Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВЫРАБОТКА ЧУВСТВА КОЛЛЕКТИВНОСТИ
Закулисный режим требует строгой дисциплины и большой выдержки. Без них не может быть коллективного творчества, которого требует наше искусство. В огромном аппарате театра при его сложной работе строжайший, почти военный порядок необходим как для художественной стороны спектакля, так и для всего его строя, для благочиния, для борьбы со всякими недоразумениями, инцидентами, могущими вызвать панику в толпе зрителей и среди многочисленных участников спектакля. Пожар, катастрофы, падение декораций, софитов, отдельных фонарей освещения, воздушные полеты, провалы, сценические эффекты, звуки, массовые, оркестровые, хоровые, балетные выступления, народные сцены, быстрые перестановки декораций в антрактах между действиями, картинами, наконец, плавное течение спектакля зависят от дисциплины, порядка и общего режима за кулисами и во всем театре. Они не приобретаются, не вырабатываются сразу, сами собой, а требуют долголетней привычки, тренировки. Ее нужно внушать ученикам со школьной скамьи. Надо приучать их ко всем условиям коллективной работы. Не в пример художникам, живописцам, скульпторам, литераторам, композиторам, работающим в одиночку в своих мастерских или в кабинетах, вне всякой зависимости от места, времени и других творцов по работе, артисты сцены являются связанными во всех этих областях и условиях своей работы, начиная с места и времени, кончая темой творчества, зависимостью от других коллективных творцов как на самой сцене, так и за ее кулисами и в самом зрительном зале. Мы считаем важным с первых шагов, со школьной скамьи готовить их не к простой, одиночной, а к коллективной, сложной работе. Всеми доступными нам средствами мы готовим учеников к такой массовой работе. Объясняем им условия такой работы и вырабатываем ощущение коллективности. Вот образцы такой тренировки. За кулисами необходима полная тишина. Между тем в эти моменты бывают необходимы быстрые массовые перегруппировки. Тишина. Тушится свет. Все ученики со стульями исчезают в темноте. Свет. Тишина. Тушится свет. Все ученики со стульями возвращаются на свои прежние места. То же при полном свете. Может случиться, что в короткий антракт между сценами нужно накрыть сервировку одного или нескольких столов. Одни бутафоры не смогут этого сделать, а все участвующие, вместе взятые, это легко выполняют при дисциплине и надлежащей подготовке. Тишина. Тушится свет. Вносят стол. Приносят стулья, деревянные канделябры, тарелки, приборы и проч. Садятся. Та же процедура. Уносят. То же при полном свете. В течение сегодняшнего вечера в разное время будут показаны разные другие упражнения, проделываемые с той же целью: выработки ощущения коллективного творчества. Для передышки [вводим] еще одно упражнение для выработки ощущения коллективного творчества: Военное учение, или оркестр, или борьба. А вот упражнение не только для ощущения коллективности творчества, но и для того, чтоб заранее научить учеников уметь создавать иллюзию и_г_р_ы н_а р_а_з_н_ы_х и_н_с_т_р_у_м_е_н_т_а_х. Это часто приходится производить на сцене, в то время как музыка играет за кулисами. Редко приходится видеть хорошую срепетовку этих моментов -- такую срепетовку, чтобы создавалась иллюзия подлинной игры на сцене подлинных музыкантов. Оркестр (с граммофоном). Каждый из учеников должен научиться [обращаться с] каждым из наиболее ходовых инструментов, с которыми приходится встречаться на сцене оперным и драматическим артистам. Эта работа только начата, но еще не проведена со всеми, а лишь с некоторыми. А вот и образец подделки камерного исполнения. Квартет: рояль, виолончель, две скрипки. Военная муштра хорошо дисциплинирует. Мы пользуемся этими упражнениями для выработки чувства коллективности. Военные упражнения. Действие. (Баррикадирование двери. Из моей книги.) 46 Окрики: " 95 процентов [напряжения] долой! " ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ П_р_е_п_о_д_а_в_а_т_е_л_ь. Одним из важных элементов внутреннего самочувствия является л_о_г_и_к_а и п_о_с_л_е_д_о_в_а_т_е_л_ь_н_о_с_т_ь. Чего? Всего: мысли, чувствования, действия (внутреннего и внешнего), хотения, задач, стремления, вымысла воображения и проч. и проч. За исключением отдельных случаев, все в жизни, а следовательно, и на сцене, должно быть логично и последовательно. Как же внушать ученикам потребность в этой логичности и последовательности на сцене? Мы добиваемся этого на физических действиях. Почему же именно на них, а не на психологических, не на других внутренних элементах? Заметили ли вы, что нам труднее определить, что бы мы чувствовали, чем что бы д_е_л_а_л_и в одних и тех же предполагаемых обстоятельствах? Почему же это так? Потому что физическое действие легче схватить, чем психологическое, оно доступнее, чем неуловимые внутренние ощущения; потому что физическое действие удобнее для фиксирования, оно материально, видимо; потому что физическое действие имеет связь со всеми другими элементами. В самом деле, нет физического действия без хотения, стремления и задач, без внутреннего оправдания их чувством; нет вымысла воображения, в котором не было бы того или иного мысленного действия; не должно быть в творчестве физических действий без веры в их подлинность, а следовательно, и без ощущения в них правды. Все это свидетельствует о близкой связи физического действия со всеми внутренними элементами самочувствия. В области физических действий мы более " у себя дома", чем в области неуловимого чувства. Мы там лучше ориентируемся, мы там находчивее, увереннее, чем в области трудно уловимых и фиксируемых внутренних элементов. Эта доступность физического действия и заставляет нас обратиться к нему и теперь, при развитии в учениках потребности к логике и последовательности. Вы увидите сейчас на наглядных примерах, которые лучше слов объяснят вам наш метод, как мы пользуемся физическими действиями для наших целей. Этюд No... Беспредметные действия
..................................... П_р_е_п_о_д_а_в_а_т_е_л_ь. Вы сейчас шли по линии физического действия. Чувствовали ли вы при этом что-нибудь? -- Конечно, и даже местами мы по-настоящему волновались. -- Чем же? -- Тем, что надо было делать. -- Значит, ваше внимание безостановочно было направлено на целый ряд объектов, на беспрерывный ряд задач. А как работало ваше воображение? -- Оно-то и подталкивало меня на все производимые действия. -- И вы верили тому, что делали? -- Конечно. Без этого я бы не мог действовать. -- И вы чувствовали связь с теми, с кем говорили на сцене? Судя по приспособлениям, общение было подлиннее. -- Да, я чувствовал связь. -- Вот видите, что делают логичность и последовательность. -- Почему же именно они, а не самое физическое действие? -- Потому что только логичное и последовательное действие возбуждает веру в подлинность и в правду того, что делаешь на сцене. Правда и вера затягивают в работу все другие элементы. Если довести работу до предела, то создается то состояние, которое мы называем " я есмь", то есть я существую, живу на сцене, имею право быть на ней. При этом состоянии втягивается в работу природа и ее подсознание. Таким образом, начиная с вполне доступного нам физического действия, мы естественным путем доводим себя до недоступной нашему сознанию творческой работы органической природы с ее подсознанием. Такой результат достигается с помощью логики и последовательности физических действий. ВНИМАНИЕ, ОБЪЕКТ Лампы электрические, объекты (из книги)48. Окрики: " 95 процентов [напряжения долой]! " ЧУВСТВО ПРАВДЫ И ВЕРА Работа всех предшествующих элементов приводит к правде и вере. Там, где зародилось правильное, логическое, последовательное физическое действие, одобренное чувством правды, там неизбежно создается и искренняя вера в подлинность или возможность этого действия в реальной жизни. Правда и вера -- лучшие возбудители чувства. Там, где чувство, там и переживание, перенесенное в условия [сценической] обстановки49. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Лучший возбудитель эмоциональной памяти -- правда и вера. Поверив -- почувствуешь. Почувствовав -- [приходишь к] " я есмь". " Я есмь" подводит к подсознанию; подсознание втягивает в работу природу. К_о_н_ф_е_р_и_р_у_ю_щ_и_й. Вы видели на плакатах, что мы выше всего ценим в искусстве работу творческой, органической природы и ее подсознания. Об этом говорит одна из основ нашего искусства: " через сознательную психотехнику артиста -- подсознательное творчество природы" (подсознательное через сознательное). Вот почему во всех упражнениях по выработке психотехники мы постоянно думаем о вовлечении нашей природы и ее подсознания в творческую работу. И теперь, при " туалете артиста", предназначенном для развития элементов самочувствия, для создания этого самочувствия, мы не должны забывать об основе нашего искусства. Поэтому каждое упражнение надо доводить до той логичности и последовательности, в которой чувствуется правда. Правда создает веру; обе вместе лучше всего возбуждают эмоциональную память. Общими усилиями устанавливается состояние " я есмь". Это то состояние, при котором артист чувствует, что он подлинно существует на сцене, что он имеет право, основание там быть и действовать. При таком состоянии " я есмь" наша природа и ее подсознание лучше всего себя чувствуют на сцене. В эти минуты они легче всего вскрываются и входят в работу. Поэтому не допускайте формального выполнения упражнений, доведите их до логики, последовательности, до подлинной правды, веры, до " я есмь". Я все время буду напоминать вам об этом окриком " 95 процентов напряжения долой", потому что всякий излишек, наигрыш от чрезмерного старания и усердия создают ложь, убивающую правду, а следовательно, удаляющую нас от веры, состояния " я есмь", от природы и ее подсознания. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы