Билет № 24 (1) Процессы прядения и виды получаемой пряжи
Основные процессы прядения:
1. Разрыхление волокнистой массы – процесс разделения спрессованной волокнистой массы на мелкие клочки для смешивания волокнистой массы и одновременной очистки ее от сорных примесей с дефектных волокон.
2. Смешивание волокнистой массы для совместного использования различных по качеству и цвету волокон до получения однородной волокнистой массы.
3. Трепание волокнистой массы – процесс наиболее полного разрыхления волокнистой массы и дальнейшего освобождения ее от посторонних примесей. Разрыхленные и очищенные волокна преобразуются в холст, который наматывается на скалку в виде рулона. Волокна в холсте находятся в виде небольших клочков, расположенных произвольно.
4. Кардное чесание волокон – чесание кардами, представляющими собой многослойную ткань, в которой укреплены тонкие металлические скобки или иглы – процесс разъединения мелких клочков на отдельные волокна, а также освобождение волокон от остатков примесей и дефектных волокон. Продуктом процесса является уплотненная неоднородная округлая лента.
5. Гребенное чесание волокон состоит в удалении коротких волокон, распрямлении и параллелизации длинных волокон, удалении остатков сорных примесей с дефектных волокон. Продуктом процесса является однородная гребенная лента.
6. Выравнивание ленты – процесс выравнивания ленты по толщине, а также дельнейшего распрямления и параллелизации волокон в ленте. Продуктом процесса является равномерная лента.
7. Предпрядение – процесс утонения (в 6-40 раз) посредством вытягивания и некоторого закручивания ленты с целью ее укрепления. Продуктом процесса является ровница.
8. Собственно прядение – процесс утонения ровницы и окончательной крутки, в результате которого получается готовый продукт – пряжа.
Волокнистый холст → лента → ровница → пряжа
Билет № 24 (2) Отделочные материалы, область их применения.
При изготовлении одежды особое значение придается отделке и оформлению.. Отделка служит элементом композиции одежды, дополнением, украшающим изделие, способным изменить его функциональное значение. Таким образом, изделие несложной конструкции для повседневной носки при применении элементарной отделки может стать нарядным, праздничным, вечерним туалетом.
Ассортимент материалов для отделки разнообразен. В качестве отделки применяют ткани и трикотаж, натуральную и искусственную кожу и мех, аппликации, вышивки и так называемые отделочные материалы, куда входят ленты, тесьма, шнуры, кружева.
По назначению отделочные материалы подразделяются на виды:
- Прикладные - применяются для оформления и укрепления срезов на внутренних участкахизделий, для белья, пуговиц или крючков. К ним относятся ленты и тесьма.
- Декоративные и отделочные применяются для украшнения изделий
Декоративные материалы применяются для украшения изделий. К ним относятя ленты, тесьма, шнуры, кружева, аппликации, эмблемы.
- Ленты– это тканые полоски различной ширины, вырабатываемые на лентоткацких станках. Ленты изготавливают полотняным, саржевым, репсовым, атласным, ворсовым и другими видами переплетений. Для производства лент используют хлопчатобумажную пряжу, вискозные, ацетатные, капроновые гладкие и объемные нити, штапельную, лавсановую и шерстяную пряжу. Для выработки эластичных лент применяют резиновые жилки и нити спандекс, для нарядных лент – металлические нити. Ленты выпускают одноцветными и пестроткаными. Ленты из монокапрона могут иметь ворсовые рисунки, нанесенные методом флокирования.
К прикладным лентам относятся: бортовая кромка (для уменьшения растяжимости по срезам), брючная лента (для укрепления нижних краев брюк), корсажная лента, киперная лента (для завязывания белья и других изделий).
К декоративно-прикладным лентам относятся эластичные декоративные, окантовочные. Они, наряду с функциональным назначением, имеют декоративный вид.
Декоративные ленты используют для украшения изделий и причесок.
- Тесьма представляет собой плетеную или вязаную одноцветную или пеструю полоску различной ширины. Вырабатывается из х/б и штапельной пряжи, комплексных вискозных нитей, иногда с применением резиновых жилок.
Бахрома – гладкокрашеная ажурная тесьма с бахромой, образованной петлями, различной длины.
- Шнуры различают плетеные, витые и вязаные из х/б, ишерстяной пряжи, шелковых и металлизированных нитей.
- Кружева– сетчатые, прозрачные. Ажурные изделия, изготовленные из ниток ручным или машинным способом. Они являются одним из наиболее изысканных украшений одежды. их декоративность,. тонкость и изящество придают изделию особую нарядность и элегантность.
Гипюр – тяжелое, массивное кружево, состоящее из выпуклых, резко очерченного рисунка, соединенного между собой ажурной сеткой. Гипюр вырабатывается на вышивальных автоматах, поэтому его называют иногда ажурной вышивкой.
Шитье – полоска тонкой х/б ткани с высеченными или вырезанными отверстиями, оформленными вышивкой, изготовленной на специальных машинах. Выпускается шитье в виде края и прошивок. Вырабатывают также ткани с вышитыми рисунками по типу шитья.
Требования к отделочным материалам зависят от их назначения. Важными потребительскими свойствами для прикладных лент и бретелей является их устойчивость к скручиванию, эластичные ленты должны обладать повышенной эластичностью и прочностью. Отделочные ленты применяются для отделки швейных изделий и предметов женского туалета. Эти ленты имеют декоративный характер, поэтому они должны быть нарядными. В последнее время большое внимание уделяется отделке лент: их украшают различными рисунками, цветочками, бусинками и др.
Требования, предъявляемые к тесьме и шнурам, также определяются их назначением, подобно требованиям к лентам.
Билет № 25 (1) Виды одежной фурнитуры. Требования, предъявляемые к качеству фурнитуры.
К одежной фурнитуре относятся пуговицы, крючки, петли, пряжки, кнопки, застежки – молнии и др.
1. Пуговицыслужат для застегивания, а также для украшения одежды. Основные свойства пуговиц определяются свойствами материалов, из которых они изготовлены. По материалу пуговицы бывают пластмассовые - из галалита (искусственный рог), акрилата, полистирола, винипласта, отходов капрона, фенопластов, аминопластов, полипропилена, полиэтилена, а также из поделочных материалов - металла, дерева, перламутра, кости, рога, стекла и др. По назначению различают пуговицы пальтовые, костюмные, платьевые, брючные, бельевые, форменные и детские. Для мужской одежды пуговицы подбирают под цвет материала. Они должны отличаться простотой формы и отделки лицевой поверхности. Размеры пуговиц для пальто - от 26 до 33 мм, пиджака - от 20 до 25 мм, жилета - от 15 до 17 и брюк - от 14 до 17 мм. Для женской одежды пуговицы подбирают по цвету, размеру и форме в зависимости от модели изделия. Они выполняют функции не только застежки, но и отделки. Пуговицы для пальто имеют размеры от 30 до 48 мм, для костюмов и жакетов - 23 - 39, для платьев, джемперов, блузок - 12, бельевые и сорочечные - от 10 до 19 мм. Пуговицы различают еще по ряду других признаков: по форме - круглые, овальные, шарообразные, полушарообразные и продолговатые, цилиндрические и др.; по характеру лицевой поверхности - гладкие и рельефные; по способу прикрепления к одежде - с глазками, т. е. с двумя или четырьмя отверстиями, и глухие, имеющие с затылочной стороны точеное или проволочное ушко. Обратная сторона пуговиц может быть плоской или выпуклой. Лучшей считается выпуклая форма: такие пуговицы прочнее держатся на одежде, не прилегают к ней вплотную и не вырываются с материалом. Требования к качеству: По форме пуговицы должны отвечать утвержденным эталонам. Рисунок на лицевой поверхности должен быть правильно расположен и четко выполнен. Поверхность пуговиц должна быть хорошо и ровно, до блеска отполирована, не иметь царапин, трещин, ямок, бугорков, пятен, пор, острых мест, пузырьков, крупинок и посторонних включений. Глазки должны располагаться на равном расстоянии от края. Стенки глазков должны быть прямые, гладкие, чистые, без заусенцев и сколов, закругленные, чтобы не разрезались нитки. Обратная сторона пуговицы должна быть гладкой, хорошо отшлифованной, чистой, без шероховатостей и не вогнутой. Пуговицы не должны ломаться при падении с высоты 1, 5 м. В воде они не должны изменять своих свойств и внешнего вида. При выдерживании в воде при температуре 20 'С в течение 24 ч водопоглощаемость пуговиц из фенопластов не должна превышать 1 - 3 %, из аминопластов - 2 %, из галалита - 7 %. Пуговицы не должны изменять окраску, форму и внешний вид под действием света. Светостойкость проверяется путем облучения пуговиц кварцевой лампой в течение 3 ч. Для сравнения одну половину пуговицы закрывают светонепроницаемой бумагой. При кипячении в мыльно-содовом растворе (5 г мыла и 3 г кальцинированной соды на 1 л воды) пуговицы не должны изменять окраску, форму и внешний вид. Пуговицы выпускаются двух сортов. В I сорте дефекты не допускаются. Пуговицы II сорта могут иметь два незначительных дефекта: малозаметные бугорки, пятна, сколы, царапины, точки, незначительную несимметричность расположения глазков и матовость поверхности. 2. Крючки и петли бывают платьевые и брючные. В зависимости от размеров первые делятся на пять номеров: № 2 (шубные) длиной 24 и шириной 16 мм; № 3 (для пальто и шинелей) длиной 20 и шириной 13 мм; № 5 (для плащей, кителей, гимнастерок) длиной 16 и шириной 10 мм; № 6 и 7 (для женского и детского платья) длиной 11 и 9 мм, шириной 7 и 6 мм. Петли соответствующих номеров короче, чем крючки, на 2 мм у № 2, 3, 5 и на 1 мм - у № 6, 7. Крючки № 6 выпускаются также с фиксатором, который препятствует их самопроизвольному отстегиванию. Брючные крючки и петли бывают проволочные, штампованные из стальной полированной ленты холодного проката с петлей из этой же ленты и штампованные с проволочной петлей. Требования к качеству. Крючки и петли должны иметь правильную форму и размеры, соответствующие данному виду и номеру, декоративное покрытие чистое, блестящее, без пятен, наплывов, затеков, пузырей, отслоений, вмятин и следов коррозии. Отверстия для ниток должны быть гладкими, без заусенцев и острых мест, режущих нитки.
3. Пряжки брючные и жилетные изготовляются из стальной ленты штамповкой. Имеют две разновидности: 1 - рамка с двумя перекладинами в середине и зубцами на одной из внутренних сторон основания рамки и 2 - прямоугольная рамка, в которой вращается ось с двумя шпеньками. Шпеньки пряжек должны быть прочными, устойчивыми, с хорошо заостренными концами, легко прокалывающими, но не прорывающими ткань. Пряжки для поясов, применяемые при пошиве пальто, платьев и другой верхней одежды, изготовляются из отходов пластмасс способом прессования или литья под давлением в виде прямоугольной рамки, круглые или другой формы, с перекладиной или шпеньками в середине. Окрашиваются в различные цвета. Размеры этих пряжек могут быть различными. 4. Кнопки платьевые состоят из чашечки и головки, которые пришиваются к скрепляемым частям платья порознь. В углублении чашечки монтируется пружинка из бронзовой пружинной проволоки, удерживающая пуколек головки при застегивании. Борта чашечки и головки имеют глазки для прикрепления к одежде, края бортиков закатаны и образуют по окружности основания закругленное ребро. Изготовляются кнопки из латуни (никелированные и посеребренные) и стальной ленты холодного проката (лакированные). Размеры кнопок (по диаметру) 5, 7 и 9 мм. Используются кнопки для застегивания женских блузок, платьев, детских кофточек, головных уборов и пр. Требования к качеству. Головки у кнопок должны располагаться по центру основания, иметь правильную сферическую форму, без вмятин и углублений, закатка бортов равномерная, без гофристости и вмятин. Пружины кнопок должны быть упругими, чтобы кнопки легко застегивались и самопроизвольно не открывались. 5. Застежки-молниисостоит из двух рядов звеньев, укрепленных на полосах ленты, замка, который при передвижении замыкает или размыкает звенья, и ограничителя хода замка. Различают застежки-молнии с неразъемным и разъемным ограничителем. Первый вид застежек применяют в различных видах одежды, второй - в спецодежде, спортивных куртках, кожгалантерейных изделиях. Детали застежек вырабатывают из стальной ленты холодного проката (никелированные и хромированные), из нержавеющей стали, латуни и пластмассы. В зависимости от ширины звеньев в замкнутом состоянии застежки-молнии подразделяются на особо мелкие - до 3 мм, мелкие - 3 - 5 мм, средние - 5 - 7 мм, крупные - 7 - 10 мм, особо крупные - 10 мм и более. Длина застежек 120, 150, 180, 200, 250, 300 мм и более. Требования к качеству. Застежки-молнии должны быть аккуратно и точно собраны, чтобы замок не застревал при движении, а звенья не разъединялись самопроизвольно. Замок должен плавно и свободно передвигаться по всей длине застежки-молнии и закреплять ее в любом месте.
|
Приложение. Характеристика пуговиц из различных материалов.
Галалитовые пуговицы вырабатывают гладкими, различных цветов, под мрамор и перламутр. Применяя осветлители, получают прозрачный галалит. Используют галалитовые пуговицы для верхней одежды. Они неустойчивы к влажно-тепловым обработкам: при увлажнении теряют блеск, а после высыхания деформируются, при температуре 90 'С размягчаются. Недостатком галалита является хрупкость. Галалит не горит, при соприкосновении с пламенем выделяет дым с запахом паленого рога. Галалит постепенно вытесняется другими пластмассами, потому что для его производства сырьем является пищевой продукт. Акрилатовые пуговицы бывают прозрачные и различных ярких цветов. При температуре более 60 С акрилат размягчается. Прочность, свето-, водо- и морозостойкость высокие. Горит медленно, голубоватым пламенем. Акрилатовые пуговицы имеют разнообразную форму и размеры, применяются для пальто, костюмов, жакетов, блузок и платьев. Пуговицы из фенопластов отличаются высокой прочностью, устойчивостью к воде и кислотам, но имеют низкую стойкость к действию щелочей и окислителей; не воспламеняются и не размягчаются над пламенем. Пуговицы из фенопластов используют для пальто, костюмов, жакетов и платьев. Пуговицы из аминопластов выпускаются прозрачными и окрашенными в самые разнообразные цвета, могут быть любой формы и размеров. Они прочны, устойчивы к воде, действию высоких температур и кислот, но недостаточно устойчивы к щелочам. Используют их для верхней одежды. Перламутровые пуговицы изготовляются диаметром 10 - 22 мм из раковин моллюсков с двумя и четырьмя глазками. Используются как бельевые, а также для костюмов и платьев; имеют специфический переливающийся блеск, устойчивы к различным воздействиям, но хрупки. Деревянные пуговицы изготовляются из самшита, клена, березы, бука; окрашиваются в темные цвета, используются для верхней одежды. Костяные пуговицы вырабатывают из отбеленной поделочной кости. Употребляются для бельевых изделий. Их недостатком является ломкость и способность желтеть. Роговые пуговицы изготовляют из копыт и рогов натуральных цветов и крашенными в черный цвет. Имеют красивый внешний вид, используются для верхней одежды. В горячей воде они размягчаются и коробятся, плохо поддаются шлифовке, поэтому быстро перерезают нитку и отрываются. Стеклянные пуговицы вырабатывают прессованием. Они могут быть прозрачными и цветными. Используют их для белья, жилетов и для отделки платьев, блузок. Металлические пуговицы бывают пальтовые, брючные, ведомственные (форменные), детские и отделочные. Вырабатываются штамповкой.
Билет № 25 (2) Ткачество
Ткачество– это процесс получения ткани на ткацком станке путем переплетения взаимно перпендикулярных систем нитей основы и утка. Основа– система нитей, идущих вдоль ткани (основные нити). Уток – система нитей, идущих поперек ткани (уточные нити).Уточные и основные нити перед ткачеством проходят подготовку. Подготовка нитей основы к ткачеству: перемотка, снование (навивание определенного количества нитей или пряжи на сновальный валик), шлихтование (пропитка нитей или пряжи клейким составом – шлихтой (для придания гладкости и прочности), проборканитей или пряжи (продевание нитей или пряжи через детали ткацкого станка – ламели, ремизки, бердо). Проборка нитей в глазки галев ремизок по определенному раппорту обеспечивает образование ткани определенной структуры. Подготовка нитей утка: перемотка нитей с бобин на шпули. Раппорт – повторяющаяся часть рисунка ткацкого переплетения.Схема ткацкого станка:
Процесс выработки ткани на ткацком станке состоит из трех основных моментов. 1. В первый момент одна ремизка 1 поднимается вверх и поднимает определенное количество нитей в соответствии с раппортом ткацкого переплетения, а другая 2 опускается вниз и опускает остальные нити основы — при этом из раздвинувшихся нитей основы образуется ткацкий зев; бердо 3 находится в исходном положении, а челнок4 прокидывается через ткацкий зев, прокладывает уточную нить и входит при торможении в челночную коробку на другой стороне батана 5. 2. Во второй момент бердо движется к краю вырабатываемой ткани 6, прибивая уточную нить в угол ткацкого зева. В этот момент верхняя ремизка, опускаясь вниз, а нижняя, поднимаясь вверх, встречаются в среднем положении и ткацкий зев закрывается. 3. В третий момент опускающаяся ремизка занимает крайнее нижнее положение, поднимающаяся — крайнее верхнее положение, а бердо возвращается в исходное положение. В результате вновь образуется ткацкий зев, через который прокидывается челнок в обратном направлении, прокладывая уточную нить, и процесс повторяется. При каждой прокидке челнока ткань перемещается приемным валиком 7 вперед и навивается на товарный вал 8.
• Снятая с ткацкого станка ткань без отделки называется суровой и далее проходит процессы отделки. Готовые ткани после проверки качества и установления сорта складывают в куски, маркируют, клеймят и упаковывают.
Популярное:
|