Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О СУВОРОВСКИХ «ОСНОВАНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ»



«Очерки «по» философии марксизма», которые заканчиваются указанной статьей тов. С. Суворова, представляют из себя необыкновенно сильно действующий букет именно в силу коллективного характера книги. Когда перед вами выступают вместе и рядом Базаров, который говорит, что по Энгельсу «чувственное представление и есть вне нас существующая действительность», Берман, объявляющий диалектику Маркса и Энгельса мистикой, Луначарский, договорившийся до религии, Юшкевич, вносящий «Логос в иррациональный поток данного», Богданов, называющий идеализм филосо­фией марксизма, Гельфонд, очищающий И. Дицгена от материализма, и, наконец, С. Суворов со статьей «Основания социальной философии», то вы сразу чувствуете «дух» новой линии. Количество перешло в качество. «Ищущие», искавшие доселе порознь в отдельных статьях и книгах, выступили с настоящим пронунциаменто. Частные разно­гласия между ними стираются самым фактом коллективного выступления


352__________________________ В. И. ЛЕНИН

против (а не «по») философии марксизма, и реакционные черты махизма, как течения, становятся очевидными.

Статья Суворова тем интереснее при таких обстоятельствах, что автор не эмпирио­монист и не эмпириокритик, а просто «реалист», — его сближает, следовательно, с ос­тальной компанией не то, что отличает Базарова, Юшкевича, Богданова, как филосо­фов, а то, что обще всем им против диалектического материализма. Сравнение социо­логических рассуждений этого «реалиста» с рассуждениями эмпириомониста поможет нам обрисовать их общую тенденцию.

Суворов пишет: «В градации законов, регулирующих мировой процесс, частные и сложные сводятся к общим и простым — и все они подчиняются универсальному зако­ну развития, — закону экономии сил. Сущность этого закона состоит в том, что всякая система сил тем более способна к сохранению и развитию, чем меньше в ней трата, чем больше накопление и чем лучше трата служит накоплению. Формы подвижного равновесия, издавна вызывавшие идею объективной целесообразности (солнечная сис­тема, круговорот земных явлений, процесс жизни), образуются и развиваются именно в силу сбережения и накопления присущей им энергии, — в силу их внутренней эконо­мии. Закон экономии сил является объединяющим и регулирующим началом всякого развития, — неорганического, биологического и социального» (стр. 293, курсив авто­ра).

Замечательно легко пекут «универсальные законы» наши «позитивисты» и «реали­сты»! Жаль только, что законы-то эти ничуть не лучше тех, которые так же легко и бы­стро пек Евгений Дюринг. «Универсальный закон» Суворова — такая же бессодержа­тельная, напыщенная фраза, как и универсальные законы Дюринга. Попробуйте приме­нить этот закон к первой из трех указанных автором областей: к неорганическому раз­витию. Вы увидите, что никакой «экономии сил», помимо закона сохранения и превра­щения энергии, сюда применить и притом «универсально» применить вам не удастся. А закон «сохранения энергии» автор уже выделил прочь,


_______________ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ______________ 353

уже упомянул раньше (стр. 292), как особый закон. Что же осталось помимо этого за­кона в области неорганического развития? Где те дополнения, или усложнения, или но­вые открытия, или новые факты, которые позволили автору видоизменить («усовер­шенствовать») закон сохранения и превращения энергии в закон «экономии сил»? Ни­каких таких фактов или открытий нет, и Суворов не заикнулся даже об них. Он просто — для ради важности, как говорил тургеневский Базаров, — размахнулся пером и мах­нул новый «универсальный закон» «реально-монистической философии» (стр. 292). Знай наших! Чем мы хуже Дюринга?

Возьмите вторую область развития — биологическую. Универсален ли здесь, при развитии организмов путем борьбы за существование и подбора, закон экономии сил или «закон» расхищения сил? Не беда! Для «реально-монистической философии» мож­но понимать «смысл» универсального закона в одной области так, а в другой иначе, на­пример, как развитие высших организмов из низших. Нужды нет, что универсальный закон становится от этого пустой фразой, — зато соблюден принцип «монизма». А для третьей области (социальной) можно в третьем смысле понимать «универсальный за­кон», как развитие производительных сил. На то и «универсальный закон», чтобы под него можно было подвести, что угодно.

«Хотя общественная наука еще и молода, — она уже имеет и прочный базис и за­конченные обобщения; в XIX столетии она развилась до теоретической

* Характерно, что открытие закона сохранения и превращения энергии110 Суворов называет «установ­лением основных положений энергетики» (292). Слыхал ли наш «реалист», желающий быть марксистом, что и вульгарные материалисты Бюхнер и К0 и диалектический материалист Энгельс считали этот закон установлением основных положений материализма? Подумал ли наш «реалист», что значит эта разни­ца? О, нет, он просто перенял моду, повторил Оствальда, и все тут. В том-то и беда, что подобные «реа­листы» пасуют перед модой, тогда как Энгельс, например, усвоил новый для него термин энергия и стал употреблять его в 1885 г. (предисловие ко 2-му изд. «Анти-Дюринга») и в 1888 г. («Л. Фейербах»), но употреблять наравне с понятиями «сила» и «движение», вперемежку с ними, Энгельс сумел обогатить свой материализм, усвоив новую терминологию. «Реалисты» и прочие путаники, схватив новый термин, не заметили разницы между материализмом и энергетикой!


354__________________________ В. И. ЛЕНИН

высоты, — и это составляет главную заслугу Маркса. Он возвел социальную науку до степени социальной теории...». Энгельс сказал, что Маркс превратил социализм из уто­пии в науку111, но Суворову этого мало. Будет покрепче, если мы еще от науки (а была социальная наука до Маркса? ) отличим теорию, — не беда, что различение выйдет бессмысленное!

«... установив основной закон социальной динамики, в силу которого эволюция про­изводительных сил является определяющим началом всего хозяйственного и общест­венного развития. Но развитие производительных сил соответствует росту производи­тельности труда, относительному понижению траты и повышению накопления энер­гии...» (видите, как плодотворна «реально-монистическая философия»: дано новое, энергетическое обоснование марксизма! )... «это — принцип экономический. Таким об­разом Маркс в основу социальной теории положил принцип экономии сил...».

Это «таким образом» поистине бесподобно! Так как у Маркса есть политическая экономия, то по этому случаю давайте жевать слово «экономия», называя продукты жвачки «реально-монистической философией»!

Нет, Маркс не клал в основу своей теории никакого принципа экономии сил. Это пустяки, придуманные людьми, которым не дают спать лавры Евгения Дюринга. Маркс дал совершенно точное определение понятию рост производительных сил и изучал конкретный процесс этого роста. А Суворов придумал новое словечко для обозначения анализированного Марксом понятия и придумал очень неудачно, только запутав дело. Ибо, что значит «экономия сил», как ее смерить, как это понятие применять, какие точ­ные и определенные факты сюда подходят — этого Суворов не объяснил, и нельзя это­го объяснить, ибо это — путаница. Слушайте дальше:

«... Этот закон социальной экономии является не только принципом внутреннего единства социальной науки» (вы понимаете тут что-нибудь, читатель? ), «но и связую­щим звеном между социальной теорией и всеобщей теорией бытия» (294).


_______________ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ______________ 355

Так. Так. «Всеобщая теория бытия» вновь открыта С. Суворовым после того, как ее много раз открывали в самых различных формах многочисленные представители фило­софской схоластики. Поздравляем русских махистов с новой «всеобщей теорией бы­тия»! Будем надеяться, что следующий свой коллективный труд они посвятят всецело обоснованию и развитию этого великого открытия!

Какое изложение теории Маркса получается у нашего представителя реалистической или реально-монистической философии, видно из такого примера. «В общем произво­дительные силы людей образуют генетическую градацию» (уф! ) «и состоят из их тру­довой энергии, подчиненных стихийных сил, культурно измененной природы и орудий труда, образующих производительную технику... По отношению к процессу труда эти силы выполняют чисто экономическую функцию; они сберегают трудовую энергию и повышают производительность ее затрат» (298). Производительные силы выполняют экономическую функцию по отношению к процессу труда! Это все равно, как если бы сказать: жизненные силы выполняют жизненную функцию по отношению к процессу жизни. Это не изложение Маркса, а засорение марксизма невероятным словесным со­ром.

Всего этого сора в статье Суворова не перечислить. «Социализация класса выража­ется в росте его коллективной власти и над людьми, и над их собственностью» (313)... «Классовая борьба направлена к установлению форм равновесия между социальными силами» (322)... Социальная рознь, вражда и борьба по существу — явления отрица­тельные, противообщественные. «Социальный прогресс, по его основному содержа­нию, есть рост общественности, социальной связи людей» (328). Можно заполнить то-мы такими коллекциями плоскостей, — и заполняют ими томы представители буржу­азной социологии, но выдавать это за философию марксизма — это уже чересчур. Будь статья Суворова опытом популяризации марксизма, — ее нельзя бы было судить осо­бенно строго; всякий признал бы, что


356__________________________ В. И. ЛЕНИН

намерения автора благие, но опыт совсем неудачен, только и всего. Когда же группа махистов преподносит нам такую вещь под названием «Оснований социальной фило­софии», когда мы видим те же приемы «развития» марксизма в философских книжках Богданова, то получается неизбежно вывод о неразрывной связи реакционной гносео­логии с реакционными потугами в социологии.


Поделиться:



Популярное:

  1. Абсолютизировало законы механики применительно к социальной философии философское направление: французского материализма XVIII века
  2. Анализ социальной политики ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорск»
  3. Аргументы против социальной ответственности
  4. Взаимосвязь мотивации общения и особенностей социальной пеpцепции
  5. Влияние социальной сети на коммуникативные особенности личности
  6. Вопрос №13 Взаимосвязь понятий общей психологии и социальной психологии
  7. Глава 24. Минимальные расчетные показатели обеспечения объектами социального обслуживания системы социальной защиты населения.
  8. Глава 6. Методы социальной психологии
  9. Глава I. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  10. ГЛАВА I. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII В.)
  11. ГЛАВА II РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ XVIII-XIX ВВ. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
  12. Глава шестая. Неблагополучные семьи: инкубатор социальной преступности и эротической дисфункции


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь