Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Исторические формы общностей людей. Проблема межнациональных конфликтов, пути их решения.
Исторические общности людей - это крупные, устойчивые обьединения (коллективы), обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка, психологии и т.д. Закономерные ступени развитий родовой, общественной сущности человека, его труда и мысли. Если нет совместной жизни и труда – нет и исторической общности. Связи в процессе производства ведут к связям территориальным, административным, к общности языка (необходимое средство общения), накопления, хранения и передачи социального опыта. Основные типы: родоплеменная общность, народность, нация. Иногда туда же относят расы (группы людей, различающиеся по антропогенным, биологическим признакам, выраженным в социальных областях). Первобытнообщинная формация. На основе кровнородственных отношений складываются родовые и племенные общности, вместе с ними – первые формы брака и семьи. Характерная черта: экономические отношения в оболочке родственных связей, они на первом плане. Родство – это сложное социальное явление, имеющее свою биологическую основу (или матрицу – где формируются социальные связи – родовые, семейные, национальные). Родственные связи: материнские роды (матриархат, значительность роли женщины – период мотыжного земледелия) – переход к патриархату (скотоводство). Из патриархального рода возникает патриархальная семья (3-4 поколения ближайших родственников, потомков отца). Семья возникает из потребности воспроизводства рода, но имеет социальную природу. Социальное содержание существенней биологического, но биологическую матрицу учитывать необходимо всегда, поскольку это основа на которой формируются социальные связи. Народность – новая общность, экономической основой формирования которой служат частный труд и частная собственность. Чаще натуральный характер хозяйства определяет локальные, местные, хозяйственные и другие связи. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, административной и пр. самостоятельности. Формы народности: рабовладельческого и феодального общества. Исторически первые – древнеэллинская, древнеегипетская. В феодальном обществе – народность включает в основном трудящееся население. Некоторые народности начали складываться в условиях капитализма. Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в характере и культуре. Её экономическая общность имеет глубокий и универсальный характер – т.к. капиталистическое товарное производство. Ленин выделял 2 основные тенденции в развитии буржуазных наций: 1) пробуждение национальной жизни и нац. движений, борьба против всякого национального гнёта, создание национальных государств. 2) Развитие и учащение сношений между нациями, ломка национальных перегородок, интернациональное единство капитала и экономики в целом. Обе тенденции = единый мировой закон капитализма. Основные принципы национальной программы при социализме: 1. принцип равноправия наций, в т.ч. права наций на самоопределение и отделение 2. принцип интернационализма и борьбы с буржуазным национализмом Социалистические нации складываются в результате коренного преобразования буржуазных наций или непосредственно из народностей. Общественный характер труда способствует созданию единой многонациональной общности, учитывающей все особенности каждой нации и народности. Интеграционные процессы современного общества => национальные различия будут стираться. Новая общность людей = «обобществившееся человечество» (по Марксу – идеал нового, диалектического и исторического материализма). Появление глобальных проблем выдвигает более сложную и грандиозную задачу – создание объединенного человечества в условиях разнородного мира, ещё не изжившего антагонизма классов. Противоречия и негативные явления в межнациональных отношениях, строго говоря, нельзя считать " чисто национальным". Это — особая форма социальных противоречий, порождаемых комплексом причин, которые носят конкретно-исторический характер. Застойные явления, наблюдавшиеся в социально-экономической жизни народов бывшего СССР, привели к появлению в национальных отношениях ряда негативных тенденций, которые ранее либо не наблюдались совсем, либо не проявлялись достаточно отчетливо. В сочетании со " старым" комплексом проблем (сохраняющаяся неравномерность социально-экономического развития, различия в социально-классовой структуре наций, неодинаковость их культурного потенциала и т. д.) возникли новые, как негативный результат осуществляемых социальных преобразований и проводимой национальной политики в стране. Все эти обстоятельства создали питательную среду для возможных националистических деформаций, местнических тенденций. Основой противоречий в межнациональных отношениях выступают: - экономические, культурные, бытовые, языковые различия между нациями и народностями; - значительные различия в исторических и национальных особенностях их развития, в темпах урбанизации, развитии миграционных и демографических процессов, естественном приросте населения; - важнейшей причиной осложнения межнациональных отношений является тот факт, что национальная политика государства была построена без учета коренных интересов народов России, не отвечала их социально-культурным потребностям прогрессивного развития. Федерация не выдумана большевиками. Несмотря на изъяны в национальной политике КПСС, федерализм остается естественным процессом и продуктом многовекового развития России, объединявшей разные народы. И многие беды в национальной политике (в прошлом и в настоящее время) проистекают из-за стремления власти навязать народам свои субъективные цели и идеи, не всегда учитывающие коренные интересы этих народов. Разработка и осуществление демократической национальной политики — одна из задач выхода страны из затяжного кризиса. Демократическая национальная политика — это не абсолютизация суверенитета и необоснованное обеспечение преимущественных прав " коренной" (" титульной" ) нации, не ошибочное отождествление равенства и равноправия: односторонний упор на национально-территориальный подход к государственному устройству вызывает наличие привилегий одной нации перед другой. В этой связи необходимо: - совершенствовать формы национально-культурной автономии в рамках Российской Федерации; - оптимально решить проблему " равенства " и " равноправия " наций. Если равноправие наций — это атрибут демократического устройства многонационального государства, то равенство — утопичный лозунг, который не учитывает всего комплекса исторических, геополитических, культурных и других факторов развития того или иного народа; - преодолеть идеализацию равенства и суверенитета, которая привела к стремлению " огосударствления" чуть ли не каждого этноса. Такое размежевание этносов очень опасно для всего государства. Иными словами, попытки создать суверенное государство тем или иным народом без учета конкретно-исторических условий его развития, может привести к непредсказуемым негативным последствиям. Именно в этом кроется определенный интерес конкретных политических сил. Сегодня вполне очевидно, что понятие " нация" более употребимо в политическом смысле, нежели этническом или культурно-историческом. К такому выводу давно пришли западные политики. Вспомним, что нациями часто называют целые государства (" объединенные нации" ), а английское слово " nation" означает одновременно собственно нацию и народ. Применение понятия " нация" как согражданства к таким общностям, как американцы, немцы, французы, не вызывает возражений, ибо в соответствующих странах политическое и культурно-историческое содержание этого понятия в основном совпадает. Иное дело — Восточная Европа, республики бывшего СССР, Россия. Здесь, как правило, речь не идет о сложившемся гражданском обществе, делающем несущественными национальные различия. Здесь национальный вопрос не только не утратил, а напротив, приобретает все большее значение. Реальные и возможные последствия межэтнических конфликтов заключаются в следующем: - социально-политические: общая дезинтеграция систем законодательства, исполнительной и судебной власти непосредственно в зонах конфликта, а также деформация общественного сознания, ослабление ценности права и морали. Все это ведет к усилению авторитарных тенденций в политической жизни наций, свертыванию демократических процессов; - экономические: огромные прямые потери в зонах конфликтов, возникающие вследствие остановки производства, разрушения жилых домов, производственных объектов, транспортных коммуникаций, нарушения экономических связей с другими регионами, резкого возрастания непроизводственных расходов; - экологические. Они связаны со снижением общего уровня экологической безопасности в виду возрастания вероятности случайного или сознательного повреждения АЭС, химических заводов, плотин, складов оружия; - этнодемографические. Включают в себя, наряду с опасностью исчезновения в этом конфликте целых этнических и субэтнических групп, еще и проблемы нарушения естественного воспроизводства населения, вынужденной миграции, беженцев. Возрастающая социальная неопределенность в зонах конфликтов подталкивает женщину и семью к отказу от рождения детей. Падение рождаемости характерно и для беженцев. Кроме того, супружеские пары беженцев вынуждены проживать раздельно, зачастую в разных местностях. Отсюда распад сложившихся родственных и социальных связей; самое страшное последствие межнациональных конфликтов — пугающая будущность детей, на чьих глазах или при чьем участии развертывались кровавые события. И не исключено, что некоторые из них станут боевиками и террористами. Все существующие в мире принципы и пути решения межнациональных проблем могут быть подразделены на три основные категории: - оперативные решения — разовые действия, направленные в целом на недопущение разрастания конфликта; - тактические решения — урегулирование уже возникших конфликтов путем силового, в том числе экономического, давления на их участников или посредством налаживания переговорного процесса; - стратегические решения. Они ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий для разумного развития этих процессов. Надо сказать, что ни в одном из политических документов, принимаемых высшими властными структурами России, не обозначена продуманная система инструментов предотвращения межнациональных конфликтов. Отсутствие стратегической концепции делает этническую политику государства непредсказуемой как для своих граждан, так и для соседних стран. А это усугубляет общую атмосферу подозрительности, недоверия в стране, и в рамках Содружества независимых государств. Ни в одной из республик бывшего СССР не создана инфраструктура предотвращения конфликтов, а сложные экономические условия постоянно провоцируют их возникновение. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1469; Нарушение авторского права страницы