Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Об этническом составе средневековых кыпчаков



Названия кыпчакских племен со ссылкой на летопись XIII в., составленную при мамлюкском эмире Байбарсе, сообщает Ан-Ну-вайри (XIV в.): токсоба, иета, бурджоглы, бурлы, кангуоглы, анджоглы, дурут, карабароглы, джузнан, карабиркли, котян. Позже перечень Ан-Нувайри повторил Ибн-Халдун (Тизенгаузен, 1887, стр. 540—541). В восточных источниках названы наиболее крупные племена кыпчаков. Менее значительные племена, не го­воря уже о подразделениях племен, за редким исключением, не привлекли внимания хронистов. Лишь Ад-Димашки (XIII—на­чало XIV в.), отмечая приход части кыпчаков в Хорезм, перечис­ляет их разветвления: тау {таг), бузанки, башкырд и др. (Нав-ширванов, 1929, стр. 83—84) 49. Анализ родо-племенного состава народов кыпчакской группы также выявляет неизвестные ранее этнонимы, восходящие к основному населению Дешт-и-Кипчака. Таким, для примера, является байбакты, название казахского рода

48 Иштяки, т. е. башкиры (см. гл. V).

49 3. Ш. Навширванов воспользовался татарскими переводами из сочине­
ния Ад-Димашки, выполненными известным историком XIX в. Ш. Мард-
жани.


Младшего Жуза, в древней части генеалогии которого имеется имя Токсаба, соответствующее названию наиболее крупного по­ловецкого племени (Востров, Муканов, 1968, стр. 94—95).

К средневековым кыпчакам в историко-этнографической лите­ратуре возводят обычно те родо-племенные образования, в назва­ниях которых присутствуют элементы «кыпчак» или этнонимы, пе­речисленные в списке Ан-Нувайри. Родо-племенные группы кыпчак (и их тамги) зафиксированы в составе следующих народов:

 

1 Ногайцы - племя кыпчак (кыпшак) в ~^ " ^ составе кара-ногаев и а к- (Баскаков, 1940, ногаев СТР- 133, 136, 188-J89) 2 Крымские татары -- племя кыпчак || (Навширванов, 1929, стр. 83) 3 Башкиры - племя кыпчак и род кара—,, , ^ -, ^\ (см. табл. 10) кыпчак в составе племени " кыпчак 4 Казахи — племя кыпчак в составе Тамги: Среднего Жуза \\ // ^ = (Соколов, 1904, стр. 91; Лманжолов, 1959, стр.12; Востров, Мука нов, 1968, стр. 75) | или || (Левшин, 1832, стр.135; Гродеков, 1889, стр.5) 5 Киргизы - племя кыпчак в составе " ^" (Абрамзон, группы ичкилик 1960' СТР' 104) 6 Каракалпаки - племя кыпчак (кып- | (Жданко, 1950, шак) в составе ары- стр.37) са Он торть уру

7 Узбеки — " главный род" кыпчак в Тамга не указана составе зеравшанских уз­беков (Гребенкин, 1872, стр.59, 100) 8 Алтайцы — род (сеок) кыпчак (Пота*- Тамга не указана пов, 1969, стр.23-24)

Топонимы Кыпчак зафиксированы в районах расселения ос­манских турков (Еремеев, 1971, стр. 94) и гагаузов (Баскаков, 1964, стр. 49).

Если считать ногайскую и киргизскую тамги вариациями

тамги I » то все приведенные кыпчакские тамги сводятся к двум древним и близким между собой типам: черта и две черты. Тамга 1 была печенежской и воспринята от них канглами, сформиро­вавшимися на основе кыпчако-печенежского смешения; тамга II > являясь ее удвоением, стала знаком многих более «молодых» кып-чакских образований. Возможно, единообразию кыпчакских тамг на огромной территории мы обязаны той иллюзии кыпчакского этнического единства, которая порой просматривается в некото­рых работах.

Этнический состав средневековых кыпчаков, если вспомнить историю их продвижения от Иртыша до Причерноморья, был не менее сложным, чем многих современных тюркских народов. Выше уже шла речь о смешении кыпчаков с печенегами и огузами. В перечне Ан-Нувайри, однако, немного этнонимических следов кыпчако-печенего-огузского смешения, хотя Ибн-Халдун делает весьма важное добавление о том, что «все перечисленные племена не от одного рода» (Тизенгаузен, 1887, стр. 542). Кангуоглы, очевидно, те же канглы, которые многими исследователями отож­дествляются с кангарами (самоназвание печенегов) и кенгерес орхонских надписей начала VIII в. (Голубовский, 1884, стр. 55; Гумилев, 1967, стр. 143) 50. В то же время канглы рассматрива­ются как смешанные печенего-кыпчакские племена, сохранившие в Дешт-и-Кипчаке старый этноним. Точно так же печенего-огуз-ское племя баяут (баут, баят) в XII в. выступает в составе кып­чаков или канглы (Толстов, 1947, стр. 93). Огузскими по

50 В. В. Бартольд скептически относился к идентификации названий пап-гар и кенгерес (Бартолъд, 1968а, стр. 404—405).


происхождению, но появившимися в Восточной Европе в связи с движением кыпчаков, являются, как увидим ниже, этнонимы туркмен в составе башкир и ногайцев, монгольскими — герей (гэрэйле, гэрэй, гэрэ) в составе башкир.

О наличии в составе кыпчаков монгольского компонента писал еще И. Маркварт, и в этом поддержал его В. В. Бартольд (1968, стр. 400). Ибн-Халдун оставил на эту тему следующее сообще­ние: «Ход рассказа... указывает на то, что племя Дурут из кып­чаков, а племя Токсоба из татар» (Тизенгаузен, 1884, стр. 541 — 542). В этом аспекте происхождение кыпчаков обстоятельному исследованию, кажется, еще не подвергалось, хотя сравнительно недавно была вновь высказана мысль о том, что кыпчаки, а в их составе и монгольские группы проникали на Северный Кавказ еще в VIII в. (Поляк, 1964). Вопрос о древнем монгольском ком­поненте в составе кыпчаков является чрезвычайно сложным, но постановка его, как видим, совершенно обоснована. В этом свете не могут не привлечь внимания некоторые археологические от­крытия последних лет. Реконструкция канов в кимакских жили­щах на Сырдарье показала, что аналогии им восходят к системе отопления жилищ, распространенной в древнемонгольских горо­дах. Эти наблюдения дали повод археологам С. Ахинжанову и Л. Ерзаковичу обновить гипотезу И. Маркварта о монгольском или, по крайней мере, центральноазиатском происхождении кима-ков (Ахинжанов и Ерзакович, 1972, стр. 67—68). В Поволжье, в г. Булгары, раскопаны жилища, тип которых «характерен для монгольских городов» (Смирнов, 1971, стр. 496). Хотя монголь­ское происхождение кимаков невозможно считать доказанным (см. об этом Кумеков, 1972, стр. 35—46), накопленный к настоя­щему времени материал показывает, что центральноазиатский компонент (в том числе, вероятно, и монгольский) сыграл опре­деленную роль в этнокультурном сложении кимако-кыпчакских племен. Со временем, надо надеяться, появится возможность до­казать этот тезис и на материалах тюрко-монгольской этнонимии. Присутствие в составе кыпчаков монгольских групп в более позд­нее время аргументируется легче. Известно, что в XII в. (1125 г.) часть населения бывшей империи киданей (китаев) передвигается на запад в пределы Туркестана и образует государство кара-китаев (мусульманское название киданей), западные границы которого простираются до Каспийского моря. Однако кыпчаки столкнулись с киданями значительно раньше: восточные источники сообщают о движении китаев в районе Баласагуна в самом начале XI в. (Бартольд, 1968а, стр. 396). Взаимодействие кыпчаков с китаями, а позднее с кара-китаями сопровождалось инфильтрацией в кып-


чакскую среду и тюркизацией монгольских родо-племенных групп, что нашло отражение в этнонимах ктай-кыпчак у казахов, узбеков и каракалпаков.

В Нижнем Поволжье и в Причерноморье кыпчаки по мере укрепления их влияния и могущества в степи поглощали и ас­симилировали другие местные группы населения. Иначе трудно было бы объяснить ту «быструю победу» кыпчакского языка в Золотой Орде, которую отмечают многие источники. Приведем известное сообщение Ал-Омари (XIV в.): «В древности это госу­дарство было страной кыпчаков. Но когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом татары смешались и породнились с ними [кыпчаками], и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [татар], и все они стали точно кыпчаки как будто бы одного с ними рода...» (Тизенгаузен, 1887, стр. 235). Сравнительно легкая кыпчакизация завоевателей объяснялась не только тем, что монголов в составе пришельцев было меньше, чем тюрков, как обычно подчеркивают в историче­ских исследованиях. Инерция кыпчакизации монгольских групп определилась раньше, и включение завоевателей-монголов в этот процесс было продолжением этнической традиции. Едва ли лишь дипломатическими соображениями руководствовались монголы, когда, стремясь расколоть совместную алано-кыпчакскую оборону, по словам Ибн ал-Асира, заявляли кыпчакам: «Мы и вы — один народ и из одного племени...» (Тизенгаузен, 1941, стр. 32—33).

В конгломерате кыпчакских племен, несмотря на единый тюркский язык и степную культуру, не было мира и согласия. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчака в 1222—1230 гг. было облегчено противоречиями и междоусобицами, которые раздирали половецкую степь. Ибн-Халдун объясняет межплеменные распри кыпчаков разностью происхождения племен (Поляк, 1964, стр. 42—43). В. Г. Тизенгаузен публикует пространный отрывок из сочинения Ан-Нувайри о «старинном соперничестве» между кыпчакскими племенами токсоба и дурут, которое завершилось переходом токсобичей на сторону завоевателей и разгромом дуру-тов (Тизенгаузен, 1887, стр. 541). Война между кыпчаками не только облегчила монголам их завоевательные походы, но и со­здала ситуацию, при которой кыпчакские племена искали спасе­ние от жестоких завоевателей или в дальних откочевках с поло­вецкой степи, или покорялись монголам и с их помощью, подобно токсобичам, стремились расправиться со своими давними против­никами. Такова была сложная этническая и политическая обста­новка в Дешт-и-Кипчаке в период начавшейся массовой миграции кыпчаков в Приуралье.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь