Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И ныне: Богородичен догматик или стихира.



 

Отверзаются царские врата священнодействие — Вход с кадилом.

СВЕТЕ ТИХИЙ (одно из наиболее древних песнопений вечерни, известное еще с третьего века) ВСТРЕЧА СО ХРИСТОМ КАК ТИХИМ СВЕТОМ «СВЯТЫЯ СЛАВЫ».

 

Закрываются царские врата (символ закрытия Райских врат).

Прокимен (с греческого переводится как — «предшествующий, предваряющий») служит эпиграфом к последующим паремиям — чтениям-притчам из Ветхого Завета. Прокимен субботы вечера перекликается с торжественным содержанием, славословным характером 103 псалма: «Господь царствует, Он облечен красотой и величием. Облечен Господь могуществом и препоясан. Он утвердил вселенную, которая не подвигнется. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни».

Паремии (если есть) – символические, прообразовательные, пророческие предсказания событий Нового Завета. Читаются в канун великих праздников. Это чтения о великолепии и славе празднуемого события или Лице, как его провидели пророки или предвещали ветхозаветные события. Чтения эти содержат проповедь об ожидаемом спасении, которое устроила для нас Божественная Премудрость. Оставаясь еще в рамках Ветхозаветной тематики Вечерни, богослужение все более наполняется новозаветным материалом, подтверждаемым и осуществляемым в провозглашаемых текстах.

Так верующим предоставляется возможность, оперируя к опыту истории, бесспорным свидетельствам Священной истории, укреплять, сверять свой образ веры с умозрением и учением Церкви, актуализировать в сознании тайну спасения во Христе. Обращает внимание тот путь, которым мать-Церковь ведет своих верных чад к радости о Господе. Это путь чередования покаянной печали (от сокрушения о грехах) с торжеством и радостью Пасхальной веры. Причем наблюдается тенденция к превалированию радости над скорбью, что без сомнения настраивает верующих на правильное духовное состояние трезвенной бодрости и духовного р а дования.

Ектения сугубая: Рцем вси... (прилежное моление о земных нуждах, о самых необходимых качествах личной жизни).

Сподоби, Господи... (один из древнейших христианских гимнов, составленный из фрагментов отдельных библейских стихов).

Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву... (актуализация важнейших духовных нужд, ценностных приоритетов жизни).

Лития стихиры на Литии (усердное моление в притворе храма с призыванием Божией Матери и святых).

Стихиры на стиховне (следующий этап в постижении смысла воспоминаемого события). В сравнении со стихирами на «Господи воззвах» стиховенные стихиры вечерни более торжественны и значительны по своему содержанию. В богослужебной драматургии они являются очередным важным этапом в приобщении верующих празднуемому событию. В отличие от воззвахов, здесь стихиры «поставлены на стих» не постоянного псалма, но приуроченному дню или празднику.

НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ... ( песнь святого Симеона Богоприимца (Лк. 2: 29-32), о свершении надежд ветхозаветного человечества на пришествие обещанного Спасителя всего мира. Встреча Сына Божия. Свидетельство боговоплощения).

 

Трисвятоепо Отче наш... (По выражению архиеп. Симеона Солунского это «Божественная песнь», которой богослужения начинаются и заканчиваются. «Трисвятое» — возвещает святость Божию, произнося эту молитву, мы уподобляемся Серафимам, которых видел пророк Исаия (Ис. 6: 1-3)).

Отверзаются царские врата

Тропарь. («Богородице Дево» — прославление Той, через которую пришел Сын Божий).

(Каждение хлебов, если была лития. Благословение хлебов (если была лития) как прообраз пяти Евангельских хлебов, которыми Господь насытил 5000 человек; Мф. 14: 13-21; Мк. 6: 31-44; Лк. 9: 11-17; Ин. 6: 1-14). В древности, когда всенощное бдение длилось всю ночь, христиане в это время шли в трапезную и подкрепляли свои силы этими благословенными хлебами

Буди Имя Господне... (Это песнопение и следующий за ним 33-й псалом, из которого поется самая его торжественная часть, служит переходным этапом к службе утрени).

Псалом 33-й Благословлю Господа..., заканчивая словами:...не лишатся всякого блага.

Священник: Благословение Господне на вас... Аминь.Закрываются царские врата.

 

Приходит исполнение времен, осуществляется чаяние ветхозаветных праведников. Более 2000 лет назад «Слово плоть бысть», Сын Божий входит в пространство и время, в нашу земную историю. С этого момента с Ветхого Завета снимается покров тайны и открывается новая сущность веры, которая заключена в откровении о Боге любви — Святой Троице.

УТРЕНЯ (с полиелеем)

Воспоминание новозаветных событий Священной истории,

Начало новой, благодатной Жизни во Христе.

Рождество Христово не только положило начало новой эры в истории человечества, но и открыло принципиально новую страницу в богослужебном пении. Теперь люди могут расслышать ангельское пение и славить Бога так, как это делают ангелы, трудиться, совершать путь духовных открытий вместе с волхвами и покланяться из глубины восстановленного царского достоинства своей души.

«Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом по благодати», соделаться причастником «Божеского естества» (2 Пет.1: 4), наполнить жизнь присутствием Божиим.

 

Как и Вечерня, Утреня имеет четыре темы, объединенные общей идеей Просвещения. Первые две темы изменяются по сравнению с Вечерней, третья и четвертая остаются прежними. Первая тема представляет собой древнейший богослужебный пласт — благодарение за прошедшую ночь и молитву о наступающем дне. Вторая — актуализация событий новозаветной истории и прежде всего Рождества Христова, которое, по преданию, совершилось ночью. На них подобно Вечерне накладываются третья и четвертая неизменяемые темы — воспоминание дня недели, т.е. седмичные памяти Октоиха, (в воскресенье — Воскресения Христова, в субботу — всех святых и усопших и т.д.), а также дня года (память того или иного святого из годового круга Месяцеслова).

Чинопоследование праздничной Утрени условно можно разделить на четыре части: 1) Шестопсалмие, Великая ектения, Бог Господь с тропарями, чтение кафизм; 2) Полиелей, каждение храма, пение степенных антифонов, чтение Евангелия, 3) 50 псалом, Канон; 4) Хвалитные стихиры, Великое Славословие, ектении.

То, что Утреня должна начинаться до рассвета и заканчиваться после восхода солнца, в значительной мере определяет общую драматургию этого богослужения. Оно начинается в сумраке, при погашенных светильниках, и начальная часть носит покаянный характер. Постепенно общее настроение меняется от сосредоточенно покаянного к радостному, вплоть до апогея торжества Света — Полиелею во второй части, через смысловое погружение в контекст праздника (Канон) в третьей и, наконец к сердечной хвале и благодарению «показавшему нам свет» Богу (Великое славословие) в заключительной, четвертой.

 

Шестопсалмие (пс: 3, 37, 62, 87, 102 и 142) Воспоминание о том, каким было состояние человечества перед пришествием в мир Христа: люди были порабощены греху, но при этом у них была надежда на грядущего Спасителя.

Светильничные молитвы. По прочтении чтецом трех псалмов священник исходит из алтаря, изображая собой Небесного Ходатая за людей пред Богом — Господа Иисуса Христа (1. Ин. 2, 1, 2). Стоя перед закрытыми царскими вратами, он про себя читает 12 утренних молитв.

Ектения великая.

Бог Господь, и явися нам... (со стихами – взяты из 117 псалма) Песнь явившемуся Христу. Это радостное благовестие ветхозаветного пророка об ожидаемом Спасителе мiра (Пс. 117, 19-29) звучит ликующим утверждением: Господь (Ягве) есть Бог, Он явился нам. Благословен Грядущий во имя Господне! Этот пророческий глас прославляет первое и второе пришествие Христовы. Хор поет «Бог Господь» на положенный глас, этим же напевом будет петься тропарь праздника.

Тропари. Воскресные тропари кратко говорят о том подвиге Спасителя, который в дальнейшем подробно будет освещаться в других частях утрени. Под праздники поется тропарь празднуемого события — краткое повествование о житии святого: о том, что стало возможно, благодаря Божественному воплощению Сына Божия и освящения Им мира.

Кафизмы. Малая ектения.

 

Отверзаются царские врата.

ПОЛИЕЛЕЙ. ХВАЛИТЕ ИМЯ ГОСПОДНЕ... (пс. 134, 135) Радость Воскресения!!! Смысловая кульминация Всенощного бдения.

 

Величание (если есть) – краткий стих, прославляющий празднуемое событие. Каждение всего храма.

Чудо Православного богослужения состоит в повторении неповторимого. Каждый раз в священнодействиях Церкви во времени разворачиваются вечные, вневременные события, духовное содержание которых оживает перед внутренним взором молящихся. Святой, икона которого поставлена на аналое и окружена священнослужителями, как видимый присутствует в храме среди молящихся, отвечая этим на общую любовь верующих (что выражается традиционным обращением: «Прииди и стани с нами»). Если икона изображает какое-либо событие, то оно таинственно, благодатно актуализируется, «повторяется» в храме, а священники, как достойнейшие, присутствуют у самого его совершения. Т.о. в этом месте богослужения снимается оппозиция прошлое — настоящее, временное — вечное, в Боге все едино и все живы. Прославление святого или события здесь достигает высшей степени непосредственности, когда все верующие во главе со священнослужителями окружают самого виновника торжества и беседуют с ним лицом к лицу, «якоже аще бы кто глаголал своему другу».

 

На воскресной всенощной тропари: Ангельский собор... (написаны преп. Иоанном Дамаскиным в VIII веке, поются на 5-й глас). Они символизируют Радость Пасхального торжества.

Ектения малая.

 

Степенны (антифоны) («От юности моея» если положено Уставом) (написаны преп. Феодором Студитом в IX веке, названы «степенными» потому, что своим содержанием они перекликаются со «степенными псалмами», т.е. псалмами, которые пелись при восхождении по ступеням ветхозаветного храма (пс. 119-133). Третий стих каждого антифона всегда посвящен Святому Духу). «От юности моея» — констатация реальности земного бытия с указанием пути оживления и возвышения — светом Единой Троицы.

 

Вынос Евангелия. Прокимен (Прокимны воскресные непосредственно посвящены событию Воскресения и содержат прошение о «возстании» Господа, явления Его силы, помощи, спасения верующих..)

Чтение Евангелия – смысловое причастие Слову Божию.

На воскресной всенощной: Воскресение Христово видевше... (песнопение, составленное из нескольких воскресных стихир является апогеем воскресного торжества «малой Пасхи»)

50-й псалом (одна из лучших покаянных молитв всего Ветхого Завета, особенно просьба о чистом сердце и Духе Святом, что было даровано человечеству в пришествии Христовом) После всеобщего ликования, чтение покаянного 50-го псалма является своеобразным отрезвляющим «взрывом», внесенным на пиршество черепом, опускающим человека на землю, возвращающего его к правильному, трезвенному покаянно-радостному душевному состоянию. Врываясь своим покаянным тоном в самую светлую часть бдения, он регулирует (модулирует) молитвенную атмосферу богослужения, успокаивает психо-эмоциональный накал предшествующей части богослужения, напоминает человеку о его положении на земле — болезненному подчинению страстям, греху, смерти.

Слава: Молитвами Апостолов... И ныне: Молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже... Стихира (воскресная или праздника). Диакон: Спаси, Боже, люди Твоя... Закрываются царские врата.

Канон. (Ирмосы, тропари… катавасия ) смысловое погружение в контекст праздника.

После 3-й и 6-й песни канона малая ектения. По 8-й песни канона: Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим. Каждение всего храма. Величит душа моя Господа... (Лк. 1: 46-55).

По 9-й песни канона малая ектения. Эксапостиларий (светилен).

Первая песнь канона составлена по образцу благодарственной песни пророка Моисея и сестры его Мариам, воспетой ими после чудесного перехода через Красное море (Исх. 15: 1-19).

Вторая — по образцу обличительной песни Моисея, составленной им для обличения израильтян в нарушении Закона Божия (Втор. 32: 1-43). Из-за своей крайней суровости она поется только Великим постом. В течение года ее пропускают (начало этой практики относится уже к X веку).

Третья песнь сложена по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила, за разрешение ее неплодства: «Утвердися сердце мое в Господе…» (1 Цар. 2: 1-11).

Четвертая — по образцу песни пророка Аввакума, содержащей предсказание о Воплощении Сына Божия и Божественной силе Воплощения: «Господи услышах слух Твой и убояхся…» (Авв. 3: 1-19).

Пятая — по образцу песни пророка Исаии, содержащей также пророчество о Спасителе мира и плодах Его искупительного подвига: «От нощи утренюет дух мой…» (Ис. 26: 9-19).

Шестая — по образцу благодарственной молитвы пророка Ионы за избавление его от смерти во чреве китовом: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу… » (Иона 2: 3-10).

Седьмая и восьмая песни составлены по образцу благодарственной песни трех отроков, чудесно спасшихся в пещи Вавилонской: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки…» (Дан. 3: 26-56; 67-88). Необходимо отметить, что в виде трех отроков вверженных в горящую пещь и угасивших пламень через пение и славословие Богу: «Благословен еси, Господи Боже Отец наших…» представлен весь образ православного богослужебного пения. Три отрока Анания, Азария и Мисаил, отказавшиеся поклониться золотому истукану, были брошены в страшную, горящую пещь. Воспев хвалу Богу, вместе с ангелом, который «отрясе пламень огненный от пещи», они показали пример верности Богу в славословии, пении, прообразовав собой Святую Троицу, а также Воплощение Христово. Это пение угасило пламень и показало путь к открытию Божественной милости. В противоположность такому пению народные толпы язычников, кланяющиеся идолу под звуки труб, свирелей и всяких других музыкальных орудий «мiра сего», показывали противоположный образ пения, пения падшего мiра. Две разные стороны: еврейские отроки, поющие с ангелом, и народные толпы, кланяющиеся под звуки музыкальных инструментов идолу — это два пути реализации жизни как ответа Богу, на Его Любовь или отказа от этой любви в поклонении и служению твари, вместо Творца.

Девятая песнь содержит прославление Божией Матери. Она применена к песни святого Захарии, отца Предтечи Господня Иоанна (Лк. 1: 68-79).

Всякое дыхание... «Хвалитные псалмы» - последние в книге Псалмов (148, 149, 150). В этих псалмах все призывается к восхвалению Бога: в 148 – все мироздание, в 149 – Церковь и в 150 – различные силы человеческой души, представленные в виде музыкальных инструментов. К последним стихам этого псалма в воскресные, субботние и праздничные дни добавляются Стихиры на хвалитех – Последний этап в торжественном и радостном приобщении содержанию празднуемого события.

И ныне. Богородичен (под воскр. день Преблагословенна еси…). Отверзаются царские врата.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. законом, иными правовыми актами или договором.
  2. Gerund переводится на русский язык существительным, деепричастием, инфинитивом или целым предложением.
  3. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  4. I. О СЛОВЕ БОЖИЕМ, ИЛИ СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ
  5. II Д.Г. ЛОУРЕНС, ИЛИ ФАЛЛИЧЕСКАЯ ГОРДОСТЬ
  6. II. Найдите фрагменты из британских или американских видеофильмов,
  7. III. Определите значимость для переводчика изучения особенностей литературного направления, к которому относится тот или иной автор.
  8. IV ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
  9. IV. В следующих предложениях подчеркните модальный глагол или его эквивалент. Переведите предложения на русский язык.
  10. Martyria или memoriae, сакральные постройки в память
  11. RVS-titanium posts — активные цилиндрические штифты.
  12. Task VI. Перепишите предложения, определите в них Причастиe I или Герундий. Переведите предложения на русский язык.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1115; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь