Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Поэтому от До до Ре будет два полутона, или один тон.
Следовательно, от До до Ми будет два тона, а от До до Фа – два с половиной тона. Чтобы не путаться с тонами и полутонами, за единицу примем ПОЛУТОН. Теперь между До и Ми будет четыре полутона, а между Ми и Соль – три. Изобразим таблицу по полутонам
Поговорим о записи нот. Ноты в музыке записываются на пяти линиях, называемых нотным станом. Если линий не хватает, рисуют дополнительные. В начале нотного стана ставится ключ. Для высоких нот - скрипичный (его еще называют ключ соль), для низких - басовый (его называют ключ фа).
В дальнейшем, мы будем иметь дело только со скрипичным ключом. На этом рисунке изображена тональность До мажор. Все ноты чистые (только белые клавиши), без диезов и бемолей. (При ключе знаков нет). Другие тональности (кроме До мажор и Ля минор), в своей гамме содержат диезы или бемоли (черные клавиши). Чтобы при записи перед каждой такой нотой не рисовать знак, договорились ставить его в начале нотного стана сразу за ключом (при знаке). Так тональность Ре минор, содержит СиЬ, поэтому при ключе стоит Си бемоль.
Тональность Ре мажор в своей гамме содержит Фа диез и До диез. Чтобы при записи мелодии не рисовать перед каждой Фа и До диезы, эти диезы стоят при знаке.
У тональности Фа мажор, как и у тональности Ре минор, при знаке стоит СиЬ. Поэтому Фа мажор является параллельной тональностью (мажором) по отношению к Ре минору.
Мажорная гамма. Мажорная гамма может быть построена от любой ноты по схеме – тон, тон, полутон, три тона, полутон. К примеру, возьмем До мажор. В полутонах это будет 2212221
Теперь возьмем ноту Фа, и построим тональность Фа Мажор. Это будет: Фа, Соль(тон), Ля(тон), СиЬ(полутон), До(тон), Ре(тон), Ми(тон), Фа(полутон). В полутонах это так же будет 2212221
Построим тональность Соль мажор. Это будет: Соль, Ля(тон), Си(тон), До(полутон), Ре(тон), Ми(тон), Фа#(тон), Соль(полутон).
Минорная гамма. Минорная гамма может быть построена от любой ноты по схеме: тон, полутон, два тона, полутон, тон, тон. Построим по этой схеме тональность Ре минор. Это будет: Ре, Ми(тон), Фа(полутон), Соль(тон), Ля(тон), СиЬ(полутон), До(тон), Ре(тон). В полутонах это будет 2122122
Построим тональность Ми минор. Это будет: Ми, Фа#(тон), Соль(полутон), Ля(тон), Си(тон), До(полутон), Ре(тон), Ми(тон). По полутонам удобно строить гусли по тюнеру (от любой ноты). Как не запутаться во всем этом многообразии тональностей и знаков?! Напишем квантово-квинтовый звуковой ряд.
Особенность этого ряда в том, что любая пара соседних звуков находится в интервале кварта (5 полутонов), если читать справа-налево (До-Фа), и в квинту (7 полутонов), если читать слева-направо (Фа-До). В средней части этого ряда семь чистых нот (без диезов и бемолей), слева такой же ряд, но с бемолями (на рисунке сокращен), справа – с диезами. Такой ряд лежит в основе клавиатуры левой руки аккордеона (баяна). Этот ряд является хорошим пособием для осознания системы знаков в тональностях. Наложим на этот ряд (на чистые ноты) подвижный шаблон в форме кораблика.
Шесть основных нот тональности окажутся разделенными на две группы – мажор и минор (верхняя строка). В кружках (средняя строка) окажутся первые ступени (тоники) мажора и минора. Слева от тоники Т (нижняя строка) будет субдоминанта S, справа доминанта D. Под шаблоном указаны получившиеся аккорды (Ля)минора и параллельного (До)мажора. У тональностей Ля минор и До мажор знаков (диезов или бемолей) нет. Как по этому шаблону настроить семиструнные гусли? 1.Строим в (До)мажоре (левая колонка): Справа от тоники (нота в кружке) будет бурдон Соль, а далее – шесть нот гаммы. Получаем GCDEFGA. 2.Строим в (Ля)миноре (правая колонка): Справа от тоники (Ля) бурдон Ми, далее шесть (чистых) нот гаммы. Получаем EAHCDEF. Смещаем кораблик влево.
Кормой кораблик наехал на СиЬ. Это означает, что у тональностей Ре минор и Фа мажор, вместо Си, будет СиЬ. Строим гусли в (Ре) миноре. Справа от тоники (Ре) бурдон Ля, далее шесть нот от Ре, но вместо Си – СиЬ. Получаем ADEFGAB. 2.Строим в (Фа) мажоре. Справа от тоники (Фа) бурдон До, далее шесть нот от Фа, но вместо Си – СиЬ. Получаем CFGABCD. Теперь загоним кораблик на одну ноту от среднего положения вправо. Кораблик наедет на Фа#.
Строй в (Соль) мажоре будет DGAHCDE. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 2204; Нарушение авторского права страницы