Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
B. Термин «спасение» в Новом Завете
А). Греческий глагол «содзо» («спасать»), производные от него существительные «сотер» («спаситель») и «сотериа» («спасение») отчасти переняли смысловые оттенки соответствующего еврейского слова через Септуагинту, что расширило и видоизменило классическое значение слова.«Спасение» подразумевает избавление от физического заболевания (Мф.9: 21-22), от одержимости (Лук.8: 36), возвращение заблудших (Лук.19: 10 – «погибшее» = «пропавшее»), спасение от греха (Мф.1: 21) и от гнева Божьего (Рим.5: 9). Но чаще всего этими словами обозначается духовное освобождение.
Б). Спасение избавляет от греха (греховности) вообще и от всех грехов в частности (Кол.1: 14; Евр.9: 26; 1 Ин.1: 7).
В). Ветхозаветная надежда на спасение находит свое исполнение во Христе, который в Новом Завете неоднократно назван «Спаситель» (Лк.2: 11; Ин.4: 42; Деян.5: 31; 2 Пет.1: 11; Еф.5: 23; 1 Тим.4: 10 и др.).
Г). Инициатором и источником спасения является Бог, причем в спасении участвуют все три Лица Троицы (1 Фес.5: 9; Ин.3: 16, 17; 2 Фес.2: 13; 1 Тим.1: 15).
Тит.3: 4-7 - 4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
Д). Спасение даруется только через веру в Иисуса Христа (Рим.10: 9; Деян.16: 31).Христос – ключевая фигура в спасительном замысле Божьем; ни в ком ином нет спасения (Лук.2: 11; Деян.4: 12; 2 Тим.1: 9; Евр.5: 9). Е). Через Христа Бог милостиво спасает людейот рабства греху и его ужасающих последствий (Мф.18: 11; Ин.3: 18; Рим.5: 6-11; 6: 6; 8: 13; 1 Кор.3: 15; Тит.2: 14).
Ж). Спасение в Новом Завете охватывает человека полностью. Господь спасает и тело, и душу падшего человека (1 Пет.1: 9; 1 Кор.5: 5; 6: 13-20; Рим.8: 23).
З). Спасение имеет эсхатологический смысл. Спасение, уже обретенное (Рим.8: 24; Еф.2: 5; Тит.3: 5), продолжается в жизни верующего (2 Кор.1: 6; Фил.2: 12) и в полной мере реализуется на небесах (1 Пет.1: 5; Отк.21).
И). В отношении окончательных результатов спасения – они гарантированы, поскольку спасение застраховано от всех непредвиденных обстоятельств
1 Фес.5: 23-24- 23Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. 24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит [сие].
Рим. 8: 28- 28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу. 1 Пет.1: 3-5- 3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, 4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 5 силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.
К). Спасение так или иначе касается всего мира (можно также сказать, имеет отношение ко всему миру). Ин.1: 29 - 29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. 1 Тим.4: 10 - 10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
C. Вывод из свидетельств Писания Обобщая имеющиеся в Писании данные с учетом прогрессирующего откровения, можно заключить, что «спасение» – это избавление Богом падшего человека через Христа от всего, что вредит его душе, искажает земную жизнь и лишает жизни вечной.
«Бриллиант» Божьего спасения Как было отмечено выше, верующий в Иисуса Христа уже спасен, спасается и будет спасен. Однако величие Божьего спасения кроется не только во временном аспекте. Писание всесторонне раскрывает причины, способ, следствия спасения, оперируя при этом определенными терминами. Понимание и правильное применение этих терминов создает фундамент для верного целостного восприятия истины о спасении.
Термины, непосредственно относящиеся к спасению, перечислены в левом столбце нижеследующей таблицы.
D. Теории спасения Причины появления различных теорий спасения В процессе рассмотрения можно в очередной раз убедиться в том, что небиблейские взгляды на спасение человека проистекают из небиблейских предпосылок. Подавление истин, открытых в Писании, приводит к заблуждениям в различных направлениях человеческого знания и последующей деградации людей (Рим.1: 18-32). a. «Богословие освобождения» Данная теория спасения распространяется на земные стороны жизни человека. Спасаться нужно от угнетения, дискриминации и бедности. Путь спасения видится в социальных реформах и изменении отношения людей друг к другу. Хотя Писание и обращает внимание на равенство всех людей перед Богом, а также призывает их к заботе друг о друге, земная сфера бытия человека в вопросе спасения не является главной (1 Кор.15: 19). b. Экзистенциальное богословие Человек находится во власти эгоистичного рационализма и своего прошлого негативного опыта. Спасение заключается в фундаментальном изменении отношения к жизни и самого поведения. Необходимо стать самим собой и обрести свою истинную судьбу. Для этого надо отказаться от эгоистических устремлений и поиска безопасности вне общения с Богом, положиться на Бога и смотреть в будущее без опаски. Вера есть освобождение от стремления к материальному и преходящему. c. Евангельское богословие Человек испорчен по природе и склонен к злу. Вследствие греховности отношения человека с Богом разорваны. Спасение заключается в изменении статуса человека пред Богом. Виновный объявляется невиновным. Путь к спасению – оправдание через веру в совершенный подвиг Христов, принятие Духа Святого, который возрождает человека, поселяется в нем и запечатлевает его на день искупления.
Благодать –причина спасения
A. Наблюдения и обобщение
А). Благодать – это незаслуженное благоволение Господа к виновным грешникам, заслуживающим лишь осуждения. Это любовь Божья к тем, кто любви не достоин. Неточно называть Божью любовь или, как говорилось выше, благодать, «безусловной». В современном языке этот термин прочно ассоциируется с психологией. «Безусловная» стало подразумевать, что дающая сторона не требует абсолютно никаких перемен со стороны получателя. Однако Бог требует от нас перемен; Он Сам производит в нас перемены и хочет, чтобы они продолжались непрерывно. Лучше говорить, что Божья благодать незаслуженна. Б). Благодать Божья основывается не на людских заслугах, а на Его суверенном решении явить милость (Исх.33: 19; 34: 6-7). Благодать заработать невозможно: Рим.3: 24 - 24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. · Все аспекты спасения основываются на благодати - 2 Кор. 6: 1. · Ей обладает каждый христианин - 1 Кор. 1: 4. · Воплощенная во Христе благодать – это solagratia, которой мы спасаемся (Рим. 4: 4) посредством solafide (Рим. 3: 24 и дал.; 4: 16) · Великое спасение проистекает из неисчерпаемого источника Божьей благости и любви.
По своему первоначальному естеству и поступкам люди заслуживают лишь гнев Божий, потому что Он ненавидит грех. Но осужденные обретают прощение, ибо Бог есть Бог милости.
B. Категории благодати Различается ли благодать Божья по объему, характеру, глубине? Если благодать присуща Господу, то только ли верующие незаслуженно испытывают на себе Божьи благодеяния? Изучение библейских свидетельств показывает, что Божья благодать действительно различна. Однако Слово Божье не дает четких определений, которыми мы могли бы оперировать сразу и напрямую. Поэтому для облегчения определения различий в Божьих благодеяниях обратим внимание на Его отношение к различным группам людей (а именно в этом просматривается принципиальное различие).
А). Общая благодать (то есть благодать, общая для всех людей) – незаслуженное благоволение Господа ко всем людям, проявленное в заботе о них
Пс.144: 8-9 - 8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. 9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Пс. 15-16 - 15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; 16 открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению. Мф.5: 45 - 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Если говорить более конкретно, общая благодать · обеспечивает соблюдение природных законов и поддерживает естественное течение природных процессов: сияние солнечного света, дождь, плодородие почвы (Иов. 37: 13; Пс. 67: 10a; Матф. 5: 45; Деян. 14: 17a). · Своей общей благодатью Господь сохраняет жизнь человека и низших существ (Пс. 35: 7б; Ис. 42: 5б; Деян. 17: 28a). · Благодаря общей благодати Господь дает все необходимое для поддержания земной жизни: пищу, воду и кров (Быт. 27: 28; Пс. 64: 10б; 103: 14). · общая благодать укрощает грех (Быт.6: 3; Рим.13: 1-4; 2 Фес. 2: 6-7), сдерживает нечестие и не дает ему проявиться в полную силу как в отдельном человеке, так и в обществе. · Благодаря общей благодати откладывается суд над человечеством
Быт.8: 21-22 - 21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: 22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. Рим.2: 4-5 - 4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога.
Обеспечивает ли общая благодать спасение грешника? – Нет, иначе спаслись бы все люди, но этого не будет (Отк.20: 11-15).
Б). Особая благодать. Есть благодать, которую Бог обращает к избранным к спасению людям, совершая в них особое действие.
Еф.2: 4-5, 8-9 - 4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - 8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
Деян.16: 14 - 14 И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел.;
Такую благодать часто называют действенной. Это действие Святого Духа в человеке, эффективно приводящее его к вере во Христа (Рим.2: 4).
В). Преображающая благодать — особое действие Божье, дающее уверовавшему человеку способность жить по-христиански и служить Богу
1 Кор.15: 10 - 10 Но благодатиюБожиеюесмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
Основание для обособления такого вида благодати –
Рим.5: 1-2 - 1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
Доступ к благодати такого вида получают лишь те, кто уже оправдан Богом и имеет мир с Ним.
Г). Предваряющая благодать (это понятие было разработано последователями Дж. Уэсли)—подготовительная благодать Божья (Ин. 1: 9), дарованная всем людям, которая позволяет человеку добровольно откликнуться на евангельский призыв.
Однако, в Библии нет достаточного подтверждения этого учения и все доводы зачастую носят лишь умозрительный характер.
Однако, Библия утверждает духовную и нравственную испорченностьневозрожденного человека в том числе и после крестного подвига Иисуса Христа (Павел писал свои послания после этого подвига). Неверующий человек слеп перед лицом божественной истины 1 Кор. 2: 14 - 14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. 2 Кор. 4: 3-4 - 3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Еф. 4: 17-18 - 17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Писание, как мы видим, вовсе не говорит о том, что неспасенные люди освобождены от ослепления и прочих последствий первородного греха. По-видимому, такое понимание предваряющей благодати появилось в связи с необходимостью логическидоказать универсальность спасительного служения Христова и свободу воли грешного человека.
Пророк Михей закончил свою книгу величественным гимном в честь суверенной благодати Мих.7: 18-20 - 18 Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. 19 Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. 20 Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых.).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1135; Нарушение авторского права страницы