Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формирование древнеиндийской философии. Представление о мире в неортодоксальных (буддизм,



джайнизм, чарвака-локаята) и ортодоксальных (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта)

Философских школах Древней Индии.

Философия зародилась в Индии в середине 1 тыс. до н.э. на базе
ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах — ведах.
Веды формировались во второй половине П — начале 1 тыс.
до н.э. и существовали сначала только в устной форме. В первой половине 1 тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесен-
ных к священным (литература шрути), все эти книги считались «бого-
откровенными», т.е. полученными людьми от богов.

Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, осо-
бенно в ее последней части. Но о формировании
собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими
упанишадами.

К числу важнейших философских понятий и идей, присутствующих
в Ригведе, необходимо отнести понятия:

Пуруша — в чисто мифологическом плане выступает как первоче-
ловек, зародившийся из хаоса, принесение его в жертву привело к воз-
никновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза -
Солнце, из другого — Луна и т.п.). В философской трактовке пуру-
ша — это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.

Рита — это некий космический порядок, закон или закономерный
ход вещей. Рита предшествовала возникновению чувственного мира,
телесный мир — это всего лишь проявление риты. При этом рита -
это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняют-
ся живые существа.

Сансара буквально означает «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение». Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело — человека, животного, растения или даже бога.

Школы индийской философии. Примерно с V! в. до н.э. начина-
ется процесс развития древнеиндийской философии и становления
различных школ и направлений. В качестве основных принято выде-
лять девять; они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные.

 

Ортодоксальными называются те школы индийской философии,
которые признают веды священными книгами и базируются на них.
Среди ортодоксальных выделяют школы, которые базируются только
на ведах — миманса и веданта, а также школы, которые кроме вед при-
знают еще и иные источники знания: ньяя, вайшешика, санкхья и йога.

Необходимо отметить, что веданта как самостоятельная школа
сформировалась значительно позднее других ортодоксальных школ-
к VII — VIII вв. н.э., т.е. в эпоху Средневековья.

Неортодоксальными называются те школы индийской философии,
которые не признают веды священными и базируются на иных источ-
никах; это буддизм, джайнизм и чарвака.

Миманса.

Буквальное значение термина «миманса» — размыш-
ление, исследование, т.е. решение некоторой пробле-
мы путем рассуждения и критического исследования.

 

Основные труди. Джаймини. «Миманса-сутра», или «Джаймини-
сутра» (ок. 2ОО г. до н.э.).

Философские воззрения. Отношение к ведам. Первоначальной
целью мимансы было рациональное обоснование традиционного веди-
ческого ритуала, в котором произносились гимны Ригведы и соверша-
лись жертвоприношения богам.

Как и для всех ортодоксальных школ индийской философии, для
мимансы характерна вера в святость и непогрешимость вед. В других
ортодоксальных школах святость и авторитет вед обосновываются тем,
что они являются словами Бога (или богов), но миманса не признает
существование Бога-Творца (или Бога-Разрушителя). Веды в мимансе считаются существующими вечно, они никем не написаны, их можно

только узнать, но не создать. В защиту этого тезиса приводятся, напри-
мер, следующие аргументы:

если бы веды были кем-нибудь созданы, то имя их создателя со-
хранилось бы, как сохранились сами веды. Но даже те, кто считает, что
веды были кем-то сочинены, расходятся в вопросе о том, кто именно
был их автором или авторами;

в ведах говорится о связи ритуала с небесным вознаграждением,
но сами люди (в их земной жизни) не могут этого наблюдать, следова-
тельно, никто из людей не мог об этом рассказать.

Физический, чувственно воспринимаемый мир реаль-
но существует. Но этот мир не является результатом деятельности
Бога-Творца. Все объекты, существующие в мире, образовались из ма-
терии в соответствии с кармами душ. Закон кармы является высшим
законом мира; он есть одновременно физический и моральный закон
бытия. Душа является бессмертной, вечной
субстанцией. Если бы душа погибала при смерти тела, то выполнение
ведических обрядов было бы бессмысленно.

Ньяя

Термин «ньяя» означает «правило», «рассуждение», «аналитическое исследование», «логика».

Центральное место в философии ньяя занимают вопросы теории по-
знания и логики; логика ньяя принималась и использовалась во всех
системах индийской философии, признающих логический вывод в ка-
честве достоверного источника познания. Онтология ньяя близка к
онтологии школы вайшешика.

Основоположником философского учения ньяя считается великий
мудрец Готама (Гаутама), живший не позже 1 в.

Основные труды.Готама. «Ньяя-сутра».

Главной целью челове-
ческого существования является достижение состояния освобожде-
ния, т.е. полного избавления от всех страданий. Для этого необходимо
освободить человеческое «я» от привязанности к телу и любым вещам.
Это возможно только благодаря познанию реальности, в которой пре-
бывает человеческое «я». Но чтобы быть уверенным в том, что мы име-
ем дело с правильным познанием этой реальности, необходимо иссле-
довать имеющиеся у нас способы и методы познания, выделить среди
них достоверные и недостоверные.

Вайшешика

Название «вайшешика» происходит от слова «вишеша»,
т.е. «различие», «особенность». Свое название данная
система получила потому, что в ней особое внимание
уделяется категории «различие».

Вайшешика близка к философии ньяя, разделяя теорию познания
последней. Главной целью обеих этих систем является освобождение
индивидуального «я».

Основоположником вайшешики считается мудрец Улука по про-
звищу Канада, живший примерно в IV в. до н.э.

Основные труды. Канада. «Вайшешика-сутра»; различные ком-
ментарии на эту работу.

Главная цель челове-
ческого существования состоит в полном освобождении индивидуаль-
ного «я» от любой боли и страдания. Причина страданий состоит в
незнании, поэтому освобождение может быть достигнуто

Реальность понимается как все то, что может быть на-
звано, т.е. обозначено словами. Все эти объекты делятся на два класса:

1) объекты, которые могут быть обозначены словом «бытие, т.е. все
существующие объекты (предметы, души, умы и т.p.);

2) объекты, которые могут быть обозначены словом «небытие», т.е.
все не существующие объекты.

Санкхья

Термин «санкхья» может быть переведен как «число»,
«перечисление», «расчет».

Философия санкхья строится как перечис-
ление основных элементов бытия в порядке их становления: от перво-
начал — ко всему многообразию мира.

Основоположником санкхьи по традиции считается мудрец Капи-
ла, живший в VII в. до н.э.

Основные труды. Капила. «Санкхья-сутра» и «Санкхья-правача-
на-сутра».

Философия санк-
хья строится на базе теории причинности, где рассматривается взаимо-
связь материальной причины и ее следствия. Одной из центральных
проблем теории причинности, широко обсуждавшейся в древнеиндийской философии, была следующая: пребывает ли следствие в причине
еще до того, как оно появляется как таковое?

Представители санкхьи положительно отвечали на этот вопрос.
Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние
одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как резуль-
тат реального превращения одного объекта (причины) в другой (след-
ствие). Так, например, творог появляется в результате превращения
молока, но это превращение возможно только в силу того, что потенци-
ально творог уже содержался в молоке. Если бы такой взаимосвязи
между творогом и молоком не было, то молоко могло бы превратиться
в мед или глину, или тот же творог мог бы возникнуть из меда, глины
и т.п.

Признание причинно-следственных зависимостей в мире ведет нас
к признанию существования материальной первопричины всех суще-
ствующих предметов. Такой первопричиной они считают пракрити
(материю).

Йога

Термин «йога» переводится как «соединение», «учас-
тие», «порядок», «глубокое размышление», «созерцание».
Важнейшей особенностью йоги является разработка сис-
темы специальных приемов для достижения особого духовного со-
стояния, в котором достигается освобождение от физического мира
и происходит осознание высшего «Я» (пуруши — Космического со-
знания). Этой цели служат как аскетизм, так и медитация (глубокое
размышление).

Основоположником классической йоги считается великий мудрец
Патанджали, живший около И в. до н.э.

Основные труды. Патанджали. «Иога-сутра> («Патанджали-сут-
ра»); Вьяса. «Йога-бхашья» («Вьяса-бхашья») — комментарии к
«Иога-сутре»; Вачаспати. «Таттва вайшаради» — комментарии к
«Иога-бхашья». Йога и другие школы индийской фи-
лософии.

Значение йоги как метода постижения высшей истины при-
знается почти во всех школах индийской философии — как ортодок-
сальных так и неортодоксальных. Применение йоги считалось лучшим

способом очищения тела и ума, что необходимо для практической реа-
лизации философии. Приемы, выработанные в йоге, используются во
всех остальных течениях индийской философии, кроме мимансы и чар-
ваки.

Как философское учение йога во многом смыкается с учением санк-
хьи, принимая ее теорию познания и онтологию. В этом смысле иогу
можно считать практическим применением теории санкхьи.

Но в отличие от санкхьи йога признает существование Бога как
высшего «Я», отличного от всех остальных «я».

Буддизм

Основоположником буддизма был Сиддхартха Гаутама,
получивший прозвище Будда, т.е. «просветленный»,
«постигший истину». По преданию Гаутама жил в VI в. до н.э.
Он был сыном царя (раджи), рос в роскоши и, не зная забот, женился на
любимой девушке, у них родился сын. Но однажды при возвращении во
дворец произошли четыре встречи, которые перевернули всю его жизнь. Он увидел больного и узнал о существовании в мире болезней
и связанных с ними страданий;
увидел дряхлого старика и узнал о
существовании в жизни старости и связанных с ней страданий;
увидел похороны и узнал о существовании смерти и страданий, связан-
ных с нею. И наконец, встретил аскета-отшельника и узнал о суще-
ствовании людей, которые путем аскетизма пытаются изменить свою
судь-
бу — выйти из под власти своей кармы. И Гаутама покидает дво-
рец и семью став аскетом-отшельником

Семь лет прожив в лесу, он пришел к выводу, что и жизнь
аскета не позволяет окончательно избавиться от страданий, и уходит с
этого пути. Освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей,
Шакьямуни сосредоточился на тайне земных страданий, и, наконец,
после долгих размышлений постиг ее, став Буддой. Оставшуюся жизнь
он провел в странствиях, проповедуя свое учение.

Философские воззрения. В фокусе внимания буддизма находит-
ся человек. А центральной проблемой философии буддизма является
радикальное решение жизненно важной, практической задачи — ос-
вобождения от страдания, что возможно только при уходе из обыч-
ной жизни (сансары) в нирвану, поэтому традиционные философские
вопросы о мире (его происхождении, устройстве, вечности и т.п.), со-
знательно оставлялись Буддой за пределами рассмотрения: ведь мир
(сансара), это как раз то, из чего необходимо вырваться.

В ортодоксальной индийской философии считалось, что человек -
это единство вечной души и сменяемого тела'. Будда с этим не согла-
сен. По его учению, человек состоит из пяти групп элементов -
дхарм, которые и образуют все явления телесного и психического.
Дхармы в буддизме нельзя трактовать как некие самостоятельные «духовные
атомы», они не имеют никакого значения по отдельности, они значимы
только «в потоке», в сочетании с другими. Все изменения в потоке дхарм происходят не хаотически, а подчиняясь определенному закону взаимозависимого возникновения (кармы). Теоретический фундамент буддийской философии составляет учение о колесе причинности.

Двенадцать звеньев цепи страдания

(колесо причинности, порождаемое кармой)

1. Страдания жизни (обусловлены рождением).

2. Рождение (обусловлено стремлением к жизни).

3. Стремление к жизни (обусловлено привязанностью к объектам).

4. Привязанность (обусловлена жаждой, желанием вещей).

5. Жажда (обусловлена чувственным восприятием (опытом)).

6. Чувственный опыт (обусловлен чувственным соприкосновением с
объектами).

7. Чувственное соприкосновение (обусловлено шестью органами
познания).

8. Несть органов познания (обусловлены эмбриональным перио-
дом развития организма (состоящего из тела и разума)).

9. Развитие эмбриона (обусловлено первоначальным сознанием).

10. Первоначальное сознание (обусловлено впечатлениями прош-
лой жизни).

11. Впечатления прошлой жизни (обусловлены неведением истины).

12. Неведение четырех благородных истин, т.е. буддийского учения.

Джайнизм

Джайнизм — это религиозно-философское учение, воз-
никшее в Древней Индии в VI — V вв. до н.э. и суще-
ствующее в Индии до сих пор. Основоположником
джайнизма считается Вардхамана (VI в. до н.э.), известный также под
именами Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель», по-
скольку он победил свои страсти и достиг освобождения).

Основные труды.«Канон шветамбаров» (включающий в себя
произведения Махавиры), сложившийся в IV в. до н.э. Дигамбары при-
знают лишь наиболее древние части этого канона.

Джайнисты не верят в существование
бога. Они признают реальное существование внешнего мира и множе-
ства объектов в нем. Существуют два вечных (несотворенные и нераз-
рушимые) начала или сущности: живое — дживы (души) и нежи-
вое — адживы, выступающее в виде материи, пространства, времени,
эфира. Возможны два способа существования душ: во-первых, они мо-
гут быть связаны с материей — это несовершенное бытие, при котором
душа теряет свои потенциальные качества и ввергается в состояние страдания; и, во-вторых, душа может освободиться от материи — это
совершенное бытие, при котором душа находится в состоянии блажен-
ства (нирвана, или мокша). Достижение этого состояния возможно
только за счет аскетического поведения и строгого выполнения нрав-
ственных норм, важнейшая из которых — не причинять даже малей-
шее зло любому живому существу.

Соответственно, возможны и два вида познания мира: опосредован-
ное, доступное душам, связанным с материей, и непосредственное, интуи-
тивное — для освободившихся душ.

Чарвака

Термин «чарвака» можно считать синонимом термина
материалист. Ряд индийских авторов считают основоположником учения чарва-
ка легендарного мудреца Брихаспати, которому приписывается сочине-
ние наиболее мятежных ведийских гимнов и в уста которого вклады-
ваются речи в материалистическом духе в Махабхарате и других эпи-
ческих поэмах.

Чарвака — это единственная материалистическая школа в философии
Древней Индии; на ранней стадии развития это учение называлось «локая-
та» (от «лока» — «этот мир»); возникло оно в середине 1 тыс. до н.э.

Основные труды Сохранилось только несколько фрагментов.

Философские воззрения. Теория познания. Достоверным источ-
ником познания является только непосредственное чувственное вос-
приятие, все опосредованные источники познания (вывод, свидетель-
ство других лиц и т.п.) ненадежны и часто приводят к заблуждением.
Наш опыт, основанный на чувственном восприятии, говорит о суще-
ствовании только одного мира — материального и телесного.

Бога (или богов) нельзя воспринять с помощью органов чувств, по-
этому у нас нет никаких оснований говорить о его существовании.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Способ, которым можно получить примирение (7:11-15,28-32).
  2. MS Excel. Графическое представление данных.
  3. VIII. Проблема типов в современной философии.
  4. Алгоритм А-3 Представление результатов работы группы (мастерской).
  5. Американское Просвещение и формирование антиколониальной доктрины
  6. Антарктика в современном мире
  7. В мире у человека может быть миллион перевалочных пунктов, но только одно гнездо. Джон Раскин
  8. В море, в бассейне и в смирении
  9. В своём реферате я расскажу о развитии волейбола в мире и в нашей стране, о правилах этой игры, о её технике и тактике.
  10. Валовый доход, его формирование и использование
  11. Видеокарта (графическая плата, графический ускоритель, графическая карта, видеоадаптер) - устройство с графическим процессором, которое занимается формированием графического образа.
  12. Видеть и слышать. Искусство. Красота. Аскетизм. Представление. Проблемы. Пространство.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 3068; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь