Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Взаимосвязь между тремя разделами богословия. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Схема:
Чем выше представление о Боге, тем глубже понимание греховности человека; а чем глубже понимание греховности человека, тем более высокое представление о спасении.
II. Первородный грех. 1. Теории первородного греха. Пелагианство (минимальный взгляд на греховность человека). Пелагий – британский монах, преподававший в Риме около 400г.н.э. По этому учению греховная природа Адама и его вина не переходят к следующим поколениям, поэтому каждый новорожденный подобен Адаму до грехопадения. Добро и зло – это лишь выбор человека, поэтому спасение рассматривается как сохранение себя в том состоянии, в котором родился; это заслуга человека, спасение по делам.
Полупелагианство. Против пелагианства выступал Августин и во многом доказал, что спасение не от дел, а по благодати. В результате некоторые люди попытались найти компромисс между пелагианством и учением Августина. Этот компромиссный вариант называется полупелагианством. Его суть заключается в следующем: каждый человек обладает определенной степенью свободы, которая позволяет ему «сотрудничать» с Божьей благодатью; человеческая воля ослаблена и природа извращена, но это извращение не является полным – человек способен сделать выбор в пользу Бога, Который затем дает ему дополнительную благодать. Арминианство. Сторонники этого взгляда утверждают, что человечество осквернено грехом Адама, но вины за него не несет: как может один человек отвечать за грехи других? Грех, скорее, – акт воли, чем греховная природа.
2. Библейский взгляд. А. Наследование греха. Рим.5: 12, 18(а), 19(а). Мы унаследовали греховную природу от наших родителей, в свою очередь родители от своих родителей и т.д., поэтому каждый человек рождается грешным. Маленькие дети – это не ангелы, это самоцентричные и эгоистичные существа, грешники (Пс.50: 7; 57: 4-6). Все человечество унаследовало греховность. Любая попытка смягчить истину о наследовании греха, о полной порочности человека является непониманием глубины греховности человека.
Б. Вменение греха. Мы не только унаследовали греховную природу наших родителей, но еще нам вменен грех Адама. Вменить значит обвинить, вменить в обязанность. Грехи всех людей были вменены Христу: «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор.5: 19).
Праведность Христа была вменена верующим в Него: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5: 21).
Грех Адама был вменен всему человечеству: «Поэтому, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех людей, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5: 12). «Согрешили» – глагольная форма – аорист, указывающий на то, что все человечество согрешило однажды в один момент. Речь идет о том, что в момент грехопадения все человечество получило греховную сущность. Бог считает каждого из нас виновным в грехе Адама так же, как и самого Адама (нам вменяются не грехи Адама, которые он сотворил в своей жизни, а его греховная сущность, которую он приобрел вследствие первого непослушания). Как может быть, что в Адаме все согрешили? Две теории. 1-ая теория: теория представительства. Адам был представителем всего человечества.
2-ая теория: теория семени Адама. Все человечество не просто было представлено Адамом, а реально находилось в нем (органически). «И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его» (Евр.7: 9, 10). До рождения Левия было еще 200 лет. Как Авраам содержал в себе Левия, так и Адам содержал в себе всех нас! Этот подход основан на традукционизме. Богословы-традукционисты считают, что душа, как и тело, передается от родителей к детям. Другие же считают, что Бог творит душу в момент зачатия, однако в Быт.2: 1-3 сказано, что Бог отдыхал в 7-ой день после сотворения. Противники этой теории утверждают, что Бог уже не творит ничего нового.
Согласно Библии точно доказать ни теорию представительства, ни теорию семени Адама невозможно. Может быть, они обе дополняют одну истину одновременно. Но ясно одно: всем жителям земли вменен грех Адама, одновременно все люди получили греховную сущность и виновны в грехопадении Адама, как и сам Адам. Как мы унаследовали греховную природу. Схема:
Как нам вменяется грех. Схема:
Обе схемы отражают две грани истины одновременно: 1-ая – мы унаследовали греховную природу от Адама через прародителей, 2-ая – нам вменяется грех Адама лично, как будто мы были на его месте.
III. Личный грех. Это грех, который совершается человеком лично в мыслях, словах или делах в процессе жизни.
Часть 2. Полная порочность человека.
I. Неправильное понимание состояния человека до обращения.
1. Человек нейтрален (то есть он не грешный и не святой).
Разработан этот взгляд Пелагием и поддерживается гуманистами. Кстати, католики в большинстве своем придерживаются его.
Вот, в чем суть этого заблуждения: а) Все люди грешат индивидуально и не ответственны перед Богом за грех Адама. Это неверно, так как Писание говорит: «…в Адаме все умирают…» (1Кор.15: 22). Мы виновны вместе с Адамом.
б) Человек приходит в этот мир нейтральным: он не грешник и не святой – он нейтрален и имеет свободную волю, и, таким образом, он выбирает быть ему грешным или святым. Это неверно. Человек не рождается нейтральным, он рождается духовно мертвым, рабом греха. «С самого рождения отступили нечестивые, от утробы [матери] заблуждаются, говоря ложь. Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях. Боже! Сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов! » (Пс.57: 4-7).
в) Так как человек нейтрален и способен выбрать Бога, то и продвижение в святости является его личной заслугой.
г) Так как человек нейтрален и способен выбрать или отвергнуть Бога, то и Божье избрание зависит не от суверенного решения Бога, а от выбора человека. То есть Бог заглянул в будущее и увидел, кто будет верить, и потом избрал их.
Взгляды Пелагия на то, что человек нейтрален, были названы ересью и осуждены Эфесским собором еще в 431г. по РХ, уже после смерти Августина, который внес огромный вклад в разоблачение этой ереси. 2. Человек добр. Этот взгляд крайне популярен сегодня среди психологов и гуманистов. Основная его идея заключается в том, что человек добр и хорош сам по себе, он приходит в этот мир не просто нейтральным, а именно добрым, предрасположенным ко всему позитивному, созидающему, и только под давлением внешних обстоятельств жизни человек поступает плохо и делает зло. (Но если все люди рождаются добрыми, откуда тогда вообще зло? ) Таким образом, сторонники этого заблуждения считают, что человек добр внутри себя самого, а все злые поступки, которые он совершает, навязаны ему извне.
Это прямо противоположно словам Христа: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15: 19).
Все грехи, совершаемые людьми, не навязаны извне, а рождаются внутри человеческого сердца. «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1: 14).
3. Человек пьян, или смертельно болен, даже мертв, но оживлен предваряющей благодатью. (Эти названия условны). Эту небиблейскую теорию называют полупелагианством, или арминианством. Она гласит: человек не добр, то есть он не приходит в этот мир предрасположенным к добру, человек не нейтрален, человек сильно испорчен грехом Адама, склонен к злу, но при определенных обстоятельствах (таких, как предваряющая благодать) способен выбрать или отвергнуть Бога.
Такая теория очень близка к библейской только на первый взгляд. В ней явно не хватает понимания глубины порочности человека. II. Библейский взгляд на состояние человека до обращения. Человек не добр, не нейтрален, не пьян (не болен, не при смерти), все гораздо хуже: человек мертв. В Еф.2: 1, 3 прямо сказано, что до своего обращения человек мертв и является чадом гнева: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим…» (Еф. 2: 1). «…между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе детьми гнева, как и прочие» (Еф. 2: 3). «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом – благодатью вы спасены» (Еф.2: 5). «И вас, которые были мертвы во грехах…» (Кол.2: 13).
До обращения к Богу верующие были мертвы. Мертвый человек не понимает, что он мертв, не может себе помочь, не может себя спасти, да и не хочет этого делать.
Мера порочности человека.
1. Порочность ума. А. Ум находится в полнейшей тьме. «Поэтому я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф.4: 17, 18). 1) Интеллектуальная суетность: «по суетности ума своего». Все размышления неверующего о вечности, грехе, Библии и Боге извращены грехом и необъективны. Ум неверующих суетный: их мышление вращается вокруг мелочных и пустых занятий, они поглощены страстью к приобретению временных ценностей, они ищут удовольствия в обмане, который всегда приводит к разочарованию.
2) Помраченный разум: «будучи помрачены в разуме». «Помрачены» – (букв.) покрываться тьмой, меркнуть. Ум неверующих находится в полнейшей тьме – они неспособны воспринимать истину о спасении никаким образом. Б. Ум направлен на угождение плоти. «…Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6: 26).
На первый взгляд может показаться, что люди ищут Бога. В 24-ом стихе сказано, что народ искал Иисуса, однако, на самом деле люди ищут не Бога, а удовлетворения своих плотских желаний. Они искали не спасения, а пищи. Ум грешника не богоцентричен, а самоцентричен. В. Ум человека находится в оппозиции духовной истине. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин.5: 39, 40).
Иисус Христос упрекает фарисеев в том, что они исследуют Писания, которые свидетельствуют о Христе, а прийти к Нему не хотят. Проблема не в том, что свидетельства Священного Писания неубедительны, а в том, что ум грешника находится в оппозиции по отношению к Богу.
2. Порочность воли. Воля человека была свободной до грехопадения, но после этого человек потерял свободу воли. Теперь его воля в рабстве греха. «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности» (Рим.6: 20). Воля всех людей: и законопослушных интеллигентов, и отпетых мошенников находится в рабстве греха. Сам по себе человек может выбрать только грех: каким грехом ему грешить, как грешить и до какой степени грешить. Но принять решение не грешить сам по себе, без Божьего спасения человек не в состоянии. Человек неспособен выбрать добро, перестать грешить или обратиться к Богу.
3. Порочность стремлений (желаний). Все стремления человека греховны и порочны, они направлены на удовлетворение своего эгоизма и не имеют богоцентричных позиций. «Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов…» (Еф.2: 3).
Все желания грешника порочны, все стремления поражены грехом. 4. Порочность сознания (совести). «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть» (Тит.1: 15).
Даже самое объективное в человеке – совесть – искажено грехом.
5. Порочность тела. В Рим.6: 6 тело названо «греховным», а в Рим.6: 13 говорится: «И не предавайте членов ваших греху в орудия неправедности…»
Тело невозрожденного человека полностью порочно, в нем нет ничего доброго, это «орудие неправедности». Своим телом грешник служит неправде.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы