Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам — Эти бессмертные строки А. С, Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст ф. Искандера «Дедушкин дом». Нужно быть очень осторожным в выборе цитаты для построения вступительной части рассуждения. Высказывание писателя в данном случае должно будет содержать одну из основных мыслей текста и в то же время давать возможность выхода на анализ его идейного звучания и проблематику. Иллюстрацией выхода через цитату на проблематику всего текста является первый пример. Выбранное высказывание должно быть кратким, выразительным и желательно содержащим обобщающее умозаключение. Таким образом: · Если знаете что-либо об авторе, можно написать · Написать о впечатлении, которое произвел текст. Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему. · Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…) · Конструкцией «именительной темы»: «Любовь… Сколько о ней сказано! … » Так можно начинать сочинения на «вечные» темы. Каким бы ни было вступление по форме и содержанию, нужно помнить о необходимости смысловой и грамматической связи вступительной части с последующими. Следует особо отметить, что вступление сочинения не должно быть чересчур растянутым, ведь оно выполняет лишь роль подготовки к главной части. Не забудьте, что любое вступление держится на трех китах: конкретизация темы, постановка проблемы и переход к основной части.
С целью самопроверки попытайтесь определить в приведённых вариантах вступления функции последних предложений по отношению к содержанию абзаца и по отношению к возможным последующим частям сочинения-рассуждения..Какие средства связи этих предложений с предыдущими использовали авторы? Попробуйте составить тематические предложения частей, которые могли бы последовать за вступлениями, приведёнными, в содержании главы, Какие средства связи абзацев вы использовали? Основная часть начинается тогда, когда вы приступаете к непосредственному анализу текста Как заканчивать сочинение? Как уже было отмечено, хорошая композиция требует наличия необходимых композиционных частей: вступления, основной части и заключения. В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение; может быть также развёрнута мысль, выраженная во вступительной части. Последняя часть сочинения строится из двух составляющих: исчерпывающий ответ на вопрос вступления и шаг в сторону актуальности. Стремитесь дописывать свое сочинения до последней точки, то есть до того момента, после которого уже ничего нельзя добавить. Используя в заключении чужие слова (высказывания знаменитых писателей или критиков), не заканчивайте ими - чужие мысли не должны заменять ваших собственных. Очень выигрышным в заключении является обращение к актуальности, поскольку вы можете очаровать того, кто будет проверять ваше сочинение, своим современным восприятием поставленной проблемы. В конце рассуждения выпускником может быть выражена позиция в отношении к поставленной в тексте проблеме (проблематике), могут быть выражены мысли в связи с темой, поднятой автором текста. Ниже приведено несколько возможных вариантов заключительной части сочинения-рассуждения. 1) Позиция автора во многом близка мне, но я считаю, Мы должны стать лучше, чтобы не повторить ошибок предыдущих поколений, а жить мирно и счастливо, и именно образование способно помочь нам в этом, 2) В. Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы живём в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть её такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть. 3) История готовит нас к будущему, поучая прошлым, —вот та мысль, которую помогает нам понять Г. Смирнов. И мы должны быть внимательны к этим поучениям истории, а для этого нужно знать, как происходили её важнейшие события, какими были люди, участвовавшие в них и их вершившие. Так будем хранить память о предках и будем достойны Таким образом, экзаменующийся должен продумать, чем он закончит сочинение: · Выражением собственного отношения к авторской позиции. · 2-3 предложениями, «дублирующими» вступление. Минимум сочинение должно состоять из 6 абзацев: это вступление, 4 пункта критериев, заключение. Можно каждый приведенный аргумент начать с нового абзаца.
Советы:
Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому. Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять: 1. Вступление. 2. Проблема, над которой размышляет автор. 3. Комментарий. 4. Авторская позиция 5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). 6. Первый аргумент. 7. Второй аргумент. 8. Вывод (заключение).
Методика «ключевых фраз» при написании ЕГЭ (задание С). Анализируя критерии оценки задания С и опыт выполнения его ранее, убедилась в эффективности методики «ключевых фраз» для планировании и грамотного оформления письменного высказывания. На наш взгляд, она открывает возможность тренировать навык четкого, убедительного и образного изложения мыслей учащимися при работе в любом из вышеперечисленных жанров. Доведенные в течение учебного года до автоматизма навык перефразирования вопроса, или пункта плана, способность опираться на текст при развертывании ответа и умение ярко за счет выражения собственного мнения начать и окончить творческую работу позволяют даже среднему учащемуся-«негуманитарию» логично, полно и интересно раскрыть предложенную тему. План написания любого сочинения. Эпиграф. I. ВСТУПЛЕНИЕ (1/5 часть) 1. Почему я выбрал данную тему? 2. Что я знаю о писателе и его творчестве, о данном произведении и его месте в литературном процессе? 3. Краткий пересказ сюжета (не более 5 предложений). II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (3/5 части) 1. Мысль (идея, постулат, тезис, исходная позиция), которую буду доказывать. 2. Аргументы (доказательства), подкрепленные цитатами из произведения. Тропы в языке писателя при создании образа (цитаты-примеры). III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1/5 часть) 1. Вывод: подтвердился ли заявленный мною тезис? 2. Чем произведение и его основная мысль актуальны для дня сегодняшнего? 3. Что дало мне знакомство с данным произведением? 4. О чем заставило задуматься?
Речеведческий комментарий Рассуждение представляет собой монологическое высказывание, имеющее целью доказать истинность или ложность главного утверждения текста. В любом рассуждении имеются две части: тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказать, и аргументы (доводы, доказательства, примеры). Вот как это можно представить на схеме: Тезис (утверждение) Почему? Потому что...
Обоснование (аргументы, примеры)
Что из этого следует? Поэтому... Вывод Тезис (греч. thesis — положение, утверждение) — положение, 1 истинность которого должна быть доказана. Аргумент (лат. argumentum) — основание, довод, приводимый для подтверждения или опровержения чего-л. Вывод — логический итог рассуждения; умозаключение. Вот несколько советов, как подготовить выпускников к успешному выполнению этого задания. 1. Необходимо обучить прежде всего вдумчивому прочтению текста, выработать умение определять его тему и проблему (здесь помогут задания А27 и А28). Всматриваться в языковые средства выразительности (см. зад. А32). 2. Учащийся должен хорошо знать особенности жанра рецензии и эссе и стремиться их выдержать.
И очень важно обучить учащихся умению рассуждать по понятной проблеме, правильно строить текст-рассуждение, в котором обычно выделяются три части: 1. Тезис (высказывается какая-то мысль); 2. Доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а)..., б)..., и т. д. сопровождаемые примерами; 3. Вывод, или заключение.
Тезис должен быть доказанным и четко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее суждение и бесспорнее вывод. Важно, чтобы в тексте между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь.
Учащиеся должны быть готовы рассуждать по многим проблемам, порой, совершенно неожиданным. Готовясь к ЕГЭ с выпускниками прошлых лет, мы проработали не только тексты в тестовых заданиях, но и написали сочинения — рассуждения на следующие темы: «Жизнь — путь к счастью, но не каждому дано одолеть все этапы пути». «Чтобы стать счастливым, надо прежде всего осознать, в чем твое счастье, а затем — найти к нему дорогу». «Счастье у каждого неповторимо». «Народная мудрость это колодец, из которого черпают, не опорожняя его». «Из чего вырастает чувство Родины» «У каждой нации — велика или мала она — есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить». «Гордиться своей нацией — патриотизм, хвастаться своей нацией — национализм». «Путь от вражды к дружбе куда длиннее, чем от дружбы к вражде». «Дружба, выдержав испытание горем, может не выдержать пробы на радость». 3. Продумать композицию и языковое оформление сочинения. С чего начать? Как соединить анализ текста с оценкой средств выразительности, использованных в нем.
4. Необходима большая подготовительная работа по изучению основных средств выразительности. Средства художественной выразительности разнообразны и многогранны. Лучше находят учащиеся в тексте такие тропы, как эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболу, олицетворения. Работе над данными изобразительно-выразительными средствами уделяется большое внимание на уроках литературы. К выразительным средствам языка относятся и стилистические фигуры, или фигуры речи: анафора («единоначалие»), антитеза, параллелизм, бессоюзие, градация (расположение слов по возрастающей или убывающей значимости), оксюморон, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, эпифора и т. д. Целесообразно записать все эти понятия из «Словаря литературоведческих терминов» в отдельные тетради и заучить их, подобрать по 2—3 ярких примера из текста художественной литературы. Учащийся должен четко усвоить, что нужен не пересказ текста, а его интерпретация — толкование затронутой в тексте проблемы. Я часто прибегаю к такому методу, читаю вслух лучшие работы учащихся, анализирую их, особое внимание обращаю на самые удачные моменты в сочинении. Работая с сегодняшними выпускниками, я даю им в качестве образца работы прошлогодних выпускников. Это очень помогает совершенствовать навык написания сочинения — рассуждения на заданную тему. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1313; Нарушение авторского права страницы