Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кафедра истории искусств и художественно-педагогического моделированияСтр 1 из 4Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт искусств и дизайна Кафедра истории искусств и художественно-педагогического моделирования
УТВЕРЖДАЮ _______________________ «______» ________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История изобразительного искусства
Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки
050111 Изобразительное искусство
Степень выпускника БАКАЛАВР
Форма обучения Заочная
Ижевск 2015
1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель освоения дисциплины «История изобразительного искусства» - формирование у студентов знаний по истории изобразительного искусства. Задачи освоения дисциплины: - изучить исторические и социально-экономические условия формирования особенностей искусства изучаемых периодов; - выявить закономерности развития и взаимосвязи искусства разных периодов на примере наиболее значимых памятников, творчества наиболее известных художников; - оказать действенное влияние на расширение кругозора обучающегося, на формирование его личности; - способствовать формированию необходимых студенту компетенций по усвоению специальных знаний, умений и навыков для профессионального становления; - оказывать воздействие на нравственное и эстетическое воспитание студентов посредством знакомства с этическими и эстетическими функциями произведений искусства и архитектуры. Изучение данного курса предполагает использование полученных знаний в дальнейшей практической деятельности будущего специалиста по избранному направлению и профилям.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в вариативную составляющую базовой части общепрофессионального цикла. Дисциплина адресована студентам 4 курса 7, 8 семестра направления 050100 Педагогическое образование, профиля подготовки 050111 – изобразительное искусство. Изучению дисциплины предшествуют дисциплины: история, культурология, живопись, рисунок, скульптура, композиция, основы декоративно-прикладного искусства. Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции на пороговом уровне: ОК-1 (владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения); ОК-3(способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества); ОК-14 (готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям). ОК-15 (способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества)
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин цикла базовой и вариативной части ООП.
Программа 4 курса 7, 8 семестра построена по линейно-хронологическому, блочно-модульному принципу, в ней выделены следующие разделы: 1. Древнерусское искусство 2. Русское искусство ХVIII в. 3. Русское искусство 1-й пол ХIХ в. 4. Русское искусство 2-й пол ХIХ в. 5. Русское искусство кон. ХIХ – нач. ХХ в.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1 (владеет культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения); ОК-3(способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества); ОК-14 (готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям). ОК-15 (способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - общие тенденции и основные этапы истории искусства; - теорию видов, жанров, стилей в искусстве; - творческие биографии выдающихся мастеров, их роль в формировании национальных школ; - основные произведения искусства; - основы художественного языка произведений изобразительного искусства. Уметь: - делать обобщения и выводы. - планировать и вести самостоятельную работу - пользоваться источниками и литературой по курсу - формулировать и обосновывать собственную точку зрения, Владеть: - навыками написания и оформления письменных работ - навыками устных выступлений - навыками самостоятельного анализа художественного процесса и памятников искусства
4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем И формируемых компетенций
5. Содержание дисциплины Темы и их аннотации Раздел 1. Древнерусское искусство Тема 1.1. Общая характеристика древнерусского искусства. Эволюция храмовой архитектуры в домонгольский период (ХI-ХII вв.) – 2 ч. Культурное содержание крещения Руси. Общие черты древнерусского искусства. Храмовая архитектура. Храм Святой Софии: планировка, техника строительства, композиция, влияние византийского искусства и народного зодчества. Мозаики и фрески собора Св. Софии. Цель и символика ансамбля, связь с христианским мировоззрением. Сравнительная характеристика Софийских соборов в Киеве и в Новгороде. Анализ новгородских храмов начала ХII в. (Николо-Дворищенский, Антониева и Юрьева монастырей). Сравнение их с посадскими храмами второй половины ХII в. Местные черты фресковой живописи. Раздел 3. Русское искусство 1-й половины ХIХ века Раздел 4. Русское искусство 2-й половины ХIХ века Раздел 5: Русское искусство конца ХIХ - начала ХХ века Планы практических (семинарских) занятий
Семинарские занятия предполагают более углубленное изучение конкретного материала по курсу. Содержание семинарских занятий связано с ключевыми проблемами искусства, детальное рассмотрение которых способствует лучшему пониманию его основных тенденций. Цель семинарских занятий – помочь студенту овладеть навыками самостоятельной творческой работы с источниками и специальной научной литературой, умением анализировать основные процессы и явления, формулировать собственную точку зрения. Семинары предполагают самостоятельную подготовку студентов по заранее сообщенному плану и коллективную работу в виде ответов на вопросы. Ответы должны иллюстрироваться самостоятельно подобранным наглядным материалом. Допустимо составление презентаций. Литература Основная: 1. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. http: //e.lanbook.com Дополнительная: 1. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. М., 1961. Т. 1, 2. 2. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. М., 1970. 3. Черный Б.Д. Искусство Средневековой Руси. М., 1997. Литература Основная: 1. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. http: //e.lanbook.com Дополнительная: 1. Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976. 2. Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983. 3. Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга: Сб. ст. М., 1972.
Литература Основная: 1. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. http: //e.lanbook.com Дополнительная: 1. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. М., 1999. 2. Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. Л., 1990.
Литература Основная: 1. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. http: //e.lanbook.com Дополнительная: 2. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. М., 1999.
Литература Основная: 1. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. http: //e.lanbook.com Дополнительная: 1. Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. М., 1958. 2. Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. М., 1955. Литература Основная: 2. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. http: //e.lanbook.com Дополнительная: 1. Сарабьянов Д. В. Павел Андреевич Федотов. М., 1969. Список литературы Основная литература Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. http: //e.lanbook.com Дополнительная литература Сарабьянов Д.В. Русская живопись ХIХ века среди европейских школ. М., 1980.
5.3. Планы лабораторного практикума (нет в учебном плане) 5.4. Программа самостоятельной работы студентов Структура СРС
Образовательные технологии При проведении лекционных занятий используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации, пересказ, объяснение. Использование традиционных технологий обеспечивает точность передачи материала. В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения: лекции-презентации, проблемные лекции. Работа со студентами на лекционных занятиях строится на основе соблюдения основных дидактических принципов: активности и сознательности в процессе усвоения новых знаний, доступности изучаемого материала, систематичности и последовательности обучения, научности получаемых знаний и приобретаемых практических навыков. Большое значение в усвоении нового материала имеет объяснение с применением наглядного материала в виде изображений на экране при помощи проектора. Преподаватель дает в начале занятия общие характеристики периода, направления, стиля, творчества художника, записывая главные положения на доске. Для каждой лекции выполняется презентация наглядных изображений и теоретических положений на экране. Это соответствует современным техническим требованиям, и способствует лучшей наглядности и активизации студентов. Затем преподаватель анализирует наглядные изображения, иллюстрирующие общие характеристики, в соответствии с принципами художественно-стилистического анализа. Студенты должны конспектировать лекцию в рабочих тетрадях. В процессе анализа произведений изобразительного искусства и архитектуры должны задаваться вопросы, чтобы активизировать восприятие студентами изучаемого материала. Беседа также применяется, как вариант проблемного метода. Проблемные вопросы задаются в начале лекции, в конце занятия студенты обсуждают проблемы в виде беседы с преподавателем. На некоторых занятиях студентам предлагаются к просмотру фрагменты видеофильмов. Перед просмотром дается задание в виде вопросов, на которые студенты должны найти самостоятельные ответы, которые обсуждаются после просмотра фильма. Во время демонстрации видеофильма студенты должны записывать главные положения, которые могут быть выделены преподавателем при помощи комментариев. Возможно просматривание фильмов без комментариев преподавателя, если текст его достаточно информативен и соответствует теме лекции. Тогда студентам предлагается самостоятельное конспектирование звукового сопровождения фильма. Студенты должны уметь конспектировать лекции, выделять главные мысли, положения анализа произведений, фиксировать имена художников и названия произведений. По требованию преподавателя студенты должны вносить в анализ собственные рассуждения и выводы. Преподаватель, оценивая конспекты лекций и эссе по результатам просмотра видеофильмов, должен обращать внимание на полноту информации, логичность самостоятельных выводов, правильность суждений, наличие зарисовок показываемых изображений, аккуратность записей. Основные формы проверки знаний студентов – оценивание ответов на семинарских занятиях, оценивание наглядных и презентационных материалов. Данные технологии обеспечивают расширение информационного поля, большую наглядность, повышение эффективности закрепления материала. Самостоятельная работа студента по предметам искусствоведческого цикла занимает значительное место в процессе подготовки бакалавра. Характер и направленность самостоятельных занятий обуславливается спецификой цикла. Как гуманитарное, так и специальное художественно-эстетическое развитие студента невозможно без чтения учебной, справочной, популярной и научной искусствоведческой литературы. Для этого программа содержит подробные списки литературы, как для обязательного чтения, так и дополнительные. В процессе самостоятельной работы студенту необходимо: - осуществлять поиск литературы в каталогах; - анализировать текст, выбирая ответ на поставленный вопрос; - подбирать иллюстративный материал, копировать его, создавать презентации к семинарских занятий; - делать самостоятельные выводы; - заучивать понятия и термины.
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль проводится в формесеминаров и задания на атрибуцию памятников. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена и зачета, которые проходит в форме устного ответа на поставленные вопросы. Оценочные средства по дисциплине: - Наглядные материалы для атрибуции памятников. - Перечень вопросов к экзаменационной и зачетной работе;
Темы для самостоятельного изучения Й половины ХIХ в. Классические черты в идейном замысле, композиции, живописном решении картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». Романтические черты имеющиеся в содержании, композиции, пластическом и живописном решении картины К.П. Брюллова. Реалистические тенденции картины К.П. Брюллова. Философские и идейные воззрения А.А. Иванова, способы их отражения в замысле картины «Явление Христа народу»? Эволюция композиционного решения картины.Антиномии (противопоставления) в картине их роль. Типичные характеры в картине, их смысл. Роль портретных и пейзажных этюдов к картине. Примерные материалы для проверочной работы по атрибуции памятников: Проверочная работа на знание наглядного материала (по предложенным изображениямвыполнить атрибуцию произведение изобразительного искусства, назвав памятник, автора, время создания, стиль): Русское искусство конца ХIХ- нач. ХХв. В.М. Васнецов оформление спектакля «Снегурочка», В.М. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами, М.А. Врубель «Богатырь», М.А. Врубель «Портрет В. Брюсова», В.А. Сомов «Портрет жены и детей», В.А. Серов «Похищение Европы», К.А. Сомов «Осмеянный поцелуй», М.В. Добужинский «Человек в очках», З.Е. Серебрякова «Крестьянский обед».
Время выполнения задания – 0, 5 академического часа. Критериями освоения материала являются следующие нормы: 1) исключительный уровень знаний – 70-100% правильно выполненных заданий; 2) достаточный уровень знаний – 60-70% правильно выполненных заданий; 3) элементарный уровень знаний – 40 60% правильно выполненных заданий. Неудовлетворительная оценка знаний – менее 40% правильно выполненных заданий. Зачет и экзамен проводятся в устной форме. При проведении экзамена преподаватель учитывает правильность ответов, логику изложения, самостоятельность суждений, знание терминологии, знание наглядного материала. Требуется знание основных положений и терминов, знание имен авторов и названий произведений, точность формулировок, умение выражать мысли в устной речи, умение самостоятельно анализировать памятники. Для анализа произведений студенты пользуются карточками, которые подбирают самостоятельно. Вопросы к зачету 1. Древнерусский храм ХII века: традиции, конструкция, декор и общее образное решение. 2. Древнерусская икона ХII - ХIV вв.: технология, язык, эволюция. 3. Византийское и русское влияние в творчестве Феофана Грека. 4. Творчество А. Рублева как отражение мировоззрения современников. 5. Отражение идеи централизации государства в архитектуре и живописи России ХVI века. 6. Переходный характер русского искусства ХVII века. 7. Черты русского искусства петровской эпохи. 8. Эволюция реалистического метода в творчестве И. Никитина. 9. Русский портрет первой половины ХVIII века: причины и этапы развития, основные мастера. 10. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины ХVIII века. 11. Принципы сентиментализма в портретном творчестве В.Л. Боровиковского. 12. Стиль «классицизм» в русской скульптуре и живописи второй половины ХVIII века: идеология, художественные приемы, основные мастера. 13. Стиль «классицизм» в русской архитектуре второй половины ХVIII века: исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера. Оценка «Зачтено» ставится, если ответы на поставленные вопросы правильны и достаточно полны, развернуты, логичны, студент самостоятельно подобрал для ответа наглядный материал, применил основы художественно-стилистического анализа при его описании, высказал собственные суждения, в том числе эмоциональные, есть знание имен авторов, названий и времени создания произведений, уверенно владеет терминологией. Оценка «Не зачтено» ставится, если большинство ответов не правильны, Количества наглядного материала не достаточно, анализ проведен без самостоятельных суждений, студент не знает имен авторов, путает названия и периодизацию произведений, не уверенно владеет терминологией.
Вопросы к экзамену 1. Черты стиля «ампир» в русской архитектуре первой половины ХIХ века. 2. Русский романтизм: исторические предпосылки возникновения, принципы, основные мастера. 3. Синтез классицизма и романтизма в картинах К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу» (на выбор). 4. Творчество А.Г. Венецианова как пример раннего реализма. 5. Синтез критического и поэтического в творчестве П.А. Федотова. 6. Товарищество передвижников: исторические предпосылки, организационные принципы, цели и задачи. 7. Творчество И.Е. Репина как пример метода аналитического реализма. 8. Портретная живопись передвижников: образные задачи и решеня. 9. Развитие лирической и эпической концепций в пейзаже передвижников. 10. Эволюция бытового жанра в 1860-80х годах. 11. Значение творчества В.И. Сурикова. 12. Творчество В.М. Васнецова как пример " русского стиля". 13. Новаторство и синкретизм творческого метода М.А. Врубеля. 14. Эволюция авторского метода В.А. Серова. 15. Общекультурная деятельность и характерные черты творческого метода художников объединения " Мир искусства".
Оценка «5» на экзамене ставится, если ответы на поставленные вопросы правильны, развернуты, логичны, студент самостоятельно подобрал для ответа наглядный материал, применил основы художественно-стилистического анализа при его описании, высказал собственные суждения, в том числе эмоциональные, есть знание имен авторов, названий и времени создания произведений. Оценка «4» ставится, если ответы верны, но не полны. Количества наглядного материала не достаточно, анализ проведен без самостоятельных суждений, студент знает имена авторов, названия и периодизацию произведений, но не уверенно владеет терминологией. Оценка «3» ставится, если часть ответов правильны. Количества наглядного материала не достаточно, анализ проведен без самостоятельных суждений, студент знает имена не всех авторов, путает названия и периодизацию произведений, не уверенно владеет терминологией. Оценка «2» ставится, если большинство ответов не правильны, Количества наглядного материала не достаточно, анализ проведен без самостоятельных суждений, студент не знает имен авторов, путает названия и периодизацию произведений, не уверенно владеет терминологией. Методические указания по подготовке курсовых работ.
В отличие от контрольной работы или сообщения для семинарского занятия курсовая работа имеет не реферативный, а самостоятельный характер. Выполняя ее, студенты должны освоить методику научного исследования. Возможны три типа курсовой работы: а) теоретическое исследование, изучающее проблему, не нашедшую в науке убедительного решения; б) прикладное исследование, имеющее отношение к педагогической работе (разработка материалов для лекции, экскурсии, учебного пособия); в) работа по анализу и критике современного или вновь собранного (во время экспедиций) материала на примере одной из выставок или музейных коллекций с углубленным изучением отдельных проблемных аспектов. До обсуждения темы работы с руководителем студенты должны иметь представление о круге произведений, с которыми им предстоит работать, и предварительную исходную библиографию (то и другое на каталожных и библиографических карточках). Работу над библиографией нужно начинать с изданий последних лет. К первоисточникам, кроме самих произведений, относятся подготовительные и архивные материалы, статьи в периодике. Прежде чем пойти в архив или музей, необходимо оформить письмо от имени проректора УдГУ по научной работе (директора Института). При изучении литературы рекомендуется на отдельных карточках аннотировать каждую книгу или статью, выписывать то, что имеет отношение к изучаемому (определения, анализы произведений, интересные мысли). Выписки должны сопровождаться сноской с указанием данных издания и страницы (по последним стандартам). Цитирование в работе без указания точного адреса цитаты недопустимо. Курсовая работа должна состоять из следующих разделов: 1. Введение: а) обоснование (доказательства актуальности выбранной темы: недостаточная разработанность в науке, устарелость оценок, дискуссионность, неопределенность решения проблемы, общественная или педагогическая значимость темы), постановка цели, задач, обоснование методических приемов, описание характера исследуемого материала; б) история вопроса (библиографический обзор). Литература и источники должны быть сгруппированы по темам, сходству идей, этапам оценки. Обзор литературы выявляет самостоятельность и научную ценность исследования. 2. Основная часть (изложение темы в нескольких разделах, главах или параграфах). Каждая структурная часть раздела должна обладать внутренним единством, иметь вступление и заканчиваться выводами. 3. Заключение (кратко изложенные выводы проведенного исследования). 4. Приложения: а) примечания (могут быть подстрочными - внизу страницы или затекстовыми - сразу после текста. Это пояснения, которые невозможно включить в текст, или сноски - адреса цитат или пересказанных своими словами чужих мыслей. Цитирование без сносок расценивается как плагиат (литературное воровство); б) текстовые приложения: библиографические справки, терминологический словарь, каталог произведений, неопубликованные архивные материалы, записи бесед с авторами, информаторами, список сокращений; в) иллюстративные приложения на отдельных листах или в папке, снабженные надписями по стандарту; диаграммы, схемы, таблицы. Курсовая работа должна быть выполнена в электронном варианте по принятым стандартам, распечатана на бумаге и подана руководителю за две недели до зачетной недели для исправлений. После правки напечатана вновь, сброшюрована и сдана для проверки. На публичной защите курсовой работы необходимо кратко изложить актуальность выбранной темы, задачу исследования, характер материала, структуру работы, выводы и их ценность. Курсовая работа может стать основой для дипломной работы.
Примерный перечень тем для курсовых работ Темы прикладных и критических исследований определяются совместно с научным руководителем, исходя из потребностей научно-методического обеспечения учебного процесса на кафедре истории искусств и в Институте искусств и дизайна. Тема научно-учебного исследования выбирается студентом самостоятельно. Преподаватель помогает определить проблематику. Ниже приводятся несколько примерных тем курсовых работ, посвященных региональному и русскому искусству. 1. Особенности храмовой архитектуры вятского барокко конца ХVIII века. 2. Столичная и провинциальная дачная архитектура стиля «модерн» (на примере Санкт-Петербурга и Сарапула). 3. Идея времени в структуре высокого иконостаса. 4. Библейские сюжеты в творчестве П. Филонова. 5. Проблема фольклоризма в картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». 6. Образ Петра I в памятниках Санкт-Петербурга. 7. Проблема творческой свободы в рамках стиля «классицизм» (на примере скульптурных портретов Екатерины II Ф.И. Шубина и М.И. Козловского). 8. Процесс создания живописного произведения (на примере картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). 9. Влияние личности художника на его творчество (на примере автопортретов М.А. Врубеля и В.ван Гога). 10. Сравнение метода П.Сезанна и русских сезаннистов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы