Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НАРОДЫ КИТАЙСКО-ТИБЕТСКОМ ЯЗЫКОВОЙ СЕМЬИ



 

Собственно китайцы (хань). Китай — обширный историко-этнографический регион. Народы, чьи языки входят в китайско-тибетскую семью, живут в одном государстве — Китайской Народной Республике. KНР — многонациональная страна. Ученые выделяют здесь 56 народов. Собственно китайцы — их самоназвание хань— составляют 93, 5% от общей численности населения. Это самый многочисленный народ не только в КНР, но и во всем мире. В Китае нет ни одной провинции или автономного района, где бы ханьцы не составляли большинства. По культуре ханьцам очень близки дунгане, которых отличает религиозная принадлежность: они исповедуют ислам. Этнологи выделяют

 

несколько крупных историко-культурных (или этнографических) регионов, население которых имеет свои региональные языко-вые и культурные особенности. Эти особенности определены историей заселения ханьцами различных территорий КНР.

Две тысячи лет Китай был и остается самой населеной, страной земного шара. Специалисты полагают, что уже к началу нашей эры численностьнаселения Китая приближалось к 90 млн. человек. В наши дни численность ханьцев в КНР, не считая китайцев, живущих в других странах, составляет более 1 млрд. человек. Быстрый рост численности населения КНР создает много сложностей для правительства и жителей страны. Население распределено по территории КНР очень неравномерно. На 1/10 части территории государства сосредоточено 80% его жителей. Местами, например, на Великой Китайской равнине и на юго-востоке страны, плотность расселения достигает 700 человек на 1 кв. км. При этом надо помнить, что Китай — «деревенская» страна: городское население не превышает пятой части от общего числа ее жителей. Вообще распределение используемых земельных угодий в Китае весьма примечательно. Пашня занимает 1/10, лес – 1/8 и пастбища — 1/3 часть территории страны. Наиболее «распаханная» часть КНР — Великая равнина. Всего на востоке Китая сосредоточено 9/10 пахотных земель.

Главная отличительная особенность китайского земледелия — тщательная обработка почвы и селек-

 

ционная работа по выведению наиболее продуктивных сортов растений. Крестьянин-китаец получает с земельного участка максимально возможный урожай.

В китайском земледелии исстари очень большую долю составлял чисто ручной труд — обработка земли с помощью мотыги или других ручных орудий. Главным занятием населения Китая всегда было плужное земледелие. Оно было или богарным (неполивным) или орошаемым. Поливное земледелие требовало очень больших затрат труда. Необходимо было подвести воду к полям при помощи различных по размерам каналов. Самый большой в Китае канал называется Великим. Он сооружен в восточной части страны и протянулся на 1700 км. Строили его почти 600 лет. Каналы используются не только для орошения полей, но и для перевозки грузов на различных судах.

Самой распространенной сельскохозяйственной культурой Китая является рис. Китайские крестьяне вывели множество сортов этого злака. Он дает по два, < i в наиболее благоприятных по климату районах — и по три урожая в год. Выращивание риса требует много воды и труда. Прежде всего, много усилий затрачивается на выравнивание поля, его вспашку. Утомительна высадка рассады, т. к. рис не высевают на поля в виде зерен, а высаживают в форме заранее выращенной рассады. Зато это самая урожайная культура.

Второй по значению злак — озимая пшеница. Она также составляет заметную долю в продовольственном обеспечении. Большое место в сельском хозяйстве китайцев занимают овощеводство и садоводство.

 

Животноводство в сельском хозяйстве ханьцев традиционно занимает не столь важное место, как земледелие. Разводят крупный рогатый скот в качестве тягловой силы для вспашки полей. Основной рабочий и мясо-молочный скот ханьцы получают из северных районов КНР, где живут монголы, уйгуры, казахи и другие народы, занимающиеся кочевым (подвижным) скотоводством. В большой мере уханьцев развито свиноводство. Они вывели очень продуктивные породы евиной, которые использовались в селекционной работе и европейцами.

 

Важное место в рационе ханьцев занимают «дары моря». В Китае издревле развивалось рыболовство — как морское, так и речное. Кроме рыбы в пищу используют различных моллюсков, морских ежей, трепангов и т. д. По уровню развития рыболовства КНР занимает третье место в мире. В недалеком прошлом весьма заметную долю в уловах рыбы давало рыболовство во внутренних водах (реки, оросительные каналы). Сейчас, в связи с загрязнением вод, уловы сократились.

Китайские крестьяне задолго до европейских ученых поняли опасность уничтожения лесов на Земле. Они давно стали сажать рукотворные леса. Ими выведены специальные породы деревьев, обладающие необходимыми свойствами, — сосна Массиона и широко культивируемое хвойное дерево кунингамия. Последнее растет очень быстро и уже через 25 — 30 лет после посадки достигает зрелости. Древесина этих пород очень прочна и долго не поддается гниению. Она идет на строительство кораблей, производство железнодорожных шпал, возведение жилищ. И тем не менее лесные посадки не спасают страну от сведения лесов.

 

Многовековую историю имеет китайское ремесло. Оно в большой мере выразило эту древнейшую цивилизацию. Китайцы самостоятельно открыли секрет изготовления керамики, выплавки меди, бронзы и железа. Китайским ремесленникам принадлежит заслуга создания таких необходимых миру вещей, как бумага, шелк, фарфор, компас и порох.

Первые сведения о бумаге относятся ко II в. н. э. По китайской версии, ее изобрел Чай Лунь. Первая бумага изготавливалась из стеблей бамбука и коры (луба) тутового дерева.

Тутовое дерево (шелковица) сыграло важнейшую роль и в другой области человеческой деятельности — шелководстве. Свидетельства о шелковых тканях относятся в Китае к III тыс. до н. э. Тутовый шелкопряд, из коконов которого получают шелковую нить, питается листьями шелковицы. Китайцы долго хранили секрет выделки шелковых нитей и не разрешали вывозить из

 

 

страны коконы. Шелковые ткани в страны Азии и Европы из Китая доставляли по Великому шелковому пути караванами верблюдов. Свое значение этот караванный путь сохранял до XIV в., т. е. до развития регулярного мореходства.

Китай обогатил человечество также таким производством, как выделка фарфоровой посуды. Достоверные сведения о производстве фарфора относятся к VI— VII вв. н. э. Он, как и шелк, имел большое значение в экспортной торговле китайского государства. Особенно славился, а сейчас ценится китайский фарфор X— XIII вв. с красной глазурью (покрытием). С XVII в. фарфоровые сосуды стали украшаться полихромной (многоцветной) росписью.

Всемирную известность получил изобретенный китайцами способ покрывать различные изделия лаком. Классический китайский лак изготавливается из ядовитой древесной смолы. Лаки окрашивали в различные, цвета минеральными красками и золотым порошком. Покрытые несколькими слоями лака вещи влаго-устойчипы, прочны и очень красивы. До наших дней дошли прекрасные образцы лаковых изделий, изготовленных еще в III в. до н. э. Техника лакового покрытия многообразна. Ремесленники научились наращивать на вещах толстые слои лака и после этого наносили на изделия прекрасные объемные резные узоры.

В Китае был изобретен порох, который использовался в мирных целях — для изготовления хлопушек и устройства фейерверков.

Высокий уровень ремесленного производства нашел свое выражение и в строительном деле. Очень разнообразно и рационально устроено классическое жилище ханьцев. Конструкция и планировка домов зависит от природных условий. На северо-западе, например в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, дома строятся бескаркасные, из сырцового кирпича. 11 цеп тральных и восточных районах КНР ханьцы строят свои жилища на довольно высокой утрамбованной искусственной платформе. Основу дома составляет прочный деревянный каркас. Промежутки между балками закладывают кирпичом. Вход обычно делается с

 

 

юга, крышу чаще покрывают черепицей. Национальная особенность китайского дома. — кан. Это занимающее не менее трети площади дома возвышение (высотой до 60см), внутри которого проложен зигзагообразный дымоход. Топка находится в одном углу кана, а вытяжная труба — в противоположном по диагонали углу. Проходя по дымоходу, горячий дым обогревает кан. На кане проходит вся домашняя жизнь хозяев: здесь спят, работают, едят, принимают гостей.

Строительное искусство в Китае достигло удивительного совершенства. Гражданские и культовые здания отличаются изяществом форм — многочисленные пагоды и величественные дворцы знати поражают воображение. Например, в скальном храме Луньмэн (среднее течение р. Хуанхэ) высечено около 100 тыс. барельефов и статуй. О профессиональном умении зодчих Китая свидетельствует и «железная» пагода, построенная в 967 г. и имеющая высоту 56 м. Свое название она получила от «железного» цвета изразцов, использованных для ее облицовки.

Одним из чудес света можно назвать Великую Китайскую стену. Ее протяженность— более 4 тыс. км. Начало строительства стены относят к IV—III вв. до н. э., а окончание — к III в. н. э. Стена, имеющая ширину, достаточную для проезда колесницы, была прекрасной дорогой для переброски войск в военное время. Она не раз спасала Китай от набегов кочевников с севера.

Китайцы хорошо знали своих соседей. Сведения о географических картах в Китае относятся к VII в. н. э. До наших дней сохранились карты Китая и сопредельных территорий XI в. Китайские математики вычислили число «пи» — отношение длины окружности к диаметру (3, 14). Широко известны достижения традиционной китайской медицины: китайцы знали способы борьбы со многими инфекционными и иными болезнями.

Иероглифическая письменность в Китае известна уже со II тыс. до н. э. Иероглиф «рисует» слово и передает его смысл, но лишь приблизительно и не всегда дает его звучание. В китайском языке существует много диалектов, сильно различающихся по фонетике, а

 

 

порой и по грамматике. Устная речь китайцев хань — жителей северных провинций Китая непонятна ханьцам юга страны. Только иероглифическая письменность может сохранить некую форму языковой общности. В стране уже давно делаются попытки упростить иероглифическую письменность, что должно способствовать созданию единого китайского языка. Общим для всей КНР и повсеместно понимаемым в общественной и государственной жизни в настоящее время является язык путунхуа. В его основе лежит столичный (пекинский) диалект. Письменность путунхуа, по сравнению с традиционной иероглификой, значительно упрощена. Это официальный государственный язык, на котором ведется преподавание, которым пользуются в армии, в сложных производствах. И тем не менее языковое единство Китая в паши дни сохраняется в основном благодаря иероглифической письменности. Проблема языкового единства — одна из важнейших в КНР.

 

Очень своеобразна религиозная ситуация в Китае. Уже в VI в. до н. э. в Китае сложились две философские системы, постепенно превратившиеся в религии. Возникнув почти одновременно, они более или

 

менее мирно развивались в течение двух с половиной тысяч лет. Это конфуцианство и даосизм. Первое из этих двух учений создано Конфуцием (Кун Фуцзы, около 551 — 449гг. до н.э.). Оно в основном определяет морально-этические порядки в государственном обустройстве. Учение Конфуция изложено его учениками в книге «Лунь юй». Основа конфуцианства: власть государя священна; разделение людей на высших и низших — всеобщий закон справедливости. Каждый человек должен действовать в обществе в соответствии с занимаемой должностью. По Конфуцию, управлять означает ставить каждого на «свое место», т. е. человек обязан заниматься только тем делом, к которому он предназначен. Продвижение в общественной жизни возможно только путем нравственного совершенствования и постижения науки.

Второе учение—даосизм. Его создателем считается Лао Цзы (подлинное имя Ли Эр, IV—III вв. до н. э.). Оно в большей мере касается философии и норм семейной жизни и ее устройства. Сторонники этого учения проповедовали сближение с природой. Цель позднейших даосистов — достижение долголетия с помощью особого режима питания, физических упражнений и т. п.

Лао Цзы изображался в виде старца, сидящего на быке. Легенды об основателе даосизма говорят о Лао Цзы как о главе всех бессмертных. Наиболее полно учение даосизма изложено в «Книге о пути и добродетели». Среди последователей даосизма бытует предание о том, что Лао Цзы является отцом Будды. Возможно, что этот сюжет навеян сходством догматов (основных положений вероучения) даосизма и буддизма.

В первые века нашей эры в Китае распространился буддизм, а в VIII в. появляются первые проповедники ислама. Позднее, в Средние века, в Китай проникают христианские миссионеры. Все канонизированные религиозные учения существуют в КНР и сейчас.

На формирование конфуцианства и даосизма очень большое влияние оказали древние верования ханьцев. Конфуцию, например, приписывают авторство Шицзин — Книги песен — одного из древнейших сборников народных обрядовых песен.

 

Большое значение, особенно в сельской местности, имеет широко распространенный культ предков.

После победы народной революции в Китае и образования КНР (1949) прошло более полувека. Жизнь внесла свои коррективы в традиции китайского общества. Изменилась экономика Китая: страна быстро входит в число индустриальных государств мира. Но и в этих условиях население самой многолюдной страны с уважением относится к своим традициям.

Обрядовые фольклорные песенно-плясовые представления со временем трансформировались в профессиональные театральные жанры — музыкальные драмы с участием профессиональных актеров. Такие труппы известны в Китае с рубежа I и II тыс. н.э. Классические формы китайской музыкальной драмы сложились в XIV в. Окончательно профессиональный театр оформился в XIX в. Сейчас он известен как «Пекинская опера».

Не менее длительную историю имеет художественная литература. Поэтические жанры развивались в ней активнее прозы. Отцом китайской профессиональной поэзии считается Цюй Юань, живший в III в. до н. э. Одним из древнейших памятников китайской литера-куры являются произведения, посвященные «Восьми посмертным мудрецам». В законченном виде их жизнеописания сформировались в XIII—XIV вв. н. э. Высокого развития достигла современная профессиональная культура.

 

Народы тибето-бирманской языковой группы. На языках этой группы говорят несколько народов, расселенных в юго-западных провинциях КНР. Наиболее крупные — тибетцы (4, 5 млн. человек) и ицзу (5 млн. человек). Тибетцы живут на обширных пространствах тибетского высокогорья. Они занимаются в основном козоводством и горным земледелием (в долинах), разводит яков. Летом стада пасутся высоко в горах, а на зиму (пускаются в долины. Яки — единственные животные, хорошо приспособившиеся к суровым условиям высокогорья. Они дают тибетцам молоко, мясо, шерсть, кожу. Шерсть и кожа идут на изготовление

 

одежды, ковров, летних жилищ-шатров. В небольших количествах тибетцы разводят коров и лошадей.

До образования КНР (1949) Тибет был полусамостоятельным теократическим (чисто церковным) государством во главе с Далай-ламой. Резиденция Далай-ламы находилась в г. Лхасе, расположенном на юге Тибета. Он не только руководил буддийской церковью Тибета, но и возглавлял государственное руководство страной. В наши дни Тибет является неотъемлемой частью КНР, а за Далай-ламой признается право руководства буддийской церковью Тибета. Современный Далай-лама в 1959 г. эмигрировал в Индию и имеет резиденцию в этой стране.

Юго-западная часть КНР поражает этническим разнообразием. Здесь проживает множество народов, стоящих на разных уровнях социально-экономического развития. Их. языки относятся к разным лингвистическим группам. Наиболее крупный из них — народ ицзу, живущий на границе КНР и Мьянмы (Бирмы). У народов, населяющих эту часть КНР, гармонично сочетаются плужное и мотыжное земледелие. Ицзу занимаются сельским хозяйством и также известны развитым ремеслом, например, кузнечным. Женщины ицзу — искусные вышивальщицы.

 

Народы тайской языковой семьи. Восточнее ицзу, на границе с Вьетнамом, живет группа народов, говорящих на языках тайской семьи. Всего их около 21 млн. человек. Наиболее крупный из них носит имя чжуан (более 15 млн.). Чжуаны умелые земледельцы и ремесленники. Они славятся обработкой металлов, выделкой фарфора, шелковых тканей. Другие народы юго-запада КНР не столь многочисленны, но представляют интерес для этнологов, так как сохранили в быту много черт традиционного уклада жизни.

 

ЯПОНИЯ И ЯПОНЦЫ

 

Япония — островное государство, расположенное на четырех крупных островах — Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю — и около 40 тыс. небольших и совсем маленьких (многие из них не заселены).

 

По данным археологии, люди проникли на Японские острова довольно рано, но наиболее изученные археологические памятники, уже содержащие керамику, относятся к сравнительно недавнему времени — примерно 10 тыс. лет назад. Не исключено, что их оставили предки айнов — народа, живущего сейчас на севере острова Хоккайдо. Их около 16 тыс. человек, и к нашему времени они уже утратили свою самобытную культуру. Исследование классической культуры айнов показало, что их далекие предки были связаны с более южными регионами Восточной и Юго-Восточной Азии. Во II тыс. до н. э. юг Японских островов заселили люди, говорившие на языках австронезийской группы. Носители собственно древнеяпонского языка переселились на Японские острова из Кореи в V в. до п. э.

Современная Япония — однонациональная страна. Около 99% ее населения— японцы. Среди них выделяют несколько этнографических групп, некогда имевших свои культурные особенности. В значительной мере их сохранила одна из таких групп на островах Рюкко.

Языковая ситуация в Японии очень сложна: в стране существует три больших группы диалектов и множество говоров. Каждый японец обычно знает по крайней мере два разговорных языка: во-первых, государственный и литературный язык, которым владеют практически все японцы, и, во-вторых, свой местный диалект. Сложность в общении состоит в том, что диалекты очень различаются фонетически.

Писменность японского языка основана на китайской иерилоглифике. Чтение японских текстов — весьма сложное дело. Созданная в X в. слоговая азбука (из 50 знаков) используется в основном для записи падежных

 

окончаний, послелогов и иных грамматических показателей.

Традиционным хозяйственным занятием японцев является пашенное земледелие. В Средние века в связи с дроблением земельных наделов на мелкие участки и обнищанием крестьян возродилось мотыжное земледелие. В традиционном сельском хозяйстве японцев очень много операций выполняется вручную.

Большое место в жизнеобеспечении классического японского общества занимает рыболовство. Здесь даже сложился особый хозяйственно-культурный тип прибрежных рыболовов и собирателей. При этом рыбаки всегда были одной из беднейших групп населения. Как и в Корее, в Японии существует женская профессия ныряльщиц за глубоководными моллюсками. С давних времен сохранился способ ловли рыбы с помощью дрессированных бакланов. На шею птице надевают кольцо, не позволяющее пойманной ею рыбе проскочить дальше шейного мешка, откуда ее и достает хозяин птицы. Сейчас это скорее зрелище для туристов, нежели практический способ ловли.

Материальная культура. Больше всего своеобразия сохранила пища японцев. В ней выделяют две части: 1) сюсёку— «главную пищу», — состоящую из риса или каких-нибудь других круп и лапши, и 2) фукусс-ку— «дополнительную пищу», — куда входят различные рыбные, овощные и мясные приправы. Мяса японцы употребляют очень немного. В прошлом, подобно китайцам, они даже не доили коров и не пили молока.

Традиционное сельское жилище японцев — одноэтажный каркасный дом с раздвижными стенами и полом, покрытым соломенными циновками татами, — и в наши дни остается без каких-либо существенных изменений.

Немало пришедшего из прошлой культуры сохранилось в домашнем костюме японцев. Если в качестве рабочей одежды ими используются современные спецовки и европейский костюм, то дома японцы предпочитают носить кимоно (прямокройный халат). По по-

 

крою мужские и женские кимоно одинаковы. В мужском варианте лишь рукава значительно короче.

 

Особенности социального быта. В современных социальных структурах японского общества сохранилось немало особенностей от прошлых эпох. С тех пор как предводитель мелкопоместного служилого дворянства самураев— Минамото Ритомо объявил себя ( пупом верховным правителем (XII в.), самураи играли весьма заметную роль в политической жизни Японии. Был разработан кодекс рыцарской чести «Бусидо» («Путь воина»), регламентировавший поведение самураев, в том числе обряд самоубийства (харакири).

В значительной мере моральные устои общества по традиции подчинены идее исключительности японского характера. Патриархальные отношения, т. е. полное подчинение всех членов семьи воле главы семьи, остаются господствующими. Приниженное, неравноправное положение женщины проявляется и на государственном уровне. За равный с мужчиной труд женщина получает меньшее вознаграждение.

Фактически сохраняется деление японского общества на касты. Униженное, неполноправное положение в обществе занимает каста буракумин, или эта. К ней в Японии принадлежит около 3 млн. человек. Они проживают в особых поселках (числом до 600). Буракумины – люди так называемых “подлых профессий” – мусорщики, кожевники, скоморохи и т. п. Официально они равноправны с остальными японцами, но на практике их дискриминация сохраняется.

 

Браки между буракуминами и остальными японцами осуждаются обществом. Буракуминам гораздо труднее, чем иным представителям японского общества, получить образование. Доступ к высококвалифицированному труду в современных условиях, когда все производство основано на высоких технологиях, для них практически закрыт.

Потребности современного хозяйства воздействуют на формирование системы образования. В Японии обязательно девятилетнее среднее образование.

 

Верования. Не совсем обычна и религиозная обстановка в стране, где одновременно сосуществуют две религии. Первая из них — синтоизм (синто по-японски — «путь богов») — поклонение солнечной богине Аматэрасу и почитание ее «потомков» — членов императорской фамилии. До конца Второй мировой войны синтоизм считался государственной религией, точнее — идеологией, обязательной для всех японцев (при этом принадлежность человека к другой религии не имела значения). Вторая религия, имеющая много последователей, — буддизм. В бытовой, повседневной практике эти религии мирно «поделили» между собой сферы влияния. Буддизм «ведает» похоронной обрядностью, а синтоизм — повседневной религиозной практикой японцев, многие из которых являются стихийными атеистами.

В наши дни в Японии очень сложным образом переплелись современные технологии, выдвинувшие страну в число ведущих промышленных держав мира, и консервативный, уходящий корнями в прошлое семейный быт. Современный японец следует двойному стандарту поведения: на производстве это, так сказать, «современность», в быту— «традиция». Это характерно не только для японцев, живущих в Стране восходящего солнца (как иногда называют Японию), но и для их земляков — этнических японцев, осевших в других странах мира. Правда, в последнем случае традиционные черты в большей мере уступают новшествам.

 

НАСЕЛЕНИЕ КОРЕИ

 

Корейцы (68 млн. человек) — один из древнейших пародов Евразийского континента. Они живут на Корейском полуострове — территории, входящей в число самых густонаселенных районов земного шара (средняя плотность населения около 250 человек на км2). Многие корейцы в поисках лучшей доли в разное время покинули свою страну. Сейчас за пределами Кореи живут более 4 млн. корейцев.

Люди появились на Корейском полуострове в глубокой древности — в раннем палеолите. По археологическим данным известно, что еще за тысячу лет до пашей эры предки корейцев знали земледелие и скотоводство, в частности разводили лошадей. Уже в VII— II вв. до н. э. на территории Кореи сложилось рабовла-делвческое государство. Консолидация (объединение) разрозненных древнекорейских племен в народность завершилась к VII в. н. э. Вероятно, с этого времени можно говорить о едином корейском языке. До недавнего времени язык корейцев считался изолированным, т. е. не входящим ни в одну из языковых семей, но последними исследованиями лингвистов выявлены свидетельства родства корейского языка с языками алтайской семьи. В VII в. н.э. появилась корейская система письменности— иду. В ней использовались китайские иероглифы. В XV в. н. э. было создано корейское фонетическое письмо. Его алфавит первоначально состоял из двадцати букв, в наше время их количество увеличилось до сорока. Иероглифы используются как вспомогательный способ письма (по большей части в научной литературе). Письменное наследие, написанное на корейском языке, очень обширно. Корейцы уже в XI в. хорошо знали книгопечатание ксилографическим способом.

Традиционное хозяйство корейцев — поливное земледелие. Техника обработки почвы (с использованием крупного рогатого скота в качестве тягловой силы и грядковой высадкой рисовой рассады) указывает на тесные хозяйственные связи с Юго-Восточной Азией.

 

Главной сельскохозяйственной культурой был и остается рис. Население северной части полуострова, где климат более прохладный, в большей мере занимается выращиванием сои, пшеницы и кукурузы.

В сельском хозяйстве корейцев все еще очень велика доля использования мускульной силы людей. В первую очередь это относится к подаче воды на поля. Водоподъемные колеса приводятся в действие людьми; механизмы используются ограниченно.

Кроме земледелия, большое место в хозяйстве корейцев занимает рыболовство, особенно прибрежное и в устьях больших рек. Обилие небольших прибрежных островов создает хорошие условия для ловли рыбы — как в одиночку, так и небольшими артелями. Среди корейцев существует профессия женщин — ныряльщиц за морскими моллюсками, являющимися в корейской кухне деликатесами.

Жители гор до недавнего времени занимались преимущественно охотой и собиранием дикорастущих полезных трав. Вообще в пищевом рационе корейцев преобладают растительная пища и продукты моря. Корейцы едят много различных соевых приправ, среди их кушаний много острых, приправленных перцем. А вот ни молока, ни молочных продуктов они не употребляют, пьют мало чая.

Издревле славились изделия корейских ремесленников. В 770 г. н. э. корейские металлурги отлили колокол-гигант для буддийского храма. Его диаметр достигал 2, 3 м, а высота — 3м. Корейские мастера освоили способы инкрустации металлических изделий камнями-самоцветами и цветной эмалью. Уже в XVI в. в Корее строились боевые корабли с корпусом, обшитым медными листами. Высокого развития достигали ткачество, бумагоделательное производство, гончарство. Очень высоким качеством обладал корейский фарфор, который, впрочем, высоко ценится во всем мире и в наши дни.

Корейцы исстари селились вдоль рек. Большая часть корейских городов расположена в устьях рек. Города выросли на местах средневековых крепостей, закрывавших вход в долины. О высоком искусстве

 

корейских строителей свидетельствует оборонительная стена, закрывающая вход на полуостров. Она была сооружена в X в. против набегов войск народа киданей. Длина ее достигала 500 км.

Большого совершенства достигли корейцы в строительстве жилищ. Их традиционные каркасные дома имеют важную особенность — подогреваемый пол (ондоль.), устроенный по принципу китайского кана. Вся жизнь корейской семьи— сон, прием пищи, различные занятия — проводятся на ондоле. Очаг с котлом для приготовления пищи и подогрев воды делается отдельно от топки ондоля на кухне. Мебели в корейском доме не много. Обязательной принадлежностью домашнего «оборудования» остаются небольшие легкие столики для еды. Они подаются к трапезе и по ее окончании убираются.

Корейцы исповедуют буддизм, проникший к ним и ч Китая в IV—VII вв. н. э. Кроме буддизма, в стране широко распространен культ предков, совершающийся по конфуцианской обрядности. В XX в. активизировали свою деятельность христианские миссионеры.

 

Оценивая вклад в мировую цивилизацию народов, кпкущих в Центральной и Восточной Азии, следует ■ качать, что он очень велик. Здесь сложился отличный от других частей ойкумены культурный ареал (региональная цивилизация). С глубокой древности идо XIX в. здесь главенствовала китайская культурная традиция, во многом определившая культурный облик сопредельных стран. Очень сильно воздействие восточно-азиа- тского культурного комплекса и на народы Юго-Восточной и Средней Азии. Влияние населения этого региона па события в мире постоянно увеличивается за счет мощного технологического роста индустрии, банковского капитала и демографического потенциала, составляющего четверть населения планеты. Роль Центральной и Восточной Азии в культурной жизни мира велика и будет возрастать.

СП. Поляков

Глава 10


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2611; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь