Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия марксизма (проблема отчуждения, историософские взгляды К.Маркса, разработка



материалистической диалектики, социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса).

Марксистская философия представляет собой одну из трех тесно
связанных между собой частей марксизма, включающего в себя так-
же политическую экономию и так называемый научный коммунизм. Марксистская философия имеет особое значение в жизни общества,
поскольку она стала теоретическим фундаментом практической соци-
альной деятельности — революционной борьбы за построение комму-
низма, которая активно велась в XIX—ХХ вв. и во многом определила
ведущие события этого времени (социалистическую революцию в Рос-
сии и попытки построения социализма и коммунизма в России и стра-
нах социалистического лагеря в ХХ в.).

Карл Генрих Маркс
(1818 — 1883) — немецкий философ, публицист, общественный деятель. Фридрих Энгельс (1820 — 1895) — немецкий философ, публицист,
общественный деятель. Основные идеи марксистской философии были выработаны Марк-
сом и Энгельсом совместно, хотя большая часть работ, посвященных
собственно философии марксизма, была написана Энгельсом.

Основные (философские) труды. К. Маркс и Ф. Энгельс: «Свя-
тое семейство» (1845), «Манифест коммунистической партии» (1848).

К. Маркс: «Нищета философии» (1846), «К критике политической
экономии> (1859), «Капитал> (1857 — 1883).

Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг» (1876 — 1878), «Диалектика природы»
(1873 — 1895; не закончена, осталась в виде отдельных статей и на-
бросков), «Происхождение семьи, частной собственности и государ-
ства» (1884), «Л. Фейербах и конец немецкой классической филосо-
фии» (1886).

Марксистская философия состоит из
двух взаимосвязанных частей: диалектический материализм (уче-
ние о природе и познании) и исторический материализм (учение
об обществе).

Диалектический материализм. Диалектический материализм по-
явился, с одной стороны, как материалистическая переработка гегелев-
ской идеалистической диалектики, а с другой — как диалектическая
переработка прежнего метафизического (и в первую очередь фейерба-
ховского) материализма.

Основные идеи диалектического материализма следующие.

Материя (природа) первична, а человеческое сознание вторично,
производно от материи, оно есть свойство высокоорганизованной мате-
рии, появляющееся на достаточно высоком уровне ее развития. При
этом полностью отрицается существование каких-либо идеальных
надприродных сущностей типа Бога, гегелевской Абсолютной идеи,
Мирового ума и т.д.

Материя вечна, несотворима и неуничтожима, важнейшим ее
свойством является движение, изменение, развитие. Нет материи без
движения, а движения — без материи. При этом движение абсолютно,
а покой (понимаемый как некий «момент» движения) относителен.
Движение материи осуществляется в пространстве и времени, поэтому
их нельзя «отрывать» от материи (как это имеет место у ньютоновско-
го абсолютного пространства и времени). Существует ряд форм дви-
жения (механическое, физическое, химическое, биологическое, социаль-
ное), отражающих общий ход эволюции материи.

Развитие материи в целом и любых объектов осуществляется в
соответствии с тремя законами материалистической диалектики,
сформулированными на базе выявленных Гегелем закономерностей.

Законы диалектики при этом понимаются как универсальные
законы бытия,
охватывающие сферу природы, общества и человече-
ского мышления.

Диалектический материализм был тесно связан с естествознанием
XIX в., опираясь на его открытия и предлагая философский фундамент
для их обоснования. Так, тезис о вечности материи и ее непрерывном дви-
жении непосредственно связан с законом сохранения и превращения
энергии, периодической таблицей Менделеева, дарвиновской теорией эво-
люции живой природы и т.д. А, например, философская идея неразрывной
связи материи, движения, пространства и времени нашла свое подтверж-
дение в начале ХХ в. в теории.относительности Эйнштейна.

Гносеология марксистской философии обычно характеризуется
как теория отражения, суть которой состоит в том, что процесс по-
знания трактуется как отражение в человеческом сознании опреде-
ленных впечатлений, приходящих в него извне. Аналогичные воззре-
ния можно обнаружить и в домарксовском материализме. Особеннос-
тью марксистской гносеологии является следующее:

процесс познания считается подчиняющимся трем законам диа-
лектики;

проводится качественное различие между познанием тео-
ретическим и эмпирическим (включающим в себя чувственное); пока-
зывается, что теоретическое познание не сводимо к эмпирическому,
хотя и строится на базе последнего. Теоретическое познание опериру-
ет общими понятиями (не существующими вне сознания), включает в
себя создание гипотез, предвосхищающих будущие результаты экспе-
риментов и наблюдений, и т.д.;

утверждается диалектическая связь между абсолютной и относи-
тельной истиной: абсолютная истина (как полное, исчерпывающее зна-
ние обо всем бытии в целом) недостижима, на каждом этапе развития
познания мы имеем дело только с относительными истинами (т.е. час-
тичным, неполным знанием об отдельных составляющих бытия), но на-
копление относительных истин в процессе познания позволяет нам
бесконечно приближаться к абсолютной истине;

е критерием истины является общественная практика человече-
ства, практика же является основой и целью познания.

Исторический материализм. Марксистское учение об обще-
стве — исторический материализм — представляет собой результат
распространения на общество законов материалистической диалекти-
ки. Тезис о первичности материи и вторичности сознания конкретизи-
руется в социальной философии как тезис о первичности обществен-
ного бытия и вторичности общественного сознания.

 

Неклассическая философия (Позитивизм О. Конта, прагматизм Ч. Пирса, неокантианство Г. Коген,

Г. Риккерт).

Классический Основоположником позитивизма является французский ученый и философ О. Конт ( 1 798 — 1 857)(Курс позитивной философии), кото-
рый и ввел данный термин. Конт провозгласил целью
науки накопление и систематизацию позитивного знания — «науч-
ных фактов», т.е. данных наблюдений и экспериментов, относящихся к
реальному миру, в котором мы живем. Только на базе этих фактов воз-
можна реконструкция законов природы. Фиксируя в истории науки
постоянный рост совокупности научных фактов, Конт указал на прин-
ципиальную неполноту и ограниченность, а значит, и относитель-
ность,
наших знаний о мире на любой стадии развития науки. Конт
стал основоположником социологии (социальной физики) — науки об
обществе, которая должна строиться на базе «научных фактов».

Как считал Конт, предшествующая философия (метафизика) зани-
малась в основном анализом различных нереальных умопостигаемых
сущностей, поэтому это «негативное» знание. «Позитивная» же фило-
софия должна стать «теорией науки», заниматься логикой научного
исследования и его методологией.

Основоположником и главой марбургской школы был
школа Герман Коген (1842 — 1918) Основные труды. Г. Коген: «Кантова теория опыта» (1871), «Вли-
яние Канта на немецкую культуру> (1883), «Принцип бесконечно ма-
лых и его история» (1883); «Обоснование Кантом эстетики» (1889). Своей задачей Коген объявил «ревизию
Канта», поэтому в магбургской школе прежде всего было отброшено
кантовское понятие «вещи самой по себе» как «досадное наследие
Средневековья». Но ведь и Бог у Канта, и сам внешний мир, из которого
к нам (на наши органы чувств) поступают ощущения, есть трансцен-
дентные сущности, т.е. «вещь сама по себе». И если мы ее выбрасыва-
ем из кантовской философии, что же тогда останется? Только человек
как субъект познания, сами познавательные способности и процессы.
Кант выделял в теоретическом разуме три уровня познания: чувствен-
ность, рассудок и разум. Но, отбросив внешний мир как «вещь самую по
себе», мы тем самым меняем познавательный статус чувственности:
она более не дает нам информацию о внешнем мире, соответственно,
утрачивает смысл и трансцендентальная апперцепция и многие другие
кантовские понятия. Кантовское учение о разуме, рождающем три
идеи о безусловном (о душе, мире и Боге), также в значительной степени утратило свое значение. Ведь «мир» и «Бог> — это «вещи сами по
себе», а понятие «души» вообще вышло из моды, на его место в эту эпо-
ху было поставлено понятие «сознания >, а несколько позднее — поня-
тие «психики» (содержащей «сознание» и «бессознательное»). Таким
образом, практически единственным достойным внимания из кантов-
ских объектов исследования оказался рассудок, являющийся основой
теоретического естествознания. Главный упор неокантианцы сделали на кантовской идее о том, что
сознание (рассудок-разум) и, соответственно, теоретическое естествознание конструирует «картину мира> («вещь для нас > в терминологии
Канта) исходя из своих собственных форм и законов, а не природных
объектов («вещей самих по себе»). Отсюда Кант делал вывод о нетож-
дественности «вещи для нас» и «вещи сами по себе> и непознаваемос-
ти последней. Для неокантианцев, отбросивших «вещь саму по себе»,
этот вывод значения уже не имел. Они сделали акцент на самой идее
конструирования сознанием некоторых «картинок», которые наив-
ные люди принимают за «картины мира».

С их точки зрения, процесс познания начинается не с получения
ощущений, не с шага «от мира — к субъекту», а с деятельности самого
субъекта, ставящего вопросы и отвечающего на них. В субъекте просто
присутствует некий массив или общий фон ощущений (непонятного
происхождения), которые что-то «лепечут» субъекту. Выделив опреде-
ленное ощущение, субъект ставит вопрос: «Что это? » — и, скажем, ут-
верждает: «Это красное». Теперь начинается конструирование «этого»
как чего-то устойчивого, т.е. как предмета «функционального един-
ства», возникшего в процессе его определения («Это красное, круглое,
сладкое, это — яблоко»). Такое «опредмечивание» производится мыс-
лью, сознанием, а вовсе не заложено в ощущениях, которые дают нам
только материал для соответствующих операций. Важную
роль в этой конструирующей деятельности играет язык.

Генрих
Риккерт
(1863 — 1936). Основные труды «Предмет знания» (1892), «Границы естественнонауч-
ного образования понятий» (1896), «Система философии» (1921).


Если в марбургской школе основное внимание уделялось естествен-
ным наукам, то для представителей баденской школы главным объек-
том исследования стали так называемые исторические науки (в част-
ности, изучающие историю, искусство и мораль) и специфика их мето-
дологии. Виндельбандт выдвинул, а Риккерт позднее развил тезис о
принципиальном различии «наук о природе» и «наук о духе» (культу-
ре). причем главное различие между «науками о природе» и «науками о
духе» лежит не в объекте, а в предмете, методе и цели исследования.
Так, если мы начнем искать в истории человечества повторяющиеся
события и общие закономерности, то получим естественнонаучную
дисциплину: социологию истории. А изучая последний ледниковый пе-
риод «исторически», т.е. со стороны его уникальных характеристик, мы
придем к «истории Земли»

Важнейшие идеи прагматизма зародились в конце XIX в. в США, но
оформился он как течение в философии и особое распространение
получил там же и в Европе в первой половине XX в. Причем в США в
1930-е гг. прагматизм занимал положение почти официальной филосо-
фии. Основоположником прагматизма является американский ученый
Чарльз Пирс (1839 — 1914),

Основные труды. «Как сделать наши идеи ясными»
(1878).

В конце XIX — начале ХХ в. особенно
распространенными были идеалистические учения, крайне абстракт-
ные и оторванные от жизни. Именно они в основном преподавались в
европейских и североамериканских университетах. Прагматизм выд-
винул свою программу «реконструкции философии», согласно которой
философия должна была стать методом решения вопросов, которые
встают перед человеком, и особенно в сложных (проблематичных) си-
туациях.

При этом действительный мир, в котором живет человек, трактовал-
ся как то, что «переживается» человеком в его опыте, а сама челове-
ческая жизнь — как «поток переживаний», содержащихся в челове-
ческом сознании'. Отсюда, вся философская и естественнонаучная
проблематика, связанная с существованием внешнего мира, его особен-
ностями и закономерностями, отсекается как несущественная. Неваж-
ными оказываются вопросы о том, что есть внешний мир сам по себе,
откуда он взялся, что лежит в его основе и т.д.; важно лишь, как этот
внешний мир воздействует на нас (в нашем опыте) и как мы должны
действовать сами, чтобы получать нужные нам результаты. Отсюда
вытекает знаменитый «принцип Пирса»: понятие об объекте дости-
гается рассмотрением всех практических следствий, вытекающих из
действий с этим объектом. Отдавая себе отчет в том, что сознание ра-
ботает с помощью языка и посредством использования языка, Пирс
много внимания уделял знаковой природе языка и тем самым заложил
основы общей теории знаков (семиотики, или семиологии), ставшей са-
мостоятельной наукой в ХХ в.

Человеческое сознание понимается в прагматизме как «орудие
приспособления» к внешнему миру, нужное человеку для выживания в
его борьбе за существование' (как утверждал Джемс, разум есть функ-
ционально динамический инструмент приспособления к среде обита-
ния человека). Поэтому задача сознания состоит не в познании мира, а
в обосновании успешных действий.-


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1683; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь