Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Драматургия как система сценических возможностей
Драматургия как сценический материал представляет большие возможности в своей реализации и вопрос здесь стоит не в том, насколько драматург является искушенным в театральном производстве. Скорее, насколько драматургия выполняет свою основную функцию определенную еще Аристотелем: подражать действию действием. С одной стороны весьма важно, что за сюжет, какая история будет положена в основу пьесы, за чем по большому счету будет наблюдать зритель, тем более это важно для пьесы впервые представляемой на сцене. С другой стороны, этот сюжет нужно не столько написать (в узком понимании этого слова), сколько изложить на языке театра, а это уже не так просто. Пьеса должна быть в первую очередь театральна, т.е. представлять собой некую систему сценических возможностей, а не быть просто литературным продуктом. Но как уже мы отмечали, драматург никогда не будет так осведомлен (искушен) в театральном производстве, как режиссер (история почти не имеет таких примеров, за исключением Шекспира, Мольера, Брехта, Де Филиппо). Да этого и не требуется. Тогда как же написать максимально театральную пьесу? Необходимо дать действие (подражать действию действием), именно оно является основой театра (вспомним: А изображает В на глазах у С). Будет действие - будет и максимальная театральная выразительность. Уйдет автор в повествовательность, в «лирику» - театр потеряет не только выразительность внешних средств, но и саму свою суть. Вопрос в этом отношении стоит не в том, насколько (или максимально) будет количественно присутствовать театральные выразительные средства, т.к. по большому счету нужен лишь коврик (место) и два актера, для того, чтобы театр начал быть. В разборе пьесы мы идем обратным путем, чем она создавалась. Сначала изучается ее строение, а потом этот разбор совершает путь к сцене, к его сценическому воплощению. В реальности все происходит с точностью до наоборот. Драматург, создавая пьесу, волей или неволей представляет ее в сценическом пространстве и времени. Она реализуется не столько на бумаге, сколько в театральной площадке как готовый спектакль, реплики которого и записываются автором на бумаге. Таким образом, необходимо помнить, что анализируется не столько текст, речь персонажей, сколько поставленный спектакль. Но режиссер, как автор отбирает иные выразительные средства в материализации своего спектакля и он может существенно отличаться от «спектакля» драматурга. Пьеса для режиссера является всего лишь основой для спектакля. Режиссер кроме этого не только «купирует» пьесу, но и придает ей во многом, свой оригинальный смысл. Таким образом, пьеса много теряет от того, чем она была в момент создания для драматурга. В этом «прокрустовом ложе» драматургии и состоит непреходящая прелесть для режиссуры. Так мы вплотную подходим к понятию трактовки. Именно она позволяет постоянно обращаться к пьесам прошлого и каждый раз по-новому представлять их в своей современности. Каждая современность имеет свой арсенал выразительных средств: свечи, прожектора, лазеры и т.д. Сценические возможности с каждым веком, а в ХХ веке с каждым годом, становятся все более и более разнообразными, изощренными, но в целом это никак не влияет на саму пьесу и ее постанову. Никакая техника не спасет спектакль от бездарной игры актеров, и сложно сказать, насколько «Гамлет», оснащенный технически, по «последнему слову техники», превосходит постановку XIX века. Пьеса дает театру возможность игры. Именно в этом принципе и объединяются элементы драмы, которые создают систему сценических возможностей. Если театр рассматривается просто как отрасль литературы или только как форму рассказа, то многие этапы развития театра неизбежно будут не рассмотрены. Некоторые периоды в истории театрального искусства подчеркивали приоритет драматической литературы, другие - аспекты театрального производства. Некоторые культуры видят ценность театра в некой выдумке, другие воспринимают его как религию, зрелище, или развлечение. Но в конечном итоге драма не может рассматриваться отдельно от истории театра, само ее написание зависит от того типа театра, который существует во время ее создания.
§ 3. Толкование (трактовка) пьесы
Появление термина «трактовка» связано с возникновением режиссуры как одного из вида творческой деятельности в театре. Режиссер при этом берет на себя функции не только организатора или координатора постановки, но является автором самого спектакля, того смысла, который наполняет действие всей пьесы и каждого персонажа в частности. Толкование (трактовка) подразумевает не столько поиск замысла автора пьесы, сколько создание на его основе нового, «режиссерского» смысла и содержания пьесы. Режиссер определяет все артистические и творческие решения и ответствен за гармоничное единство постановки. Режиссер, обычно в соединении с техническими помощниками, определяет концепцию, смысл или интерпретацию пьесы, выбирает актеров, репетирует. Его мнение имеет определяющую и решающую роль в решении сценографии, костюмах, световом и музыкальном оформлении. Все, что аудитория наконец видит - это видение режиссера. Современный режиссер волен поступать в отношении пьесы как ему заблагорассудиться, он практически ничем не скован. Именно его мнение о пьесе является определяющим при формировании репертуара театра и самой постановки спектакля. Поэтому, мы считаем уместным коротко остановиться на истории возникновения режиссуры как театральной профессии. Натурализм как художественное течение был в значительной степени ответственен за появление современного режиссера, хотя любая постановка в истории театра всегда была кем - то организована и объединена. Идея о необходимости режиссера, того, кто интерпретирует текст, работает с актером, предлагает сценографию, осуществляет производство, т.е. приводит к единому художественному стилю всю постановку - принадлежит ХХ веку. Долгое время (с древней Греции и до XVII в.) в театре режиссером являлся драматург. В течение XVIII и XIX столетий режиссером часто был ведущий актер. Увеличивающаяся зависимость от множества специальных театральных средств, потребность в интерпретации психологических аспектов характера - все это вызвало потребность в режиссере. Людвиг Кронег, руководивший труппой в герцогском театре г. Мейнингема (Германия), считается первым режиссером. Бывший актер этого театра, он в своих работах стремился добиться жизненной правды и точности в изображении эпохи. Работа над спектаклем начиналась с изучения эпохи, быта, потом приступали к читке пьесы, обсуждению отдельных сцен. В процессе репетиций он детально разбирал роли, давая психологический анализ персонажа. Затем репетировались массовые сцены, при этом Кронег использовал не только статистов, но и актеров. Он полностью оказался от системы амплуа. Выступая новатором в области режиссерско-постановочных приемов, Кронег оставался консерватором в актерском искусстве. Строгая дисциплина, а иногда и деспотизм по отношению к актеру подавлял индивидуальность актера. Его деспотичный стиль стал моделью для нескольких поколений режиссеров. Первый настоящий режиссер во Франции был A. Антуан, который организовал театр «Libre». Он попытался создавать реалистические детали во всех их значениях и деталях, предписывая своим актерам вести себя на сцене так, как будто они находятся реальной комнате. Следующий этап в развитии режиссуры начинает М. Рейнхард. До него идея режиссера как творческого художника была в зародышевом состоянии. С его творчеством режиссер стал представляться как динамический, формирующий ум всей драматической работы. В ХХ в. появляется новая тенденция в режиссуре: использовать пьесу просто как отправную точку для собственных театральных поисков, заканчивающихся порой неортодоксальными решениями. Такие постановки часто достигают разъяснения или акцента тем и образов текста, за счет целостности оригинала. Такими режиссерам были Мейерхольд, Барро, Гротовскийи др.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы