Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Детям нет пользы от постоянных похвал



Детям нет пользы от постоянных по­хвал, от них дети становятся эгоистичными и тщеславными. И в дальнейшем они будут хотеть, чтобы их постоянно все хвалили, даже незаслуженно. К сожалению, сегодня все на­учились говорить неправду, а тщеславные ее принимают, это их пища. «Скажи мне это, пусть даже это неправда», – просят они. Богу это неугодно. Господь хочет правды. К сожа­лению, не все понимают это и поступают как раз наоборот.

Когда все время бездумно хвалишь детей, их искушает дьявол, он разжигает в них эго­изм. С малых лет привыкнув к похвалам ро­дителей и учителей, они, может быть, и про­двигаются в учении, но какая в том польза? В жизни они будут эгоистами, а не христиана­ми. Эгоисты никогда не смогут стать христианами. Эгоисты хотят, чтобы их постоянно все хвалили, чтобы все их любили, все говорили о них хорошо, но этого не хотят наш Господь Иисус Христос и наша Церковь.

Такой способ воспитания противоречит нашей религии. Напротив, она учит, чтобы дети с малых лет приучались к правде. Исти­на Христова говорит, что, если хвалишь чело­века, то делаешь его эгоистом. Эгоист – это сбившийся с пути человек, ведомый злым ду­хом. Вырастая в эгоизме, человек приходит к отрицанию Бога и становится неприспосо­бленным к жизни в обществе.

Нужно говорить правду, чтобы человек узнал ее. Иначе ты держишь его в неведении. Когда ты говоришь другому человеку прав­ду, он осознает ее, становится внимательнее, начинает прислушиваться к другим, сдержи­ваться. Так надо поступать и с ребенком: го­ворить ему правду, ругать его, если нужно, чтобы он осознал, что делает что-то нехорошо.

Что говорит премудрый Соломон? «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 24). Но не надо бить детей. Тог­да мы перейдем грань и получим противопо­ложный результат.

Похвалой мы развиваем в детях эгоизм с малых лет. Эгоиста можно легко обмануть, достаточно сказать ему, что он хороший, что­бы раздуть его «я». И он говорит себе: «Тот, кто меня хвалит, – хороший». Это непра­вильно. Если человек вырастает в эгоизме, у него возникают внутренние проблемы, он страдает от них и не знает, что ему делать. Причиной душевной неустроенности являет­ся эгоизм. Даже психиатры обнаружат, если займутся этим вопросом, что эгоист – это больной человек.

Никогда не нужно хвалить наших ближ­них и льстить им, но надо вести их к смирению и любви Божией. И не надо добиваться любви других людей с помощью похвалы. Надо нау­читься самим любить, а не искать любви дру­гих людей. Будем любить всех и бескорыстно приносить жертвы – такие великие, ка­кие только можем, ради всех братьев во Хри­сте, не ожидая от них ни похвалы, ни любви. А они будут делать для нас то, что им внушит Го­сподь. Если они тоже христиане, они воздадут славу Богу за то, что мы им встретились и по­могли или сказали доброе слово.

Так же воспитывайте детей и в школе. Это истинно. Иначе они станут неприспособлен­ными к жизни. Часто дети не понимают, что делают и куда идут, а причина в нас, это мы их такими вырастили. Мы не вели их к прав­де, к смирению и любви Божией. Мы сделали их эгоистами, и вот вам результат!

Совсем не таковы дети, которых воспита­ли смиренные родители. С малых лет они го­ворили им о Боге и о святом смирении. Такие дети не создают трудностей своим близким. Они не раздражаются, когда им указываешь на их ошибки, но пытаются исправить их и молятся, чтобы Господь помог им не стать эгоистами.

Когда я приехал на Святую Гору, я попал к старцам высокой святости. Они никогда не говорили мне: «Молодец! » Они всегда настав­ляли меня, как любить Бога и быть смирен­ным, учили призывать Бога, чтобы Он укре­пил мою душу, чтобы мне крепко полюбить Его. Я и не слышал от них слова «молодец», и никогда не добивался его. Наоборот, я огорчался, если мои старцы не ругали меня. Я го­ворил себе: «Какая досада! Я не заслужил ми­лости старцев! » Я хотел, чтобы меня наказы­вали, ругали, чтобы со мной были строги.

Возможно, некоторые христиане, прочи­тав эти слова, придут в недоумение и отвер­гнут их, но все же правильное, истинное вос­питание именно таково.

Мои родители никогда не говорили мне: «Молодец», да я и не нуждался в такой по­хвале. И потому то, что я делал, я делал бес­корыстно. Теперь, когда люди меня хвалят, я чувствую себя очень плохо. Как бы это ска­зать... Я внутренне сопротивляюсь, когда дру­гие говорят мне: «Молодец». Но мне не повре­дило то, что я научился смирению. Почему я и теперь не хочу, чтобы меня хвалили? Потому что знаю, что похвала делает человека пустым, изгоняет из его души благодать Божию. А бла­годать Божия приходит только вместе со свя­тым смирением. Смиренный человек – это совершенный человек. Разве это не прекрас­но? Разве это не истинно?

Но сегодня кому ни скажешь об этом, тебе ответят: «Да что ты говоришь! Если ре­бенка не хвалить, он не сможет учиться, не сможет ни того, ни другого...» Но это проис­ходит потому, что мы сами таковы и детей своих делаем такими. То есть мы отошли от истины. Эгоизм выгнал человека из Рая, это великое зло. Первые люди, Адам и Ева, были просты и смиренны, поэтому они жили в Раю. В них не было эгоизма. Говоря богословским языком, они находились в первозданном со­стоянии.

Когда мы говорим «первозданное состо­яние», мы имеем в виду божественные дары, которые Бог дал человеку вначале, когда со­творил его, то есть жизнь, бессмертие, совесть, свободную волю, любовь, смирение и другие дары. Потом дьяволу удалось с помощью по­хвалы обольстить первых людей, и они преис­полнились эгоизма. Но естественным для че­ловека, каким его сотворил Бог, является сми­рение. Тогда как эгоизм – нечто неестествен­ное, противоестественное, это болезнь.

Итак, когда мы своими похвалами взра­щиваем гипертрофированное «я» в ребенке, раздуваем его эгоизм, мы наносим ему боль­шой вред. Мы делаем его более уязвимым для козней дьявола. Когда мы так растим ребен­ка, мы отдаляем его от всех главных ценно­стей жизни. Вы не думаете, что в этом причи­на того, что дети сбиваются с пути, что взрос­лые люди бунтуют? Это из-за эгоизма, кото­рый им с детства привили родители. Дьявол, падший денница[8], – великий эгоист. И он действует в нашей душе, поэтому мы не жи­вем смирением. Смирение от Бога, оно не­обходимо для души человека, органически ей присуще. Если в душе нет смирения, это все равно как в организме нет сердца. Серд­це дает жизнь организму, а смирение дает жизнь душе. Из-за эгоизма человек перехо­дит на сторону злого духа, то есть развивается в духе зла, а не с добра.

Вот чего добился дьявол. Он сделал зем­лю лабиринтом, в котором мы заблудились и не можем понять друг друга. С нами случи­лась беда, а мы даже не поняли этого. Видите, в какое заблуждение мы впали? Мы дошли до того, что земля в нашу эпоху превратилась в настоящую психбольницу! А мы и не понима­ем, в чем причина. Мы все недоумеваем: «Что же с нами произошло? Куда мы идем? Почему наши дети сбились с пути? Почему они ушли из дома? Почему они забросили нормальную жизнь, забросили образование? Почему это происходит? » Дьяволу удалось сокрыться и заставить людей называть его другими имена­ми. Врачи и психологи, когда человек страда­ет, часто говорят ему: «У тебя невроз! У тебя стресс! » — и тому подобное. Они не призна­ют, что это дьявол развивает и разжигает в че­ловеке эгоизм. И все же дьявол, этот дух зла, существует. Сказать, что его нет, это все рав­но что отречься от Евангелия, которое предупреждает о нем. Он наш враг, наш противник в жизни, противник Христа. Христос пришел на землю, чтобы избавить нас от дьявола и даровать нам спасение.

Из этого следует вывод, что мы должны научить детей жить смиренно и просто и не искать похвал, должны научить их, что смирение является здоровьем жизни.

Образ мыслей современного общества причиняет детям вред. У современного общества другая психология, другая педагогика, которая направлена на воспитание детей-атеистов. Таков образ мыслей ведет к своеволию. Результат этого вы видите в детях и молодежи. Молодежь сегодня требует «Вы

должны нас понять! » Однако мы не должны идти на поводу. Мы будем молиться о детях и молодежи, мы будем правильно жить и проповедовать Евангелие, но мы не станем приспосабливаться к их духу, не станем искажать нашу веру. Невозможно помочь им, переняв их образ мыслей. Мы должны оставаться христианами и проповедовать истину и свет.

Пусть дети научатся у святых отцов. Учение отцов расскажет детям об исповеди, о страстях, о зле, о том, как святые побеждали зло в себе. А мы будем молиться, чтобы Господь глубоко проник в их души.


[1] Халкида — столица второго по величина греческо­го острова Эвбея. (Примеч. пер.)

[2] Обычно изменение имени происходит с приняти­ем монашеского пострига и великой схимы. Здесь описан исключительный случай, когда новое имя монах получил при рукоположении в священники. Об этом старец Пор­фирий рассказал в своей автобиографии. (Примеч. ред.)

[3] В Греции священники должны получать специ­альное благословение на то, чтобы исповедовать людей и осуществлять духовное руководство. (Примеч. пер.)

[4] Старец Порфирий был уже слеп, но видел, благодаря прозорливости. (Примеч. ред.)

[5] Батюшка.

[6] Малая и великая ектенья, заключительный возглас

[7] Кондак Великого канона св. Андрея Критского

[8] Денница — падший ангел, дьявол (См.: Ис. 14: 12). (Прим. пер.)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь