Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Процесс обращения и техники убеждения



Результаты серьезных исследований позволяют предположить, что процессы обращения в различных НРД не очень отличаются, если вообще отличаются, от тех процессов, которые имеют место в семье, в школе, в армии или в некоторых традиционных религиях. Существует мнение, что контроль со стороны окружающих при обращении взрослого человека слабее того, которому подвергается дома ребенок, родившийся в семье с неукоснительно соблюдаемой религиозной традицией. Содружество Евангелических Баптистских Церквей в Канаде, в ответ на просьбу правительства Онтарио определить свою позицию в отношении НРД и возможности создания нового закона контроля их деятельности, по ряду причин высказалось решительно против этого предложения, приведя следующие аргументы:

«Убеждение без физического воздействия широко распространено в нашем обществе. Мы сами прибегаем к нему в процессе евангелизации и обучения во всех евангелических церквах. Его используют политики... Правительство также пользуется им... Все родители используют его в процессе воспитания детей».*

Тем не менее, даже если процесс обращения лишь в редких случаях носит необычный или дурной характер, это совсем не означает того, что не стоит беспокоиться о его последствиях. Голословное утверждение, что «все культы» используют методы контроля над сознанием, в некоторых случаях отвлекает внимание от гораздо более актуальных проблем.

Некоторые движения (особенно из названных Полом Хиласом «религиями субъекта»2) претендующие на то, что они радикально меняют «стиль жизни» человека, действительно разработали ряд необычных методик воздействия на людей. Раньше люди не платили сотни фунтов стерлингов за то, чтобы часами быть запертыми с другими «гостями» и знакомиться со всеми видами оскорблений для осознания своего истинного внутреннего потенциала. В самом деле, люди, выкладывающие подобные, а иногда и большие суммы, вряд ли бы делали это, если бы не думали, что предлагаемая им методика обратит их на путь истинный.

Подсознательное внушение

Другим аспектом современной методологии, вызывающим определенную тревогу, является подсознательное внушение.3 Организация, имеющая рынок сбыта в Великобритании, воспользовалась идеей «подсознательного программирования» и продавала кассеты «Видео-Гипноз», в которых фразы для внушения появляются на экране на несколько секунд и внедряются в музыкальное сопровождение во время разговора. Беседы ведутся на различные темы, как-то: «Брось курить навсегда», «Канал света», «Баланс чакр», «Развивай свои психические способности сейчас». И в этом случае нашлись люди, готовые платить 25 фунтов за 30 минут записи с уверенностью, что их подсознание будет запрограммировано, в результате чего радикально изменятся их взгляды и жизнь. «Благодаря невероятной новой технологии и современному представлению о работе мозга, изменения уже не будут трудными».1 Другая организация предлагает серии «Человеческий Потенциал» под девизом «Подсознание для Сознательного Способа Познания», состоящие из «подпороговых» аудио-кассет, «задачей которых является максимально возможное умножение всех ваших сил для достижения цели». При этом предлагается следующая хвалебная аннотация:

«Этот [подсознательный] метод обучения представляет собой эффективное и проверенное решение проблемы, с которой мы все сталкиваемся, ... — как изменить наше сознание, с тем чтобы изменить нашу жизнь».2

До сих пор неизвестно, насколько широко применяется этот метод и эффективен ли он. Проблемы, в какой степени подобные методы могут воздействовать на человека без его ведома, насколько широко он используется в рекламных целях, активно обсуждались в Соединенных Штатах. И тем не менее пока нельзя заявить с полной уверенностью, что этот метод используется каким-либо из наиболее известных НРД для обращения, а статистика говорит, что, если даже они и применяют не выявленное пока подсознательное внушение, эта техника практически не дает никаких результатов. Тем не менее по заявлению бывшего члена одного движения, сообщалось, что на пленки, используемые для обучения, иногда записывались материалы, адресованные подсознанию.3

Интерпретация необычного опыта

Следует также сказать о физических ощущениях, переживаемых людьми после вступления в какое-либо движение. Они могут принимать различные формы. В крайних случаях люди впадают в бессознательное состояние или перестают отдавать себе отчет в том, что происходит вокруг; они могут войти в «измененное состояние сознания». Подобные переживания могут иметь своим результатом то, что другие сочтут галлюцинациями. Люди рассказывают о повышенной чувствительности к цвету, звуку или другим раздражителям; они могут ощутить покалывания «как иголками» или чувствовать на себе прохладу ветра; одни могут страдать от необъяснимой головной боли, другие — совершенно непонятным образом от нее избавиться или исцелиться от другого недуга.1 Некоторые из этих ощущений и состояний могут вызываться наркотиками, иные — при помощи особых методов и ритуалов. Ни один метод не приводит к совершенно одинаковым результатам при использовании его разными людьми.

Методы трансформации рассматриваются в другом разделе. Здесь же стоит сказать, что современное западное общество далеко не всегда находит объяснение тем мистическим, духовным и просто «странным» переживаниям или измененным состояниям сознания, о которых люди говорили всегда. В реализации проекта «Межкультурные исследования диссоциатив-ных состояний», руководимого антропологом Эрикой Бур-гиньон, на базе выборки из исследования 488 различных обществ было установлено, что как минимум 90% из них институционализировали одну или несколько форм измененного состояния сознания, другими словами, «измененные состояния сознания широко интегрируются в религиозные установления [подавляющего большинства] обществ».

Бургиньон показывает явное различие между состояниями измененного сознания как таковыми и теми представлениями, которые о них бытуют. Например, транс — это объективное состояние сознания; «одержимость» — это представление о состоянии транса. Представления могут быть верными или неверными, однако научных способов оценки их точности не существует.^ Это различие следует иметь в виду и потому, что есть религиозные движения, подвергающие своих потенциальных адептов переживанию нового и странного для них опыта, а есть такие, в которых переживаниям адепта, прежде имевшим место, но остававшимся без объяснения, дается интерпретация, подтверждающая правильность учения данного движения.

Тем не менее не существует гарантии того, что подобная интерпретация будет принята, и многие люди, признавая, что в их жизни происходили необъяснимые вещи, сохраняют способность сопротивляться настойчивым требованиям НРД сделать из этого опыта логический вывод, состоящий, по их мнению, в том, чтобы примкнуть к движению.

Поведение и обращение

Обращение вовсе не обязательно бывает внезапным. Иногда оно происходит постепенно в течение месяцев или даже лет, так что обращенный затрудняется точно определить время, когда он впервые увидел мир другими глазами. Некоторые люди как будто бы подготавливают себя к принятию обычаев движения задолго до того, как впервые слышат о НРД или встречаются с ним воочию. Например, многие из тех, кто вступил в Общество Сознания Кришны, были вегетарианцами задолго до того, как услышали о Кришне.

Хотя часто считается, что вступившие в НРД прошли процесс вовлечения и обращения за очень короткое время, это далеко не всегда так. Многие признают, что они приняли свойственный движению образ жизни, прежде чем усвоили его. Другие же принимают образ жизни движения после религиозного обращения. Пытаясь определить причины, по которым тот или иной человек присоединился к движению, нужно всегда иметь в виду это различие.

 

ГЛАВА 3

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ СВОИМ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ АДЕПТАМ?

Причины, по которым люди примыкают к движениям, и причины (возможно, другие), по которым они остаются их членами, бывают разными. Они зависят и от того, что ищет данный индивид или на что он готов отозваться, и от того, что данное движение может ему предложить. Человека в процессе обращения что-то «подталкивает», куда-то «тянет», происходит борьба и столкновение мотивов, которые, возможно, не осознаются или не до конца понимаются им самим. Со временем у члена НРД складывается целый рассказ о своем обращении; рассказы же эти строятся на воспоминаниях, носящих весьма избирательный характер.1

Какие бы сомнения относительно НРД ни посещали родственников и друзей обращенного, если они хотят понять, что происходит, и сохранить с ним нормальные отношения, важно отчетливо представлять себе следующее: люди, ставшие членами движения, верят, что вступление в движение принесло им некоторую пользу. Вера эта может возникнуть оттого, что обращенные чувствуют, как углубляются их отношения с Богом, или потому, что им нравится атмосфера братства и ощущение безопасности; кроме того, им может импонировать вызов движения обществу.

Обращенные могут утверждать, что их освободили от наркотической зависимости, что в момент, когда они казались себе полным ничтожеством, им помогли обрести чувство самоуважения или указали на цель жизни, когда все выглядело бессмысленным. Другие могут заявлять, что получили свободу развивать свои дарования после многих лет ограничений со стороны окружающих, а может быть, и всего общества. Кроме того, многие из покинувших движение после длительного пребывания в нем, упорно настаивают на том, что за прошедшее время они многое приобрели, даже если в конце концов и пришли к выводу, что это не для них (См. главу * Выход из движениям).

Успехи в карьере

Посещавшие курсы «религий субъекта» могут утверждать, что стали работать гораздо эффективнее. Точные цифры неизвестны, но складывается впечатление, что на сегодняшний день в Северной Америке и Европе существуют сотни больших корпораций, в том числе и международные компании, которые убедили свое высшее руководство и другой персонал заниматься по программам, подготовленным НРД, в уверенности, что «выпускники» станут более воодушевленными, энергичными, ответственными, инициативными и трудолюбивыми работниками.1 В США «дети, заключенные, служащие Военно-воздушных сил и полицейский персонал тренировались таким образом [и тренируется сейчас] с одобрения правительственных учреждений».


Поделиться:



Популярное:

  1. Cущностные характеристики техники
  2. E) микроэкономика изучает отношения между людьми в процессе эффективного использования ограниченных ресурсов
  3. E) Способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, при помощи которого достигается усвоение знаний, умений и навыков, развитие познавательных процессов, личных качеств учащихся.
  4. I. Техники безопасности при подготовительных работах.
  5. X. Процесс изменения значения слова. Основы лексикографии.
  6. АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
  7. Административно-процессуальное право в системе права РФ.
  8. Административно-процессуальные нормы: понятие и виды
  9. Административно-юрисдикционный процесс: понятие, признаки, принципы. Административно-юрисдикционные производства.
  10. Административные процедуры как правовой институт в структуре административного процесса
  11. Активизация умственной деятельности учащихся в процессе обучения
  12. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь