Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Примените эту мудрость к вашим занятиям.



3. Единственный противник — внутри тебя.
На пути Дзэн-гитары важны не столько препятствия, сколько наши реакции на них. Овладейте своими реакциями на непредвиденные и неблагоприятные обстоятельства — и вы овладеете тайной Пути.

Когда вы сосредоточены на Пути, каждая физическая задача становится объектом умственной работы, даже если это мелочь. Моете ли вы посуду, убираете постель, косите траву на газоне, — в любом случае не позволяйте вашему уму лениться или бродить где попало. Направляйте внимание на то дело, которым вы заняты, и эта привычка перейдет на все, что бы вы ни делали. Именно такой дух требуется для постижения Пути Дзэн-гитары.

Ритм

Весь фокус моей игры — в драйве, упоении; каждый раз, когда я нахожу новый ритм, оказывается, что я могу написать кучу новых песен. Для того, чтобы найти новую ритмическую фигуру, существует фундаментальный способ: усвоить новый барабанный бой, новый танец или новый свинг для собственного тела. Если по-новому свингует твое тело, то иначе будет свинговать и твой инструмент.
Стоун Госсард, Перл Джем

> > > Я нередко слышу, как люди говорят, что у них нет никакого природного ритма. Это неправда. Каждый, у кого бьется сердце, обладает своим ритмом. Каждый, кто вдыхает и выдыхает, делает это ритмически. Каждый, кто идет, идет в ритме. И важно вот что: услышать этот ритм и ввести его в свою музыку.

Одно из японских слов, означающих ритм, хёси, можно перевести буквально как «ладушки». Это и есть знакомое чувство ритма, такое же естественное, как детское хлопанье в ладоши.

Дзэн-гитара не требует, чтоб вы играли в каком-то ритме кроме вашего собственного. Но вы должны развить в себе способность согласовать свой ритм с другими ритмами, почувствовать упоение, завестись. У каждого из нас есть эта врожденная способность. Обратите внимание, как по окончании концерта аудитория требует повторения. Сначала каждый присутствующий хлопает в ладоши в собственном ритме. Но вскоре весь зал захватывает единый ритм, и все хлопают одновременно. Это — хёси на коллективном уровне.

Хёси есть повсюду — в смене сезонов, в лунном цикле, в последовательной смене дня и ночи, в движении приливов и отливов, в чередовании волн, в каждой отдельной волне — когда она набегает на берег и откатывается назад. Хёси есть и вне природы — посмотрите на стеклоочистители автомобиля под дождем, послушайте телефонный звонок или гул стиральной машины. Есть и абстрактные хёси — в таких понятиях, как красота, пространство, образ жизни. Хёси можно обнаружить в человеческих отношениях, в тех неуловимых флюидах, которыми мы обмениваемся друг с другом. Есть хёси в местах, где мы живем, в атмосфере улиц и кварталов, городов и сел.

Вы должны научиться чувствовать переплетение хёси в каждой грани вашей жизни — и перенести его во все, что вы играете. Баскетболисты часто говорят о броске мяча «в ритме», имея в виду ритм, возникающий в ходе игры. Иначе говоря, они стремятся к тому, чтобы их реакции возникали естественно. Это — хёси. Научитесь чувствовать и ритм чисел. Студенты, склонные к математике, обычно легко воспринимают порядок в музыке. Музыка полна математики — темп, такт, размер, гаммы, ритмы, частоты звуков описываются математически. Познайте метрику музыки; познайте ритмику между строк. И превыше всего и всегда чувствуйте единый, главный ритм, будь он отражен в грохоте ударных или еле слышно бьется в глубине вашей души.

Помните, ритм нельзя почувствовать умом; вы должны чувствовать его во всем теле. Если вы физически повторяете некую ритмическую фигуру в течение достаточно долгого времени, то, хоть простая, хоть сложная, она вскоре станет привычной вашей душе.

Если ваш дух достаточно велик, вы можете чувствовать хёси даже в явлениях на первый взгляд аритмических. В основе всех вещей лежит пульс, и источник его един.

И нет ничего более глубокого, чем эта истина, — на всем пути Дзэн-гитары.

Техника

Музыка породила все техники, которые я использую. Когда я сажусь, чтобы научиться играть что-то... это не потому, что я хочу овладеть техникой. Это потому, что л хочу услышать, как звучит некая идея.
Пат Мартино

> > > Некоторые учителя строят всю свою программу с прицелом на приобретение техники. Есть школы пальцевой игры, школы слайд-гитары, школы игры двумя руками на грифе. Никто не возражает, техникой нужно владеть, особенно если вы хотите играть в каком-нибудь специальном стиле. Но Путь Дзэн-гитары нельзя познать только через технику.

В Дзэн-гитаре овладение техникой ради самой техники не делает вас музыкантом. Какими бы ни были средства, важно то, что они выражают. Если вам нравится проводить многие часы, совершенствуя технику, — проводите. По необходимости мы все должны уделять этому время. Но чем сложнее техника, тем больше внимания требует она от играющего. Цель состоит в том, чтобы играть, не думая о технике. Главная точка внимания — надлежащее состояние духа во время игры.

Техника — это ясное отчетливое произношение. Но сначала нужно иметь что сказать. Иногда исполнитель с посредственной техникой может сказать больше, чем исполнитель с безупречной техникой. Чья песня возьмет за душу?

Приобретайте лишь ту технику, которая вам нужна, и не больше. Это Путь Дзэн-гитары.

Чувство

Вы знаете, я проводил в Лос-Анджелесе семинар по игре на ударных. Хорошие ребята, но они все задавали мне вопросы вроде: «Как вы умудряетесь выделывать такие штуки? » Я отвечал им: «Я не знаю». Я действительно не знаю. Я чувствую — вот так нужно... а что еще скажешь? Просто играйте. Дайте своей личности выразиться.
Ману Каче, ударник из группы Птера Габриэля

> > > Многие начинающие думают, что для того, чтобы играть музыку, они должны сперва научиться читать ее. В нашем додзё важнее чувствовать ее.

Безусловно, обучение нотной грамоте углубляет понимание музыки точно так же, как, скажем, изучение японского языка углубляет восприятие Японии, Зная письменную речь музыки, композиторы могут общаться с исполнителями через века, могут записывать свои произведения без их озвучивания.

Чтение и запись нот, однако, не дают никакого преимущества на пути Дзэн-гитары. Сказать, что кто-то может сыграть партитуру Моцарта, означает не больше, чем сказать, что актер может читать тексты Шекспира. Важна не способность к чтению, а душа и эмоция, с которыми артист исполняет произведение. Два актера могут прочитать одни и те же строки из пьесы, но кто-то из них лучше воссоздаст живой, трепетный образ. То же самое и в музыке. Знания и точного исполнения записанных нот не достаточно: гораздо важнее, чтобы звук нес чувство — человеческий пульс, отзывающийся во всем, что находится в пределах слышимости.

Обладать правильным чувством — не просто дело техники; как говорят театралы, если вы заметили, как хороша постановка, значит, она плоха. Это уже вопрос чи юнь — симпатической вибрации жизненного духа.

Путь Дзэн-гитары познается ухом и сердцем, а не рациональным умом. Самодеятельный исполнитель блюзов из дельты Миссисипи может познать Путь Дзэн-гитары, а выпускник Нью-йоркской музыкальной школы потерпит неудачу. Ибо этот Путь — в духе и глубине выражения, а не в его сложности. Не позволяйте знаниям вмешиваться в естественность, которой требует музыка. Ваше исполнение может оказаться надуманным. Просто играйте. Если вы чувствуете» что это то, что нужно, значит, это то, что нужно.

Совершенство

Я не думаю, что человек может сделать лучшее, на что он способен. Делать лучшее, на что ты способен, означает некий процесс, когда ты стараешься сослать лучшее, на что способен.
Таунз Ван Зандт

> > > Мотивацией тренировок является жажда совершенства. Игрок в гольф стремится к тому, чтобы каждый взмах клюшки заканчивался точнейшим ударом по мячу; точно так же гитарист хочет сыграть каждую ноту безукоризненно.

Причина нашей тяги к совершенству заключается в том, что его трудно достичь. Человеческое существо не может избежать ошибок. Но нельзя извинять слишком легкое отношение к ошибкам. Если каждый участник квинтета скажет: «Ну, я сделал только одну ошибку в этой записи», то всего ошибок будет пять, и всем им придется начинать сначала. В общем, учитесь играть без ошибок каждый раз.

Много ошибок возникает из-за самосознания: внимание слишком сосредоточено на том, что делает тело. Когда спортсмен наносит удар по мячу, бросает его или передает партнеру, но при этом слишком нацелен на мяч, — неизменно возникают проблемы. То же самое в игре па гитаре. Когда ум слишком занят тем, что делают руки, это блокирует внутреннюю музыку.

Единственный способ справиться с самосознанием —практика. С практикой наши мышцы вырабатывают собственный разум и развивают его настолько, что мысль и действие совершаются одновременно. Наше мастерство становится естественным, становится частью того, что дзэнские мастера называют обычным разумом.

Путь к этой естественности тот же самый, что и при начальном обучении машинописи или вождению машины. Водитель-новичок страдает от непосильного самосознания, без толку следит за зеркалами, поворот выполняет слишком медленно, тормозит слишком резко. Когда мы учимся печатать, наши пальцы работают под пристальным вниманием, каждое их движение требует тщательного обдумывания.

По мере практики, однако, мышцы постепенно перестают полагаться на разум. Мы свободнее чувствуем себя за рулем, нога непринужденно перемещается с тормоза на газ и обратно. Пальцы над клавиатурой порхают легко и попадают на нужные буквы без сознательного управления. Со временем эти действия становятся такими же обычными, как ходьба.

Но сама по себе практика к совершенству не приводит. Один знаменитый бейсбольный тренер сказал как-то: «Совершенство достигается совершенной практикой». Мы должны усвоить эту философию, если хотим познать Путь Дзэн-гитары.

Ошибки

Если вы взяли неправильную ноту, то сделайте ее правильной с помощью последующих.
Джо Пасс

> > > В жизни бывает так, что единственная ошибка ведет к смерти. Примером может оказаться попытка перейти улицу на красный свет. Но в царстве Дзэн-гитары ошибки могут дарить нам новое рождение.

Дух Дзэн-гитары велит учиться на ошибках, которые случаются, и более того — использовать их, включая в художественный процесс. Попробуйте этот прием в своей игре: когда вам случится по ошибке взять не ту ноту, играйте ее снова, как будто так и было задумано. Один мой приятель-гитарист назвал это превращением гримасы в улыбку.

Вы должны следить за тем, чтобы ошибок не было. Но если уж они случаются, то учитесь на них. Используйте их как трамплин для прыжка в новую сферу восприятия; случайные неудачи могут нести в себе ключи к открытиям.


Поделиться:



Популярное:

  1. Абсолютизировало законы механики применительно к социальной философии философское направление: французского материализма XVIII века
  2. АльфиЛявуа. Потеряй эту книгу и найди ее с помощью хорарной астрологии
  3. Глава 2. Опыты, подтверждающие эту теорию
  4. Достал разложенное еще с тогда. И начал рисовать эту русалочку.
  5. Используя эту методику, я заметила, что желаемое проявляется в течение нескольких дней или даже часов. И таким путем я многое узнала сама о себе.
  6. КАК МЕНЯ ЗАСТАВИЛИ НАПИСАТЬ ЭТУ КНИГУ
  7. Как научиться получать удовольствие от принятия решений вашим ребенком
  8. Качества мышления (хитрость, мудрость)
  9. Кто из ученых разработал типологию фразеологизмов, применительно к фразеологии русского языка?
  10. Обзор правоприменительной практики
  11. Обкатайте мотоцикл, он должен стать вашим
  12. Осмысление принципов сопровождения применительно к системе ранней помощи


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь