Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Библейская школа «Слово Истины».Стр 1 из 2Следующая ⇒
Библейская школа «Слово Истины». Хамартология. Часть 1.
I. Взаимосвязь хамартологии с другими разделами богословия. 1. Хамартология и теология. Наше понимание учения о грехе является отражением нашего понимания учения о Боге: чем выше наше представление о Боге, тем глубже понимание греховности человека. · Если мы имеем высокое представление о Боге, о Его высоких стандартах святости, тогда и понимание греховности человека будет отражать эти высокие стандарты – мы будем считать человека безнадежно погибшим (мертвым) грешником. · Если же наше представление о Боге, о Его святости и других совершенствах невелико, то и взгляд на греховность человека так же становится незначительным и его положение уже не рассматривается как безнадежное. Схема:
Если Бог совершенно свят, то малейшее отклонение от Его высоких стандартов является грехом. 2. Хамартология и антропология. Цель создания человека определяет понятие греха. Если человек создан для славы Божьей, то любая мысль, любой поступок, который не прославляет Бога, является грехом. Пример:
Определение: Любая мысль, слово, действие, не прославляющее Бога, является грехом.
3. Хамартология и сотериология. Понимание греховности человека влияет на понимание спасения. · Если человек не поражен на смерть грехом, а только болен им, значит, и исцелить его можно хорошим воспитанием, образованием, следованием правильному примеру. · Если же человек не просто болен грехом, а мертв, тогда такие легкие меры ему не помогут, ему нужно радикальное изменение – возрождение, требующее полного преобразования личности.
Чем более радикален ваш взгляд на греховность человека, тем более сверхъестественного вмешательства требует спасение грешника. Чем глубже понимание греховности человека, тем большим чудом является его спасение, и тем больше исключаются человеческие усилия в спасении. Пример:
Взгляды на первородный грех и спасение. Пелагианство (минимальный взгляд на греховность человека). В соответствии с этим взглядом человек рождается не грешным, а нейтральным, следовательно, человек может своими силами без сверхъестественной работы Духа Святого, без возрождения жить свято.
Таким образом: Спасение – это не чудо Божье, а результат человеческих усилий в следовании Божьим заповедям (хотя спасение в пелагианстве – это не переход из мертвого состояния в живое, а сохранение себя в своем состоянии добра). Участие человека в спасении: 100% спасение через дела.
В этой теории первородного греха не существует, поэтому спасение – заслуга человека, и нет нужды в благодати.
Арминианство. В этом учении взгляд на греховность человека близкий к максимальному, но не максимальный. Хотя сам Якоб Арминий придерживался умеренной позиции, многие его сторонники пошли дальше. По этой теории человек рождается порочным, но предваряющая благодать, нисходящая на всех людей, нейтрализует человеческую греховность, и, таким образом, человек становится свободным, чтобы принять решение спастись. Спасение, начинающееся с избрания, зависит от решения человека, а не от суверенного выбора Бога. Участие человека в спасении путем принятия им еще до возрождения свободного решения веровать является ключевым.
в соответствии с этим взглядом благодаря какой-то предваряющей благодати (которой в Библии нет) греховность человека во многом нейтрализована, таким образом, спасение – это чудо Божье, зависящее от человеческого выбора. Следовательно, спасение зависит в первую очередь от человеческого выбора, а не от суверенного Божьего избрания. Первородный грех существует, но он нейтрализован благодатью.
Реформаторское Богословие (библейский взгляд). Это максимальный взгляд на греховность человека. Человек рождается духовно мертвым. Спасение – 100% заслуга Бога, так как мертвый не может себя спасти. Заслуга человека в спасении – никакой: спасение совершает Бог!
Человек порочен на 100%, первородный грех существует. Чем мы ближе к максимальному взгляду на греховность человека, тем меньше спасение зависит от человека.
Также понимание греховности человека влияет на подход к благовестию и проповеди. · Если считать, что человек не очень-то порочен, основной тон учения в церкви и евангелизации будет позитивным: мы будем призывать добрых людей делать больше добра. Стив Лоусон с удивительной точностью замечает: «К сожалению, большинство современных проповедей становятся слишком бесхребетным, как будто «один добродушный человек стоит перед другими добродушными людьим и уговаривает их быть более добродушными»» («Стон земли», Стив Лоусен, изд. «Благодать» 2004г., стр. 75). · Если же человек понимается нами совершенно порочным, тон нашего служения будет направлен на обличение греха и призывы к новому рождению.
Проповеди Христа, Иоанна Крестителя, апостола Павла отражают глубокое понимание порочности человека. Иоанн Креститель. «Увидев же многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, Иоанн сказал им: «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния»» (Мф.3: 7, 8).
Иисус Христос. «Иисус сказал им: «Если бы Бог был Отцом вашим, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийцей от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне»» (Ин.8: 42-45).
Апостол Павел. «Проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4: 2-4).
Проповедники, которые не звучат негативно и не обличают грех и ересь, скорее всего, не понимают глубину порочности человека. Они лишь льстят слуху. Также понимание греховности человека влияет на понимание нашей роли в обществе.
· Если человек рассматривается как нейтральный, то все зло он приобретает в обществе, следовательно, если мы хотим изменить человека, мы должны изменить общество. · Если человек воспринимается порочным, то все проблемы общества – это следствие его внутренней порочности, следовательно, проповедь Евангелия изменяет грешника изнутри и меняет общество. Взаимосвязь между тремя разделами богословия.
Схема:
Чем выше представление о Боге, тем глубже понимание греховности человека; а чем глубже понимание греховности человека, тем более высокое представление о спасении.
II. Первородный грех. 1. Теории первородного греха. Пелагианство (минимальный взгляд на греховность человека). Пелагий – британский монах, преподававший в Риме около 400г.н.э. По этому учению греховная природа Адама и его вина не переходят к следующим поколениям, поэтому каждый новорожденный подобен Адаму до грехопадения. Добро и зло – это лишь выбор человека, поэтому спасение рассматривается как сохранение себя в том состоянии, в котором родился; это заслуга человека, спасение по делам.
Полупелагианство. Против пелагианства выступал Августин и во многом доказал, что спасение не от дел, а по благодати. В результате некоторые люди попытались найти компромисс между пелагианством и учением Августина. Этот компромиссный вариант называется полупелагианством. Его суть заключается в следующем: каждый человек обладает определенной степенью свободы, которая позволяет ему «сотрудничать» с Божьей благодатью; человеческая воля ослаблена и природа извращена, но это извращение не является полным – человек способен сделать выбор в пользу Бога, Который затем дает ему дополнительную благодать. Арминианство. Сторонники этого взгляда утверждают, что человечество осквернено грехом Адама, но вины за него не несет: как может один человек отвечать за грехи других? Грех, скорее, – акт воли, чем греховная природа.
2. Библейский взгляд. А. Наследование греха. Рим.5: 12, 18(а), 19(а). Мы унаследовали греховную природу от наших родителей, в свою очередь родители от своих родителей и т.д., поэтому каждый человек рождается грешным. Маленькие дети – это не ангелы, это самоцентричные и эгоистичные существа, грешники (Пс.50: 7; 57: 4-6). Все человечество унаследовало греховность. Любая попытка смягчить истину о наследовании греха, о полной порочности человека является непониманием глубины греховности человека.
Б. Вменение греха. Мы не только унаследовали греховную природу наших родителей, но еще нам вменен грех Адама. Вменить значит обвинить, вменить в обязанность. Грехи всех людей были вменены Христу: «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор.5: 19).
Праведность Христа была вменена верующим в Него: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5: 21).
Грех Адама был вменен всему человечеству: «Поэтому, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех людей, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5: 12). «Согрешили» – глагольная форма – аорист, указывающий на то, что все человечество согрешило однажды в один момент. Речь идет о том, что в момент грехопадения все человечество получило греховную сущность. Бог считает каждого из нас виновным в грехе Адама так же, как и самого Адама (нам вменяются не грехи Адама, которые он сотворил в своей жизни, а его греховная сущность, которую он приобрел вследствие первого непослушания). Как нам вменяется грех. Схема:
Обе схемы отражают две грани истины одновременно: 1-ая – мы унаследовали греховную природу от Адама через прародителей, 2-ая – нам вменяется грех Адама лично, как будто мы были на его месте.
III. Личный грех. Это грех, который совершается человеком лично в мыслях, словах или делах в процессе жизни.
Часть 2. Полная порочность человека.
I. Неправильное понимание состояния человека до обращения.
1. Человек нейтрален (то есть он не грешный и не святой).
Разработан этот взгляд Пелагием и поддерживается гуманистами. Кстати, католики в большинстве своем придерживаются его.
Вот, в чем суть этого заблуждения: а) Все люди грешат индивидуально и не ответственны перед Богом за грех Адама. Это неверно, так как Писание говорит: «…в Адаме все умирают…» (1Кор.15: 22). Мы виновны вместе с Адамом.
б) Человек приходит в этот мир нейтральным: он не грешник и не святой – он нейтрален и имеет свободную волю, и, таким образом, он выбирает быть ему грешным или святым. Это неверно. Человек не рождается нейтральным, он рождается духовно мертвым, рабом греха. «С самого рождения отступили нечестивые, от утробы [матери] заблуждаются, говоря ложь. Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях. Боже! Сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов! » (Пс.57: 4-7).
в) Так как человек нейтрален и способен выбрать Бога, то и продвижение в святости является его личной заслугой.
г) Так как человек нейтрален и способен выбрать или отвергнуть Бога, то и Божье избрание зависит не от суверенного решения Бога, а от выбора человека. То есть Бог заглянул в будущее и увидел, кто будет верить, и потом избрал их.
Взгляды Пелагия на то, что человек нейтрален, были названы ересью и осуждены Эфесским собором еще в 431г. по РХ, уже после смерти Августина, который внес огромный вклад в разоблачение этой ереси. 2. Человек добр. Этот взгляд крайне популярен сегодня среди психологов и гуманистов. Основная его идея заключается в том, что человек добр и хорош сам по себе, он приходит в этот мир не просто нейтральным, а именно добрым, предрасположенным ко всему позитивному, созидающему, и только под давлением внешних обстоятельств жизни человек поступает плохо и делает зло. (Но если все люди рождаются добрыми, откуда тогда вообще зло? ) Таким образом, сторонники этого заблуждения считают, что человек добр внутри себя самого, а все злые поступки, которые он совершает, навязаны ему извне.
Это прямо противоположно словам Христа: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15: 19).
Все грехи, совершаемые людьми, не навязаны извне, а рождаются внутри человеческого сердца. «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1: 14).
3. Человек пьян, или смертельно болен, даже мертв, но оживлен предваряющей благодатью. (Эти названия условны). Эту небиблейскую теорию называют полупелагианством, или арминианством. Она гласит: человек не добр, то есть он не приходит в этот мир предрасположенным к добру, человек не нейтрален, человек сильно испорчен грехом Адама, склонен к злу, но при определенных обстоятельствах (таких, как предваряющая благодать) способен выбрать или отвергнуть Бога.
Такая теория очень близка к библейской только на первый взгляд. В ней явно не хватает понимания глубины порочности человека. II. Библейский взгляд на состояние человека до обращения. Человек не добр, не нейтрален, не пьян (не болен, не при смерти), все гораздо хуже: человек мертв. В Еф.2: 1, 3 прямо сказано, что до своего обращения человек мертв и является чадом гнева: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим…» (Еф. 2: 1). «…между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе детьми гнева, как и прочие» (Еф. 2: 3). «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом – благодатью вы спасены» (Еф.2: 5). «И вас, которые были мертвы во грехах…» (Кол.2: 13).
До обращения к Богу верующие были мертвы. Мертвый человек не понимает, что он мертв, не может себе помочь, не может себя спасти, да и не хочет этого делать.
Мера порочности человека.
1. Порочность ума. А. Ум находится в полнейшей тьме. «Поэтому я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф.4: 17, 18). 1) Интеллектуальная суетность: «по суетности ума своего». Все размышления неверующего о вечности, грехе, Библии и Боге извращены грехом и необъективны. Ум неверующих суетный: их мышление вращается вокруг мелочных и пустых занятий, они поглощены страстью к приобретению временных ценностей, они ищут удовольствия в обмане, который всегда приводит к разочарованию.
2) Помраченный разум: «будучи помрачены в разуме». «Помрачены» – (букв.) покрываться тьмой, меркнуть. Ум неверующих находится в полнейшей тьме – они неспособны воспринимать истину о спасении никаким образом. Б. Ум направлен на угождение плоти. «…Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6: 26).
На первый взгляд может показаться, что люди ищут Бога. В 24-ом стихе сказано, что народ искал Иисуса, однако, на самом деле люди ищут не Бога, а удовлетворения своих плотских желаний. Они искали не спасения, а пищи. Ум грешника не богоцентричен, а самоцентричен. В. Ум человека находится в оппозиции духовной истине. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин.5: 39, 40).
Иисус Христос упрекает фарисеев в том, что они исследуют Писания, которые свидетельствуют о Христе, а прийти к Нему не хотят. Проблема не в том, что свидетельства Священного Писания неубедительны, а в том, что ум грешника находится в оппозиции по отношению к Богу.
2. Порочность воли. Воля человека была свободной до грехопадения, но после этого человек потерял свободу воли. Теперь его воля в рабстве греха. «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности» (Рим.6: 20). Воля всех людей: и законопослушных интеллигентов, и отпетых мошенников находится в рабстве греха. Сам по себе человек может выбрать только грех: каким грехом ему грешить, как грешить и до какой степени грешить. Но принять решение не грешить сам по себе, без Божьего спасения человек не в состоянии. Человек неспособен выбрать добро, перестать грешить или обратиться к Богу.
3. Порочность стремлений (желаний). Все стремления человека греховны и порочны, они направлены на удовлетворение своего эгоизма и не имеют богоцентричных позиций. «Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов…» (Еф.2: 3).
Все желания грешника порочны, все стремления поражены грехом. 4. Порочность сознания (совести). «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть» (Тит.1: 15).
Даже самое объективное в человеке – совесть – искажено грехом.
5. Порочность тела. В Рим.6: 6 тело названо «греховным», а в Рим.6: 13 говорится: «И не предавайте членов ваших греху в орудия неправедности…»
Тело невозрожденного человека полностью порочно, в нем нет ничего доброго, это «орудие неправедности». Своим телом грешник служит неправде.
Взгляд на мир и неверующих. ü Вы не будете любить мир, мирские фильмы, песни, книги, созданные неверующими людьми, если понимаете их реальное духовное состояние. ü Вы не будете восхищаться людьми этого мира (знаменитостями, звездами кино и эстрады), если понимаете, что они полностью порочны, мертвы. ü Вы не будете завидовать людям этого мира, если понимаете, что они духовные мертвецы. ü Вы будете далеки от мысли, чтобы самому создать семью с неверующим человеком или давать совет так поступать другим.
Часть 3. Последствия греха.
Предупреждение Бога об ужасных последствиях греха (непослушания Богу): «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»» (Быт.2: 16, 17). I. Грех повлиял на отношение Бога к человеку.
Бог гневается на грешников: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдой» (Рим.1: 18).
Великий проповедник XVIII века, Джонатан Эдвардс, в своей проповеди «Грешники в руках разгневанного Бога» сказал: «Бог, Который держит вас над бездной ада подобно тому, как человек с гадливостью держит в руках паука или другое какое-нибудь отвратительное насекомое, испытывает к вам отвращение. Он крайне раздражен! Его гнев пылает, как огонь! Он считает, что вы не заслуживаете ничего, кроме как быть брошенными в огонь! Глаза Его настолько чисты, что Он не может даже смотреть на вас! В Его глазах вы в десятки раз более отвратительны, чем самая ненавистная ядовитая змея для нас. Вы нанесли Ему оскорбление бесконечно более великое, чем упрямый мятежник своему властелину. И, тем не менее, ни что иное, как Его рука, держит вас над бездной и не дает вам в любую минуту в нее упасть».
ü Грех изменил отношение Бога к человеку. ü Грех оскорбляет Бога. ü Бог гневается на грех и грешников.
II. Бог наказывает грешника за грех. «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6: 23).
Самым очевидным последствием греха является смерть. Бог наказывает грешника смертью.
III. Грех влияет на самого грешника. Семь проявлений этого влияния: 1. Порабощение грехом. «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности» (Рим.6: 20). Один грех всегда влечет за собой другие. Каин, убив Авеля, был вынужден лгать Богу; Давид, совершив прелюбодеяние, был вынужден идти на убийство. Грех – как наркотик, попробовав один раз, попадаешь в зависимость. Но Господь Иисус Христос освобождает от зависимости от греха. «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8: 2).
2. Уход от реальности. Грех уводит от реальности. Грех также выливается в нежелание смотреть в лицо реальности: «Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закон Господень, которые провидящим говорят: “Перестаньте провидеть”, и пророкам: “Не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное”» (Ис.30: 9, 10).
Люди не хотят слушать истину Слова Божьего, они хотят слышать ложь, чтобы уйти от реальности греха. Смерть реальна, а человек ведет себя так, будто ее не существует вовсе. Последствия греховной жизни (пьянства, наркотиков, аморальности) реальны, а нечестивый грешит и не думает об этих последствиях. Вот, почему люди любят фантазии современных фильмов вместо истины Слова Божьего.
3. Отрицание греха. Грех заставляет человека отрицать свою греховность, порочность. «Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: " Я ничего худого не сделала" » (Прит.30: 20). Пример:
Уход от реальности ведет к отрицанию греха, отрицание греха ведет к самообману. 4. Самообман. а) Грешник обманывает сам себя, говоря, что греховные искушения и грех приходят от Бога: «Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1: 16, 17).
б) Грешник обманывает себя, думая, что, живя в грехе, он попадет на небеса: «Или не знаете, что неправедные Царства Божьего не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни грабители – Царства Божьего не наследуют» (1Кор.6: 9, 10).
в) Даже верующий может обманывать сам себя, полагая, что общение с нечестивыми людьми, мирские фильмы, песни и книги не влияют на него никак: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15: 33).
5. Бесчувственность. Грех делает человека бесчувственным. «Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф.4: 19).
Слово «бесчувствие» в греч. означает прекращать чувствовать боль или горе, покрываться мозолями, становиться нечувствительным. Совесть грешника бесчувственна к призывам Божьим, к истине, к праведности и к святости. Чем больше человек грешит, тем более грубой и бесчувственной становится его совесть.
6. Эгоцентризм. Грех делает человека самоцентричным, а не богоцетричным. Грех выливается в сосредоточение не на Боге, а на себе. Вместо того чтобы жить для Бога, служить Ему, исполнять Его волю, грешный эгоцентричный человек живет для себя, служит себе (человеку), исполняет свою волю. Все это – следствие греха: человек поклоняется сам себе, твари вместо Творца.
7. Неудовлетворенность. «”Нет мира нечестивым”, – говорит Бог мой» (Ис.57: 21).
Один из печальных результатов грехопадения – это ненасытность грешника. «Преисподняя и Аваддон ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие» (Прит.27: 20).
Грешник может временно испытывать удовлетворение, но, в конце концов, удовлетворение исчезает. Верующий человек, близкий к Богу, вместе с апостолом Павлом может воскликнуть: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке» (Фил.4: 12).
IV. Грех повлиял на отношения между людьми.
Библейская школа «Слово Истины». Хамартология. Часть 1.
I. Взаимосвязь хамартологии с другими разделами богословия. 1. Хамартология и теология. Наше понимание учения о грехе является отражением нашего понимания учения о Боге: чем выше наше представление о Боге, тем глубже понимание греховности человека. · Если мы имеем высокое представление о Боге, о Его высоких стандартах святости, тогда и понимание греховности человека будет отражать эти высокие стандарты – мы будем считать человека безнадежно погибшим (мертвым) грешником. · Если же наше представление о Боге, о Его святости и других совершенствах невелико, то и взгляд на греховность человека так же становится незначительным и его положение уже не рассматривается как безнадежное. Схема:
Если Бог совершенно свят, то малейшее отклонение от Его высоких стандартов является грехом. 2. Хамартология и антропология. Цель создания человека определяет понятие греха. Если человек создан для славы Божьей, то любая мысль, любой поступок, который не прославляет Бога, является грехом. Пример:
Определение: Любая мысль, слово, действие, не прославляющее Бога, является грехом.
3. Хамартология и сотериология. Понимание греховности человека влияет на понимание спасения. · Если человек не поражен на смерть грехом, а только болен им, значит, и исцелить его можно хорошим воспитанием, образованием, следованием правильному примеру. · Если же человек не просто болен грехом, а мертв, тогда такие легкие меры ему не помогут, ему нужно радикальное изменение – возрождение, требующее полного преобразования личности.
Чем более радикален ваш взгляд на греховность человека, тем более сверхъестественного вмешательства требует спасение грешника. Чем глубже понимание греховности человека, тем большим чудом является его спасение, и тем больше исключаются человеческие усилия в спасении. Пример:
Взгляды на первородный грех и спасение. Пелагианство (минимальный взгляд на греховность человека). В соответствии с этим взглядом человек рождается не грешным, а нейтральным, следовательно, человек может своими силами без сверхъестественной работы Духа Святого, без возрождения жить свято.
Таким образом: Спасение – это не чудо Божье, а результат человеческих усилий в следовании Божьим заповедям (хотя спасение в пелагианстве – это не переход из мертвого состояния в живое, а сохранение себя в своем состоянии добра). Участие человека в спасении: 100% спасение через дела.
В этой теории первородного греха не существует, поэтому спасение – заслуга человека, и нет нужды в благодати.
Арминианство. В этом учении взгляд на греховность человека близкий к максимальному, но не максимальный. Хотя сам Якоб Арминий придерживался умеренной позиции, многие его сторонники пошли дальше. По этой теории человек рождается порочным, но предваряющая благодать, нисходящая на всех людей, нейтрализует человеческую греховность, и, таким образом, человек становится свободным, чтобы принять решение спастись. Спасение, начинающееся с избрания, зависит от решения человека, а не от суверенного выбора Бога. Участие человека в спасении путем принятия им еще до возрождения свободного решения веровать является ключевым.
в соответствии с этим взглядом благодаря какой-то предваряющей благодати (которой в Библии нет) греховность человека во многом нейтрализована, таким образом, спасение – это чудо Божье, зависящее от человеческого выбора. Следовательно, спасение зависит в первую очередь от человеческого выбора, а не от суверенного Божьего избрания. Первородный грех существует, но он нейтрализован благодатью.
Реформаторское Богословие (библейский взгляд). Это максимальный взгляд на греховность человека. Человек рождается духовно мертвым. Спасение – 100% заслуга Бога, так как мертвый не может себя спасти. Заслуга человека в спасении – никакой: спасение совершает Бог!
Человек порочен на 100%, первородный грех существует. Чем мы ближе к максимальному взгляду на греховность человека, тем меньше спасение зависит от человека.
Также понимание греховности человека влияет на подход к благовестию и проповеди. · Если считать, что человек не очень-то порочен, основной тон учения в церкви и евангелизации будет позитивным: мы будем призывать добрых людей делать больше добра. Стив Лоусон с удивительной точностью замечает: «К сожалению, большинство современных проповедей становятся слишком бесхребетным, как будто «один добродушный человек стоит перед другими добродушными людьим и уговаривает их быть более добродушными»» («Стон земли», Стив Лоусен, изд. «Благодать» 2004г., стр. 75). · Если же человек понимается нами совершенно порочным, тон нашего служения будет направлен на обличение греха и призывы к новому рождению.
Проповеди Христа, Иоанна Крестителя, апостола Павла отражают глубокое понимание порочности человека. Иоанн Креститель. «Увидев же многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, Иоанн сказал им: «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния»» (Мф.3: 7, 8).
Иисус Христос. «Иисус сказал им: «Если бы Бог был Отцом вашим, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийцей от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне»» (Ин.8: 42-45).
Апостол Павел. «Проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4: 2-4).
Проповедники, которые не звучат негативно и не обличают грех и ересь, скорее всего, не понимают глубину порочности человека. Они лишь льстят слуху. Также понимание греховности человека влияет на понимание нашей роли в обществе.
· Если человек рассматривается как нейтральный, то все зло он приобретает в обществе, следовательно, если мы хотим изменить человека, мы должны изменить общество. · Если человек воспринимается порочным, то все проблемы общества – это следствие его внутренней порочности, следовательно, проповедь Евангелия изменяет грешника изнутри и меняет общество. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы