Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Расселение кыпчаков в Башкирии
Кыпчаки двигались в Башкирию с юга и юго-запада. В преданиях и шежере говорится, что «отцы и деды наши [ата-бабалар] пришли с Азовского моря» и поселились на новой родине, «перейдя через [реку] Итиль» (БШ, стр. 95). Среди части башкирских кыпчаков еще недавно было распространено представление, что древняя родина их предков — кубанские степи (БШ, стр. 108). В XIII—XIV вв. кыпчаки широко расселились по всему При-уралью, концентрируясь в междуречье Белой и Ика. Границы их кочевий на юге были неопределенными; все Волго-Яицкое междуречье, включая долины рек Б. и М. Узень и Чижинские разливы, входило в зону кыпчакских передвижений. Однако уже в XIII — XIV вв. под давлением новых волн кочевников они были вынуж- дены отодвинуться далеко на север и восток. В сказаниях южноуральских кыпчаков и в шежере обычно рассказывается о переселении предков в горы, «с верховьев Демы», «с долины Кинели», «с верховьев Самары, из Ток-Чуранского кантона», «с реки Ик, что впадает в Каму» и т. п.54 Весь этот район совпадает с южной частью Бугульминской возвышенности и бассейном р. Самары. Продвигаясь с этих земель на север, кыпчаки переправились и на правобережье Белой в ее верхнем и среднем течениях (карта 5). В XIV в. кыпчаки господствовали в нижнем течении р. Демы 55, на левобережье Белой и в долине р. Зилим (БШ, стр. 116). Большая часть кыпчаков устремилась в бассейн западного Ика. Еще в начале XVIII в. «по рекам Ик и Сюнь» располагалась «Сарыш-Кыпчацкая» волость, а «по обе стороны» нижнего течения р. Белой, у ее впадения в Каму была «Гирейская» волость (МИБ, 1936 стр. 137). Где-то на востоке Бугульминской возвышенности, в районе озера Асылы-куль, кочевали кыпчаки рода )аслы. В верхнем течении западного Ика жили ак- или туркмен-кыпчаки: их предание рассказывает, как три брата пришли с Ика на Саелмыш охотиться на бобров; старый бобёр, которого хотел убить один из братьев, на курае сыграл старинную мелодию; «поняли братья, что настоящая их родина на Саелмыше и со всем родом перекочевали с Ика сюда» 56. К концу XIV в. кыпчаки кочевали почти на всей территории на которой обитали племена, носившие к этому времени общий этноним башкурт. Весьма вероятно, что фронт кыпчакского проникновения захватил и юг современной территории Татарии. Движение кыпчаков на север и восток с Бугульминской возвышенности особенно активным становится в конце XIV—начале XV в. и было связано с событиями в переживавшей распад Золотой Орде. Кыпчаки или кыпчакизированные родо-племенные группы расселились в эту эпоху в разных районах современной Башкирии или частью остались в Приуралье. Гэрэй-кыпчаки расселились по р. Зилим, откуда позже были оттеснены дальше на восток, в горы. От гэрэй-кыпчаков отделился род карагай, который занял горные долины. Остальные роды — кара-, ак-, санкем-, суун- и бушман-кыпчак поселились на территории от южной излучины Белой до низовьев Сакмары. В XV—XVI вв. под напором ногайцев они углубились к северу по течению Нугуша и восточнее — в лесные районы левых притоков Б. Ика. Но основным рай- 54 Полевые записи 1953 г., стр. 271; 1957 г., стр. 21—22, 29. 55 ЦГАЛИ, ф. 2175, оп. 2, д. 344, л. 2. 56 Полевые записи 1957 г., стр. 21—22. оном расселения и «старинными землями» южные кыпчаки всегда считали низовья Сакмары (Соколов, 1904, стр. 62). Дальнейшие направления и этапы передвижения южноуральских кыпчаков в XVI—XIX вв. аналогичны миграциям других юго-восточных племен. Одновременно с бурзянами и тангаурами карагай-кыпчаки вышли в Зауралье. Полевые материалы, которые здесь не приводятся, позволяют проследить постепенное передвижение на восток и в Зауралье кыпчаков начиная с самых западных пределов гэрэй-кыпчакской территории. С переселением бурзян на юг в XVII в. кыпчакские территории здесь оказались расчлененными. В XVII—XVIII вв. в едином потоке с бурзянами и другими юго-восточными башкирами кыпчаки устремились на запад Б7, чтобы занять после ушедших ногайцев старинные земли по правыхМ притокам Самары, и далее на юг — в долины рек Б. и М. Узень и на Чижинские разливы. Отсюда они вместе с башкирами других племен во второй половине XIX в. были переселены на Б. Иргиз. 1. Родо-племенной состав и история расселения юго-восточных башкир отражают различные этапы их этнической истории. Племя юрматы принадлежит к раннему (булгаро-угорскому) этническому слою башкирского этноса, образовавшемуся на базе смешения тюркского и угорского (древнемадьярского) населения на территории формирующейся Волжской Булгарии и сопредельных областей. Вывод подтверждается расселением племени в XIII — XIV вв. в восточном Закамье в ближайшем соседстве от волжских булгар, тождественностью башкирского этнонима юрматы с древ-невенгерским этнонимом Gyermat, этническим родством юрматын-цев с болгарским родом ерми (юрми), пребыванием рода ерми в составе приазовских и дунайских болгар, булгарской оронимией (Тура-тау, Курман-тау) и гидронимией (Эсем, Уран) на новой южноуральской территории юрматынцев, параллелями в материальной и духовной культуре башкир, волжских булгар, татар и чувашей и, наконец, происхождением этнонима юрматы «из того же тюркского языка с чувашским отпечатком, из которого происходят остальные наши (т. е. венгерские. — Р. К.) заимствования из древнетюркского языка» (Nemeth, 1966, стр. 19). Племена усерган и тангаур (раннесредневековые баджгарды), племя бурзян (раннесредневековые бурджаны), сыгравшие в эт- 57 Научный архив БФАН СССР, ф. 3, оп. 21, д. 4, стр. 407; Полевые записи 1955 г., стр. 94; 1957 г., стр. 47—49. нических процессах Приуралья консолидирующую роль, имели (так же как и племя тамьян) центральноазиатское (тюркское — усерган, бурзян, или монгольское — тангаур, тамьян) происхождение. История этих дрявнебашкирских племен развивалась в иранской, угорской и особенно в тюрко-печенежской этнической среде Приаралья, позже — в этнополитической орбите приазовских болгар. В момент миграции в Восточную Европу баджгарды и бурд-жаны в этническом отношении принадлежали к печенежскому миру, но их более древние этноисторические связи с ушедшими ранее на запад болгарами, судя по сообщениям восточных источников и некоторым историко-этнографическим данным, не были окончательно утрачены. Кыпчакские роды восходят к тюркским, частично — к монгольским племенам Центральной Азии и Алтая, прошедших этап этнической интеграции в Дешт-и-Кипчаке. 2. Миграция племен юрматы, усерган, тангаур, бурзян с Север 3. Центром первоначального расселения племен юрматы, усер- 4. Начало собственно кыпчакской миграции в Башкирию отно 5. XIII—XV века стали периодом наиболее крупных передви 6. Этническая основа юго-восточной географической группы башкир сложилась на базе синтеза местного (финно-угорского), булгаро-yropicKoro (юрматы) и древнебашкирского (усерган, бур-, зян, тангаур) компонентов при ведущей культурно-языковой роли последнего. Существенную роль в этническом развитии юго-восточных башкир сыграли кыпчаки, которые, однако, и сами восприняли немало черт, характерных для древних башкир. Разговорный язык юго-восточных башкир составляет ик-сакмарский говор южного диалекта башкирского языка. Таблица! Табли ца 4 Таблииаб
13 Р. Г. Кузеев ГЛАВА V СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЕ БАШКИРЫ ^ еверо-восточная группа башкир распадается, как указываем оо о лось, на подгруппы северную (или айско-юрюзанскую), за-с$2> уральскую и горную. В этой части Башкирии издавна сложились три родо-племенных объединения — айлинское, катайское и табынское, которые составляют соответственно основу северной, зауральской и горной подгрупп. АЙЛИНСКИЕ БАШКИРЫ Этнический состав Айлинская группа башкир включает семь племен (табл. 1), из них только два — аи * и кудей — имеют сложный состав. Остальные — мурзалар, дуван, кошсы, сызгы и упей — внутреннего членения не имеют. История образования айлинского объединения восходит к XIV—XV вв. (см.: Кузеев, 1957, стр. 60—63). Кочевники, занявшие бассейн р. Аи, зачастую не связанные между собой ни исторически, ни этнически, первоначально представляли конгломерат различных родовых и племенных организаций. Позднее, когда улеглась эпоха массовых передвижений и стабилизировались родо-племенные территории, подобные конгломераты родов и племен объединялись в группы или союзы, которые принимали привычную для кочевников форму племени. Айле, или айлинцы, — одно из таких «территориальных» племен или, точнее, родо-племенных объединений. В списках XVIII в. племена мурзалар, дуван, кошсо, сызгы и упей обычно перечисляются в составе айлинцев наряду с собственно айлинскими родами (гл. II, табл. 3, 4). Но в их правовом положении было существенное различие. Айлинские роды — аи, 1 Ряд айлинских племен и родов имеет по несколько названий (см. табл. 1). тырнаклы, каратавлы, туркмен, сарт-айле владели частью общей айлинской вотчины. Племена дуван, мурзалар, кошсы, сызгы и упей, напротив, выступали перед царской администрацией самостоятельно и являлись владельцами оставленных «дедами и пращурами» родо-племенных вотчин. В состав айлинской тюбы (МИБ, 1949, стр. 500) они входили лишь политически, по инерции давних союзных отношений. Впрочем, уже в XVIII в. это было анахронизмом, данью навсегда утраченным традициям. П. Паллас и И. Лепехин, например, зафиксировали в северо-вос-. точной Башкирии положение, которое отчетливо просматривается и по нашим материалам: айлинцами считали себя лишь собственно айлинские роды и небольшие группы башкир по среднему течению р. Аи. Остальные башкиры Уфимского плато называли себя по имени того племени или рода, к которому они фактически принадлежали, что отражено в табл. 1. Район расселения айлинской группы башкир в XVII—XIX вв. был обширным: крайние западные айлинские аулы находились в долине р. Демы и в верховьях р. Усень, восточные — в нескольких десятках километров ат Тобола. Основной территорией айлин-ского расселения оставались долины рек Уфа (на северной ее излучине), Аи, Юрюзань, Сим, Лемеза (карта 6). В XVIII в. собственно айлинцы кочевали по течению р. Аи вплоть до верховьев рек Б. и М. Ик, Ока и др. Дуванцы занимали обширную территорию по всему течению Б. Ика, а сызгинцы и упейцы когда-то жили южнее, по берегам Ая и ее притоков (БШ, стр. 79). Общая численность айлинской группы башкир, подсчитанная на основании сведений уфимского бургомистра Юхнева, составляла в первой половине XVIII в. около 15 тыс. человек (МИБ, 1949, стр. 488-489). В айлинском объединении зафиксировано 275 родовых подразделений. Из них патронимические и этнические (в том числе родо-племенные) наименования составляют примерно по одной трети (соответственно 90 и. 86). Названия животных, птиц, рыб — около десяти процентов (26). Этнонимов, обозначающих прочие реалии, — 34. Этнические наименования: казах (7), киргиз (5), калмак (5), каракалпак, бухар (4), кызылбаш (2), туркмен (2), узбек, сарт (3), мангол, ногай, аксуваш (белый чуваш), чуваш, черемис (3), мишар (3), типтяр (3), татар. Этнонимы казах (или киргиз), калмак, татар, мишар, типтяр известны на всей территории расселения айлинской группы, однако в зауральских районах родовые подразделения казах (киргиз) или калмак встречаются чаще. Названия бухар, сарт, узбек, кызылбаш, каракалпак, турк- 195 13* мен зафиксированы преимущественно среди собственно айлинцев! но отдельные из них (туркмен, бухар) знакомы кудейцам и баш-f кирам племени кошсо. Редкий у башкир этноним мангол записан' у мурзаларцев. Родо-племенные названия: аи или айле (вариант: этимгэн эй? е — айлинец, вскормленный собакой) (3), бишэй, волк (буре или буред) (5), кудей (2), кувакан, салъют, табын, таз (7), тун-гатар, кукюргек, сырзы, таулы (3), тугыз (3), кумый (6), алт-мыш кулак (60 ушей), медведь (айыу), этимгэн (3), кусюк (кв\ сек) (4). Этнонимы кувакан, кукюргек, салъют, табын, тунгатар, сырзь свидетельствуют о смешанности айлинцев с табынской и катайч ской группами северо-восточных башкир. Бросается в глаза преобладание у айлинских башкир табынской этнонимии; этнические связи с катайцами были слабее. С юго-восточными и западными башкирами айлинцев связывают этнонимы: волк (буре), медведь (айыу), бишэй (названия трех родов племени усерган), бурее, таулы и тугыз (родовые подразделения, многократно зафиксированные на Южном Урале), таз (племя в северо-западной Башкирии и родовые подразделения кыпчаков, усерган, бурзян и др.). Этнонимы алтмыш кулак ^шестьдесят ушей', кумый, кусюк, этимгэн, тунгатар, так же как аи и кудей, приаральского или среднеазиатского происхождения. ■ Родо-племенные тамги у айлинских башкир, как и следовало ожидать, заметно различаются (табл. 1), хотя внутри большинства племен или родов типологическое единство тамг прослеживается достаточно отчетливо. На примере айлинских башкир можно проследить еще одну особенность башкирских тамг: общая в основе тамга в процессе развития приобретает в пределах различных племен, родов или даже территориальных групп раз-Личные направления (или разный стиль) варьирования (табл. 2). ^ У айлинских башкир зафиксировано 215 тамг (племя аи — 88, кудей— 52, кошсы— 26, дуван— 16 и т. д.) Тамги собственно айлинцев (родов аи, каратавлы), несмотря на вариации, исполненные с большим воображением (табл. 2, № 1), в целом единообразны (43 из 88). У большинства айлинцев зауральских районов вариации основной тамги несколько отличаются. Аналогичная в основе тамга у племени мурзалар. У зауральских сартов единство тамги выступает совершенно отчетливо: у них тамгой является фигура в виде восьмерки. Идентифицировать ее с тамгой айлинцев невозможно; айлинская тамга йе имеет таких вариационных изменений. У основной части сар-тов> живущих на р. Аи, тамга имеет форму круга, причем ее ва- риации в ряде случаев напоминают табынские тамги. Сарты до переселения в долину Ая долгое время жили в верховьях р. Урал на табынской земле. Многие сарты направились в Зауралье также с табынской территории. Их тамгой стал сдвоенный круг — один из распространенных у башкир способов образования новой тамги. Изображение сдвоенного круга постепенно стилизовалось, превратившись в обычную восьмерку. Таким образом, сарт-айлинские тамги, будучи в основе табынскими, имели свой, оригинальный путь варьирования. Тамга № 3 — вилы — принадлежит кудейским родам и турк-мен-айлинцам. Тождество этой тамги с туркмен-кыпчакской тамгой (гл. IV, табл. 9) весьма показательно. Вариационные формы тамги № 3 у кудейцев, среди которых она особенно широко распространена (25 из 52), чрезвычайно сложны и разнообразны. Тамг типа № 4 немного и зафиксированы они главным образом у дуванцев и в нескольких случаях — у племени кошсы. Встречаются они, как будет показано ниже, у западных табынцев. Среди последних еще в конце прошлого века М. В. Лоссиевским записана легенда, что «Чингизхан одарил» табынцев птицей, деревом, ураном и тамгой (Лоссиевский, 1883, стр. 81). Название тамги приведено в форме «срка»; вероятно, свркэ—крюк для выделки кожи. Общность тамги № 4 с западнотабынской указывает на этноисторические связи дуванцев и, возможно, кошсинцев с табынцами.' Тамга № 5 хорошо известна трем кудейским родам (22 из 52), а также распространена у племен дуван (8 из 16) и сыгзы (9 из 13). Напомним, что эта тамга является одной из основных у кып-чаков (гл. IV, табл. 9). В изменениях тамги у кудейцев и дуванцев, с одной стороны, и сызгинцев — с другой, прослеживаются некоторые различия, показанные в таблице. Тамга № 6, в основном начертании аналогичная юрматынской и байулы-бурзянской, у племени кошсы (15 из 26) имеет совершенно оригинальные вариации, которые на юго-востоке почти не встречаются. Остальные тамги (№ 7, 8) зафиксированы в небольшом числе и приведены в табл. 9, чтобы дать представление об упейских тамгах. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1670; Нарушение авторского права страницы