Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Оценка ситуации с помощью обращенного



Маловероятно, чтобы кто-нибудь (в том числе и заинтересованное лицо) сумел выявить абсолютно все причины, по которым человек желает стать членом НРД, или смог получить исчерпывающую информацию о догматах и практической жизни движения. Тем не менее люди, ставящие себе целью донести до родных и друзей обращенного его возможную точку зрения, а также подробную информацию о данном НРД, должны знать как можно больше, чтобы:

а) предложить (а если можно, то и предоставить) альтернативы тем положительным моментам, которые привлекают в НРД;

б) понять, что в жизни обращенного возникли какие-то проблемы и он нуждался (а возможно, и сейчас нуждается) в помощи;

или в) признать, что данное НРД и в самом деле может предложить обращенному нечто, представляющее для него действительную ценность, по крайней мере, на короткое время, но не исключено, что и на длительный срок.

Однако знать и понимать самим недостаточно, если это знание и понимание не разделяют другие. Даже если те, кто не является членами НРД, считают, что поняли, почему данный человек присоединился к движению, и убеждены, что могут ему помочь, из этого еще не следует, что обращенный согласится с их выводами. Так же как обращенные могут считать, что они не в состоянии донести до родителей истинность миссии и целесообразность практики движения, так и родителям может казаться, что они не могут передать обращенному своих тревог и сомнений. Из всего сказанного можно сделать один вывод: утверждение, будто одна сторона во всем права, а другая — нет, ведет к все возрастающему антагонизму, причем каждая сторона только укрепляется в своем мнении.

Многие обращенные думают, будто признание, что учение или обычаи религиозного движения не всегда дают ответ на все проблемы — это свидетельство недостатка веры. Тем важнее постараться сделать так, чтобы ситуация не воспринималась слишком жестко: хорошо или плохо, истина или ложь. (стр.136) Добиться чего-то можно лишь тогда, когда каждая сторона готова выслушать другую и критически отнестись к собственной позиции. Если родители хотят, чтобы их ребенок мыслил самостоятельно и умел задавать себе вопросы, они должны действовать очень осмотрительно и не загонять его в угол, откуда он начнет всячески защищать себя и свое движение.

Быть может, одна из самых важных целей подобного обмена мнениями — удостовериться, что обращенный не утратил чувства личной ответственности и что подобная утрата ему не угрожает. Сливаясь с бессознательным, покоряясь Богу, подчиняясь гуру или просто «плывя по течению», человек может забыть или подавить в себе осознание того факта, что он — самостоятельная личность, обладающая правами и обязанностями. Разумеется, каждый человек имеет право сливаться, покоряться, подчиняться или плыть по течению, но, по крайней мере, он должен быть готов отвечать за последствия отказа от личной ответственности. Он должен разобраться, чего хочет на самом деле, и отчетливо представить себе возможные последствия своего решения.

Одно из основных положений этой книги заключается в том, что человек почти всегда может принять самостоятельное решение. Даже если чье-либо влияние кажется непреодолимым, люди могут ему сопротивляться и часто именно так и делают на практике. Не стоит заявлять члену НРД, что он подвергался «промывке мозгов» и поэтому должен пройти депрограммирование. Гораздо честнее и действеннее поощрять обращенного анализировать то, что он делает. Иными словами, главное — донести до него следующую мысль: да, другие беспокоятся о нем и хотят ему помочь, но только он сам несет полную ответственность за свою жизнь. Ни один человек не имеет права винить кого-то другого — даже Господа Бога — за то, что забыл о своей личной ответственности.

Пробуждать в человеке стремление мыслить самостоятельно — не то же самое, что заставлять его думать так же, как ты, соглашаться с тобой во всем. Тем не менее вызывая обращенного на разговор о его вере и испытываемых чувствах, можно добиться того, чтобы он посмотрел на данное религиозное движение свежим взглядом, а не просто повторял одни и те же фразы или привычные формулы, которыми некоторые НРД отделяют своих членов от посторонних. Очень нелегко, но вполне возможно, осторожно расспрашивая обращенного, подвести его к (стр.137) тому, что он начнет объяснять, как следует понимать обычаи движения или, скажем, требования, предъявляемые его лидерами к рядовым членам.1

Не принимающий догматы данного религиозного движения человек, ведущий расспросы, может пробудить в обращенном способность размышлять о верованиях и практической жизни движения в свете тех принципов, которые по обоюдному признанию они (и спрашивающий, и отвечающий) разделяют. Такими принципами могут быть любовь, доброта, истина, честность, уважение к личности и личная ответственность. Спрашивающему не следует принуждать обращенного отвечать ему или делать выводы, нужно дать возможность поразмышлять — в обстановке, которую тот не воспринимает как угрожающую, — над информацией, предположениями и смыслом того, над чем он не хотел или не имел возможности подумать.

Дабы все это не звучало слишком заумно или выспренно, любовь, уважение и заботу следует проявлять не только расспросами, но и выказывать ее в тысячах мелочей, чтобы пробудить в обращенном любовь, уважение и заботу к людям и миру за пределами религиозного движения.

Если и в этом случае взрослый человек настаивает на своем желании оставаться членом НРД, не следует забывать, что это взрослый человек. Следует уважать его право жить по собственному выбору, пока его действия не угрожают правам других. Нельзя исключать и того, что он не ошибается, считая свое вступление в НРД правильным для себя, даже если другие убеждены, что он совершает ошибку.

Что делать, если обращенный находится за пределами Великобритании

Тем, кто собирается ехать за границу, из чисто практических соображений следует посоветовать принять необходимые меры, чтобы не заболеть. У обычного лечащего врача или в различных лечебных центрах, таких как клиника тропических болезней, или в центре Британской авиакомпании Бритиш (стр. 138) Эйрвэйз можно получить нужную консультацию, равно как и сделать прививки.

Если родители обеспокоены тем, что их ребенок вступает в ряды НРД не в своей стране, обращенного следует уговорить съездить домой. Если это не удается, то кто-то из членов семьи (один и более) при наличии средств на поездку может попытаться навестить новообращенного. Убедить ребенка приехать дня на два домой родителям будет легче, если они купят ему обратный билет. Это поможет рассеять опасения, внушаемые членам НРД, что приняв приглашение навестить семью, они потом не смогут вернуться.

Беспокоятся ли родители о том, каково сейчас их ребенку, вступившему в НРД в чужой стране (или уехавшему туда), нет ли, — в любом случае лучше сообщить ему, что оплаченный авиабилет (вместо которого нельзя получить деньги) ждет его в ближайшем аэропорту.

Кроме того, обращенному следует сказать, что в случае необходимости он может вернуться в Великобританию без паспорта (если он убедит британскую иммиграционную службу в своем праве въезжать на территорию Великобритании) — британскому подданному это не составит труда. Желательно поподробнее узнать обо всем, что касается данной страны, и удостовериться, что обращенный знает, как ему вернуться домой, если он того захочет. В получении информации может помочь ИНФОРМ, либо непосредственно, либо через сеть своих информационных организаций.

Деньги

Если согласиться с тем, что взрослый человек несет ответственность за свою собственную жизнь и что его право на это нужно уважать, то следует признать, что желающий заняться чем-то дорогостоящим, обязан сам зарабатывать деньги и оплачивать все долги, которые он делает. Более того, если человек готов и собирается посвятить все свое время какому-то религиозному движению, так что времени зарабатывать деньги на самое необходимое у него не останется, он должен удостовериться, что заботу о нем это движение возьмет на себя. Ему следует убедиться и в том, что за него выплачивают национальную страховку или ее эквивалент. (стр.139)

Тем не менее ряд религиозных движений оказывает на своих членов сильное давление, с тем чтобы под различными предлогами они получали деньги у родных и друзей. В этом вопросе родителям рекомендуется придерживаться твердой линии и не давать детям деньги, пока им не будет точно известно, на что эти деньги пойдут и пока они, родители, сами не одобрят эти траты. Тем, кто согласился дать деньги на определенные цели, нужно постараться заплатить их самим прямо по месту назначения (например, на лечение), а не просто выписать чек. Родители вполне могут отправлять посылки с одеждой или покупать ребенку одежду и обувь, когда он их навещает. Хотя в некоторых группах одежда сдается в «общий котел», большая часть купленных вещей скорее всего достанется тому, кому они и предназначались. К тому же, это не слишком дорогой способ показать, что родные или друзья заботятся об этом человеке и хотят помочь если не движению, то ему лично. Это особенно уместно в том случае, когда у членов религиозного движения есть дети, которым бабушка с дедушкой хотят помочь.

Бывало, что члены НРД, желающие выйти из движения или просто навестить близких, оказывались не в состоянии этого сделать, потому что не имели доступа к нужным на поездку деньгам. Если у родителей есть основания считать, что такое возможно, им следует позаботиться, чтобы у их сына или дочери была припрятана достаточная сумма. Если же они считают, что все деньги будут переданы движению, нужно постараться устроить так, чтобы их ребенок знал, как достать нужную сумму без особых затруднений. Как это устроить конкретно, зависит от того, где и в каких условиях живут члены НРД. В любом случае можно напомнить ребенку, что полиция всегда поможет ему связаться с родителями, или что на случай крайней необходимости в местном банке лежат деньги. Все это, разумеется, нужно оговаривать как можно тактичнее, ибо едва ли обращенный признается родителям или самому себе, что обстоятельства, при которых появится подобная необходимость, вообще могут возникнуть.

В некоторых случаях (например, ребенку собираются завещать значительную сумму денег или какое-то имущество, но не хотят, чтобы это досталось НРД) лучше обратиться за профессиональной юридической консультацией. Кроме того, оригиналы официальных документов (таких как свидетельство о рождении, страховка или дипломы о сдаче экзаменов) (стр.140) желательно по возможности хранить в безопасном месте, а отдавать только копии. Если необходимо отослать оригиналы, следует сохранить копии.

Еще одно замечание по поводу денег. Несколько членов НРД упоминали, что родители пытались подкупом заставить их выйти из движения, уверяя, что, если это случится, они оплатят учебу сына, купят дом, дадут деньги на путешествие или на хорошую одежду. Вполне понятно, что родители готовы тратиться на ребенка, только бы он не состоял в НРД, однако делать подобное предложение нужно с большой осторожностью, чтобы ребенок не истолковал его только как средство заставить его выйти из движения. Если он поймет это именно так, то лишь укрепится во мнении, будто все люди из «внешнего» мира — материалисты и манипуляторы, и, следовательно, его решимость не покидать движение только упрочится.

 

 

ГЛАВА 13

ВЫХОД ИЗ ДВИЖЕНИЯ

Если человек, решивший расстаться с движением, все время, пока он там пребывал, поддерживал тесный контакт со своими родителями и уверен, что его ни в чем не упрекая, с радостью (без слов: «мы тебя предупреждали», несмотря на то, что так и было) встретят дома, его возвращение в «большой мир» пройдет легче. Но даже в этом случае на адаптацию потребуется некоторое время (она пройдет быстрее, если обращенный находился на периферии движения или пребывал в нем совсем недолго). Так или иначе, терпеливое участие и поддержка крайне необходимы человеку в период выхода из НРД.

Это еще более справедливо в том случае, когда человек уходит из сплоченного и замкнутого движения типа общины, где основные решения за рядовых членов принимают другие. В каком-то смысле сложность адаптации к жизни в «большом мире» сходна со сложностями, возникающими у тех, кто покидает «самодостаточные» учреждения: больницу, армию, тюрьму или хотя бы школу-интернат.1 Тем не менее есть и ряд существенных различий, не последнее из которых в том, что решение покинуть движение, как правило, люди принимают самостоятельно, чего не скажешь о пациентах, солдатах, заключенных или учащихся интернатов.2 Порой выход из НРД сравнивают с (стр.142) разводом или разрывом близких отношений, опустошающими жизнь и оставляющими ноющие раны.

В Отчете Хилла Правительству Онтарио говорится, что

Лишь немногие люди... рассказывали только об отрицательных переживаниях. Большинство бывших членов, даже сильно разочаровавшихся в каких-то сторонах своего движения, были относительно здоровы и признавались, что пребывание в группе оказало на них некоторое положительное воздействие.

Большинство из тех, кому пришлось оказывать медицинскую помощь или чье психологическое состояние было близким к срыву, скорее всего, пережили личностный кризис еще до того, как присоединились к движению. По-настоящему неустойчивыми оказались лишь немногие.1

Франк Деркс провел опрос 31 человека, бывших членов различных религиозных движений в Нидерландах. Более 80% (25 человек) вышли из движений добровольно, 3 были депро-граммированы, 2 — исключены, а 1 — и исключен, и депро-граммирован. Деркс выяснил, что у половины опрошенных после выхода из движения не было никаких психо-социальных проблем. Составившие примерно половину остальных признались, что испытывали трудности такого рода сразу после ухода, но что ко времени интервью проблемы исчезли (в среднем через три с половиной года после выхода). Остальные восемь респондентов сообщили, что на момент опроса эти проблемы у них по-прежнему есть, однако у пятерых они были и до вступления в религиозное движение.2 Хотя для надежных обобщений выборка слишком мала, это исследование позволяет предположить, что примерно половина тех, кто порывает с НРД, сразу после выхода из движения имеет те или иные проблемы психосоциального характера (возможно, «эмоциональные»). Однако у этих людей есть все шансы справиться с проблемами за сравнительно короткий срок, если только они не страдали от этих проблем еще до вступления в НРД.

Конечно, бывшему члену движения необходимо какое-то время, чтобы осмыслить происшедшее. Иногда человек (стр.143) надолго замыкается в себе, не делая никаких попыток заняться чем-нибудь другим или хотя бы с кем-нибудь поговорить. Если такой человек упорно остается «трудным», кажется апатичным, полностью ушедшим в себя, или его душевное расстройство проявляется как-либо иначе, следует прибегнуть к профессиональной помощи.

У бывшего члена движения может возникнуть ощущение потерянности: кто он, что он, куда ему идти в этой жизни? Некоторые становятся подозрительными; им кажется, что их предали, подвели, они не знают, как теперь верить другим. Бывает так, что они не доверяют даже себе, особенно если подверглись депрограммированию или были исключены из НРД.

Некоторым людям приобретение опыта в этом мире, «умение жить» даются тяжелее, чем их сверстникам, хотя вполне возможно, что в других отношениях они являются более зрелыми. Длительные кампании по проповеди вероучения НРД или по сбору денег развивают у отдельных адептов умение разговориться практически с любым человеком, но как только разговор требует хоть какой-то глубины, они заходят в тупик. Общение с лицом противоположного пола бывает особенно затруднительным, если человек покинул движение, в котором либо все отношения вне брака носили чисто платонический характер, либо практически каждый воспринимался как потенциальный сексуальный партнер.

Как уже говорилось во Введении, термин «бывший член» иногда вводит в заблуждение. Например, кому-то может показаться, что на бывших членах НРД (аналогично бытующему представлению о бывших заключенных) лежит некая тень, отличающая их от «обычных» членов общества, — они «взяты на заметку». С другой стороны, может сложиться впечатление, что, покинув движение, учение которого человек ранее принимал безоговорочно и которому принадлежал безраздельно, он сразу же и полностью откажется от прежних убеждений и прежнего образа жизни.

В действительности же не верно ни то, ни другое. Разумеется, бывают случаи, когда бывшие члены НРД меняют свои взгляды на прямо противоположные. Бывает, что они сохраняют сектантскую точку зрения на жизнь. Чаще же всего они остаются «нормальными» мужчинами и женщинами, в жизни которых имел место своеобразный опыт. По своей сути они не становятся какими-то иными, по сравнению со сверстниками (стр.144) (опыт которых, кстати, также может быть самым разнообразным).

Люди часто ошибаются, полагая, что делают благое дело, пользуясь лишь черной краской в разговоре о движении с его бывшим членом. Уже говорилось, что исключительно негативные воспоминания бывших участников НРД — редкость. Более того, люди могут по-прежнему сохранять многие убеждения или поддерживать практику, усвоенную в движении. Так, одна женщина, вышедшая из Общества Сознания Кришны, говорила, что почувствовала сильную обиду, когда ее мать высказала предположение, что теперь-то дочь сможет есть мясо. Ее расстроило, что мать не сумела понять главного: она стала вегетарианкой не под напором движения, напротив, она присоединилась к последователям Кришны, поскольку это означало для нее принятие тех убеждений и образа жизни, которые она считала и во многих отношениях продолжает считать правильными. Возьмем пример из другой области: многие браки, заключенные по рекомендации лидера НРД, не только не распались после выхода супругов из религиозного движения, но и продолжают оставаться счастливыми.

Естественнее всего ожидать, что человек, отдавший НРД часть своей жизни и затем покинувший его, будет переживать по отношению к движению смешанные чувства. Тем, кто отказался от прежних убеждений, будет не хватать царящей там атмосферы товарищества. Те, кто разочаровался в самой организации или ее членах, могут сохранять веру в какие-то проповедуемые движением принципы и чувствовать вину за свой уход. Обоснованно или нет, но иногда они боятся возмездия со стороны движения, особенно, если знают или подозревают, что их провозгласили опасными врагами — persona non grata или «богохульным чудовищем».1 Некоторые боятся наказания свыше, которое, как им внушалось, всегда настигает тех, кто предал движение. Есть и такие, кто испытал разочарование, убедившись в испорченности некоторых членов движения, но по-прежнему верит, что лидеру было ниспослано наитие или что он святой, которому была явлена Истина (вариант: он сам открывает эту Истину). (стр.145)

Один из интервьюируемых Райтом так описал противоречивость своих чувств по отношению к движению, в котором пробыл четыре с половиной года:

Знаете, странное дело. Ко всему этому у меня остается двойственное чувство. Словом, не могу прямо сказать, мол, все было отлично, или все было отвратительно. Мне жаль, что родителям пришлось столько из-за меня пережить. Я знаю, для них это были пытки, особенно для матери. Но было там и много хорошего, о чем я никогда не забуду.1

Как уже говорилось, отношение бывшего участника движения к своему прошлому определяется и тем, каким образом он расстался с НРД. Вышедшим из движения по доброй воле Райт задавал такой вопрос: «Что вы чувствуете, когда вспоминаете о своем участии в движении? » Равнодушных к своему прошлому не нашлось. 7% ответили: «злость», 9% считали, что их одурачили или подвергли «промывке мозгов», а 67% заявили, что «опыт сделал их умнее».2

В другом исследовании Джеймс Льюис разделил 154 бывших члена НРД на три группы: 1) те, кто вышел из движения добровольно и не подвергался «антисектантской пропаганде» (иногда называемой «обработкой») ни в какой форме, 2) те, кто ушел из НРД добровольно, но потом подвергся пропаганде в той или иной форме и 3) те, кто был принудительно депро-граммирован. Он попросил всех участников исследования оценить, до какой степени, по их мнению, а) их заманили обманом; б) они подвергались «промывке мозгов», в) лидер движения был лицемером и г) верования группы были ложными. Оказалось, что ответы на все четыре вопроса находятся в прямой зависимости от «степени контакта отвечающего с антисектантской группой». Иными словами, чем больше бывшие участники НРД контактировали с антисектантскими движениями, тем вероятнее становилось их негативное отношение к НРД.

Бывало и так, что человека исключали из НРД. Это могло произойти, если он позволял себе усомниться в авторитетах (стр.146) движения, начинал оказывать «разрушительное влияние» на остальных членов или допускал недозволенные сексуальные отношения. Исключенному из движения профессиональная помощь может понадобиться в тех случаях, когда он находится в сильной зависимости от НРД, или когда он, считая, что изгнание — справедливая кара за его проступок, противоречащий учению, в которое он продолжает верить, страдает от чувства вины. Исключенный, но желающий вернуться в движение сталкивается примерно с теми же проблемами, что и человек, чей резкий выход из религиозного движения был обусловлен де-программированием. Такие люди часто страдают от растерянности, неуверенности и самоуничижения. Они могут также испытывать своего рода кризис самосознания.

Чтобы прийти к согласию не только со своим прошлым, но и с настоящим и будущим, выбывшие из НРД должны как можно отчетливее уяснить себе все, что связано со временем, проведенным в движении. Оценивая вместе с ними случившееся, необходимо прежде всего постараться выделить из общей картины их личный опыт.1

Весьма вероятно, что вчерашним адептам религиозных движений придется пережить ряд потенциально разрушительных эмоций, таких как злость или чувство вины. Эти эмоции нуждаются в «переработке» и следует поощрять человека к тому, чтобы он давал выход своему гневу. Таким образом вы облегчите ему путь к внутреннему согласию, несмотря на жалящие его сердце воспоминания о постыдных поступках, совершенных во время пребывания в движении (возможно, он уговаривал других вступать в движение или обманным путем вымогал деньги; был равнодушен и даже жесток со своими родителями и т. п.). Однако поощрять бывших адептов нужно не только к извлечению уроков из отрицательного опыта, но и к тому, чтобы они не стыдились признавать то положительное, что дало им движение, и учились им пользоваться. Им может (стр.147) понадобиться помощь, чтобы найти иное направление, иную мотивацию, иные ответы на основные вопросы, которые поставило перед ними движение. Иногда они принимают как альтернативу какую-либо из традиционных религий; иногда им следует помочь примириться с тем, что придется жить без ясных ответов на эти основные вопросы.

Родители не всегда в состоянии совладать со своими эмоциями, поэтому иной раз лучше, чтобы человек, расставшийся с движением, первое время пожил у кого-нибудь другого. Общая неразбериха и взаимные упреки могут оказаться слишком тяжелым испытанием для внутрисемейных отношений. Лучше отдать себе в этом отчет с самого начала и договориться, чтобы покинувший движение пожил у кого-то из родственников или у близкого понимающего друга до тех пор, пока он не будет готов к самостоятельной жизни. В некоторых странах существуют реабилитационные центры, где с различной степенью успеха бывшим членам НРД помогают приспособиться к «внешнему миру». В Великобритании таких центров пока нет.

Большую роль здесь могут сыграть старые друзья, своим поведением показывающие, что вернувшиеся в мир им очень дороги, что они сильно беспокоятся об их благополучии и принимают такими, какими те стали. Собственно, помочь может любой, кто сумеет с сочувствием выслушать. Иногда особенно полезным может оказаться человек с профессиональной подготовкой (консультант). Имея определенное представление о жизни в НРД, он может лучше других помочь бывшему члену движения разобраться в собственных чувствах и оценить свое положение. Помочь может и общение с человеком, пережившим нечто подобное. Дело здесь не только в том, что у двух экс-адептов НРД сходный опыт и они лучше поймут друг друга, но и в том, что в этих случаях складываются отношения взаимопомощи, благодаря которым бывший обращенный избавляется от роли «нуждающегося в помощи», пострадавшего. ИНФОРМ может помочь связаться как с профессиональными консультантами, так и с бывшими членами НРД.

Есть люди, которым после выхода из НРД требуется не одна лишь моральная поддержка. Им приходится строить заново не только то, что называется «частной жизнью», но и всю свою жизнь. Скорее всего, они столкнутся с рядом трудностей чисто практического характера. Помимо того, что они, возможно, лишились всего, что имели, а может быть, даже оказались в

долгу, ровесники опередили их и на рынке труда. К тому же у них может возникнуть ощущение, что получить хорошую работу они могут, только скрыв свое прошлое. Что и говорить, какой бы опыт ни приобрел в движении его бывший член, трудно себе представить, чтобы при приеме на работу ему засчитали его членство в движении за рекомендацию или за подготовительные курсы, а ведь большинство работодателей требуют от нанимаемого работника именно этого. Между тем, за время, проведенное в движении, человек мог приобрести самые разнообразные полезные навыки (скажем, практического или организаторского порядка).

В рамках того, что говорилось о деньгах в предыдущей главе, родители, возможно, захотят подумать, как, не выходя за разумные пределы, проявить великодушие и помочь сыну или дочери, раз уж они решились расстаться с движением, вернуть независимое положение в обществе. Подобные расходы могут включать оплату ранее прерванного обучения или просто дотации, позволяющие молодому человеку самостоятельно распоряжаться какими-то суммами. При этом он вынужден будет сам устанавливать порядок очередности своих трат. В каких-то случаях родители захотят оплатить накопившиеся долги. Но прежде чем выплачивать долги движению, следует убедиться, что долг подкреплен юридическими документами. Члены некоторых НРД могут считать, что имеют долги или связаны контрактами, которые на самом деле юридически недействительны. Нужно быть готовым и к тому, что НРД — хотя таких немного — подаст в суд (причем с неплохими шансами на успех) за долги, связанные с обучением бывшего своего участника на организуемых движением курсах, несмотря на то, что он бесплатно или за очень низкую плату работал на движение.

Итак, если суммировать сказанное, родным и друзьям бывшего члена нового религиозного движения не следует слишком уповать на скорые результаты. В то же время им не стоит считать, будто он погубил свою жизнь и у него нет никакой надежды на будущее. Вышедших из НРД следует подбадривать, но не подталкивать. Не впадая в покровительственный тон, надо замечать маленькие достижения и всячески их при-ретствовать. Проявляя терпение и понимание, не жалея своего времени, любви и дружелюбия, родители и друзья бывшего адепта НРД могут оказать большую помощь в его адаптации к новому образу жизни. (149)…………. множеств0 примеров тому, что бывшие члены НРД после проведенного в движениях времени не просто «выздоровели» и стали полноправными членами общества но и сумели обратить себе на пользу опыт (признаем, что не совсем обычный), приобретенный в движениях. Они продолжают жить достойной и полной жизнью в этом большом мире.

 

 

ГЛАВА 14

К БОЛЕЕ ПОЛНОМУ ОСОЗНАНИЮ ПРОБЛЕМЫ

Искусствовед Гарольд Розенберг однажды сказал, что интеллектуалы - это те, кто превращает ответы в вопросы. Любители заниматься обратным вскоре забывают о том, что в начале имели дело именно с вопросами. Беда не в том, что так много людей постоянно ищет истинного знания, а в том, что так много людей постоянно его находит.1

Признаемся, что большинство родителей, учителей и служителей Церкви не слишком часто задумываются о новых религиозных движениях, пока им не случится услышать о каком-то конкретном человеке, в подобное движение вступившем. В то же время общество постепенно начинает осознавать тот факт, что новые религиозные движения существуют и, более того, что они каким-то образом притягивают людей, причем таких, в которых раньше трудно было угадать искателей образа жизни, предписываемого этими движениями. Данная книга написана, главным образом, о той ситуации, которая возникает, когда какой-то конкретный человек вступает в то или иное новое религиозное движение. Автор не ставила перед собой задачу рассматривать эти движения в более широком плане, как общественное явление. Однако кажется целесообразным в конце книги остановиться на том, как общество в целом может реагировать на существование этого феномена.

Голословные утверждения, что «секты — это зло» мало что дают. Необходимо гораздо более наполненное содержанием представление о том, что именно эти движения предлагают

человеку и как привести людей к осознанию возможных последствий пребывания в них-

Кроме того, нужна более полная информация о различиях между движениями. Иногда человек вступает в НРД лишь потому, что ранее слышанное им об этом движении оказалось от-' кровенной неправдой, из чего он делает вывод, что ложью является все, что об этом НРД вообще говорят. Как следствие, он принимает на веру все определения истины и реальности, предлагаемые движением, с такой готовностью, какой у него могло и не быть.

Учителям, родителям и служителям Церкви, наверное, следует больше интересоваться проблемами ищущих молодых людей. В поиске ответов на мучающие их вопросы они не находят собеседников, готовых серьезно обсудить с ними все, что их беспокоит. Искатели истины мечутся до тех пор, пока им не встретится какое-нибудь новое религиозное движение, гостеприимно распахивающее им свои объятия. Когда педагоги, священнослужители и все, кто считает своим долгом предупреждать общество об опасности этих движений, сами увидят «нечто», пребывающее в дефиците у общества, и в избытке у НРД; когда они увидят и осознают то взыскуемое людьми нечто, которое и притягивает к движениям, возможно, лишь тогда они научаться удерживать потенциальных адептов от вступления в НРД. Они смогут быть полезными не только этим людям, но и многим, многим другим, страдающим от чувства неудовлетворенности, неуверенности и одиночества. У нас нет возможности подробно останавливаться на этом в данной книге, однако доказательством здесь могут послужить три нижеследующих примера.

Одиночество

Занимающийся прозелитизмом член НРД может показаться единственным человеком, готовым выслушать, чего ты боишься, на что надеешься; единственным человеком, готовым принять тебя таким, каков ты есть. Может показаться, что только движение способно дать тебе ту единственную атмосферу доброжелательности, взаимной заботы, серьезности, ответственности и высокой нравственности (или ту единственную возбуждающую, манящую атмосферу неведомого), которую ты так ищешь.

Возможно, с молодым (или с пожилым) человеком, страдающим от одиночества, стоит поговорить об отсутствии подобной атмосферы в современном обществе. Конечно, это легче сказать, чем сделать, да и сама идея не нова — есть много примеров, когда отдельные лица или организации пытались (и некоторые успешно) помочь тому, кто по тем или иным причинам чувствует себя оторванным от общества. Собственно говоря, все, что мы здесь хотели сказать, — это то, что новые религиозные движения говорят там, где мы молчим.

Возможность обсуждать вопросы религиозного характера

Выше уже говорилось о том, что люди, мучающиеся вопросами бытия (в чем смысл жизни? зачем я живу? отчего в мире так много страдания? и т. п.), часто жалуются, что им не с кем эти вопросы обсуждать. В других случаях те, у кого в опыте были переживания религиозного характера, очень для них важные, не смеют об этих переживаниях даже заикаться, чтобы другие не подумали, что они «со странностями».1

Служители Церкви могут показаться таким людям либо очень далекими и недоступными, либо настолько тенденциозными, что под сомнение ставится сама их склонность говорить о Боге.2 Религиозное образование часто сводится к курсу «сравнительного религиоведения», который мало что содержит, кроме описаний красочных религиозных празднеств и самых общих представлений «о других вероисповеданиях». Иногда, наоборот, религиозное образование ограничивается почти исключительно вопросами нравственного характера, например, могут ли мужчина и женщина вступать в интимную близость до брака и т. п.

Некоторые молодые люди, воспитывавшиеся в атмосфере, не допускавшей сомнений в абсолютной истинности одной религии, могут обнаружить, что их вера пошатнулась, когда оказалось, что они не могут больше принимать вероучение в той форме, в какой оно им подносилось. Ребенок, веривший

буквально повествованию о сотворении мира, может начать сомневаться во всем христианском учении, после того как узнает об эволюции живых форм.1 Ребенок, который верил, что все священники святы, может разочароваться во всей Церкви, столкнувшись с нечестностью или неблаговидным поведением одного священнослужителя.

Другие, не получившие в детстве религиозного воспитания, могут столкнуться с обычными религиозными вопросами, имея лишь смутное представление о том, какие ответы могли бы дать на них традиционные вероучения. Такие люди, с легкостью усваивают готовые наборы ответов, предложенные им НРД.2 Один человек, горько сожалея о времени, которое он провел в движении безоглядно веря почти во все, что ему говорилось, писал мне так:

«Трудность человека, не получившего религиозного воспитания, состоит в том, что у него нет почвы под ногами. Я вообще не представлял себе, что такое богословие, то есть, у меня не было никакой системы отсчета для хоть сколько-нибудь обоснованных суждений. Если бы в свое время я прочел работы Вильяма Джеймса или еще кого-нибудь и хоть как-то представлял себе законы развития, я не пошел бы (в движение); но оно было таким мощным и появилось как раз тогда, когда ничего подобного не было... Х произвел на меня устрашающее впечатление, потому что я никогда раньше не испытывал подобных переживаний, не встречал религиозного фанатика, объявляющего Божью волю; и то, что я сам стал частью этого — частью игры Бога — это было нечто! »

Вполне возможно, что ответы, данные НРД тем, кого они хотят обратить, удовлетворили бы их и при соответствующей теоретической подготовке. Но может быть и другое: знай эти люди, что существуют иные ответы на вопросы, которые они себе задают, и что многие из этих вопросов вообще не имеют

простых решений, они бы подвергли сомнению те ответы, которые преподносят им движения.

Возможность менять мир к лучшему

Осознавать сложность проблем полезно и тем, кто озабочен поиском путей к совершенству, будь то собственный успех в работе, в личных взаимоотношениях с людьми или же переустройство мира. Если бы анализ проблем и вопросов, для которых у НРД заготовлены решения, понимание их глобальности и в какой-то степени неразрешимости предшествовали анализу ответов, то возможно, молодым людям легче бы было оценивать те готовые ответы, которые им предлагают.

Возможно, тому, кто хочет извлечь урок из практики НРД, следует понять, что многие молодые люди ищут возможность отдавать. В обществе, где господствуют разделение сфер, бюрократия, социальное благоденствие, идеалистически настроенным молодым людям не всегда легко понять, каким образом они могут реализовать свою потребность делать добро другим. Отдельные Церкви, школы и местные культурные центры предоставляют молодежи каналы для выхода этой энергии. Так же поступают и некоторые НРД.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь