Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОВРЕМЕВВЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ



 

Государственная национальная политика. Во второй половине XX в. бывшие африканские колонии стали независимыми государствами. Первой в рассматриваемом регионе получила независимость Гана в 1957 г., последней — Намибия в 1990 г. Большинство стран обрело свободу в I960 г., который был назван «Годом Африки». В многонациональных государствах (а таких в тропической Африке большинство) руководящие государственные посты на первых порах занимали по преимуществу представители какого-либо одного народа: конго в Конго, бауле — в Кот-д'Ивуаре, темпе — в Сьерра-Леоне, хауса и йоруба — в Нигерии, фульбе — в некоторых западноафриканских странах и т. д. Во многих странах по этническому признаку формировалась армия, какому-нибудь одному языку отдавалось предпочтение в административной деятельности и т. п. Все это не способствовало межнациональному сплочению, вызывало противодействие других народов. В ряде случаев это приводило даже к государственным переворотам, гражданским войнам (в Нигерии, Уганде и др. странах), а то и к военным конфликтам между государствами, где разбросанно живут представители одного и того же народа (так было, например, в отношениях между Эфиопией, Сомали и Кенией). Государства Африки в рамках созданной в 1963 г. Организации африканского единства приняли решение не пересматривать государственные границы, чтобы избежать таких столкновений.

Почти все независимые государства Африки официально провозгласили цель создания из своих граждан «единых наций». В действительности такая цель оказалась иллюзорной. Этнические процессы имеют неодинаковую направленность: это и сближение в различных формах — ассимиляция (растворение одного народа в другом), консолидация (слияние этнически близких племен и групп в один этнос) и интеграция (сближение и слияние неродственных этносов в единую нацию), и размежевание — самостоятельное развитие отдельных частей одного народа (обычно в границах

 

 

разных государств). Процессы этнического сближения развиваются, как правило, при лидерстве высокоразвитых народов, имевших в прошлом свои политические образования: в Кот-д'Ивуаре такую лидерскую роль играют бауле, в Мали — бамана, в Нигерии — хауса, ибо и йоруба, в Демократической Республике Конго — конго и луба и т. д. Консолидации и интеграции помогает и принятие в качестве языка межэтнического общения единого языка — например, суахили в Танзании и Кении.

Огромную роль в процессе этнического сближения играет совместный труд в полиэтничной среде. Происходит все более активное смешение населения. Продолжаются начавшиеся еще на рубеже XIX — XX веков сначала временные, а потом и постоянные миграции сельскохозяйственных рабочих из сопредельных стран в Гану, Гвинею, Кот-д'Ивуар на плантации кофе и какао, а в Уганду — на плантации бананов. Массы мигрантов-рабочих привлекают рудники и предприятия «Медного пояса» в Демократической Республике Конго, Замбии, Зимбабве, а также горнорудные предприятия в ЮАР. Многолетняя засуха последней четверти XX в. вынудила к переселениям жителей пустынь и полупустынь, и в наше время туарегов, например, можно встретить даже в городах гвинейского побережья.

В Африке значительно быстрее, чем на других континентах, растет городское население. Города являются важными центрами смешения населения и взаимного влияния народов. Они играют двойственную роль. С одной стороны, недавние переселенцы из деревни

 

чувствуют себя в них чужаками и стремятся создавать земляческие союзы, компактно селиться и общаться со своими соплеменниками. Так усиливается чувство этнического сближения и самосознания. С другой стороны, городская жизнь побуждает людей разных национальностей к близкому взаимодействию — как на работе, так и в быту, — способствует росту числа смешанных браков. Все это приводит к разрушению чувства этнической обособленности, изолированности, усиливает взаимное культурное влияние.

 

Народная культура сегодня. В народной культуре африканских народов наблюдаются две противоречивые тенденции. Прежде всего отчасти происходит утрата ее этнических черт. Многие элементы культуры — одежда, жилища, пища — приобретают европейский, а точнее интернациональный облик. В некоторых случаях типы европейской одежды стали восприниматься как традиционные. Так, женская одежда гереро в Намибии — это почти копия европейских костюмов XVII в., а в ДРК «народным» костюмом объявлены длинные женские платья и мужские легкие костюмы полувоенного образца. Часто используются сочетания элементов местной и европейской одежды: рубаха и мужская юбка у сомалийцев, длинная рубаха и пиджак — на Занзибаре, европейский костюм и легкая накидка кенте в Гане и т. д.

Вместе с тем происходит взаимовлияние культур разных народов континента. Народная одежда одного из них может стать общенациональной, а нередко и общеафриканской — мужские бубу или гвинейский женский костюм. Такая одежда все чаще становится престижной и торжественной, дорогой и нарядной. В африканских странах работают свои модельеры, создающие модные модели с учетом местных традиций.

Дольше сохраняются этнические особенности в пищевых пристрастиях, в запретах (табу), обрядах жизненного цикла. Но обряды тоже меняются. Некоторые из них исчезают, другие теряют религиозный характер. Подчас перенимаются обряды народов-соседей. Типичен пример г. Конакри, столицы Гвинеи. Основное население там — бага, но язык общения — сусу, а в

 

материальной культуре предпочтение отдается традициям фульбе и малинке. Изменяются формы обычного права (неписаных законов). Материнское право уступает место отцовскому, записываются кодексы обычного права, становящиеся, после внесения многих изменений в их содержание, столь же обязательными, как и государственные гражданский и уголовный кодексы.

Этносы Африки в настоящее время находятся на различных стадиях складывания народностей и наций. Этническое самосознание многоступенчато. Один и тот же человек в разных ситуациях назовет себя либо клановым, либо этническим именем, либо укажет свое государственное гражданство.

Эти процессы неодинаково протекают в отдельных государствах. Там, где большинство населения говорит на близкородственных языках (Северная Африка, Сомали, Мадагаскар и др.), они происходят спокойнее, чем в странах пестрых в этноязыковом отношении (как большинство государств Западной Африки). Особенно сложны эти процессы на Юге Африки, с многочисленным европеоидным населением (немалая часть которого живет в Африке уже в течение нескольких поколений).

 

Инонациональные общины. Своеобразно складывается судьба потомков европейского населения в Африке. Уже с конца XV в. в нынешних Анголе и Мозамбике появились португальские поселенцы; с 1652 г. на самом юге континента обосновались голландцы. В XVIII и особенно в XIX в. возникли большие общины англичан в благоприятных для заселения областях современных ЮАР, Зимбабве, Кении. Французы селились главным образом в Западной Африке, немцы — в Намибии (некогда Германская Юго-Западная Африка). Многие из переселенцев вернулись в метрополии, но далеко не все. Потомки португальцев в Африке называют себя ангольцами и мозамбикцами. Сохраняется значительная немецкая община в Намибии и английские общины в Кении и Зимбабве. Как те, так и другие обычно нe порывают связей с исторической родиной, сохраняют некоторые черты привычек и быта.

 

Несколько иначе идет развитие этих групп в современной ЮАР. За триста лет существования переселенческой колонии здесь из потомков голландских переселенцев и французских беженцев-гугенотов сложился особый этнос. Принадлежащих к нему людей на первых порах называли бурами (по-голландски «крестьяне»), а с прошлого века стали именовать африканерами. С начала XIX в., когда Юг Африки перешел к Англии, там появились и англичане. Их потомков, тоже считающих себя африканцами, называют англо-африканцами. Эти две группы, составляющие белое меньшинство Южно-Африканской Республики, подавляя черное большинство, находились с ним в экономическом и политическом противостоянии. Когда в 1948 г. к власти пришло правительство африканеров, оно провозгласило политику апартхейда (раздельного развития рас). Она предусматривала раздельное поселение и жизнь всех проживающих в Южной Африке групп населения — белых, азиатов, цветных (метисов), чернокожих — и полное исключение «небелого» населения из социальной и политической жизни.

Борьбу против этой бесчеловечной политики возглавил Африканский Национальный Конгресс (АПК), возникший как организация черного населения, но затем объединивший все прогрессивные силы. «Хартия Свободы», принятая в 1956 г., провозглашала, что «Южная Африка принадлежит всем народам, ее населяющим, — белым и черным». Борьба увенчалась успехом, апартеид был отменен. В 1994 г. в результате первых демократических выборов президентом страны стал Нельсон Мандела, в течение 26 лет бывший узником режима. Однако ныне ЮАР переживает нелегкое время. Осуществляется жесткая политика африканизации, нарастают националистические тенденции — как у белых африканеров, так и у некоторых чернокожих народов (особенно зулусов).

Э.С. Львова

Глава 7

НАРОДЫ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

Западная, или Передняя, Азия занимает Малоазийский и Аравийский полуострова, Восточное Средиземноморье, Месопотамию и так называемый «Средний Восток» (территорию современных Ирана и Афганистана). Здесь проживают свыше 170 млн. человек.

Значительная часть территории Передней Азии — это полупустынные и пустынные горные и равнинные ландшафты. Только в горных долинах и на побережьях Средиземного, Черного и Каспийского морей преобладает влажный, субтропический климат. В сухих субтропиках оазисы протянулись вдоль рек, протекающих по долинам и у подножия гор. Реки в Передней Азии в основном невелики, и летом они частично пересыхают. Многоводны только Тигр и Евфрат. Большая часть Передней Азии к нашему времени лишена лесов, исчезнувших в результате деятельности человека. Исчезновение лесов привело, в свою очередь, к сокращению водных источников, обеднению флоры и фауны. В этом регионе природные условия с древних времен благоприятствовали жизни людей. Однако здесь густо заселены только плодородные оазисы, тогда как население пустынь и высокогорий малочисленно.

Из государств на территории Передней Азии расположены: Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия и Турция.

 

ИСТОРИЯ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

 

Краткий исторический обзор. История заселения людьми Передней Азии насчитывает много десятков тысячелетий: когда-то на этой территории жили люди неандертальского типа. За 40 — 50 тыс. лет до наших дней здесь появились люди современного вида.

 

Примерно 10 тыс. лет тому назад в Месопотамии, Восточном Средиземноморье, а также прилегающих долинах юго-восточного Прикаспия сформировались ранние культуры земледельцев и скотоводов. Здесь люди впервые научились изготавливать глиняную посуду, выплавлять и обрабатывать металлы. Немного позднее в Шумере и Аккаде (Южная Месопотамия) возникли древние государства и цивилизации, ровесники ранних царств Древнего Египта.

На территории Передней Азии с древних времен разворачивались события, имевшие огромные культурные и политические последствия для всей мировой цивилизации. Очень высокого развития достигли науки, искусство, было изобретено (финикийцами) алфавитное письмо, ставшее основой mhoi их существующих алфавитов. Отсюда происходят две мировые религии — христианство и ислам, а также иудаизм. Под влиянием великих восточных цивилизаций сложились культуры Древней Греции и Древнего Рима, от которых ведет начало и наша цивилизация. На землях Передней Азии возникали и разрушались великие империи. Цари Вавилона, Ассирии, Персии, Мидии, Парфии и других государств вели завоевательные войны, которые меняли состав населения этих и соседних стран и воздействовали на развитие их культур.

Ученые еще не вполне представляют себе, каким был в древности этнический состав населения Передней Азии. Только начиная с эпохи изобретения письменности (т. е. с рубежа IV и III тыс. до н. э.) можно сказать что-либо определенное о том, кем были древние обитатели этого региона. Да и то поначалу только в отношении Шумера и соседних областей (Южная Meсопота-мия) — в других странах столь древних памятников письменности пока не найдено. Все же удалось установить, что часть древнего населения Передней Азии говорила на шумерском и других каспийских языках, ряд народов (аккадцы, вавилоняне, ассирийцы, древние евреи, предки арабов и другие) — на семитских языках, другие народы (часть жителей Хеттского царства в Малой Азии, мидийцы, парфяне, а также приходившие с севера скифские народы) — на языках индо-

 

европейской семьи. Постепенно весь запад Передней Азии был заселен народами, говорившими на семитских языках, а территорию нынешних Ирана и Афганистана — на индоевропейских.

Арабские завоевания, обрушившиеся на страны региона в VII—VIII вв. н. э., оказали огромное воздействие на историю и культуру народов Передней Азии Арабы покорили множество государств и народов, обращая большинство их в ислам (мусульманство). Вслед за арабами два столетия спустя в Переднюю Азию начали вторгаться тюркские народы, двигавшиеся из Центральной Азии на запад. Их потомки — современные турки, азербайджанцы и многие другие этносы.

С конца Средних веков государства Передней Азии стали приходить в упадок и мало-помалу оказались в колониальной и полуколониальной зависимости от европейских держав. Многие народы не могут изжить своей отсталости и в наши дни.

 

Истоки местных культур с древнейших времен. Древнейшие обитатели Передней Азии — люди конца каменного века — были охотниками, рыболовами, а также собирателями съедобных растений и мелких животных. Только изредка размеры добычи позволяли людям полностью насытиться. В жилищах постоянно горели костры: хотя климат в большей части Передней Азии относительно теплый, зимой здесь нередко бывают холода, случается даже выпадает снег. Огонь добывали либо трением куска твердой древесины о кусок мягкого дерева, либо высекали, ударяя друг о друга обломки метеоритного железа и кремня.

Примерно за 10— 12 тыс. лет до и, э. климат в 11ерс: дней Азии стал суше, многие водоемы высохли. 11остепенно это привело к оскудению растительности, сокращению поголовья травоядных животных, ухудшению возможностей для рыбной ловли. Людям пришлось искать новые способы добывания пищи, чтобы выжить. Наблюдая за природой, накапливая опыт, обитатели Восточного Средиземноморья, Северной Месопотамии и юго-восточного Прикаспия раньше других

 

стали приручать, а затем и одомашнивать животных, разводить культурные растения. Еще за тысячелетия до этого спутником человека стала собака — сторож и помощник на охоте. Первыми одомашненными животными стали козы и овцы. Позднее были одомашнены коровы, буйволы (крупный рогатый скот) и свиньи, а также транспортные животные — лошади, верблюды, ослы. К еще более поздним временам относится одомашнивание кур, гусей, уток. Довольно быстро одомашненные животные, а также опыт их приручения и одомашнивания распространились в соседних с Передней Азией странах — прежде всего в Древнем Египте, где домашним животным стала также кошка.

Древнейшими культурными растениями, выведенными человеком, были злаки — пшеница и ячмень. Постепенно осваивались и другие известные сегодня злаки, овощи и фрукты.

Все это привело к тому, что часть жителей Передней Азии перешла от прежних способов добывания пищи — охоты, рыболовства и собирательства — к скотоводству и земледелию. Возникло производящее хозяйство. Впрочем, часть обитателей гор и степей еще долго сохраняла старые способы хозяйствования (там, где не было подходящих условий для земледелия или скотоводства).

Новые типы хозяйства привели к существенным изменениям в образе жизни народов. Одни из них расселились по плодородным речным долинам, стали земледельцами. Они стали использовать воду рек и ручьев для орошения своих полей, так как в жарком климате без этого нельзя вырастить хороший урожай. Возникли земледельческие поселения, жители которых позже создали города, цивилизацию и государства.

Люди, продолжавшие жить в засушливых предгорьях, где воды и плодородной земли мало, стали разводить скот (овец и коз), сделавшись пастухами-скотоводами. Постепенно стада разрослись, и в поисках пастбищ скот пришлось отгонять все дальше от жилья. Так пастушество становилось все подвижнее и примерно 3 тыс. лет назад превратилось в кочевое скотоводство — номадизм, отличительные черты которого — отсутствие

 

у скотоводов постоянных мест поселения и круглогодичные их перекочевки со стадами с одного пастбища на другое, иногда на большие расстояния. Такой образ жизни способствовал захватническим настроениям в обществе кочевников, совершавшим грабительские набеги на земледельческие поселения.

 

Древнейшие цивилизации. Новым типам хозяйства сопутствовали большие культурные изменения. Крупные поселения превратились в большие и многолюдные города. Жилые дома и хозяйственные постройки стали сооружаться из дерева, глины и камня. Были возведены громадные царские дворцы и величественные храмы. Города превращались в крепости, окруженные высокими стенами. Был открыт способ изготовления глиняной посуды на гончарном круге. Появилось стекло. Совершенствовались способы выплавки и обработки металла — сначала меди и бронзы, позднее — железа. Люди изобрели колесо, повозки и боевые колесницы, ткацкий станок, плуг и другие сельскохозяйственные орудия. Многими народами было развито кораблестроение и мореходное дело, позволявшие достигать даже в те давние времена отдаленных африканских, европейских и азиатских берегов.

С возникновением земледельческих обществ возникло и стало стремительно усугубляться имущественное и сословное неравенство. Выделилось военное руководство, а также жрецы, служившие в храмах; они составили богатый и влиятельный слой общества. Помнились купцы, торговавшие с дальними странами и кочевниками. Все они подчинили себе рядовых граждан — земледельцев и ремесленников, стали использовать их труд. Произошло обожествление царей. Одновременно вырос многочисленный слой бедняков, и наконец, в каждом государстве стало появляться все больше рабов, которыми поначалу были в основном военнопленные. Их использовали при строительстве храмов и дворцов, дорог, в качестве домашней прислуги. Но на полях и в ремесленном производстве трудились и свободные люди, хотя их жизнь не многим отличалась от рабской.

 

Культура достигла очень высокого уровня в древних государствах Передней Азии, были развиты ремесла и искусство. Во многих городах сооружались водопроводы, уже 6 тыс, лет назад строились дома в три-четыре этажа, прочные мосты и дороги. Из золота, серебра, драгоценных камней ювелиры изготовляли великолепные украшения, ткачи вырабатывали шерстяные и льняные ткани, гончары делали глиняную посуду, кузнецы ковали оружие. Из глины и камня ваяли скульптуры, придворные поэты сочиняли поэмы, во время религиозных церемоний разыгрывались сцены из мифов и легенд.

 

Древние кочевники. Жизнь обитателей степей, гор и пустынь Передней Азии — кочевников — складывалась иначе, чем у оседлого, земледельческого населения. Номады не создавали оседлых поселений и городов, а устраивали на каждом новом месте кочевья временные поселения из шатров. Кочевание на большие расстояния стало возможным после одомашнивания лошадей и верблюдов. На верблюдах перевозили шатры, имущество, женщин и детей. Воины же, охранявшие своих близких или совершавшие набеги на оседлых земледельцев, использовали в качестве средства передвижения лошадей. Жизнь кочевников была нелегкой. Зимой они страдали от холода, летом — от жары и нехватки воды. Еды было мало, так как номады, сохраняя стада, ели мясо своих животных только в торжественных случаях. Значительную часть рациона кочевников составляли продукты обмена с земледельцами — животных, шкур, масла — на зерно, растительную пищу и т. п. — и добыча, получаемая в результате военных набегов на земледельческие поселения.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь