Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфика философского миропонимания. Предпосылки возникновения и место появления философии. Плюрализм философских учений.



Специфика философского миропонимания. Предпосылки возникновения и место появления философии. Плюрализм философских учений.

По преданию, первым слова «философия» и «философ» («любящий мудрость») употребил Пифагор. Он говорил, что мудрость присуща только богам, а все, что может человек, это стремиться к мудрости, любить ее.

Зародилась философия в середине 1 тыс. до н.э. в трех древних цивилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, причем произошло это в данных странах независимо друг от друга. Во всех регионах философия возникла на базе мифологии. Попытки рационального осмысления мира и человека привели к формированию сначала предфилософии, а затем и самой философии.В других регионах философия возникла значительно позднее и развивалась на базе философских учений одной из этих трех стран.

В истории философии принято выделять следующие периоды.

Эпоха Древнего мира: середина 1 тыс. до н.з. — 476 г.

Эпоха Средневековья: 476 г. — середина XIV.

Эпоха Возрождения: середина XIV — начало XVII

Эпоха Нового времени: XVII — XX1: ( Начало Нового времени (XVII в.— 1688 г.), Эпоха Просвещения (1688 -1789 гг.), Немецкая классическая философия (ок. 1770 — 1850 гг.), Современная философия (XIX — XXI вв.)

Возникновение философии это переворот в дух. Развитии об-ва. Переход к пониманию мира таким каким он есть сам по себе не прибегая к сверх естественному. Возникновение философии это возникновение самосознания об-ва, осмысление человечеством своего пути развития.

Основной круг вопросов философии:

1) на протяжении веков философы изучали природу, фил. В начале выступала, как натур. Фил.

2) В сферу ф входят вопросы общественной жизни: идеалы устройства об-ва, основные принципы общ. Жизни.

3) Предметом размышления ф. Выступает человек, его приро­да, ум, чувства, язык, мораль, искусство, религия:

Плюрализм -философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия.

Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д.

 

 

Формирование древнеиндийской философии. Представление о мире в неортодоксальных (буддизм,

джайнизм, чарвака-локаята) и ортодоксальных (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта)

Философских школах Древней Индии.

Философия зародилась в Индии в середине 1 тыс. до н.э. на базе
ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах — ведах.
Веды формировались во второй половине П — начале 1 тыс.
до н.э. и существовали сначала только в устной форме. В первой половине 1 тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесен-
ных к священным (литература шрути), все эти книги считались «бого-
откровенными», т.е. полученными людьми от богов.

Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, осо-
бенно в ее последней части. Но о формировании
собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими
упанишадами.

К числу важнейших философских понятий и идей, присутствующих
в Ригведе, необходимо отнести понятия:

Пуруша — в чисто мифологическом плане выступает как первоче-
ловек, зародившийся из хаоса, принесение его в жертву привело к воз-
никновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза -
Солнце, из другого — Луна и т.п.). В философской трактовке пуру-
ша — это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.

Рита — это некий космический порядок, закон или закономерный
ход вещей. Рита предшествовала возникновению чувственного мира,
телесный мир — это всего лишь проявление риты. При этом рита -
это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняют-
ся живые существа.

Сансара буквально означает «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение». Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело — человека, животного, растения или даже бога.

Школы индийской философии. Примерно с V! в. до н.э. начина-
ется процесс развития древнеиндийской философии и становления
различных школ и направлений. В качестве основных принято выде-
лять девять; они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные.

 

Ортодоксальными называются те школы индийской философии,
которые признают веды священными книгами и базируются на них.
Среди ортодоксальных выделяют школы, которые базируются только
на ведах — миманса и веданта, а также школы, которые кроме вед при-
знают еще и иные источники знания: ньяя, вайшешика, санкхья и йога.

Необходимо отметить, что веданта как самостоятельная школа
сформировалась значительно позднее других ортодоксальных школ-
к VII — VIII вв. н.э., т.е. в эпоху Средневековья.

Неортодоксальными называются те школы индийской философии,
которые не признают веды священными и базируются на иных источ-
никах; это буддизм, джайнизм и чарвака.

Миманса.

Буквальное значение термина «миманса» — размыш-
ление, исследование, т.е. решение некоторой пробле-
мы путем рассуждения и критического исследования.

 

Основные труди. Джаймини. «Миманса-сутра», или «Джаймини-
сутра» (ок. 2ОО г. до н.э.).

Философские воззрения. Отношение к ведам. Первоначальной
целью мимансы было рациональное обоснование традиционного веди-
ческого ритуала, в котором произносились гимны Ригведы и соверша-
лись жертвоприношения богам.

Как и для всех ортодоксальных школ индийской философии, для
мимансы характерна вера в святость и непогрешимость вед. В других
ортодоксальных школах святость и авторитет вед обосновываются тем,
что они являются словами Бога (или богов), но миманса не признает
существование Бога-Творца (или Бога-Разрушителя). Веды в мимансе считаются существующими вечно, они никем не написаны, их можно

только узнать, но не создать. В защиту этого тезиса приводятся, напри-
мер, следующие аргументы:

если бы веды были кем-нибудь созданы, то имя их создателя со-
хранилось бы, как сохранились сами веды. Но даже те, кто считает, что
веды были кем-то сочинены, расходятся в вопросе о том, кто именно
был их автором или авторами;

в ведах говорится о связи ритуала с небесным вознаграждением,
но сами люди (в их земной жизни) не могут этого наблюдать, следова-
тельно, никто из людей не мог об этом рассказать.

Физический, чувственно воспринимаемый мир реаль-
но существует. Но этот мир не является результатом деятельности
Бога-Творца. Все объекты, существующие в мире, образовались из ма-
терии в соответствии с кармами душ. Закон кармы является высшим
законом мира; он есть одновременно физический и моральный закон
бытия. Душа является бессмертной, вечной
субстанцией. Если бы душа погибала при смерти тела, то выполнение
ведических обрядов было бы бессмысленно.

Ньяя

Термин «ньяя» означает «правило», «рассуждение», «аналитическое исследование», «логика».

Центральное место в философии ньяя занимают вопросы теории по-
знания и логики; логика ньяя принималась и использовалась во всех
системах индийской философии, признающих логический вывод в ка-
честве достоверного источника познания. Онтология ньяя близка к
онтологии школы вайшешика.

Основоположником философского учения ньяя считается великий
мудрец Готама (Гаутама), живший не позже 1 в.

Основные труды.Готама. «Ньяя-сутра».

Главной целью челове-
ческого существования является достижение состояния освобожде-
ния, т.е. полного избавления от всех страданий. Для этого необходимо
освободить человеческое «я» от привязанности к телу и любым вещам.
Это возможно только благодаря познанию реальности, в которой пре-
бывает человеческое «я». Но чтобы быть уверенным в том, что мы име-
ем дело с правильным познанием этой реальности, необходимо иссле-
довать имеющиеся у нас способы и методы познания, выделить среди
них достоверные и недостоверные.

Вайшешика

Название «вайшешика» происходит от слова «вишеша»,
т.е. «различие», «особенность». Свое название данная
система получила потому, что в ней особое внимание
уделяется категории «различие».

Вайшешика близка к философии ньяя, разделяя теорию познания
последней. Главной целью обеих этих систем является освобождение
индивидуального «я».

Основоположником вайшешики считается мудрец Улука по про-
звищу Канада, живший примерно в IV в. до н.э.

Основные труды. Канада. «Вайшешика-сутра»; различные ком-
ментарии на эту работу.

Главная цель челове-
ческого существования состоит в полном освобождении индивидуаль-
ного «я» от любой боли и страдания. Причина страданий состоит в
незнании, поэтому освобождение может быть достигнуто

Реальность понимается как все то, что может быть на-
звано, т.е. обозначено словами. Все эти объекты делятся на два класса:

1) объекты, которые могут быть обозначены словом «бытие, т.е. все
существующие объекты (предметы, души, умы и т.p.);

2) объекты, которые могут быть обозначены словом «небытие», т.е.
все не существующие объекты.

Санкхья

Термин «санкхья» может быть переведен как «число»,
«перечисление», «расчет».

Философия санкхья строится как перечис-
ление основных элементов бытия в порядке их становления: от перво-
начал — ко всему многообразию мира.

Основоположником санкхьи по традиции считается мудрец Капи-
ла, живший в VII в. до н.э.

Основные труды. Капила. «Санкхья-сутра» и «Санкхья-правача-
на-сутра».

Философия санк-
хья строится на базе теории причинности, где рассматривается взаимо-
связь материальной причины и ее следствия. Одной из центральных
проблем теории причинности, широко обсуждавшейся в древнеиндийской философии, была следующая: пребывает ли следствие в причине
еще до того, как оно появляется как таковое?

Представители санкхьи положительно отвечали на этот вопрос.
Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние
одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как резуль-
тат реального превращения одного объекта (причины) в другой (след-
ствие). Так, например, творог появляется в результате превращения
молока, но это превращение возможно только в силу того, что потенци-
ально творог уже содержался в молоке. Если бы такой взаимосвязи
между творогом и молоком не было, то молоко могло бы превратиться
в мед или глину, или тот же творог мог бы возникнуть из меда, глины
и т.п.

Признание причинно-следственных зависимостей в мире ведет нас
к признанию существования материальной первопричины всех суще-
ствующих предметов. Такой первопричиной они считают пракрити
(материю).

Йога

Термин «йога» переводится как «соединение», «учас-
тие», «порядок», «глубокое размышление», «созерцание».
Важнейшей особенностью йоги является разработка сис-
темы специальных приемов для достижения особого духовного со-
стояния, в котором достигается освобождение от физического мира
и происходит осознание высшего «Я» (пуруши — Космического со-
знания). Этой цели служат как аскетизм, так и медитация (глубокое
размышление).

Основоположником классической йоги считается великий мудрец
Патанджали, живший около И в. до н.э.

Основные труды. Патанджали. «Иога-сутра> («Патанджали-сут-
ра»); Вьяса. «Йога-бхашья» («Вьяса-бхашья») — комментарии к
«Иога-сутре»; Вачаспати. «Таттва вайшаради» — комментарии к
«Иога-бхашья». Йога и другие школы индийской фи-
лософии.

Значение йоги как метода постижения высшей истины при-
знается почти во всех школах индийской философии — как ортодок-
сальных так и неортодоксальных. Применение йоги считалось лучшим

способом очищения тела и ума, что необходимо для практической реа-
лизации философии. Приемы, выработанные в йоге, используются во
всех остальных течениях индийской философии, кроме мимансы и чар-
ваки.

Как философское учение йога во многом смыкается с учением санк-
хьи, принимая ее теорию познания и онтологию. В этом смысле иогу
можно считать практическим применением теории санкхьи.

Но в отличие от санкхьи йога признает существование Бога как
высшего «Я», отличного от всех остальных «я».

Буддизм

Основоположником буддизма был Сиддхартха Гаутама,
получивший прозвище Будда, т.е. «просветленный»,
«постигший истину». По преданию Гаутама жил в VI в. до н.э.
Он был сыном царя (раджи), рос в роскоши и, не зная забот, женился на
любимой девушке, у них родился сын. Но однажды при возвращении во
дворец произошли четыре встречи, которые перевернули всю его жизнь. Он увидел больного и узнал о существовании в мире болезней
и связанных с ними страданий;
увидел дряхлого старика и узнал о
существовании в жизни старости и связанных с ней страданий;
увидел похороны и узнал о существовании смерти и страданий, связан-
ных с нею. И наконец, встретил аскета-отшельника и узнал о суще-
ствовании людей, которые путем аскетизма пытаются изменить свою
судь-
бу — выйти из под власти своей кармы. И Гаутама покидает дво-
рец и семью став аскетом-отшельником

Семь лет прожив в лесу, он пришел к выводу, что и жизнь
аскета не позволяет окончательно избавиться от страданий, и уходит с
этого пути. Освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей,
Шакьямуни сосредоточился на тайне земных страданий, и, наконец,
после долгих размышлений постиг ее, став Буддой. Оставшуюся жизнь
он провел в странствиях, проповедуя свое учение.

Философские воззрения. В фокусе внимания буддизма находит-
ся человек. А центральной проблемой философии буддизма является
радикальное решение жизненно важной, практической задачи — ос-
вобождения от страдания, что возможно только при уходе из обыч-
ной жизни (сансары) в нирвану, поэтому традиционные философские
вопросы о мире (его происхождении, устройстве, вечности и т.п.), со-
знательно оставлялись Буддой за пределами рассмотрения: ведь мир
(сансара), это как раз то, из чего необходимо вырваться.

В ортодоксальной индийской философии считалось, что человек -
это единство вечной души и сменяемого тела'. Будда с этим не согла-
сен. По его учению, человек состоит из пяти групп элементов -
дхарм, которые и образуют все явления телесного и психического.
Дхармы в буддизме нельзя трактовать как некие самостоятельные «духовные
атомы», они не имеют никакого значения по отдельности, они значимы
только «в потоке», в сочетании с другими. Все изменения в потоке дхарм происходят не хаотически, а подчиняясь определенному закону взаимозависимого возникновения (кармы). Теоретический фундамент буддийской философии составляет учение о колесе причинности.

Двенадцать звеньев цепи страдания

(колесо причинности, порождаемое кармой)

1. Страдания жизни (обусловлены рождением).

2. Рождение (обусловлено стремлением к жизни).

3. Стремление к жизни (обусловлено привязанностью к объектам).

4. Привязанность (обусловлена жаждой, желанием вещей).

5. Жажда (обусловлена чувственным восприятием (опытом)).

6. Чувственный опыт (обусловлен чувственным соприкосновением с
объектами).

7. Чувственное соприкосновение (обусловлено шестью органами
познания).

8. Несть органов познания (обусловлены эмбриональным перио-
дом развития организма (состоящего из тела и разума)).

9. Развитие эмбриона (обусловлено первоначальным сознанием).

10. Первоначальное сознание (обусловлено впечатлениями прош-
лой жизни).

11. Впечатления прошлой жизни (обусловлены неведением истины).

12. Неведение четырех благородных истин, т.е. буддийского учения.

Джайнизм

Джайнизм — это религиозно-философское учение, воз-
никшее в Древней Индии в VI — V вв. до н.э. и суще-
ствующее в Индии до сих пор. Основоположником
джайнизма считается Вардхамана (VI в. до н.э.), известный также под
именами Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель», по-
скольку он победил свои страсти и достиг освобождения).

Основные труды.«Канон шветамбаров» (включающий в себя
произведения Махавиры), сложившийся в IV в. до н.э. Дигамбары при-
знают лишь наиболее древние части этого канона.

Джайнисты не верят в существование
бога. Они признают реальное существование внешнего мира и множе-
ства объектов в нем. Существуют два вечных (несотворенные и нераз-
рушимые) начала или сущности: живое — дживы (души) и нежи-
вое — адживы, выступающее в виде материи, пространства, времени,
эфира. Возможны два способа существования душ: во-первых, они мо-
гут быть связаны с материей — это несовершенное бытие, при котором
душа теряет свои потенциальные качества и ввергается в состояние страдания; и, во-вторых, душа может освободиться от материи — это
совершенное бытие, при котором душа находится в состоянии блажен-
ства (нирвана, или мокша). Достижение этого состояния возможно
только за счет аскетического поведения и строгого выполнения нрав-
ственных норм, важнейшая из которых — не причинять даже малей-
шее зло любому живому существу.

Соответственно, возможны и два вида познания мира: опосредован-
ное, доступное душам, связанным с материей, и непосредственное, интуи-
тивное — для освободившихся душ.

Чарвака

Термин «чарвака» можно считать синонимом термина
материалист. Ряд индийских авторов считают основоположником учения чарва-
ка легендарного мудреца Брихаспати, которому приписывается сочине-
ние наиболее мятежных ведийских гимнов и в уста которого вклады-
ваются речи в материалистическом духе в Махабхарате и других эпи-
ческих поэмах.

Чарвака — это единственная материалистическая школа в философии
Древней Индии; на ранней стадии развития это учение называлось «локая-
та» (от «лока» — «этот мир»); возникло оно в середине 1 тыс. до н.э.

Основные труды Сохранилось только несколько фрагментов.

Философские воззрения. Теория познания. Достоверным источ-
ником познания является только непосредственное чувственное вос-
приятие, все опосредованные источники познания (вывод, свидетель-
ство других лиц и т.п.) ненадежны и часто приводят к заблуждением.
Наш опыт, основанный на чувственном восприятии, говорит о суще-
ствовании только одного мира — материального и телесного.

Бога (или богов) нельзя воспринять с помощью органов чувств, по-
этому у нас нет никаких оснований говорить о его существовании.

 

 

Конфуцианство.

Основоположником конфуцианства был Конфуций.

Примерное время жизни — ок. 551-
479 гг. до н.э. Кон-
фуций был родом из аристократической, но обедневшей семьи. В 15 лет
он начал учиться, получил хорошее образование и создал свою школу,
в которой обучал учеников (по преданию их было несколько тысяч).
В возрасте около 50 лет Конфуций получил высокий чиновничий ранг,
но из-за политических интриг вскоре вынужден был подать в отставку,
после чего несколько лет провел в странствиях по различным государ-
ствам, надеясь осуществить свой политический и социальный идеал на
практике. Но сделать это ему нигде не удалось, и он вернулся домой,
где продолжил преподавание.

Последние годы жизни Конфуций посвятил дальнейшей разработке
своего учения, а также редактированию и комментированию древней-
ших текстов, лежащих в основании китайской культуры.

Главным объектом изучения в школе Конфу-
ция были «шесть канонов», т.е. шесть древних книг, которые составля-
ли основу обучения знати, а позднее вошли в канон конфуцианской ли-
тературы:

1) «И цзин» («Книга перемен» — гадательная книга);

2) «Ши цзин» («Книга песен»);

3) «Шу цзин» («Книга документов»);

4) «Ли цзи» («Записи о ритуале»);

5) «Юэ цзин» («Книга музыки» — не сохранилась как самостоя-
тельное произведение);

6) «Чунь-цу» («Анналы Весен и Осеней» — хроника царства Лу, на-
чинающаяся с 722 г. до н.э. и заканчивающаяся 479 г. до н.э., т.е. годом
смерти Конфуция).

Конфуций считал своим главным долгом поведать ученикам о
культурном наследии прошлого, поэтому он говорил о себе: «Я пере-
даю, а не создаю» («Лунь Юй»). Но, передавая традиционные учения и
идеи, он часто по-своему интерпретировал их в соответствии с соб-
ственными воззрениями и нравственными установками. Манера со-
здания новой интерпретации при передаче и комментировании старых
учений была унаследована конфуцианцами и стала для них традицион-
ной: основной корпус конфуцианских сочинений представляет собой
комментарии к более древним текстам.

Конфуция мало интересовали натур-
философские проблемы типа происхождения и устройства мира (как
земного, так и небесного). Конфуцианство представляет собой прежде
всего этико-философское учение. Центральное место в нем занимает
разработанная Конфуцием концепция «благородного мужа»,
который противопоставляется «низкому человеку». Благородным мужем делает человека не происхождение и не богатство, а воспитание и культура, высокие нравственные качества.

Даосизм.

Основоположником даосизма счита-
ется Лао Цзы («Старый мудрец» или «Старый ребенок»), который по
преданию был старшим современником Конфуция. О жизни его прак-
тически ничего не известно. По легенде, в преклонном возрасте Лао
Цзы решил покинуть Китай, и начальник стражи заставы, через кото-
рую он проходил, попросил его оставить Китаю часть своей мудрости.
Лао Цзы согласился и написал книгу «Дао-Дэ-цзин». Многие совре-
менные ученые считают, что Лао Цзы вообще не существовал или жил
значительно позже Конфуция, а «Дао-Дэ-цзин» — собрание текстов
различных авторов.

Даосизм как философское учение в своей классической форме по-
лучил оформление и систематизацию в работах Чжуан Цзы (ок. 369-
286 гг. до н.э.), Ле Цзы и Ян Чжу, их учеников и последователей.

На основе философских идей даосизма во II в. до н.э. начинается
развитие религиозного даосизма, который в эпоху Средневековья счи-
тался одной из трех основных религий Китая (наряду с конфуциан-
ством и буддизмом).

Центральное место в даосизме занима-
ют проблема Дао как сущности бытия и Дэ как проявления Дао. Оба
эти термина, используемые уже в мифологии, получили широкое рас-
пространение в китайской культуре и различную трактовку в фило-
софских учениях, в том числе даже внутри даосизма.

В «Дао-Дэ-цзин» Дао понима-
ется прежде всего как Великий Путь, которым следует Вселенная,
или как Космический Закон, согласно которому идет возникновение,
развитие и исчезновение мира, но одновременно Дао — это и субстан-
ция, т.е. основа и носитель этого закона. Отсюда Дао может понимать-
ся как субстантивированная закономерность всего сущего. Дао прису-
ща благородная сила — Дэ (добродетель), посредством которой Дао
себя проявляет.

В «Дао-Дэ-цзин утверждается, что знание Дао
доступно не всем людям, а только совершенномудрым. Это люди, лишен-
ные всех страстей, способные видеть за борьбой вещей их гармонию, за
движением — покой, за бытием — небытие. Знание Дао состоит в мол-
чании: «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает».

Человек и человеческое обще-
ство — это часть природы, поэтому их развитие также определяется
Дао. Путь подвижника состоит в постижении Дао и жизни в соответ-
ствии с ним. Отсюда основополагающий принцип даосской этики -
недеяние: «человек с высшим Дэ бездеятелен и осуществляет неде-
яние», он «не стремится делать добрые дела, поэтому он добродете-
лен».

Моизм – этико-политическая проблематика.

Легизм- законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми.

Номинализм - проблемы семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями.

 

 

Сократ.

Первый философ-афинянин Сократ — младший современник Де­мокрита. Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию.

Основные труды. Сократ за свою жизнь не написал ни одного
произведения (из принципа).

Учение Сократа известно нам только
из работ его учеников, но они излагали его по-разному. К числу досто-
верных сведений могут быть отнесены следующие.

Сократ первым стал утверждать, что основная задача философии
состоит в познании человека, а не природы. Сократ — сторонник учения о переселении душ.

На основании имеющихся данных невозможно точно определить,
был ли сам Сократ идеалистом. Но в методе Сократа заложена воз-
можность идеализма, которая была реализована его учеником Пла-
тоном. Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому людей
делает добродетельными знание того, что есть добро и есть зло:

храбрость — это знание того, как преодолевать свой страх;

справедливость — это знание того того, как выполнять законы:
божественные и человеческие;

умеренность — это знание того, как обуздывать свои страсти.

Эта учение подверглось критике уже в античности (Аристотель и др.).

Сократ оказал громадное влияние на всю последу-
ющую философию, став образцом «мудреца» и «гражданина». Ряд ero учени-
ков стали основателями собственных философских школ, относящихся к различным философским направлениям

 

 

Г. Риккерт).

Классический Основоположником позитивизма является французский ученый и философ О. Конт ( 1 798 — 1 857)(Курс позитивной философии), кото-
рый и ввел данный термин. Конт провозгласил целью
науки накопление и систематизацию позитивного знания — «науч-
ных фактов», т.е. данных наблюдений и экспериментов, относящихся к
реальному миру, в котором мы живем. Только на базе этих фактов воз-
можна реконструкция законов природы. Фиксируя в истории науки
постоянный рост совокупности научных фактов, Конт указал на прин-
ципиальную неполноту и ограниченность, а значит, и относитель-
ность,
наших знаний о мире на любой стадии развития науки. Конт
стал основоположником социологии (социальной физики) — науки об
обществе, которая должна строиться на базе «научных фактов».

Как считал Конт, предшествующая философия (метафизика) зани-
малась в основном анализом различных нереальных умопостигаемых
сущностей, поэтому это «негативное» знание. «Позитивная» же фило-
софия должна стать «теорией науки», заниматься логикой научного
исследования и его методологией.

Основоположником и главой марбургской школы был
школа Герман Коген (1842 — 1918) Основные труды. Г. Коген: «Кантова теория опыта» (1871), «Вли-
яние Канта на немецкую культуру> (1883), «Принцип бесконечно ма-
лых и его история» (1883); «Обоснование Кантом эстетики» (1889). Своей задачей Коген объявил «ревизию
Канта», поэтому в магбургской школе прежде всего было отброшено
кантовское понятие «вещи самой по себе» как «досадное наследие
Средневековья». Но ведь и Бог у Канта, и сам внешний мир, из которого
к нам (на наши органы чувств) поступают ощущения, есть трансцен-
дентные сущности, т.е. «вещь сама по себе». И если мы ее выбрасыва-
ем из кантовской философии, что же тогда останется? Только человек
как субъект познания, сами познавательные способности и процессы.
Кант выделял в теоретическом разуме три уровня познания: чувствен-
ность, рассудок и разум. Но, отбросив внешний мир как «вещь самую по
себе», мы тем самым меняем познавательный статус чувственности:
она более не дает нам информацию о внешнем мире, соответственно,
утрачивает смысл и трансцендентальная апперцепция и многие другие
кантовские понятия. Кантовское учение о разуме, рождающем три
идеи о безусловном (о душе, мире и Боге), также в значительной степени утратило свое значение. Ведь «мир» и «Бог> — это «вещи сами по
себе», а понятие «души» вообще вышло из моды, на его место в эту эпо-
ху было поставлено понятие «сознания >, а несколько позднее — поня-
тие «психики» (содержащей «сознание» и «бессознательное»). Таким
образом, практически единственным достойным внимания из кантов-
ских объектов исследования оказался рассудок, являющийся основой
теоретического естествознания. Главный упор неокантианцы сделали на кантовской идее о том, что
сознание (рассудок-разум) и, соответственно, теоретическое естествознание конструирует «картину мира> («вещь для нас > в терминологии
Канта) исходя из своих собственных форм и законов, а не природных
объектов («вещей самих по себе»). Отсюда Кант делал вывод о нетож-
дественности «вещи для нас» и «вещи сами по себе> и непознаваемос-
ти последней. Для неокантианцев, отбросивших «вещь саму по себе»,
этот вывод значения уже не имел. Они сделали акцент на самой идее
конструирования сознанием некоторых «картинок», которые наив-
ные люди принимают за «картины мира».

С их точки зрения, процесс познания начинается не с получения
ощущений, не с шага «от мира — к субъекту», а с деятельности самого
субъекта, ставящего вопросы и отвечающего на них. В субъекте просто
присутствует некий массив или общий фон ощущений (непонятного
происхождения), которые что-то «лепечут» субъекту. Выделив опреде-
ленное ощущение, субъект ставит вопрос: «Что это? » — и, скажем, ут-
верждает: «Это красное». Теперь начинается конструирование «этого»
как чего-то устойчивого, т.е. как предмета «функционального един-
ства», возникшего в процессе его определения («Это красное, круглое,
сладкое, это — яблоко»). Такое «опредмечивание» производится мыс-
лью, сознанием, а вовсе не заложено в ощущениях, которые дают нам
только материал для соответствующих операций. Важную
роль в этой конструирующей деятельности играет язык.

Генрих
Риккерт
(1863 — 1936). Основные труды «Предмет знания» (1892), «Границы естественнонауч-
ного образования понятий» (1896), «Система философии» (1921).


Если в марбургской школе основное внимание уделялось естествен-
ным наукам, то для представителей баденской школы главным объек-
том исследования стали так называемые исторические науки (в част-
ности, изучающие историю, искусство и мораль) и специфика их мето-
дологии. Виндельбандт выдвинул, а Риккерт позднее развил тезис о
принципиальном различии «наук о природе» и «наук о духе» (культу-
ре). причем главное различие между «науками о природе» и «науками о
духе» лежит не в объекте, а в предмете, методе и цели исследования.
Так, если мы начнем искать в истории человечества повторяющиеся
события и общие закономерности, то получим естественнонаучную
дисциплину: социологию истории. А изучая последний ледниковый пе-
риод «исторически», т.е. со стороны его уникальных характеристик, мы
придем к «истории Земли»

Важнейшие идеи прагматизма зародились в конце XIX в. в США, но
оформился он как течение в философии и особое распространение
получил там же и в Европе в первой половине XX в. Причем в США в
1930-е гг. прагматизм занимал положение почти официальной филосо-
фии. Основоположником прагматизма является американский ученый
Чарльз Пирс (1839 — 1914),

Основные труды. «Как сделать наши идеи ясными»
(1878).

В конце XIX — начале ХХ в. особенно
распространенными были идеалистические учения, крайне абстракт-
ные и оторванные от жизни. Именно они в основном преподавались в
европейских и североамериканских университетах. Прагматизм выд-
винул свою программу «реконструкции философии», согласно которой
философия должна была стать методом решения вопросов, которые
встают перед человеком, и особенно в сложных (проблематичных) си-
туациях.

При этом действительный мир, в котором живет человек, трактовал-
ся как то, что «переживается» человеком в его опыте, а сама челове-
ческая жизнь — как «поток переживаний», содержащихся в челове-
ческом сознании'. Отсюда, вся философская и естественнонаучная
проблематика, связанная с существованием внешнего мира, его особен-
ностями и закономерностями, отсекается как несущественная. Неваж-
ными оказываются вопросы о том, что есть внешний мир сам по себе,
откуда он взялся, что лежит в его основе и т.д.; важно лишь, как этот
внешний мир воздействует на нас (в нашем опыте) и как мы должны
действовать сами, чтобы получать нужные нам результаты. Отсюда
вытекает знаменитый «принцип Пирса»: понятие об объекте дости-
гается рассмотрением всех практических следствий, вытекающих из
действий с этим объектом. Отдавая себе отчет в том, что сознание ра-
ботает с помощью языка и посредством использования языка, Пирс
много внимания уделял знаковой природе языка и тем самым заложил
основы общей теории знаков (семиотики, или семиологии), ставшей са-
мостоятельной наукой в ХХ в.

Человеческое сознание понимается в прагматизме как «орудие
приспособления» к внешнему миру, нужное человеку для выживания в
его борьбе за существование' (как утверждал Джемс, разум есть функ-
ционально динамический инструмент приспособления к среде обита-
ния человека). Поэтому задача сознания состоит не в познании мира, а
в обосновании успешных действий.-

Синергетика как общая теория самоорганизации. Предмет синергетики. Системность и самоорганизация как неотъемлемые свойства материи. Применение синергетического подхода для изучения живой и неживой природы.

Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Терминология, выработанная в этих областях исследования, приобрела общенаучный характер в описании и объяснении процессов самоорганизации. Но обе эти области исследования имеют дело с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов.

Решение этой задачи берет на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Пригожин.Закономерности явлений самоорганизации, открываемые синергетикой не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на все материальные системы. Как отмечает Г.Хакен, принципы самоорганизации, изучаемые этой наукой, распростра­няются " от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера крыла самолета, от молекуляр­ной физики до космических масштабов эволюции звезд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций".

Г.Хакен и И. Пригожин делают акцент, прежде всего, на процессуальности материальных систем. Все процессы, протекающие в раз­личных материальных системах, могут быть подразделены на два типа:

во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса,

и, во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации.


Поделиться:



Популярное:

  1. II.2. Краткий словарь философских понятий по курсу философии и методологии науки
  2. III. Изучение геологического строения месторождений и вещественного состава полезного ископаемого
  3. III. Изучение геологического строения месторождения и вещественного состава руд
  4. III. Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, указательные, неопределенные, отрицательные.
  5. IV. Переведите глаголы, пользуясь словарем. Поставьте вместо точек подходящий по смыслу глагол. Предложения переведите.
  6. TESTS 1. Вставьте вместо пропусков необходимые слова.
  7. V. Изучение гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и других природных условий месторождения
  8. V. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.
  9. VIII. Выпишитеиз 4-roабзацапредложениесместоименнымглаголом. Переведите его. Укажите время, в котором стоит глагол. Напишите его инфинитив.
  10. VIII. Проблема типов в современной философии.
  11. XII. Перевод на другое рабочее место
  12. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. (Быт. 22:3).


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.102 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь