Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1.4. Творчество Андрея Рублева и Феофана Грека как отражение мировоззрения современников (2 ч.)



Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о мировоззрении русского общества (народа, прогрессивного духовенства, князя) периода возвышения Москвы.

2. Расскажите о биографии, воззрениях, особенностях личности Феофана Грека (сведения письма Епифания Премудрого и византийские источники).

3. Проанализируйте художественные особенности фресок церкви Спаса на Ильиной улице.

4. Расскажите кратко о творческой биографии и личности Андрея Рублева.

5. Проанализируйте особенности творческого почерка Андрея Рублева на примере «Троицы». В чем значение этого произведения?

6. Сравните творческий почерк Феофана Грека и Андрея Рублева на примере икон деисусного ряда (иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, «Звенигородский чин», иконостас Успенского собора).

Литература

Основная:

1. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. http: //e.lanbook.com

Дополнительная:

1. Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976.

2. Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.

3. Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга: Сб. ст. М., 1972.

 

Тема 2.2. Творчество И. Никитина в русле развития портретной живописи 1-й половины ХVIII века (2 ч.).

Контрольные вопросы и задания

1. Какие факторы способствовали развитию русского портрета?

2. Расскажите биографию И.Никитина. Можно ли назвать его «птенцом гнезда Петрова»? Почему?

3. Проанализируйте работы И. Никитина, написанные до поездки в Европу. Какие новые качества живописи приобрел художник в Европе? Докажите это на примерах.

4. Сравните портреты И. Никитина с работами русских мастеров-современников (мастера Оружейной палаты, создатели Измайловской шутовской серии, Р. Никитин, А. Матвеев).

5. Сравните портреты И. Никитина с работами иностранных художников, приглашенных Петром I (Л. Каравакк, Г. Гзель, И.-Г. Таннауэр).

6. На одном характерном примере проанализируйте портреты русских художников 1-й половины ХVIII в. (И. Вишняков, А. Антропов, И. Аргунов)

Литература

Основная:

1. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. http: //e.lanbook.com

Дополнительная:

1. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. М., 1999.

2. Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. Л., 1990.

 

Тема 2.5. Идеи Просвещения в портрете 2-й половины XVIII века (2 ч.)

Контрольные вопросы и задания

1. Какие идеи Просвещения оказали влияние на расцвет портретного жанра?

2. Расскажите об эволюции творческого метода Ф.С. Рокотова. Почему он предпочел интимный портрет парадному? Какие задачи решал художник в интимных портретах?

3. В чем особенности творческого метода Д.Г. Левицкого?

4. В чем особенности творческого метода Ф.И. Шубина?

5. Назовите идеи сентиментализма. Как они отражаются в портретном творчестве В.Л. Боровиковского?

Литература

Основная:

1. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. http: //e.lanbook.com

Дополнительная:

2. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. М., 1999.

 

Тема 3.4. Ранний реализм в живописи А.Г. Венецианова.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите предпосылки раннего реализма.

2. Раскройте факты биографии А.Г. Венецианова, как предпосылки интереса к бытовому жанру и реализму.

3. Докажите анти-романтическую направленность «Автопортрета».

4. Раскройте принципы освоения пространства в " Гумне".

5. Докажите отражение положительных начал народной жизни в картинах " Спящий пастушок", " Весна. На пашне", «Лето. На жатве».

6. Расскажите о педагогической деятельности и принципах художественной подготовки А.Г. Венецианова.

Литература

Основная:

1. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. http: //e.lanbook.com

Дополнительная:

1. Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. М., 1958.

2. Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. М., 1955.

Тема 3.5. Единство критического и поэтического в творчестве П.А. Федотова (3 ч.)

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные события биографии П.А. Федотова? Какая зависимость существует между ними и его творчеством?

2. Каковы основные мысли и художественные средства в сериях сатирических сепий? Случайно ли серийное решение работ? Сравните сепию «Утро чиновника, получившего первый крестик» и картину «Свежий кавалер».

3. Какие качества людей и явления действительности П.А. Федотов подвергает критике в картинах «Завтрак аристократа», «Сватовство майора», «Разборчивая невеста», «Вдовушка»? Нашел ли отражение идейный замысел картин в их композиционном решении?

4. Каковы средства выразительности картины «Анкор, еще анкор! »? Чем они отличаются от художественного языка предыдущих картин мастера?

5. В каких картинах П.А. Федотова вы видите проявления поэтического миросозерцания?

Литература

Основная:

2. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. http: //e.lanbook.com

Дополнительная:

1. Сарабьянов Д. В. Павел Андреевич Федотов. М., 1969.

Тема 4.2. Значение творчества В.И. Сурикова (2 ч.)

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о тех фактах биографии В.И. Сурикова, которые повлияли на его творчество?

2. Сравните композиционные, идейные и формальные особенности одной из академических картин (например, Г. Семирадский «Танец среди мечей», В.Д. Поленов «Христос и грешница») и картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

3. Какие особенности русской истории и черты русского характера и показал В.И. Суриков в своих картинах?

4. Какие новаторские черты можно отметить в художественном методе В.И. Сурикова? Изменялся ли он? Для этого сравните картины «Боярыня Морозова» и «Степан Разин».

5. Каково значение творчества В.И. Сурикова?

Список литературы

Основная литература

Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. http: //e.lanbook.com

Дополнительная литература

Сарабьянов Д.В. Русская живопись ХIХ века среди европейских школ. М., 1980.

 

5.3. Планы лабораторного практикума (нет в учебном плане)

5.4. Программа самостоятельной работы студентов

Структура СРС

Код формируемой компетенции Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов) Учебно-методические материалы
ОК-1, ОК-3, ОК-14, ОК-15.   Древнерусское искусство Изучение рекомендуемой литературы по вопросам, подбор наглядных материалов, изготовление презентации. Подготовка к семинарам №1.2, 1.4.   Список литературы: 8.1, 8.2.1, 8.2.2,
ОК-1, ОК-3, ОК-14, ОК-15.   Древнерусское искусство Изучение и конспектирование рекомендуемой литературы Самостоятельное изучение тем 1.5, 1.6. Список литературы: 8.1, 8.2.1, 8.2.2,
ОК-1, ОК-3, ОК-14, ОК-15.     Русское искусство ХVIII в.   Изучение рекомендуемой литературы по вопросам, подбор наглядных материалов, изготовление презентации. Подготовка к семинарам 2.2, 2.5. Список литературы: 8.1, 8.2.1, 8.2.3.
ОК-1, ОК-3, ОК-14, ОК-15.   Русское искусство ХVIII в.   Изучение и конспектирование рекомендуемой литературы Самостоятельное изучение тем 2.3, 2.4. Список литературы: 8.1, 8.2.1, 8.2.3.
ОК-1, ОК-3, ОК-14, ОК-15.   Древнерусское искусство – русское искусство ХVIII в. Повторение изученного материала Подготовка к зачету Список литературы: 8.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, 8.2.4.
ОК-1, ОК-3, ОК-14, ОК-15.   Русское искусство 1-й пол. ХIХ в. Изучение рекомендуемой литературы по вопросам, подбор наглядных материалов, изготовление презентации. Подготовка к семинарам 3.4, 3.5. Список литературы: 8.1, 8.2.1, 8.2.4.
ОК-1, ОК-3, ОК-14, ОК-15.   Русское искусство 1-й пол. ХIХ в. Изучение и конспектирование рекомендуемой литературы Самостоятельное изучение тем 3.2, 3.3. Список литературы: 8.1, 8.2.1, 8.2.4.
ОК-1, ОК-3, ОК-14, ОК-15.   Русское искусство 2-й пол. ХIХ в. Изучение рекомендуемой литературы по вопросам, подбор наглядных материалов, изготовление презентации. Подготовка к семинарам 4.2, 4.3. Список литературы: 8.1, 8.2.1, 8.2.5.
ОК-1, ОК-3, ОК-14, ОК-15.     Выбор темы, составление плана работы, Изучение литературы по теме Подготовка к курсовой работе Список литературы: 8.1, 8.2.1, 8.2.5.
ОК-1, ОК-3, ОК-14, ОК-15.     написание курсовой работы. Подготовка курсовой работы  
ОК-1, ОК-3, ОК-14, ОК-15. .   Русское искусство 2-й пол. ХIХ в. - русское искусство ХХ в. Изучение рекомендуемой литературы и наглядных материалов. Подготовка к экзамену Список литературы: 8.1, 8.2.5, 8.2.6, 8.2.7.

 

Образовательные технологии

При проведении лекционных занятий используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации, пересказ, объяснение. Использование традиционных технологий обеспечивает точность передачи материала.

В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения: лекции-презентации, проблемные лекции.

Работа со студентами на лекционных занятиях строится на основе соблюдения основных дидактических принципов: активности и сознательности в процессе усвоения новых знаний, доступности изучаемого материала, систематичности и последовательности обучения, научности получаемых знаний и приобретаемых практических навыков.

Большое значение в усвоении нового материала имеет объяснение с применением наглядного материала в виде изображений на экране при помощи проектора. Преподаватель дает в начале занятия общие характеристики периода, направления, стиля, творчества художника, записывая главные положения на доске. Для каждой лекции выполняется презентация наглядных изображений и теоретических положений на экране. Это соответствует современным техническим требованиям, и способствует лучшей наглядности и активизации студентов. Затем преподаватель анализирует наглядные изображения, иллюстрирующие общие характеристики, в соответствии с принципами художественно-стилистического анализа. Студенты должны конспектировать лекцию в рабочих тетрадях.

В процессе анализа произведений изобразительного искусства и архитектуры должны задаваться вопросы, чтобы активизировать восприятие студентами изучаемого материала. Беседа также применяется, как вариант проблемного метода. Проблемные вопросы задаются в начале лекции, в конце занятия студенты обсуждают проблемы в виде беседы с преподавателем.

На некоторых занятиях студентам предлагаются к просмотру фрагменты видеофильмов. Перед просмотром дается задание в виде вопросов, на которые студенты должны найти самостоятельные ответы, которые обсуждаются после просмотра фильма. Во время демонстрации видеофильма студенты должны записывать главные положения, которые могут быть выделены преподавателем при помощи комментариев. Возможно просматривание фильмов без комментариев преподавателя, если текст его достаточно информативен и соответствует теме лекции. Тогда студентам предлагается самостоятельное конспектирование звукового сопровождения фильма.

Студенты должны уметь конспектировать лекции, выделять главные мысли, положения анализа произведений, фиксировать имена художников и названия произведений. По требованию преподавателя студенты должны вносить в анализ собственные рассуждения и выводы. Преподаватель, оценивая конспекты лекций и эссе по результатам просмотра видеофильмов, должен обращать внимание на полноту информации, логичность самостоятельных выводов, правильность суждений, наличие зарисовок показываемых изображений, аккуратность записей.

Основные формы проверки знаний студентов – оценивание ответов на семинарских занятиях, оценивание наглядных и презентационных материалов.

Данные технологии обеспечивают расширение информационного поля, большую наглядность, повышение эффективности закрепления материала.

Самостоятельная работа студента по предметам искусствоведческого цикла занимает значительное место в процессе подготовки бакалавра. Характер и направленность самостоятельных занятий обуславливается спецификой цикла. Как гуманитарное, так и специальное художественно-эстетическое развитие студента невозможно без чтения учебной, справочной, популярной и научной искусствоведческой литературы. Для этого программа содержит подробные списки литературы, как для обязательного чтения, так и дополнительные.

В процессе самостоятельной работы студенту необходимо:

- осуществлять поиск литературы в каталогах;

- анализировать текст, выбирая ответ на поставленный вопрос;

- подбирать иллюстративный материал, копировать его, создавать презентации к семинарских занятий;

- делать самостоятельные выводы;

- заучивать понятия и термины.

 

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль проводится в формесеминаров и задания на атрибуцию памятников. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена и зачета, которые проходит в форме устного ответа на поставленные вопросы.

Оценочные средства по дисциплине:

- Наглядные материалы для атрибуции памятников.

- Перечень вопросов к экзаменационной и зачетной работе;

 

Темы для самостоятельного изучения


Поделиться:



Популярное:

  1. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  2. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  3. I. Понятие и система криминалистического исследования оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.
  4. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  5. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  6. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  7. III. Презрение как заколдованный круг .
  8. III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
  9. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  10. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.
  11. PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  12. Role-Play(сокращение RP) - реальная игра, реальное поведение, как в жизни, игра по ролям.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь