Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обособленность, изоляция и зависимость



Закрытое Братство, как свидетельствует уже его название, являет собой яркий пример устоявшегося движения, которое дает богословское объяснение своего требования к членам — держаться строго обособленно от других. Считается, что это способ «борьбы со злом»:

Познал Господь своих, и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим. 2, 19).1

Довольно часто новичок в движении не осознает, до какой степени ему придется «оторваться» от людей (и занятий), с которыми была связана его прошлая жизнь. В одном НРД, где новообращенных вовлекают в движение постепенно, родственники и друзья вначале могут говорить о том, что потенциальные адепты явно воспрянули духом, стали более жизнерадостными, открытыми, с большей готовностью, чем прежде, делятся своими мыслями. Однако может случиться, что через несколько месяцев в связи с каким-нибудь событием новообращенного пригласят посетить Индию или иную страну. И уже после его возвращения родные и друзья замечают, что их встречают все менее и менее приветливо, слышат, что им нельзя оставаться в одном доме с обращенным, поскольку их «вибрации» плохо на него действуют. Существуют и такие движения, члены которых отказываются есть вместе с посторонними и почти полностью уходят от контактов с внешним миром. Уже высказывалось мнение, что потенциальная опасность особенно велика тогда, когда община обособляется от мира не только социально, но и географически. Есть одна общая черта у Раджнишпурама, бывшего поселения Бхагавана Радж-ниша в штате Орегон, Нью-Вриндабана, поселения в Западной Вирджинии, которое в настоящее время исключено из Международного Общества Сознания Кришны, и Джонстауна, поселения Народного Храма в Гайане, — это определенная географическая изоляция. Разумеется, есть устоявшиеся секты, которые ныне считаются вполне приемлемыми и даже респектабельными, хоть они и отьединились от мира и географически, и социально. Например, гуттериты, некоторые амиши и другие группы менонитов в Северной Америке.

Женские и мужские монастыри всех религиозных направлений, в том числе и замкнутых монашеских орденов, часто пользуются большим уважением, иногда именно в силу жестких требований удаления от мирской жизни. Однако оказалось, что нередко родителям легче принять уход своего ребенка в монашеский орден с давней историей, чем в недавно возникшую группу или движение, — здесь не столь велик страх перед неизвестным. Как правило, гораздо легче представить, какую жизнь ведут в организации, возникшей несколько веков тому назад. Кроме того, религиозные ордена являются частью более широкой религиозной традиции и, хотя они и могут пользоваться значительной автономией, но все же контролируются верховной властью в пределах этой традиции, чего не скажешь об НРД.1

Иногда возникает подозрение, что именно обособленность того или иного движения делает его в какой-то степени притягательным. К примеру, у молодого человека, выросшего в семье с либеральными взглядами, где «все позволено», может возникнуть желание обрести определенные, ясные границы, отделяющие истину ото лжи, добро от зла и хороших людей от плохих.2 Четкие границы, отделяющие группу (ее систему убеждений и ее членов) от остального общества, могут дать сбитому с толку, потерянному молодому человеку ту самую определенность, которой ему не хватало в детстве. Или же, если он ранее испытывал чувство вины, связанное, скажем, с любовной связью, эта группа может придать ему уверенность в том, что теперь он среди тех, «на чьей стороне правда». Возможно, что именно группа сумела превратить его смутное ощущение, что что-то не так, в чувство вины. Однако общепризнанно, что у большинства людей восприятие реальности (того, что происходит или не происходит с ними, с другими людьми и с обществом в целом) и суждение о том, что есть ложь и что истина, что есть добро и что зло, может особенно сильно меняться под воздействием чьего-то внушения, влияния, а порой и манипуляции — в тех случаях, когда они лишены иных источников информации.1 «Проверка реальности» — дело нелегкое, если тебе дается только одно-единственное объяснение, если это объяснение явно принимают члены твоей группы и если усомниться даже в мыслях считается недостатком веры в истину или предательством всего дела.

Более того, чем группа более изолирована (социально и географически) от остального общества, тем легче ей проникнуться паранойяльным недоверием к посторонним. Затем такая же паранойя может развиться внутри самой общины. К ее членам могут обратиться с просьбой сообщать лидерам о тех, у кого возникают сомнения относительно вероучения или практики, принятых в группе. Впоследствии лидеры могут установить тайное наблюдение за любым членом группы, которого заподозрили в том, что он ставит под сомнение их авторитет. Чем упорнее лидер группы настаивает на божественной сущности своих откровений (или на том, что он и есть Бог), тем неоспоримее становятся его высказывания и жестче требования. В «Семье любви» Чарльза Мэнсона вопрос «почему» был категорически запрещен. Некоторые из аспектов, вызывающих наибольшее беспокойство, хотя бы частично объясняются всепоглощающим стремлением лидера к достижению идеалистических целей. Порой этими целями оправдываются средства, которые прямо противоречат идеализму самих целей. Собственно говоря, в ряде движений обнаруживаются поразительные противоречия. Так, в некоторых движениях «саморазвития» можно заметить жесткое следование индивидуализму или бюрократическую организацию спонтанности; может выдвигаться требование абсолютного подчинения как средства достижения абсолютной свободы (см. подраздел «В поисках свободы»). Религия, которая убеждена, что она одна владеет Истиной, может считать тех, кто не принадлежит к ее членам, не просто заблудшими, а грешниками, заслуживающими, чтобы с ними обращались, как с низшими существами. Нередко дети, участвующие в подобном движении, заявляют родителям, что те — исчадия сатаны или что у них не все в порядке с психикой.

Может сложиться впечатление, что одна из групп специализируется исключительно на привлечении в свои ряды детей матерей-«шизофреничек» (не имеющих, однако, врачебного диагноза). Одна из таких матерей призналась, что избавилась от сомнений касательно себя и своих отношений с дочерью лишь тогда, когда ИНФОРМ познакомил ее с другой матерью, чья дочь точно так же безжалостно окрестила ее больной, вступив в ту же группу. Подозрение в том, что именно отношение группы, а не ее собственное поведение стало причиной упреков дочери, усилилось, когда выяснилось, что и еще одной женщине дочь поставила диагноз «шизофрения». Обвинение это переживалось особенно болезненно, поскольку все дети воспользовались им как причиной для разрыва отношений с матерями до тех пор, пока они (матери) «сами с собой не разберутся». Распад семей рассматривается в другом разделе.

Даже если группа не изолирована географически, отдельные ее члены могут стать социально и психологически зависимыми от нее. Особенно часто так бывает, когда у обращенных разорваны все отношения с другими людьми, в результате чего в конце концов у них возникает ощущение, что им больше некуда обратиться (этот вопрос рассматривается в Части Второй, где особенно подчеркивается, насколько важно стараться не терять связи с обращенным). Возможна и такая ситуация, когда учение данного движения утверждает, что связь человека с прошлым мешает его развитию. Так, Шри Матаджи предупреждает своих учеников, что они должны быть готовы отказаться от всех своих привязанностей:

... чтобы развить в себе эту силу (Ekaedasha Rudra), человек должен развить в себе мощную способность к отрешенности, способность к отрешенности — отрешенности от негативного. Негативное может исходить от самых близких людей, таких как брат, мать, сестра, от родственников. Оно может исходить от страны, от политических идей, от экономических идей и тому подобного. Любая неверная идентификация может разрушить вашу силу Ekaedasha Rudra. Вот почему недостаточно сказать: «Я отдаюсь во власть Са-хаджа-йоги, я — сахаджа-йог»...1

Тоталитарный авторитаризм

Следует еще раз подчеркнуть, что в большинстве случаев короткий флирт или даже более продолжительный роман с тем или иным НРД проходит для людей безболезненно. Однако несомненно и то, что есть люди, которые действительно пострадали в жесткой, не допускающей сомнений группе НРД, находящейся в руках беспринципных, властолюбивых фанатиков, а иногда и в руках полных благих намерений «провидцев», которые рьяно следуют тому, что они считают благочестивыми или идеальными целями. Они не ведают принципа «сдержек и противовесов», который обычно существует в отношениях простых смертных, с их менее бескомпромиссными убеждениями.

Порой бывает так, что движение существует без каких-либо серьезных проблем для его членов, но затем во главе группы или центра ставится человек, который начинает злоупотреблять своим положением. Организационная структура движения или его вероучение могут сделать возможной эксплуатацию рядовых членов, даже если подобная эксплуатация противоречит намерениям и обычной практике движения. К примеру, движение, возлагающее ответственность на местных лидеров и проповедующее жертвенность, послушание и служение, не имеет проблем, если местный лидер ставит своей задачей служение рядовым членам, но обречено на катастрофу, если местный лидер заботится лишь о своих собственных интересах. Незачем говорить, что чрезвычайно трудно с уверенностью сказать, когда может возникнуть такая ситуация в движении, в целом не являющемся манипулятивным, особенно, если местный лидер оказался человеком нечестным. С возможностью подобного развития событий необходимо считаться всегда, а когда группа изолирована географически или социально, не только постороннему, но и членам самой группы трудно понять, что происходит, пока события не примут слишком серьезный оборот.

Некоторые из особенностей НРД, рассмотренных в предыдущих разделах, могут привести к ситуациям, при которых либо сам лидер, либо вся группа будут оказывать значительное давление на ее отдельных членов, чтобы подчинить их себе. Прежде уже упоминалось об особенностях харизматической власти. Что можно здесь подчеркнуть, так это степень возможной авторитарности такой власти, поскольку лидера, который своими последователями наделяется харизмой, не сдерживают ни традиции, ни какие-либо правила, ни другие люди. Когда последователь перестает верить в то, что его лидер и в самом деле облечен боговдохновенной властью, он может увидеть все в ином свете. Бывший член одной группы, с горечью описывая человека, на которого он «ошибочно перенес веру в Иисуса Христа», написал:

Система, которую он создал, ничего не может предложить миру. Она также порочна, как все те системы, которые он осуждает, и даже хуже, потому что он увековечивает эту несправедливость именем Бога и делает жизнь многих людей совершенно несчастной, заставляя их верить, что Божья воля и его воля — это одно и то же. Они настолько сбиты с толку, что, по-моему, больше не способны принимать разумные решения в отношении своей жизни, все решает этот человек. Если они не будут делать то, что им сказано, то попадут в ад и будут отвергнуты Богом. Если и впрямь верить в такого Бога, то это воистину жуткое существование. В конце концов, что может быть хуже, чем быть отринутым самим Богом, остаться без прощения и без спасения, да еще навечно? Это слишком долгий срок.1

В поисках свободы

Представляется — во всяком случае, на первый взгляд, — что вероучительные системы с акцентом на самореализацию должны поддерживать принципы свободы воли и даже анархические ценности, ибо часто отрицают законы и ограничения, налагаемые обществом. Но здесь опять-таки можно заметить, что движения, которые на словах признают неограниченную свободу, на практике могут придерживаться тоталитарного авторитаризма, хотя по своей природе он несколько отличается от того, который обнаруживается в некоторых «отвергающих мир» движениях, где принцип контроля выражен более определенно.1

Свобода — одна из высших ценностей, провозглашение которых многие из этих движений считают своим делом (и бизнесом); и действительно, вступив в ту или иную группу, многие люди вкусили ощущение свободы и новое чувство хозяина собственной судьбы. Как упоминалось ранее, тысячи людей подтвердят, что их здоровье улучшилось, что их отношения с людьми стали проще, интереснее, насыщеннее и увлекательнее, что они стали счастливее, духовно богаче, что они избавились от оков прошлого или ограничений, налагаемых обществом, одним словом, они стали свободнее.

Однако есть две стороны «освобождения». Избавление от навязанных обществом условностей может помочь людям почувствовать себя счастливее и «полнее обрести себя», и в то же время освобождение от чувства вины, угрызений совести и постоянная сосредоточенность на своем «истинном я» может приводить к тому, что иные назвали бы неприкрытым эгоизмом. Когда собственное я становится предметом неусыпного внимания, риск стать эгоцентричным значительно возрастает. Отрицание социальных норм или рационального мышления может устранить всякое понятие об ответственности. Человек, обретший свободу, может (как о том часто заявляют) стать более чутким к нуждам других, он может оказаться способным на прекрасные честные взаимоотношения с такими же «освобожденными», как и он. Однако он же может превратиться в деспотичное животное, требующее постоянного внимания, не проявляющее ни сочувствия, ни интереса к чувствам не освобожденных душ, окружающих его.

Бывает и так, что для некоторых отказ от слишком многих ограничений социальной жизни оборачивается не свободой, а еще большей зависимостью от своей группы. Вполне возможно, что лидер, который просит своих последователей порвать все прежние связи, слушаться своего сердца, а не разума, отдаться его (лидера) всеобъемлющей любви и знанию и предоставить себя в его распоряжение (или, быть может, заплатить за следующий учебный курс), вполне возможно, что такой лидер и «развязывает некоторые узлы», но не менее вероятно и то, что он навязывает новые узы, новые виды зависимости. Да собственно говоря, если этот только что освобожденный человек не наденет на себя новые оковы, то вместо упоения свободой от теснивших его общественных условностей, он придет к ощущению беспомощности, отчаяния и одиночества.

Уход в себя или эскапизм

Среди причин, которые тревожат друзей и близких человека, присоединившегося к НРД, часто называется тот факт, что он теряет связь с действительностью — удаляется от мира или отказывается воспринимать реальные события. Подобный уход от мира может принимать самые различные формы, причем некоторые из них тревожат больше других. Возможно, наибольшую тревогу вызывают случаи, когда начинает казаться, будто человек стал кататоником — он словно вошел в ступор и совершенно не осознает, что происходит вокруг. Такой человек напоминает робота или зомби; он может чувствовать себя совершенно «выпотрошенным» после того, как, к примеру, годами по семь дней в неделю, по восемнадцать часов в сутки собирал деньги для фонда. Возможно, его убедили, что он совершенно никчемный человек или что он одержим злыми духами, и теперь он боится не только всего на свете, но и себя самого. Возможно, он, словно к наркотику, пристрастился к сильно действующей практике или технике, которая уводит разум от непосредственного окружения, так что становится все труднее «возвращаться» к обыденному миру и справляться с обычной, повседневной жизнью. Может быть, такой человек серьезно болен. Необходимо принять все меры, для того чтобы он как можно скорее оказался под соответствующим медицинским наблюдением.

Следует, однако, добавить, что подобные случаи очень редки. Чаще долгие часы работы и недостаток сна приводят к тому, что, оказавшись дома и получив возможность ничего не делать (разве что поспать), люди просто «вырубаются». Бывает, что обращенные ведут себя, как нормальные и вполне разумные существа, когда находятся среди своих в атмосфере движения, но, оказавшись среди чужих, немедленно отгораживаются от посторонних. «Поведение зомби» может отмечаться в тех случаях, когда в отношениях с родителями или супругом есть напряжения. Если уж они решили не обсуждать свое движение или свое будущее, то, стоит коснуться в разговоре этой темы, как взгляд у них стекленеет. (Надо сказать, что подобный уход в себя практикуют не только новообращенные члены НРД). Такое поведение человека может приводить его близких в бешенство, но едва ли оно является симптомом душевной болезни.

Существует еще один тип эскапизма. Его можно назвать «синдромом Питера Пэна». В этом случае обращенный как бы возвращается к эмоциональному состоянию ребенка, которому строгие, но любящие родители говорят, как нужно поступить;

они-то и принимают все основные решения. Такие обращенные могут много работать на благо движения, но не несут никакой ответственности. Как сообщают родители, в подобных случаях их беспокоит не то, что их дети чувствуют себя несчастными, а наоборот, то, что они счастливы до блаженства и абсолютно не думают о завтрашнем дне. Иногда обращенные в буквальном смысле не верят, что наступит завтрашний день (или 2000-ный год). Они могут спокойно ожидать неминуемого конца света и блаженного и радостного будущего в загробной жизни.

В других разделах говорится, что мировоззрения некоторых НРД могут приводить к тому, что сторонний наблюдатель расценит как бегство от моральной ответственности. Если движение насаждает чувство вины, угрожая «адским огнем и проклятием», то эффект бывает противоположным. Как сообщает Мессер в своем отчете о Миссии Божественного Света, у многих членов этого религиозного движения меняется понятие о том, что хорошо и что плохо, по мере их перехода от приверженности строгому моральному кодексу к желанию реагировать на внутренние побуждения без оглядки на установленные нормы:

В этой ситуации посвященные утверждают, что чувство вины исчезает, ему не находится места, и для тебя твой проступок не имеет последствий.1

Мессер, сама ревностный приверженец движения, замечает:

Можно сожалеть об отсутствии «ответственности» в целом, но зато отсутствует и ненависть к самому себе, связанная со стыдом. Начинаешь чувствовать и действовать по отношению к самому себе и другим как ощутивший на себе действие Бога: радостно, благожелательно и с любовью.2

И, наконец, что достаточно любопытно, уход от общества может случиться после посещения курсов, обещающих содействовать осуществлению «наивысших устремлений» человека и помочь ему добиться «наиболее полного самовыражения во всех сферах жизни». Один из бывших членов группы «Источник жизни» сообщает:

Я познакомился с теорией о том, что я сам несу ответственность за все, потому что я сам все «выбираю», будь это плохое зрение, рак или даже мои собственные родители. Я начал верить, что, если сосредоточусь на чем-нибудь по-настоящему, это магическим образом случится. Вам говорят: «Будьте открыты для всех возможностей». Я стал открытым для кристаллов, которые до тех пор считал чушью. Потом я отправился к медиуму; я думал: «Ладно, может, и впрямь через него говорит дух». В общем, от действия я перешел к бездействию. Если можно сделать для себя видимым идеальный мир, тогда почему не оставить мир так как он есть, зачем его менять? 3

 

ГЛАВА 9


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь