Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Альтернативные формы посылок
Чтобы избежать однообразия посылок, некоторые авторитеты в области гомилетики допускают формулировку вечных истин в форме вопросительного или восклицательного предложения или же в форме наставления. Используя вопросительную форму, проповедник просто опускает вечную истину, а вместо нее использует вопросительное предложение. Таким образом, если мы воспользуемся приведенным ранее планом " Жизнь в зависимости", то центральная идея проповеди будет представлена вопросом: " Почему жизнь христианина - это жизнь в постоянной зависимости? ". Посылкой, выраженной в форме наставления, проповедник ставит перед собой цель убедить или уговорить прихожан принять определенную линию поведения. Посмотрите, как используется форма наставления в приведенном ниже плане:
Название: " Самый умный ученик". Альтернативная форма: Давайте прилежно изучать Слово Божие. I. Чтобы стать более зрелыми христианами (1Пет.2: 2). II. Чтобы показать себя Богу достойными работниками (2Тим.2: 15). III. Чтобы быть во всеоружии для христианского дела (2Тим.3: 16-17). IV. Чтобы мы смогли преобразиться и уподобиться Христу (2Кор.3: 18). Восклицательной называется такая форма посылки, которую составитель использует, когда хочет подчеркнуть особую важность своего предмета. Например, если он хочет подчеркнуть важность открытого нам в Ефесянам 1: 3-14 благословения, которое верующий имеет во Христе, то он может воспользоваться таким планом:
Название: " В высшей степени благословенные". Альтернативная форма: Как замечательны благословения, которые мы имеем во Христе! I. Мы избраны в Нем (ст. 4). II. Мы имеем искупление в Нем (ст. 7). III. Мы сделались наследниками в Нем (ст. 11, 13). IV. Мы запечатлены в Нем (ст. 13). Некоторые богословы-проповедники учат, что четко сформулированная цель проповеди иногда может являться разумной и приемлемой альтернативой посылке. Действительно, многие проповедники вполне способны успешно донести до слушателя истину, строя план вокруг центральной мысли или темы, не пользуясь при этом четко выраженной посылкой. Если в проповедь такого рода включить несколько вечных истин, особенно в конце, то это позволит прихожанам увидеть, как связан библейский текст с современным миром, в котором они живут. Прочтите Неемию 1: 1 - 2: 8 и посмотрите на приведенный ниже план, обращая внимание на то, как он выстроен вокруг предмета " Неемия - человек молитвы".
Название: " Сила от молитвы". I. Он сознавал необходимость молитвы (Неем.1: 1-3). 1. Глядя на бедствия своего народа (ст. 1-3). 2. Глядя на состояние Иерусалима, места поклонения (ст. 1-3). 3. Несмотря на то, что для него самого жизнь сложилась благоприятно (ст. 1-2, 11). II. Он молился правильно (Неем.1: 4-11). 1. В духе искренности (ст. 4). 2. С сокрушенным сердцем (ст. 5-7). 3. С верой в обетования Божий (ст. 8-9). 4. С конкретными просьбами (ст. 10-11). III. С помощью молитвы он добился замечательных результатов (Неем.2: 1-8). 1. В ответ на свои просьбы (ст. 1-8). 2. Благодаря благословляющей руке Бога над ним (ст. 8).
В ходе проповеди или, лучше, заканчивая ее, мы можем высказать и развить следующие вечные истины, извлеченные из отрывка: · Господь небесный радуется, слушая проповеди Его людей на земле. · Мы должны выполнять предписанные Богом правила, если хотим, чтобы Он заступился за нас. · У Господа нет замены для исповеди - с грехом должно быть покончено определенно, безжалостно и навсегда. · Бог совершает невозможное для тех, кто молится Ему. Для данного плана тезис, содержащий вечную истину, как отмечалось ранее в этой главе, может быть сформулирован таким образом: " Молитва от всего сердца, совершаемая благочестивым человеком, имеет замечательную силу". Наше вопросительное предложение может выглядеть так: " Как эта истина раскрывается перед нами в отрывке? ". Тогда предложение-связка будет таким: " Рассмотрев три основополагающих факта этой части Писания о Неемии, человеке молитвы, мы увидим, как проясняется эта истина". Затем проповедь будет развиваться, согласно приведенному выше плану. Даже библейский рассказ легче будет понять и запомнить, если мы представим его, следуя простому плану. Обратите внимание на действенность плана, который однажды использовал Давид У.Фэнт, рассказывая притчу о добром самарянине из Луки 10: 30-37: I. Человек, который нуждался в ближнем (ст. 30). II. Два человека, которым следовало поступить, как ближним (ст. 31-32). III. Человек, который поступил, как ближний (ст. 33-37). В рассказе упоминаются четыре человека, среди них и самарянин, который и оказался действительно ближним. Следовательно, очевидная задача этого отрывка - научить нас ответственно относиться к людям, которым необходима помощь ближнего. Хотя альтернативные формы, которые мы обсуждали в этом разделе, и вносят разнообразие в формулировки посылок, мы все же рекомендуем начинающему проповеднику избегать их до тех пор, пока он в совершенстве не овладеет искусством составления посылки в соответствии с принципами, изложенными в данной главе. Мы также настаиваем на том, чтобы всякий раз, прибегая к альтернативным формам, проповедник не забывал использовать и переходные элементы, соединяющие посылку с основной частью проповеди. Например, в плане, в котором использовалось восклицание: " Как замечательны благословения, которые мы имеем во Христе! ", можно сделать переход к основной части проповеди с помощью такого предложения: " Давайте последовательно рассмотрим благословения, которые мы видим в этой части Послания Павла к Ефесянам". Место посылки в плане проповеди Вообще посылка должна появляться в конце введения. Введение подводит к посылке, которая вместе с вопросительным предложением и предложением-связкой в свою очередь перекидывает мостик к основной части проповеди. Посмотрите, как это сделано в приведенном ниже плане. Название " Псалом довольства" Текст: Псалом 22 Введение: 1 Пастухи в Айдахо, имея стадо в 1200 овец не могут уделять внимание каждой овце. 2 Противоположностью им в этом псалме является Пастырь, поскольку Он заботится о каждой овце в отдельности. 3 Каждое дитя Божие осознает себя овцой о которой говорится в этом псалме. Посылка: Довольство - счастливая привилегия всех детей Божиих. Вопросительное предложение: На чем основывается их довольство? Предложение-связка: Дитя Божие узнает из псалма, что его довольство как овцы Божией основывается на трех обстоятельствах, связанных с овцами. I Пастырь овец (ст. 1) II Забота об овцах (ст. 2-5) III Надежды овец (ст. 6) Когда мы развиваем проповедь таким образом, произнося посылку прежде, чем представим объясняющие или доказывающие ее положения, мы используем дедуктивный подход. Этот метод используется в учебниках по составлению проповедей чаще всего, чаще других использовали его и мы. Однако бывают случаи, когда проповеднику потребуется отложить оглашение цели проповеди до ее конца; тогда, чтобы подвести слушателей к вечной истине, он использует главные пункты. В следующем примере показано, как это делается. Название: " Национальное самоубийство". Текст: 4 Царств 17: 7-23 I Народ может сознательно грешить против Господа, как грешил Израиль (ст. 7-12) II Народ может ожесточить против себя Господа, как ожесточил Израиль (ст. 13-14) III Народ может отвергнуть Слово Господа, как отверг Израиль (ст. 15-16). IV Народ может делать неугодное перед очами Господа, как делал Израиль (ст. 16-17). Посылка: Народ не может избежать божественного наказания, вызванного собственной виной этого народа. Вывод: Так случилось с Израилем, и наказание, не снятое с него и по сей день, является постоянным напоминанием о Божием возмездии за прегрешения народа.
Приведя четыре примера из истории нечестивых дел Израиля, мы определяем принцип саморазрушения народа. Подобная процедура, когда пункты плана подводят к формулированию посылки, называется индуктивным подходом. Далее следует еще один пример индуктивного подхода. Название: " Путь к спасению". I Может ли членство в церкви спасти нас? II Может ли крещение спасти нас? III Могут ли добрые дела спасти нас? IV Могут ли благочестивые намерения спасти нас? Посылка и заключение: Только дело Иисуса Христа на кресте может спасти нас от греха, Ефесянам 2: 8-9, Деяния 4: 12 Упражнения 1. Ниже даются девять коротких отрывков, в которых учащемуся нетрудно будет найти предмет и дополнение. Назовите для каждого предмет и дополнение или дополнения Бытие 15: 1, Исход 15: 22-26, Иисуса Навина 5: 13-15, псалом 125: 1-6, Исаии 1: 18, Амоса 7: 10-17, 1 Коринфянам 4: 1-2, Ефесянам 4: 1-3 и 1 Петра 3: 7 2. На основании предмета и дополнения, найденных в девяти отрывках из упражнения 1, сформулируйте для каждого из них подходящую экзегетическую идею в форме законченного предложения. 3. Какие из приведенных ниже высказываний удовлетворяют установленным в этой главе характеристикам посылки? 1) Возносили ли вы хвалу Господу сегодня? 2) Мы должны верно служить Христу. 3) Бог щедро расточает Свою благодать. 4) Верующий может рассчитывать на помощь Господа в тяжелые времена. 5) Дети часто боятся темноты. 6) Евангелие Божией благодати. 7) Тайна веков: Христос в вас. 8) Львы не съели Даниила, потому что он верил в Бога. 9) Слово Божие - наше руководство и наша сила. 10) Бог делает святых совершеннее. 11) Не беспокойтесь ни о чем. 12) Радостный христианин является свидетельством для окружающих. 13) Фарисеи утверждали, что Христос изгоняет бесов силой сатаны. 14) Если мы будем щедры в подношениях, то Господь обильно благословит нас. 15) Когда мы служим Господу, мы служим совершенному Господину. 16) Бывает время, когда нужно помолчать перед Господом. 17) Наш Небесный Отец с особым вниманием следит за Своими детьми. 18) Христианам полезно понять, что Бог всегда прав в Своих действиях. 19) Правитель этой вселенной видит все, что происходит в этом мире. 20) Бог не должен никому, и Он наградит нас за все, что мы делаем для Него. 4. Прочтите три проповеди, составленные разными проповедниками, и сформулируйте для каждой соответствующие предметные предложения. 5. Придумайте подходящую центральную идею для приведенных ниже планов тематических проповедей из главы 1: " Надежда верующего"; " Познание Слова Божьего"; " Возможности Бога". 6. Сформулируйте правильную посылку для каждого из следующих планов текстуальных проповедей из главы 2: " Тот, кто ставит главное на первое место"; " Радость христианской Пасхи"; " Единственный путь к Богу". 7. Напишите тезис, который соответствовал бы следующим планам разъяснительных проповедей из главы 3: " Благочестивая борьба веры"; " Безвыходное положение"; " От грешной жизни к жизни праведной". 8. Найдите неточности в названии и посылке каждого из приведенных ниже планов и исправьте их. Там, где это возможно, припишите рядом с каждой посылкой вопросительное предложение и предложение-связку. 1) Название: " Удовлетворение просьбы". Текст: 1 Царств 1: 4-28. Посылка: Эти стихи дают пять уроков молитвы, которые подходят каждому верующему. I. Анна огорчается, что она бездетна (ст. 4-10). II. Анна молит о сыне (ст. 10-11). III. Священник неверно понимает Анну (ст. 12-18). IV. Анна получает ответ на свою молитву (ст. 19-20). V. Анна представляет Самуила Господу (ст. 24-28). 2) Название: " Стандарты". Текст: Римлянам 12: 1-2. Посылка: Христианская жизнь имеет высокие стандарты, и мы способны жить по-христиански только благодаря Духу Божиему I. Самоотверженная жизнь. 1. В самопожертвовании. 2. В служении. II. Послушная жизнь. 1. В согласии с миром. 2. В согласии с волей Божией. 3) Название: " Даниил-победитель". Текст: Даниила 1: 1-21. Посылка: Победа Даниила над грехом является примером для каждого христианина. I. Испытание Даниила (ст. 1-7). II. Цель Даниила (ст. 8). III. Торжество Даниила (ст. 9-21). 4) Название: " Христос и привилегии христианина". Текст: Ефесянам 1-6. Посылка: Мы должны попытаться сделать синтетический обзор Послания к ефесянам, которое говорит о положении, хождении и борьбе верующих. I. Положение верующих (1-3). II. Хождение верующих (4-6-9). III. Борьба верующих (6: 10-20). 5) Название: " Имейте доброе сердце". Текст: 1 Фессалоникийцам 3: 1-13. Посылка: Имейте сердце как у апостола Павла. I. Сочувствующее сердце (ст. 1-4). II. Любящее сердце (ст. 5-9). III. Молитвенное сердце (ст. 10-13). Разделы Определение раздела Разделы - это главные пункты подготовленной проповеди. Независимо от того, будут они сформулированы в выступлении или нет, правильно спланированная проповедь будет состоять из вполне определенных частей, каждая из которых вносит свои вклад в единство проповеди. В предыдущих главах приводилось достаточное количество примеров планов проповеди, чтобы вы могли убедиться в важности правильного планирования. Тем не менее, было бы неплохо обсудить некоторые особые причины использования разделов в проповеди. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы