. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше земного гос-ва. Он принимает положение, что человек - политическое животное», общественное существо, гос-во возникает как естественное образование. По мнению Фомы, гос-во берет свое начало от Бога. Жизнь в социальной общности естественная для людей. Всякое сообщество выполняет определенные цели. Возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим сообществом и вел его к цели кратчайшим путем. Это гос-во. «Всякая власть от Бога». Фома вводит различия между сущностью власти и ее формой. По сущности всякая власть происходит от Бога, т.е. должна существовать какая-то организация, обеспечивающая порядок и ведущая сообщество людей к определенной цели. Сущность власти – сам институт гос-ва, без кот. не может сущ-ть общество. Форма – способ правления, структура власти. Форма правления может происходить и не от Бога. Правитель, как и каждый человек, имеет свободную волю и поэтому способен творить зло, т.е. устанавливать противоречащие воле Бога порядки. Демократия, по мнению Фомы, коллективный тиран. Право восстания против гос власти в 2х случаях: 1) если власть выступает против законов Бога и элементарных принципов; 2) в случае превышения властью ее компетенции (напр. установления чрезмерных налогов). Решающее суждение о законности происхождения и использования той или иной конкретной формы власти правителями принадлежит церкви. Таким образом, гос. власть выступает не как непосредственное, а опосредованное церковное установление Бога.

 

Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций (Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Монтескье, Джеймс Мэдисон)

Томас Гоббс (1588-1679 гг.)

«О гражданине» и трактат «Левиафан или материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского». Гос-во как человеческое установление. Оно возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Все люди равны от природы в отношении физических и умственных способностей. Из равенства способностей следует равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на все. Т.к. люди имеют одинаковые права на все и стремятся осуществить эти свои права, между ними неизбежно возникает борьба, из-за нее становится невозможной нормальная жизнь, поэтому люди приходят к соглашению. В результате общественного договора создается гос-во. Воля гос-ва в силу соглашения многих людей считается за волю их всех с тем, чтобы гос-во могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты. Люди устанавливают гос власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Она едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и не перед кем не ответственна, стоит над законами гражданскими, которые только от нее получают свою силу. Создавая гос-во, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, что образует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образует республику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию. Гоббс – сторонник абсолютной монархии, он считает невозможным какое-либо разделение власти между различными органами гос-ва.

Джон Локк.

«Два трактата о правительстве». Локк считает, что первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Основные устои – личная свобода и уважение к частной собственности. Локк – сторонник конституционной монархии. В ней он выдвинул учение о разделении властей на законодательную, исполнительную, союзную (федеративную). Законодательная осуществляет право издавать законы, исполнительная – проводит законы в жизнь, а союзная – занимается вопросами политики. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной. Этот принцип означает, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Эти власти неравноправны, законодательная – верховная, повелевает другими властями. (но например ее ограничивает право собственности гражданина). Локк заложил основу для социогентрической парадигмы политики. Встает вопрос о взаимодействии гос-ва и гражданского общества. Гос-во – это не только какой-то тип общественного устройства или форму правления, а независимое сообщество людей, кот. создается для поддержания общественного порядка и для сохранения частной собственности. Использует термин «политическое общество», кот. включает в себя все виды добровольных союзов и соглашений между людьми при выборе ими способов и форм правления.

Монтескье (1689-1755 гг.)

«О духе законов». В анализ полит. сферы вводит действие не только различных социальных факторов (религии, нравов, черт характера, образа жизни, обычаев), но и факторы географической среды. Факторы, воздействующие на формы правления: почва, ландшафт, величина территории страны. Республика требует по своей природе небольшой территории, иначе она не удержится. Монархия – средней величины. Деспотия – обширных размеров гос-ва. Главный вклад Монтескье в полит жизнь связан с обоснованием теории разделения властей. Цель разделения властей – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечить их свободу. Это возможно только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной, судебной власти. Свобода и равенство рассматриваются как фундаментальные свойства человеческой природы, а следовательно, и «гос-во разума». Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому свобода есть право делать все, что дозволено законом, отсюда – «разрешено все, что не запрещено законом».

Джеймс Мэдисон (1751-1831).

Он выдвинул концепцию сдержек и противовесов, кот. обеспечиваются при федерально-республиканской форме правления. Народ был признан единственным источником власти, следование принципам непосредственной демократии создало почву для формирования в обществе двух фракций: большинства и меньшинства. Большинство, находящееся у власти, стремится и дальше ограничивать права меньшинства. Для преодоления тирании большинства Мэдисон продолжил систему сбалансированного распределения власти – система «сдержек и противовесов». Также он утвердил принцип равноценности всех трех ветвей власти, что обеспечивает возможность контролировать и сдерживать друг друга.

Нового времени

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.).

«О причинах неравенства», «Об общественном договоре или принципах полит. права». Субъекты политики – социально неоднородные группы, между кот. постоянно возникают противоречия и борьба. Происхождение гос-ва выводит из неравенства людей. Два вида неравенства: физическое, проистекающее из различия в возрасте, здоровье и т.п., и полит. состояние, состоящее в различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим. Собственность являлась главной причиной социального неравенства, а вместе с ней и гражданского общества, гос-ва. В основе гос-ва лежат сознательный план, соглашение между людьми. Основная задача общественного договора – в отыскании такой формы ассоциации, которая бы защищала и охраняла общей силой личность и собственность каждого члена и в кот. каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Верховная власть в договорном гос-ве должна принадлежать народу. Требование народного суверенитета – основа полит. учения Руссо. Суверенитет неотчуждаем и неделим, поэтому отвергается представительно правление и разделение властей на законодат. и исполнит.

Карл Маркс (1818-1885 гг.).

Концепция политической сферы в учении базируется на след. предпосылках:

1. Обусловленность полит. сферы сферой экономической. Полит. сфера явл-ся надстройкой над базисом – совокупностью производственных отношений. Земные основы гос-ва коренятся в материальных интересах людей. Гос-во порождается не свободной волей людей, а есть закономерный результат разделения труда и связанного с ним образования социальных классов.

2. Относительная самостоятельность и активная роль политики по отношению к экономике и др. сфер общественной жизни. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования. Сформировавшаяся полит. сфера развивается на основе собственных закономерностей и внутренних импульсов.

3. Политика – это результат и форма классовой борьбы. Классовая борьба это борьба политическая, направленная на завоевание удержание власти. Полит. власть капиталистического общества – это система диктатуры буржуазии. «гос-во – это комитет по управлению делами буржуазии».

4. Классовое деление общества не вечно. Сущ-т закономерность движения человеческой истории к уничтожению классов и общества без классов. Отсюда вытекает положение о закономерности отмирания гос-ва и всякой политики. В коммунистическом обществе должна быть достигнута гармонизация частных и общественных интересов.

Макс Вебер (1864-1920 гг.)

Политика – это область общественных отношений по поводу власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между гос-вами, будь то внутри гос-в между группами людей, кот. она в себе заключает. Вебер акцентирует внимание на социокультурных факторах полит. развития (ценностях, идеалах, верованиях). Наиболее существенная идея – политика является особым видом человеческой деятельности. С одной стороны, она представляет собой предприятие, аппарат легитимного господства, а с другой – специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Все общество делится на 3 категории. 1ая – политик по случаю (рядовые избиратели). 2ая – политики по совместительству (партийные активисты). 3ья – профессионалы. Политика, как самостоятельная сфера общественной жизни формируется лишь с возникновением государственно-административного аппарата, как «Штаба полит. предприятия всего обществе», с обособлением управленческой деятельности в особую профессию людей, связанную с контролем и распределением власти. Вебер разработал теорию власти, бюрократии, лидерства и другие разделы политологии.

 

 

Типология политических элит

Политическая элита – это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т. п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.

Данным понятием обозначаются также группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством: профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями, высшие государственные служащие.

Основные функции политической элиты – руководство и управление обществом, выработка ценностных ориентаций и задач его генезиса, программ развития государства, мобилизации общества на решение актуальных задач, его стабилизация и интеграция.

Типология политической элиты по вертикали:

– высшая – принимающая значимые для всего государства решения;

– средняя – губернаторы, депутаты парламента, лидеры политических партий и движений;

– низшая – политические деятели местного масштаба.

Типология политической элиты по горизонтали:

– федеральная – на уровне всего государства;

– провинциальная – на уровне округов, областей.

По своей структуре властная элита может быть подразделена:

– на государственно-управленческую;

– партийно-политическую;

– общественно-политическую;

– корпоративно-административную и олигархическую;

– военно-политическую;

– научно-консультационную;

– контрэлиту и др.

Политическая элита делится также:

– на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью;

– оппозиционную, которая к получению данной власти стремится, находясь в состоянии конфронтации с правящей.

В большинстве стран Запада существует не единая господствующая политическая элита, а функциональные элиты, которые составляют лица, обладающие квалификацией, необходимой для выполнения определенных весьма важных для общества руководящих функций. Французский политолог Р. Арон выделил пять следующих категорий управляющих:

1) высшее политическое руководство;

2) высшая гражданская администрация и военное руководство;

3) владельцы или управляющие предприятиями, банками;

4) лидеры профсоюзов и политических партий;

5) руководители СМИ, интеллектуалы, священники.

Политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы.

Цели деятельности политической элиты – создание устойчивого равновесия политических сил, формирование стабильного и эффективного режима (политической системы общества), разработка и обеспечение стратегического курса эффективного, конкурентоспособного и демократического развития. По мере развития общества требования к уровню его управления, в том числе и к качеству политических элит, возрастают: под руководством эффективной национальной элиты и в силу ее рационального управления многие государства добиваются значительных успехов в своем развитии.

Политическое лидерство

Лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида. Лидер (от англ. leader – ведущий) – это авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений в коллективе, группе, обществе.

Политическое лидерство соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. В основе феномена политического лидерства – способности руководителя, в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Политическое лидерство – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого они выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.

Характеристики политического лидерства:

1) наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и тактики, которые разработаны лидером или выдвигаются от его имени;

2) умение выражать и отстаивать взгляды и интересы той или иной группы;

3) определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, гибкость и т. д.);

4) необходимый уровень политической культуры;

5) имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе;

6) популярность, умение завоевывать сторонников и влиять на людей, коммуникабельность, ораторские способности или иные качества, как-то заменяющие их;

7) наличие «команды» помощников и исполнителей, способных организовать действия своих сторонников;

8) умение добиться определенного уровня поддержки со стороны широких народных масс, от официальных структур власти или от общественных организаций (оптимальный вариант – наличие поддержки на всех уровнях власти, в различных социальных группах и партиях);

9) умение быть подобным своим сторонникам или избирателям, вести себя так, чтобы каждый член группы мог приблизиться к лидеру, но в то же время быть «недоступным», «особенным» в глазах общественного мнения;

10) выступление от имени общества или той группы, интересы которой представляет лидер, демонстративное подчеркивание приоритета общественного над личным.

В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней.

1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы.

2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов.

3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института.

Содержание и особенности авторитарных политических систем.

При авторитарном режиме общественная жизнь носит более свободный характере. Руководство общественной жизнью со стороны гос-ва не столь тотально, нет строгого организованного контроля над эк, соц, семейно-бытовой, духовной сферой общества, допускается существование оппозиционных партий, действуют различные институты гражданского общества. Авторитаризм не стремится навязать обществу гос. идеологию, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в полит. мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции, различные полит. силы могут придерживаться несовпадающих мировоззренческих установок.

Авторитарный режим – это полит. режим, в кот. созданы частичные возможности для выражения соц. интересов, а отношения гос-ва и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооруженного насилия.

Признаки:

1) гос. власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов.

2) полит. права и свободы граждан в значительной мере ограничены. «Все, что не разрешено – запрещено».

3) полит. власть сконцентрирована в руах одного человека или одного органа гос-ва.

4) отсутствует четкое разделение властей (влияние исполнит. на судебную, исполнит. и законодат. в руках главы гос-ва при ограничении роли парламента)

5) допускается полит. плюрализм.

6) формирование органов власти, а также циркуляции правящих элит осущ-ся волевым введением их в руководящие структуры.

7) в обществе доминирует гос. идеология, но допускаются и др. идейные течения.

8) относительная автономия от гос-ва эк, соц, культурной, семейно-бытовой сфер жизни общества.

9) цензура над издательской деят-тью и средствами СМИ.

Существуют авторитарные режимы: *старые, традиционные (доиндустриальный период, слабо развиты рыночные отношения, сильны традиция, религия, общинные связи, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, в этих странах отсутствует разделение властей, полит. конкуренция) и *новые, современные (основаны на развивающихся рыночных отношениях и характерны для стран, совершающих модернизацию и переходящих от традиционных обществ к индустриальному, от тоталитарно к демократическому). *Олигархический тип (Латинская Америка) – эк. и полит. власть сосредоточена в руках нескольких влиятельных лидеров. *«Военные режимы». *Теократические режимы – полит власть концентрируется в руках духовных сил. (Иран).

 

 

Понятие демократии

Демократия в переводе с греческого означает «народовластие». Демократию рассматривают в различных смыслах:

– как политический режим, организацию политической системы;

– как процесс становления демократических структур и отношений.

Демократия как способ организации политической системы и государственной власти.

С этой точки зрения под демократией понимается тип государства, в котором политическая и правовая системы, политический режим построены на принципах народовластия, свободы и равенства.

Построение демократического государства является целью и идеалом развития любого цивилизованного общества. История человечества показывает, что демократия рассматривалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод.

Результатом исторического развития демократического процесса стала разработка универсальных демократических процедур (выборы, доверие власти представительному органу и т. д.).

Принципы демократии

– избрание народом высшего законодательного органа;

– равенство избирательных прав;

– всеобщность избирательного права;

– ограничение прав меньшинства решением большинства;

– непрерывный общественный контроль;

– принцип разделения властей;

– политический плюрализм (многообразие политических идей);

– власть закона;

– сменяемость органов власти; их ответственность перед обществом и т. д.

Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Важнейшее значение в демократических государствах имеет идея народного суверенитета, которая воплощается в основных принципах демократии.

В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным правовым нормам.

Для политической практики демократического общества характерны: мирная передача власти в соответствии с результатами выборов; невмешательство армии в политический процесс; отказ от крайних, насильственных методов; использование установленных законом способов разрешения социальных конфликтов.

Центральный инструмент демократии – свободные выборы, в которых принимают участие все граждане, обладающие избирательными правами, без этнических, расовых, религиозных, национальных, имущественных и других ограничений. Гарантом демократии служит общественный контроль за ее конкретными проявлениями или срывами.

Среди основных характеристик современной демократии – общественное согласие, традиции законности, терпимость к инакомыслию, неприятие насилия, отказ от конфронтационного мышления. Важным условием демократии является достижение общественного консенсуса (согласия) – непротиворечивого согласия, единства по ведущим значимым вопросам значительного большинства людей относительно наиболее важных моментов организации и функционирования сообщества. Общественный консенсус предполагает достижение согласия между государством и гражданами, между различными ветвями власти, между центром и местными органами власти, между политическими партиями и движениями.

Политическая модернизация

Смысл модернизации — в приближении различных фрагментов и целых политических и социальных систем к уровню их наиболее развитых состояний.

Политическая модернизация — это часть более общего процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных компонентах социальной системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. Но выбор пути модернизации происходит и начинается именно в сфере политики, с проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.

Объективным основанием и потребностью модернизации служит реальная целостность человечества, многообразие форм взаимозависимости различных его частей, оборачивающаяся в определенных случаях и тем, что отсталые, реликтовые его части, образования начинают негативным образом влиять на передовые фрагменты, сдерживать их развитие.

Цели модернизации воплощаются в таких социальных ценностях, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок, а характеристиками социальной жизни, от которых в ходе модернизации хотят освободиться, являются бедность, неравенство, репрессии, насилие, зависимость.

Основные направления модернизации в современном мире:

— индустриализация и информатизация общества;

— формирование экологического общества, основанного на внедрении природосберегающих технологий;

— демократизация, расширение участия населения в управлении общественными делами, подконтрольность политической власти и ее ответственность перед обществом;

— радикальное изменение параметров социальной сферы в сторону повышения благосостояния основной массы населения, преодоления разрыва между богатыми и бедными;

— обеспечение доступности образования и его высокого качества, гарантирующего для тех, кто его получает, возможность активной деятельности и жизненного успеха в новой, меняющейся системе социальных отношений;

— расширение сферы свободы человека, рост возможности выбора и независимости от давления традиций, среды, места проживания.

Формы модернизации в значительной степени зависят от типа политических систем и политической власти. Здесь могут выбираться драконовские, чисто репрессивные меры, когда общество буквально “загоняют” в новое состояние, или меры, стимулирующие и создающие возможность развития того человеческого материала, который “подлежит” модернизации, когда создаются условия и стимулы его ускоренного развития, приобретения качеств свободы, квалификации и открытости.

 

Избирательная система

Избирательная система - это совок правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос представительных органов полит власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе зак-ва, кот детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны.

Типы избирательных систем. Существуют два основных типа изб систем: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная характер тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют изб системы, требующие абсолютного большинства (50% + 1 голос и более). Мажорит система относит большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников.

Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Существуют два вида пропорциональных систем:

пропорциональная система на общегос уровне. В этом случае изб голосуют за полит партии в масштабах всей страны. Изб округа не выделяются; система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния полит партий в изб округах.

1.. мажоритарные системы:

-абслютного большинства. Победившим считается тот, кто набрал более 50% +1голос

-относительного большинства (большее число голосов)

-унономинальные (1 депутат от округа)

-полиноминальные

2.. пропорциональные избирательные системы – это порядок определения результатов голосования при котором распределение мандатов между партиями выставляемых на выборах происходит в соответствии с количеством набранных голосов.

 

 

 

Формы государства

Территория, население, власть – это характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации.

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.Форма государства определяет, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов.

Формы государства

1. По форме правления (порядку образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношениям друг с другом и населением) государства подразделяются:

– на монархические;

– республиканские.

Монархии различают абсолютные, конституционные (парламентские), дуалистические. В абсолютных монархиях (ОАЭ, Катар) монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. В конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Япония, Швеция) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим законодательные функции. В дуалистических монархиях имеются как бы две независимые высшие власти: монарх и парламент. Республики существуют парламентские (Италия, Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика, Бразилия, Аргентина) и смешанные (Франция).

2. По форме государственного устройства (территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами) государства делятся:

– на унитарные;

– федеративные;

– конфедеративные.

Унитарное государство характеризуется отношениями «правительство – территориальная администрация». Полномочия местных руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном государстве имеется единая конституция, единое гражданство, единое право (Греция, Ирландия, Люксембург).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.12 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь