Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эпизод 9. Дорожная интермедия 2. Чаепитие с попутчиком



ГУРОВ и АННА СЕРГЕЕВНА каждый в своем поезде. В руках стаканы с чаем. Он и она исповедуются своему попутчику. Неведомому миру господину ИВАНОВУ. Эти исповеди идут одновременно, реплик нет, смысл неважен. Гул двух голосов и стук колес образуют музыкальную перебивку между первой и второй частями.

ГУРОВ. Перрон, ее отъезд, поезд ушел быстро, и его огни скоро исчезли. Так, будто все сговорились прекратить поскорее это безумие. Крик кузнечиков, темнота, гудение телеграфных проволок...

АННА. Это было безумие. Горы, роса на траве, вода с клубничным сиропом... Поверьте, я люблю честную чистую жизнь, а грех мне гадок. Вот вы молодой человек, и все у вас впереди. А мы навсегда прощались, потому что не следовало бы и вовсе встречаться.

 


ГУРОВ. Нет, послушайте, поверьте мне, все эти рассказы о легких победах, о нечистоте тамошних нравов, в них много неправды...

АННА. Мой муж, быть может, честный, хороший человек... Я не знаю, что он делает там, как служит, я знаю только, что он лакей. Я выросла в Петербурге, и мне, когда я вышла за него, было двадцать лет...

ГУРОВ. Не странно ли это, господин Иванов? Что такое опыт? В самом деле, горький опыт, от которого в памяти остается мало. Всякое сближение, будем откровенны, в самом начале так приятно разнообразит жизнь... Это только принято говорить: ах, женщины, ах, романы... А женщины... Одни беззаботные, простые, добродушные, благодарные тебе за счастье. Другие, те любят без искренности, с излишними разговорами, как будто это не любовь, не страсть, а что-то более значительное...

АННА. Город тихий. Тихий-тихий. Спать ложатся рано. Боже ты мой, господи! Как раз против моего окна протянулся забор, серый и длинный, с гвоздями... Какая-то чепуха, и уйти, убежать невозможно. От такого забора не убежишь.

ГУРОВ. Были и другие. Раз или два. Красивые и холодные, нерассуждающие, капризные. Не самой первой молодости... И знаете, эти, как правило, не умны, и, когда ты охладел, их красота вызывает что-то вроде ненависти... нет, не то чтобы ненависти... а так. Кружева на ее белье вам напомнят вдруг рыбью чешую. А тут...

АННА. Любопытство жгло меня! Хотелось пожить! Со мною что-то делалось, я уже не могла владеть собою. Я сказала мужу, что больна, и поехала в Ялту. И все ходила как в угаре. Как сумасшедшая...

ГУРОВ. Хорошо. Хорошо, что все это кончилось вдруг. Как будто и не было ничего. В Москве все уже по-зимнему. Топят печи. Утром ненадолго зажигают огонь. Любите вы этот первый день езды на санях? Кругом бело. Белые крыши. Дышится мягко и легко. Она все называла меня добрым, считая, вероятно, человеком необыкновенным, возвышенным. Смешно. Какое-то безумие. Как во сне.

АННА. Я там ходила в угаре. Понимаете? Как безумная. Как во сне. ИВАНОВ. А дождь? Представьте, лупил в окно целую ночь. Не слыхали?

ЧАСТЬ 2. РОЛЬ ФАТА

Эпизод 10. Венеция

В Москве. В доме ГУРОВА.

ВАРВАРА МИХАЙЛОВНА. Димитрий!

СМИРНОВ. А вы сегодня веселенькая. И глазки горят. Вот именно и тому подобное.

ВАРВАРА МИХАЙЛОВНА. Димитрий! (ПоявляетсяГУРОВ.) Вот посмотрите на него, господа! Не правда ли, в нем что-то есть! Что-то особенное, неуловимое? В его наружности! В характере, во всей его натуре?

ИВАНОВ. Совершенно с вами согласен, Варвара Михайловна. Ваш муж — незаурядная личность. Такие, как Дмитрий Дмитриевич, всегда привлекают дам.

СМИРНОВ. Вот именно.

ГУРОВ. И тому подобное.

ВАРВАРА МИХАЙЛОВНА. Тебе, Димитрий, вовсе не идет роль фата! Ты — Ван-сельгам, ты — Отелло! Нет. Ты Гамлет! Московский Гамлет! Не правда ли, господа?

ГУРОВ. Говорили, что «Гамлет» на Пушкинской сцене был встречен с удовольствием. Вы не были?

СМИРНОВ. Я, дорогуша моя, пока еще не решил, стоит ли в театре Пушкина «Гамлета» играть или не стоит. Вот чем вопрос.

ИВАНОВ. Шекспира должно играть всегда и везде! Я, господа, посетил недавно палаццо Дездемоны.

ГУРОВ. Любопытно. Вы были в Венеции?

ВАРВАРА МИХАЙЛОВНА. Димитрий! Но, черт возьми, я же отписала тебе в Ялту! Господин Иванов женился на Марьи Игнатьевне! И прямо из-под венца с женою в Италию укатил. Ну как ты мог позабыть?

ИВАНОВ. Ах, что вы, Варвара Михайловна... Нас, Ивановых, на земле ровно столько, сколько селедок в море. Обо всех не упомнишь...

ГУРОВ. Ах, вот оно что...

СМИРНОВ. Красавец вы мой! Умница! Молодожен... и прочее...

ИВАНОВ. Да-да, благодарю вас.

ГУРОВ. А какой город за границей вам больше понравился?

ИВАНОВ. Венеция.

ГУРОВ. Венеция?

ИВАНОВ. Ну разумеется. Какое же может быть сравненье? Представьте, что на улицах вместо мостовых вода, вместо извозчиков вы видите гондольеров, и весь день от утра до вечера вы сидите в гондоле и плаваете по улицам. Боже ты мой, господи! Повсюду, здесь и там, вы видите этих нежных носатых птиц, которые едва касаются воды и вздрагивают при малейшей волне. И все от неба до земли

залито солнцем. Нет, русскому человеку, бедному и приниженному, с непривычки можно умереть. А вечер! Во-первых, звезды, во-вторых, длинные каналы, в которых отражаются и звезды и огни.

Во время монолога г-на ИВАНОВА в комнату робко входит АННА. Ее видит только ГУРОВ, и он глядит на нее в замешательстве. Потом поднимается, делает неопределенный жест в ее сторону.

ВАРВАРА МИХАЙЛОВНА. Димитрий! Что с тобой?

АННА. Я знаю, я не вовремя. Простите. Я забыла {смущенно подбирает оставленные на сцене зонтик или лорнетку, уходит).

ГУРОВ. Что?

ВАРВАРА МИХАЙЛОВНА. Что? Это я хочу спросить, черт возьми!

ГУРОВ. Как? Разве ты не видишь? Вон плывет гондола, увешанная разноцветными фонариками. В ней сидят музыканты в масках, факельщики... огни... Дездемона... ее чернокожий муж, и женщины, мужчины, и господин Иванов и поют... все до единого.

СМИРНОВ. Словом, тень отца Гамлета.

ВАРВАРА МИХАЙЛОВНА. Фу, как ты меня напугал, Димитрий.

СМИРНОВ. Вот именно и тому подобное.

ВАРВАРА МИХАЙЛОВНА. Боже мой, как ты меня напугал.

ГУРОВ. Вот видишь, роль фата мне удается вполне.

ИВАНОВ. Вы смеетесь над моей восторженностью, господин Гуров, а между тем...

ГУРОВ. Дурак тот, кто живет в Москве и не едет в Венецию!

ИВАНОВ. Но ведь это же правда, это так, господа! Жизнь там дешевая, квартира и стол на двоих стоят 36 франков, то есть 6 рублей с человека в неделю! И это — совершенно другая жизнь, другая — сплошное очарование, блеск, радость, — вот именно и тому подобное. А заслуживает ли ваша московская жизнь тех мучительных размышлений, на которые изнашиваются наши передовые умы? Вот это еще вопрос.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь