Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций (Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Монтескье, Джеймс Мэдисон)
Николло Макиавелли (1469-1527 гг.). «Государь», «Суждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции» впервые разработал концепцию светского гос-ва, выводя закономерности для функционирования из разума и опыта человека. Политика есть лишь автономная сторона человеческой деят-ти, она является воплощением свободной воли человека в рамках необходимости. Политику определяют не Бог и христианская мораль, а сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология. В основе полит. деят-ти лежат реальные интересы, корысть и стремление к обогащению. Главным у Мак. является принцип политического реализма, кот. предполагает отказ от умозрительных схем должного, нравственного, учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам. Полит. реализм выразился также в том, что он определил сферу нравственного как сферу абсолютного, а политику – как сферу относительности. Политика не может руководствоваться понятиями «добра и зла» и др.нравственными категориями, поскольку они лежат за пределами сферы относительного. В полит. жизни идет борьба противоположных социальных групп: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил Мак. выводит конкретные форму гос-ва: правильные (монархию, аристократию и демократию) и неправильные (тиранию, олигархию и «распущенность»). Идеал – смешанная форма гос-ва, в кот. бы сочетались монархический, аристократический и демократический элементы власти. Томас Гоббс (1588-1679 гг.) «О гражданине» и трактат «Левиафан или материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского». Гос-во как человеческое установление. Оно возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Все люди равны от природы в отношении физических и умственных способностей. Из равенства способностей следует равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на все. Т.к. люди имеют одинаковые права на все и стремятся осуществить эти свои права, между ними неизбежно возникает борьба, из-за нее становится невозможной нормальная жизнь, поэтому люди приходят к соглашению. В результате общественного договора создается гос-во. Воля гос-ва в силу соглашения многих людей считается за волю их всех с тем, чтобы гос-во могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты. Люди устанавливают гос власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Она едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и не перед кем не ответственна, стоит над законами гражданскими, которые только от нее получают свою силу. Создавая гос-во, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, что образует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образует республику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию. Гоббс – сторонник абсолютной монархии, он считает невозможным какое-либо разделение власти между различными органами гос-ва. Джон Локк. «Два трактата о правительстве». Локк считает, что первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Основные устои – личная свобода и уважение к частной собственности. Локк – сторонник конституционной монархии. В ней он выдвинул учение о разделении властей на законодательную, исполнительную, союзную (федеративную). Законодательная осуществляет право издавать законы, исполнительная – проводит законы в жизнь, а союзная – занимается вопросами политики. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной. Этот принцип означает, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Эти власти неравноправны, законодательная – верховная, повелевает другими властями. (но например ее ограничивает право собственности гражданина). Локк заложил основу для социогентрической парадигмы политики. Встает вопрос о взаимодействии гос-ва и гражданского общества. Гос-во – это не только какой-то тип общественного устройства или форму правления, а независимое сообщество людей, кот. создается для поддержания общественного порядка и для сохранения частной собственности. Использует термин «политическое общество», кот. включает в себя все виды добровольных союзов и соглашений между людьми при выборе ими способов и форм правления. Монтескье (1689-1755 гг.) «О духе законов». В анализ полит. сферы вводит действие не только различных социальных факторов (религии, нравов, черт характера, образа жизни, обычаев), но и факторы географической среды. Факторы, воздействующие на формы правления: почва, ландшафт, величина территории страны. Республика требует по своей природе небольшой территории, иначе она не удержится. Монархия – средней величины. Деспотия – обширных размеров гос-ва. Главный вклад Монтескье в полит жизнь связан с обоснованием теории разделения властей. Цель разделения властей – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечить их свободу. Это возможно только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной, судебной власти. Свобода и равенство рассматриваются как фундаментальные свойства человеческой природы, а следовательно, и «гос-во разума». Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому свобода есть право делать все, что дозволено законом, отсюда – «разрешено все, что не запрещено законом». Джеймс Мэдисон (1751-1831). Он выдвинул концепцию сдержек и противовесов, кот. обеспечиваются при федерально-республиканской форме правления. Народ был признан единственным источником власти, следование принципам непосредственной демократии создало почву для формирования в обществе двух фракций: большинства и меньшинства. Большинство, находящееся у власти, стремится и дальше ограничивать права меньшинства. Для преодоления тирании большинства Мэдисон продолжил систему сбалансированного распределения власти – система «сдержек и противовесов». Также он утвердил принцип равноценности всех трех ветвей власти, что обеспечивает возможность контролировать и сдерживать друг друга. Нового времени
Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.). «О причинах неравенства», «Об общественном договоре или принципах полит. права». Субъекты политики – социально неоднородные группы, между кот. постоянно возникают противоречия и борьба. Происхождение гос-ва выводит из неравенства людей. Два вида неравенства: физическое, проистекающее из различия в возрасте, здоровье и т.п., и полит. состояние, состоящее в различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим. Собственность являлась главной причиной социального неравенства, а вместе с ней и гражданского общества, гос-ва. В основе гос-ва лежат сознательный план, соглашение между людьми. Основная задача общественного договора – в отыскании такой формы ассоциации, которая бы защищала и охраняла общей силой личность и собственность каждого члена и в кот. каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Верховная власть в договорном гос-ве должна принадлежать народу. Требование народного суверенитета – основа полит. учения Руссо. Суверенитет неотчуждаем и неделим, поэтому отвергается представительно правление и разделение властей на законодат. и исполнит. Карл Маркс (1818-1885 гг.). Концепция политической сферы в учении базируется на след. предпосылках: 1. Обусловленность полит. сферы сферой экономической. Полит. сфера явл-ся надстройкой над базисом – совокупностью производственных отношений. Земные основы гос-ва коренятся в материальных интересах людей. Гос-во порождается не свободной волей людей, а есть закономерный результат разделения труда и связанного с ним образования социальных классов. 2. Относительная самостоятельность и активная роль политики по отношению к экономике и др. сфер общественной жизни. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования. Сформировавшаяся полит. сфера развивается на основе собственных закономерностей и внутренних импульсов. 3. Политика – это результат и форма классовой борьбы. Классовая борьба это борьба политическая, направленная на завоевание удержание власти. Полит. власть капиталистического общества – это система диктатуры буржуазии. «гос-во – это комитет по управлению делами буржуазии». 4. Классовое деление общества не вечно. Сущ-т закономерность движения человеческой истории к уничтожению классов и общества без классов. Отсюда вытекает положение о закономерности отмирания гос-ва и всякой политики. В коммунистическом обществе должна быть достигнута гармонизация частных и общественных интересов. Макс Вебер (1864-1920 гг.) Политика – это область общественных отношений по поводу власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между гос-вами, будь то внутри гос-в между группами людей, кот. она в себе заключает. Вебер акцентирует внимание на социокультурных факторах полит. развития (ценностях, идеалах, верованиях). Наиболее существенная идея – политика является особым видом человеческой деятельности. С одной стороны, она представляет собой предприятие, аппарат легитимного господства, а с другой – специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Все общество делится на 3 категории. 1ая – политик по случаю (рядовые избиратели). 2ая – политики по совместительству (партийные активисты). 3ья – профессионалы. Политика, как самостоятельная сфера общественной жизни формируется лишь с возникновением государственно-административного аппарата, как «Штаба полит. предприятия всего обществе», с обособлением управленческой деятельности в особую профессию людей, связанную с контролем и распределением власти. Вебер разработал теорию власти, бюрократии, лидерства и другие разделы политологии.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1824; Нарушение авторского права страницы