Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие и типы религиозного опыта.



Понятие религиозного опыта

Понятие религиозного опыта включает в себя такие аспекты, как изумление перед бесконечностью космоса, трепет и ощущение тайны в присутствии священного, ощущение зависимости от божественной силы или невидимого порядка вещей, чувство вины и беспокойство, сопровождающее веру в божественное правосудие, и ощущение мира и покоя в надежде на божественное прощение. Некоторые мыслители указывают на религиозный аспект смысла жизни и индивидуальной судьбы.

В первом случае религиозный опыт предполагает контакт с божеством, аналогичный контакту с другими людьми и вещами в мире. Во втором случае имеется в виду не контакт с божеством, а скорее восприятие священного или праведности как реальности; или то, что всякий опыт может рассматриваться в связи с тем основанием, на котором он возникает. Т.о., понятие религиозного опыта относится к специфическому восприятию божественного или предельного, а также может применяться к любой форме опыта, свидетельствующего о божественном и о предельной реальности.

Типы религиозного опыта

Можно выделить устойчивые, отличающиеся друг от друга психологические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным опытом.

1. Мистик - тип созерцателя. Состояние, к которому стремится мистик, называется просветлением и предполагает предварительное очищение. Хотя мистицизм находит социальное выражение, сам по себе мистик чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности.

2. Пророк - личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк - в высшей степени социальная фигура, т.к. находится все время с людьми и призван быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, рассматривая свой религиозный опыт как послание от Бога, позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее.

3. Священнослужитель - посредник между человеком и божеством. Приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель традиции. Священнослужитель одновременно является и созерцателем, и деятелем. Эти два начала могут сочетаться в различной пропорции, в зависимости от обстоятельств и индивидуальных психологических качеств.

4. Реформатор - личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом. Для всех реформаторов общим является убеждение в том, что наиболее важные и ценные черты представляемой ими традиции искажены или утрачены, но их можно восстановить при условии очищения религии от посторонних наслоений. Реформатор - активная личность, способная к решительным действиям, он деятельно участвует в практическом осуществлении реформ.

5. Монах - член религиозного ордена, удалившийся от секулярной жизни в особое уединенное или уже освященное традицией место для приобретения возможности вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований.

6. Монах-отшельник, или пустынник, - человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта.

7. Святой - личность, воплощающая в глазах религиозной общности идеал совершенства в той или иной его форме. Это может быть мученик, доказавший совершенство своей веры страданиями и гибелью, чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий будущее, праведник, достигший особой моральной и духовной высот благодаря безупречной жизни.

8. Теолог - тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме. Содержание своей мыслительной деятельности он черпает в материале традиции, преломляя его сквозь призму собственного религиозного опыта, осмысливая с точки зрения запросов времени. Теолог может и не иметь непосредственного личного опыта, он имеет его в опосредованной форме, осваивая теоретические достижения религиозной мысли прошлого в своей традиции и, возможно, в других известных ему традициях. Теолог - это, прежде всего, интерпретатор и реинтрепретатор.

9. Основоположник традиции - фигура по своему масштабу превосходит все остальные. Его религиозный опыт уникален и очень интенсивен, так что становится основой новой религии. Как правило, основоположник окружает себя группой учеников и ближайших последователей, которые затем распространяют его религиозный опыт.

Понятие национально-государственной религии и ее особенности.

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм следует рассматривать не просто как отдельные формы верований и обрядовых действий, но и как тесно взаимосвязанные между собой элементы, которые в культуре каждого народа образуют некоторое единство, своеобразное целое. Это своеобразие обусловливается их различным содержательным наполнением, а также различным сочетанием. Однако у всех этих религий имеет одна важная характерная особенность - они являются религиями доклассового, родоплеменного общества. Основными объектами поклонения в этих религиях были природные объекты. Духовные существа в основном носили безличный характер. В культовой деятельности преобладали обряды, в которых участвовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов и другие организаторы и исполнители культовой деятельности еще не были жестко отделены от основной массы верующих.

Постепенно, по мере изменения характера производства, перехода от собирательства к земледелию, совершенствования орудий труда, охотничьего и рыболовного промысла начинает появляться имущество, которое необходимо было сохранять и распределять. Наряду с общинной, возникает и частная собственность» постепенно происходит социальная дифференциация в родоплеменных общинах, формируются социальные противоречия и все это приводит к формированию института государства. Родоплеменные сообщества уступают место государственному объединению людей. Зависимость индивида от стихийных сил природы, обычаев и традиций своей общины дополняется формами государственно-правового принуждения.

Изменения характера жизнедеятельности людей неизбежно вызывают изменения в религиозных верованиях и обрядах. Модифицируются прежние религиозные верования, возникают принципиально новые религиозные системы. Социальная дифференциация внутри родоплеменной общины приводит к выделению вождей в особую социальную группу. Особый социальный статус этих вождей освящается формированием специальных верований и обрядов. Вожди становятся объектами религиозного почитания как при жизни, так и после их смерти. Если раньше, в родоплеменных религиях табуирование не распространялось на руководителей рода, то теперь появляются такие верования, в которых все имущество вождя, все, к чему прикасалась его рука, провозглашаются запретными для его соплеменников. Ранее аморфные и безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются определенные функции, возникает иерархия духов во многих чертах воспроизводящая социальную иерархию. Постепенно эти духи превращаются в богов. Культовая деятельность на данной стадии развития религии становится специализированной деятельностью. Исполнители и организаторы этой деятельности выделяются в самостоятельную социальную группу, место в которой зачастую передается по наследству. Начинают формироваться религиозные организации. Такова общая логика эволюции религии в обществах, находящихся на пути перехода от родоплеменной организации к государству.

Религия Древнего Египта.

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно " умирало" каждый вечер, странствовало под землей и " заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой же мере были центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. В эпоху Среднего Царства и в период царствования египетских императоров храмы в качестве главенствующей архитектурной формы превзошли пирамиды. Большой храм в Карнаке по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Как и в пирамидах, абсолютная величина храмов воплощала несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и, наконец, самой души.

Жрецы составляли только небольшую часть обширного персонала, обслуживающего храм, включающего охранников, писцов, певцов, служителей жертвенников, уборщиков, чтецов, пророков и музыкантов. В период расцвета храмовой архитектуры, около 1500 г. до н. э. храмы обычно окружались несколькими массивными сооружениями, а вдоль широкой аллеи, которая вела на их территорию, стояли рядами сфинксы, выполнявшие роль стражей. Все могли входить в открытый двор, но только немногие жрецы высшего ранга могли проникать во внутреннее святилище, где в раке, хранящейся в лодке, находилась статуя бога. Ежедневные церемонии в храмах включали в себя воскуривание жрецами благовоний на территории храма, затем пробуждение, умывание, умащивание благовониями и одевание статуи божества, жертвоприношение жареной пищи, затем повторное опечатывание святилища до следующей церемонии. Вдобавок к этим ежедневным храмовым церемониям во всем Египте регулярно проводились праздники и фестивали, посвященные различным божествам. Фестиваль часто устраивался в связи с завершением какого-либо сельскохозяйственного цикла. Статуя божества могла быть вынесена из святилища и торжественно пронесена по городу, а возможно, ей приходилось и наблюдать за празднеством. Иногда исполнялись пьесы, описывающие отдельные события из жизни божества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2177; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь