Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Несколько строчек книги, начало которой везде, а конец нигде.
Алгебра общения в 12 письмах. Дядя Митя с котом Циником.
На этот раз по праву гостя нападать начал я. - Дмитрий Сергеевич, вы называете ГИП школой общения, так? - Так. - И себя числите старшим преподавателем, не так ли? - - Допустим. - Вот я и спрашиваю: на каком основании? Работаете вы с отдельными людьми, решаете личные уравнения. Но ведь назвался гусем - спасай Рим, так, кажется?.. - Назвался груздем, допустим... - Вот-вот. Так можете ли вы сказать, какие предметы преподаются в вашей школе? По какой программе, кем утвержденной?.. Говоря иначе, в чем же состоит проблема общения? Еще иначе: что такое общение? Определите. Ну вот, кажется, подзавел - в глазах Д. С. появился хирургический блеск. Выдержал паузу. Потрогал шахматный столик. - Можно, я задам встречный вопрос? - Задавайте. - Вот сейчас-мы с вами общаемся или нет, как по-вашему? - Не уверен. Зависит от определения. Как сказать. - Именно. " Взаимодействие", " обмен информацией" - чем не определения? Но ведь это почти все равно, что сказать: письмо - это послание, или рука - верхняя конечность. Есть слова четкие, знающие себе место, сами себе равные - спичка, например, а есть невообразимо раздувающиеся... - Например, " демагогия". - Или " шарлатанство". Вы меня сбили, однако... Да... Так вот, и общение-одно из тех разъезженных слов, вроде " свободы", " любви" и тому подобных, по которым можно ехать куда угодно, это и коту понятно. (Откуда-то раздалось слабое вопросительное мяуканье.) Слово-пакет, в которое можно завернуть радиопередачу, воспитание, партию в шахматы, лекцию, постель, дрессировку, театр, младенческое " уа-уа", застолье, книгу, случайный взгляд, анонимку, музыку, дипломатию, матерщину... Среда всякого обитания... Я не знаю, что такое НЕ-общение. Общение, во всяком случае, древнее человека и, быть может, древнее жизни. Одну секундочку... Он прыгнул, как кузнечик, к своей рабочей стене - одной из стен комнаты, на которой, кроме двух самодельных полочек, стареньких ходиков и рядом стоящей стремянки, ничего нет, а прямо на обоях кусочками пластыря лепятся в сменном порядке бумаги и бумажки. Стена, таким образом, превращена в обширный, хорошо обозреваемый стол (зрение у Д. С., - две единицы), некоторые бумажки залезают даже на потолок, кое-какие на пол - неплохой способ раскладки дел для человека, перегруженного текучкой, никак не решусь перенять. Отделил какой-то листок... - Вот, посмотрите... впрочем, постойте, - с ловкостью, граничащей с неучтивостью, он выхватил у меня листок, на котором я успел увидеть только:
...ВЫ БЫ ОПРЕДЕЛИ ИСКУ ОБЩЕ ТАЛА ОБЩЕ ДАР НИЯ - ЧТО ЭТО ТА
- Сначала ответьте сами. Будьте любезны: что такое искусство общения? - Но ведь мы еще не... - Все равно, отвечайте сходу, что в голову придет. Желательно одной фразой. -...М-м... Ну, допустим, умение соблюдать дистанцию... - Так, блистательно. Самооценка неустойчива, тревожность высокая... - Что-что?.. Это вы обо мне? - Нет, так, вообще. (Он ехидно нахмурился.) - А вы бы как ответили? - Посмотрите.
Как бы вы определили искусство общения! Талант общения, дар общения - что это такое, ло-вашему! (ответы 23 участников ГИПа)
1. Уверенность в себе. Нужное самочувствие в любом положении, с любым человеком. 2. Умение слушать и смотреть, непрерывное тонкое ощущение собеседника. 3. Творческая вежливость. 4. Умение себя поставить. 5. Равновесие серьезности с юмором. 6. Быть человеком, ничего больше. 7. Умение управлять людьми незаметно. Скрытое влияние, искусство внушения. 8. Как во всяком искусстве: ничего лишнего, плюс то самое " чуть-чуть". 9. Хорошая мина при плохой игре. И наоборот. 10. Необъяснимый дар привлекать людей. Обаяние, обаяние! 11. Достоинство, в этом все. 12. То же, что мастерство актера: точность, слов, точность молчания. Умение играть роль. 13. Никакого искусства, естественность! Искренность. 14. Открытое лицо, скрытые мысли. 15. Непрерывная инициатива в создании психологической атмосферы. 16. Чувство меры. 17. Говорить с каждым на его языке. 18. Ответственность минус навязчивость. 19. Знание правил игры и умение их применять. Всегда видеть на ход дальше партнера. 20. Умение доверять. 21. Равновесиеэгоизмов. 22. Искусство создавать видимость общения, поскольку общения нет. Все мы одиноки, дорогой Док, и вы тоже. 23. Любить. Остальное приложится.
- Что скажете? (Пока я читал, на колени мне вспрыгнул золотисто-опаловый ангорский кот Цинциннат. Котенка с татарскими глазами подарила Д. С. уже нареченным одна пациентка. Д, С. пришлось удобства ради сократить его имя, теперь он Циник.) - Что скажу... Много всего... Мешанина какая-то... - Ага. Вот именно. Смесь жанров, кто во что горазд, про Фому и про Ерему. Иного и не могло быть при журналистски-обывательской постановке вопроса. - А зачем же вы... - А зачем вы?! " Что такое общение"... Да все что хотите! Конфликт, сделка, любовь, поэзия... И ничего, как справедливо гласит ответ номер двадцать два. - Так. Значит, и дар, талант общения или как его там - тоже все и ничего? - А вот этого я не говорил. Вопрос поставлен в такой щекочуще-общедоступной форме нарочно. Ответы можно группировать. По контексту, по подразумеваемымжанрам... Видите: какие-то почти совпадают, другие соприкасаются, некоторые противоположны. Разные установки, у одних - вовнутрь, на владение собой, у других - вовне, на овладение другими. Одни упирают на сторону практическую-первый, двенадцатый, девятнадцатый, другие - на моральную - шестой, двадцать третий... - Так это, стало быть, тест? - Угу. (Не знаю, Читатель, какими буквами передать информацию об этом утвердительном звуке, обыкновенно издаваемом вместо литературного " да". " Угу" на бумаге выглядит угрюмо-неправдоподобно, " ага" - претенциозно-простецки.) Вот именно. Прожективный тест. Для вкладывания личного содержания. Или выкладывания, как хотите. - Что же вкладывается и выкладывается? - Бувально все. Ценности. Шаблоны. Характеры. Желания вытесненные и осознанные. Интеллект. Культура. Время и место. Ограниченность и ее преодоление. - Общо, общо! Все и ничего! Демагогия, шарлатанство! Прошу конкретно! Ну, например, вот десятый: " Необъяснимый дар, обаяние, обаяние! " - тут что? - Не что, а кто. Студентка. Девственница. При поверхностной общительности внутренне замкнута. Пассивно-эгоцентрична. Не уродлива, но считает себя самой непривлекательной особой на белом свете и от этого действительно сильно проигрывает... - Понятно. А четвертый - " умение себя поставить"? - Весьма красивый тридцатисемилетний мужчина. Успел сменить девять мест работы и четырех жен. Ныне слесарь по металлоремонту, в очередной раз разведен. Обратился по мелкому поводу невротической импотенции, но пришлось распутывать, как вы понимаете, все. Человек с хронически воспаленной самооценкой, при внешней браваде раним ужасно, всю жизнь психологические дуэли и рукопашные. Имел судимость. Хобби - чеканка, вот это его штука (медный профиль в углу, чтото вроде царицы Тамары). Пишет стихи - " хоть ты поймешь меня не скоро, я все равно люблю тебя, я унесу тебя, как ворон, твой черный локон теребя...". - Ясно. Чей номер семь - " умение управлять людьми незаметно"? - А вы как думаете?.. - Ну, какой-нибудь психологически грамотный руководитель отдела... - Почти угадали. Жена руководителя отдела. - Жена?.. Короче, вы хотите сказать: сколько людей, столько проблем общения? - Совершенно верно. - А всеобщей единой Проблемы, стало быть, нет. - Совершенно неверно. Есть. - Так в чем же она? - В ее непонимании. - То есть? - Нихт ферштейн. - Не понимаю. - Вот-вот... Циник, брысь! - Цинциняат, за минуту до того спрыгнувший с меня на пол, посягнул на одну из настенных рабочих бумажек, которую с соблазнительным шуршанием шевелил сквознячок. - Брысь, кому говорю! Моя твоя не понимай, стрелять буду!.. Циник понял, но этой последней репликой что-то во мне застопорилось. Я замолчал, Д. С. тоже. Мы играли в шахматы. В конце партии на доске остались два голых короля, белый и черный, неплохая модель двух психологов, понимающих, что они не понимают друг друга.
Мера небытия В другой раз, у меня дома, Проблема была сформулирована иначе. У психотерапевтов, надо заметить, бывают дни говорильные, после которых устает язык, болит горло и хочется умолкнуть навек, а бывают и такие, когда работаешь преимущественно ушами, и в конце дня хочется кому-то что-то сказать. Рассказывает Д. С. обычно в лицах, энергично перевоплощаясь и иногда непроизвольно рифмуя. -...Ну так вот, дело давнее, но как сейчас... Был я болен, худ И сер, и пришел в тубдиспансер. Врач взглянул в мою, историю и послал в лабераторию. В течение суток нужно было, извините, плевать в баночку, ну, вы знаете. Прихожу я в тот подвал, где не раз уже бывал. Чистота, пробирки, банки, две веселых лаборантки. Очевидно, не спешат. Посидите, говорят. Между делом переговариваются. - Меркулова помнишь? - Все с женой не может развестись? - Ага, угу. Умер Меркулов. - Когда? - Недели три уж. - Да у него вроде бэ-ка отрицательно. - Отрицательно, отрицательно, а в два дня диссеменированный с менингитом. - Это как Иванов... - Лохматый Иванов? - Цветочки носил. - Трое детей. - Жена вышла за двоюродного. - Своего? - Какого своего, за его. Подполковник. - А Николай Степаныч вчера... Что за странная штука... Не понимаю, где нахожусь... Ничего не понимаю, я где-то не здесь. Меня нет... Кто эти женщины? Их тоже нет: пустые голоса, проходящие сквозь пустоту... Но кто-то же здесь сидит, на этом бледно-бежевом стуле, с темной баночкой в руках... Ага. Это Баночка. Баночка, больше ничего. ...Они не имели никакого намерения травмировать мою психику. По той простой причине, что никакой такой моей психики для них вовсе не существовало: обладателем психики мог быть случайно забредший в лабораторию крокодил или Николай Степанович, но только не Баночка, обладателями психики были они, вскользь сочувствовавшие троим детям умершего, но не я... В клинике, где случилось полежать недельку-другую, услышал мимоходом оброненное: - Из тридцатой палаты выписывается фурункул носа. Это уже почище, чем у Гоголя, а, коллега? Не какойнибудь нос, а Фурункул, его сиятельство Фурункул Носа, и разноцветных галунах с изумрудами... В травматологии: 1 - Поступил череп. Женя, возьми его! Женя череп в руки взял, быстро дырку залатал. Череп - чок, чок, чок! - дарит Жене коньячок - от чистого сердца, право же, с искренней благодарностью. И ушел, подмигивая затылочной костью. В химчистке: - Витя! Квитанция у тебя? Этот бежевый пиджак опять недоволен. Я рвал, я метал, в книгу жалоб накатал. Шутка ли: за одну неделю пришлось побыть Пылесосом " Чайка", Ботинком Черным с Подошвой Оторванной, Бельем ј 329042, Абонементом 2413543, Будильником " Восход", Утюгом на сто двадцать семь, Чайником на двести двадцать... - Эка невидаль, - возразил я. - Я тоже не далее как вчера был Кофейником Эмалированным, а неделю назад Столиком-на-Колесах. Д. С. как-то вдруг поскучнел, осунулся. - Общая беда бытия... Вы не подумали часом, что я жалуюсь? Уже много лет врач, живущий во мне, денно и нощно твердит вот этому (указал на себя, но как-то неуверенно): " Послушай-ка, друг-потребитель... Прежде чем требовать от ближнего человечности, прояви ее сам. Да, да, элементарно. Войди в положение. Встань, за его станок, за прилавок, хотя бы мысленно. Посмотри оттуда на мир, на себя... Сразу увидишь, что мир приемщика химчистки беден благодарностями и богат претензиями, что он задерган Юбками, Пиджаками п Брюками, что потребитель его не щадит. Поймешь, что лаборантки, ковыряющиеся в мокроте, защищают свою психику отключением от обстановки, чему и служат разговоры о том о сем, а ты просто попал в их " слепое поле". Придешь к выводу, что дирург, ежедневно по многу часов подряд потеющий в кровавом месиве, может и забыть на минуту, что под твоим продырявленным черепом есть мозги... Приобщись к чужой боли и чужой ограниченности - тогда определишь и меру требовательности, и меру снисходительности..." А человек кивает головой, соглашается. Человек преисполняется желанием понимать ближнего. Человек благодарит Доктора. Человек возвращается к себе... Так что не будем размениваться на частности. Не станем делать вид, будто скверная упаковка товаров и неумение воспитывать детей, плохие фильмы и супружеские катастрофы, неудачные радиопьесы и производственные конфликты, бытовое занудство и скучные книгиявления принципиально различные. Нет, при всем их тяжеловесном разнообразии, все это одно и то же... - Что именно? - Взаимонебытие. Повторяю. Искусство быть Другим, только с обратным знаком. ...Ну что ж, к делу. Передо мной огромная охапка писем Д. С. к " заочникам". Не помню, сказал ли я уже вам. Читатель, что письма, равно как и дневники, я прошу Д. С. писать под копирку. Почерк у него, несмотря на страшную скорость письма, очень четкий, не то что у меня (я печатаю свои на машинке). Сейчас мне, кажется, удалось отобрать пачку, которой хватит по крайней мере на большую главу. Это письма к молодому человеку К. из города Н-ска, разнорабочему, студенту заочного пединститута. Один из многих страдальцев общения, недостаточная коммуникабельность... Письма привожу выборочно и с сокращениями.
Письмо 1.
Начнем с достижимого
Дорогой К., Прежде всего, поубавим истерику. Вы не первый и не последний из тех, на кого Проблема Общения обрушилась всей своей первозданной безнадежностью. " Полное неумение общаться", " абсолютное непонимание, что такое общение" - эти Ваши отчаянные двойки, колы и нули с минусом ежедневно ставлю себе и я, казалось бы, профессионал. Ни грамма преувеличения. Все D порядке, так и должно быть. Научиться общаться несравненно труднее, чем научиться летать на Луну. Здесь все в равной степени дилетанты. Главное знание - знание своего незнания. Никто не знает, насколько он не знает Другого. Сознающий это имеет шансы узнать больше. А уметь общаться, тоже без преувеличения - значит и знать, и уметь все на свете. Универсальных гениев общения, насколько мне известно, природа пока еще не производила. Есть, конечно, большие мастера тех или иных жанров, есть люди, чья коммуникабельность вполне устраивает и их самих, и окружающих, люди " без проблем". Но как раз эта беспроблемность (поверьте мне как специалисту) и представляет собой самую большую проблему. Если не для них, то для их детей... Давайте же не будем никого обвинять - HIT родителей, ни школу, ни телевидение, ни себя, давайте по делу: чего Вам не хватает для успешного общения - сейчас, сегодня, безотлагательно? Того же, чего и всем. Того же, чего и мне. Одного и того же. А именно: УМЕНИЯ БЫТЬ ДРУГИМ, которое складывается из 1) знания людей и природы общения, 2) умения воспринимать и наконец, чисто практического 3) умения себя вести. Вот и три главных измерения, вот то бесконечное, чего всегда и всем не хватает. И вполне понятно: все это взаимосвязано, все складывается и перемножается. Человек, не знающий законов общения, пребывает среди себе подобных в положении инопланетянина-в таком положении находится каждый ребенок и в той или иной степени каждый взрослый до конца жизни. Человек, не воспринимающий ближнего таким, каков он есть, по существу, слеп и глух, ушибается и ушибает других. Нельзя научиться себя вести, не научившись видеть, думать и чувствовать. Но это еще не все из " одного и того же". Есть еще и четвертое измерение. Все вышеперечисленное в отношении к Самому Себе. А именно: знание себя, восприятие себя, и самое трудное: умение себя изменять - то есть, умение быть другим - самому. По опыту и личному, и профессиональному: главный камень преткновения именно здесь. Желающих изменить ближнего ровно столько, сколько нежелающих изменить себя. Не умеющих общаться в точности столько же. Вы прочли книгу о самовнушении и аутотренинге (имеется в виду " Искусство быть собой" - для рассылки " заочникам" пришлось выдать Д. С. энное количество дефицитных авторских экземпляров. - В. Л.}. Научились, как утверждаете, расслабляться, но не знаете, как применять это в общении, где приходится напрягаться. Что ж, хорошо, что Вы это сразу поняли: для желающего научиться общаться AT настолько же необходим, насколько и недостаточен. Недостаточен сам по себе и PAT - ролевой аутотренинг, которым Вы особо интересуетесь. Не далее как сегодня ко мне в качестве пациентки явилась одна актриса, довольно знаменитая, чрезвычайно талантливая, если не гениальная, с блестящей техникой самовнушения, с даром перевоплощения, о котором можно только мечтать. Покраснеть, побледнеть, заплакать ручьем, засмеяться так, что и мертвый засмеется, моменталь-мо расслабиться - все это для нее пустяк. При всем при этом она пребывает в тяжелейшей депрессии по причине развода с очередным мужем, не может найти общего языка ни с матерью, ни с дочерью, затяжной конфликт и в театре, тоска, душевное одиночество. Уже на первой минуте общения мне стало ясно, что эта очаровательная женщина, при всей своей одаренности и незаурядном уме, не понимает ни себя, ни окружающих, психологически невежественна и эгоцентрична, как в первый день творения. Фиаско в роли Самой Себя. Работа не на один день... В жизни приходится начинать сразу со всего - на всех уровнях, одновременно, начинать каждый день и не заканчивать никогда. Но так как " жизнь коротка, а науки необъемлемы", советую все-таки уделить главное внимание " четвертому измерению". В качестве методического пособия высылаю образцы Черно-Белых самохарактеристик, которые помогают сформулировать цель-то, без чего нельзя начинать ничего. В данном случае-конкретную цель самосовершенствования. Такие самохарактеристики я требую у всех своих пациентов. Почему Черно-Белые? Потому что состоят из двух обязательных списков: черного и белого, минусов и плюсов, достоинств и недостатков. В просторечии мы называем их просто " Зебрами" (поскольку каждый человек, как жизнь, не черен и не бел, а в " полосочку" ). Вот образцы (действительные самохарактеристики одного человека, чем-то похожего на меня): Зебра А. (Оценочная)
+ (Белый список) - (- Черный список)
Мои достоинства. Мои недостатки. 1. Умею смеяться. 1. Легко впадаю в уны- 2. Способность радоваться ние. за другого, восторгаться, 2. Завистливость. дарить. 3. Трусость. Лживость. 3. Предусмотрительность. 4. Некритическая внуша- 4. Доверчивость, емость. 5. Незлопамятность. 5. Вспыльчивость. 6. Стремление к самосо- 6. Болезненное самолю- вершенствованию. бие, нетерпимость к 7. Способность к глубо- критике. ким привязанностям. 7. Эгоистичность, невнимательность к близким.
Зебра Б. (Целевая)
(-) Цель-проблема (+) Цель-идеал (Избавиться, уменьшить, (Обрести, увеличить, искоренить), развить). 1. Тоскливость. 1. Оптимизм, радость жиз- 2. Тревожность, мнитель- ни. ность. 2. Спокойствие, мужество. 3. Чувство неполноцен- 3. Уверенность в себе. ности. 4. Доброжелательность, 4. Раздражительность, внимание к людям. 5. Глупость. 5. Умение мыслить. 6. Зависимость от чужого 6. Самокритичность на ос- мнения. Лживость, нове собственных идеа- 7. Завистливость, лов. 7. Достоинство, внутренняя свобода.
Очень важный момент: черное и белое, плюсы и минусы, достоинства и недостатки в самохарактеристиках должны быть уравновешены. То есть равное число пунктов в обеих графах, да, только так. Нет недостатка, который иною своей стороной не был бы достоинством, равно как и наоборот. Если либо черное, либо белое начнет перевешивать, если вы обнаружите, что вам " нечего сказать" о себе - хорошего либо плохого, - то это будет свидетельством лишь вашей самонеобъективности. Желательно, чтобы и в " Зебре" каждый плюс и минус одного номера соответствовали друг другу-как противоположности или как разные стороны одного и того же. Есть и другие методы, среди которых особенно привлекательно построение " Древа Цели". (Оно же Древо Самоанализа.) Предположим, вы формулируете свою цель-проблему как " Избавиться от раздражительности". Задайтесь вопросом: " А что для этого необходимо? " Вспомните, проанализируйте моменты, когда вы не были раздражительны, установите хотя бы некоторые связи, зависимости. Предположим,, получится:
И так далее. Так можно обработать и каждый пункт " Зебры". А с чего же начинать?.. Посмотрите на Древо - увидите. С достижимого. Или хотя бы с того, что кажется достижимым. Допустим, вам покажется достижимым " в каждом уметь видеть достоинства". (А почему бы и нет? Ведь ваши собственные достоинства кажутся вам вполне видимыми, только кругом слепые.) Тогда во время PAT (да и в жизни тоже) усиленно вживайтесь в роли: Психотерапевта, Адвоката, Деда Мороза и прочих существ, чья склонность или специальность - видеть людей хорошими. Все это поможет вам найти и укрепить искомое самочувствие. Результат-избавление от раздражительности - поможет и многому ещеПонятно, что и " Древа Целей", и " Зебры" могут иметь неограниченную продолжительность, нужна же четкость и лаконичность. Всего практичнее - не менее трех пунктов (разветвлений) и не более десяти-двенадцати. Само собой разумеется: речь идет исключительно о ваших душевных качествах, свойствах ума, характера, поведения. Если в графе " минус" вы будете писать: " лысина", " отсутствие автомобиля " Москвич", а в графе " плюс" - " трехкомнатная квартира", " премиальные", то мы друг друга не поняли. ...Вы спрашиваете обо мне? Мои Зебры и Древо Цели здесь, у меня перед глазами, на рабочей стене. Сколько времени они здесь находятся?.. Уже много лет. Конечно, за это время слегка переменились - с недавней поры, например, на Древе Цели появился юный побег, которого раньше не было:
УВАЖАЙ ЗАБЛУЖДЕНИЯ БЛИЖНЕГО КАК СВОИ СОБСТВЕННЫЕ
Но основные пункты, относящиеся к умению быть Другим, остаются теми же. До следующего письма.
Ваш Д. Кет.
Здесь я должен добавить, Читатель, что и " Зебры" и " Древо Цели" в практике Д. С. применяются не только как методы самоанализа, но и как средства психотерапии - и заочной, и очной. Когда " Зебра" составляется в виде мнения одного -лица о другом, то она превращается в Черно-Белую характеристику, особый вид психотерапевтического общения. Отличие таких характеристик от обычных порицании и похвал состоит, во-первых, в наивозможно скрупулезном соблюдении " точных верхних" и " точных нижних" границ (чуть выше - уже лесть, чуть ниже - уже клевета) и, во-вторых, в игровой условности, принимаемой и понимаемой обеими сторонами. Характеристики могут быть, по обоюдному соглашению, только Белыми или только Черными. Что же касается действительной точности наших " верхних" и " нижних" границ, то это едва ли не самый сложный вопрос во всей психологии. Я не думаю, что в этой части книги нам с вами удастся вникнуть в него достаточно глубоко.
Письмо 2.
Дефицит внимания.
Заколдованный круг и любовь к сопернику Дорогой К-!
...Итак, начинаете-с внимания. Приветствую, лучшей дебютной стратегии не придумаешь. Осознать, самому обратить внимание, что тебе не хватает внимания к Другому, - уже немалое достижение, практически дающееся, увы, далеко не всем. " Прошу внимания", " спасибо за внимание"... Начало начал, хлеб общения. Нет внимания - ничего нет: человек отключен, человек в пустыне. И между тем, какой обычный порок - недостаток внимания, простого внимания. " Ну что вы толкаетесь?! Вы что, не видите?.." " Куда ты смотрел?.." Не догадался предложить сесть... Человек вовсе не хам - он просто занят собой, он невнимателен. А ведь отсюда иногда полшага до преступления... Насколько мы все чувствительны к недостатку внимания по отношению, к своей персоне, настолько же тупы к недостатку его у себя по отношению к другим. Я бы уже с первого класса школы ввел специальный ежедневный урок-игру - Внимание к человеку. Только на поощрении!!! Даже с детского сада, с ясель-конфеты бы дарил за это, игрушки. Насколько меньше было бы тогда несчастных некоммуникабельных эгоцентриков, насколько меньше разводов, производственных травм, конфликтов, насколько приятнее жизнь... А сколько профессий требует рефлекса внимания, к Другому? Продавец, официант, шофер, милиционер, портной, врач, парикмахер, учитель... Без конца и без края. В общественное сознание давно вошло, как важен этот рефлекс, поэтому выработано довольно много шаблонных " знаков вним-ания". Знаки нужны, но само внимание нужнее стократ!.. Вы спрашиваете о причинах его нехватки. Причин множество, разного порядка. Есть простая незрелость (ребенок), есть органическая неспособность (болезнь, старость) и есть незаинтересованность, невоспитанность, непривычка. Из причин, общих для всех, я бы выделил одну, самую общую. А именно: общаясь, каждый волейневолей уделяет свое внимание не только Другому, но и себе. Внимание, как деньги, вещь количественно ограниченная - его объем сжат пространством и временем, поэтому " не только" сплошь и рядом переходит в " не столько". Мы заняты собой-своими делами, нуждами, интересами, настроениями, мыслями и т. д. - вот и все. Для Другого просто не остается места. Простой, как мычание, эгоцентризм - основа основ слепоты душевной и умственной. ...Но сказав " простой", я, конечно, оговорился. И жизнь и профессия ежечасно трубят мне в уши, что самое простое в человеке и есть самое сложное. Все-то дело в том, что внутренние преграды внимания, как правило, не замечаются, основная беда, всеобщая, первичная - эгоцентризм не сознательный, сформировавшийся как жизненная позиция (хотя и этого, конечно, хватает), а бессознательный, непроизвольный, слитый с недостатком внимательности в нерасторжимый заколдованный круг. В нерасторжимый ли?.. Вот что получилось на моем Древе Цели, когда я занялся этой частью Проблемы. (См. стр. 58-В. Л.).
Комментирую.
" Иметь достаточный тонус и более или менее нормальное самочувствие". Особые пояснения, казалось бы, вряд ли требуются. От человека усталого или больного трудно ожидать высокого уровня внимания к Другому, здесь эгоцентризм более чем естествен. (Как часто, однако, и ато не понимается, все из-за того же недостатка внимания!..) Стало быть, одна из первейших забот желающего успешно общаться - быть в форме, поддерживать свой психофизический тонус. Но вот уже и сложность: ведь забота о своем самочувствии требует в н и - м а н и я к себе - того самого драгоценного, дефицитного внимания, которое следует уделять Другому! " Иметь интерес". И здесь все с первого взгляда ясно, а со второго - не очень. Интерес - топливо внимания, источник его энергии, и это во всем. Тот, кто не имеет интереса к тому, с кем общается, может спать спокойно: общаться он не научится никогда. Да он и не общается. Но интерес интересу рознь. Интерес матери к ребенку и интерес ребенка к игрушке. Интерес шпиона и интерес влюбленного. Интерес ненависти или любопытства, корысти - или благожелательства - какой именно? - вот первый вопрос, которым мы задаемся, когда замечаем, что интересуются нами. И последний, как бы и не существующий, когда сами кем-либо интересуемся. Между тем качество внимания зависит именно от того, каков интерес. Да и количество тоже. Есть только два интереса, делающих внимание свободным и безграничным: интерес исследоватетеля и интерес любящего. Все прочие с неумолимой, механической логикой внимание суживают, направляют по определенным каналам, держат в плену. Ни ненависть, ни корысть не дают никаких шансов составить полноценное представление о Другом, всякого рода ограниченные интересы, подобно слепым, ощупывающим слона, дают лишь уродливые слепки с деталей и тем, кстати, роют себе могилу. Любопытно в связи с этим привести высказывание одного великого современного шахматиста, с которым мне довелось встретиться лично. " Чтобы победить сильного соперника, - сказал он, - я должен его изучить. А чтобы изучить, я должен в него влюбиться, Да, влюбиться и в стиль игры, и в характер, то есть, и как в человека. Последнее, конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю". " Быть открытым для восприятия", " не иметь предвзятостей", " быть спокойным за себя, свободным от своих нужд" - обнимается вышесказанным и само по себе понятно, хотя практически, как вы уже поняли, далеко не легко. Но вот " знать, на что обращать внимание" - целый разговор, громадный, на который не хватит и книги, не то что письма. На сегодня довольно. Д. Кет.
Письмо 3.
Формула уверенности.
Скука - химера
Дорогой К.., Вы совершенно правы в том, что нельзя: быть вполне свободным от своих нужд, полностью преодолеть свой эгоцентризм, совсем не иметь предвзятостей, а также: симпатизировать всем, любить кого-либо по рассудочному решению, уделять всем равное внимание. Все это общеизвестно и может считаться правилом с редкими исключениями. И все вместе взятое, как Вы верно заметили, сильно ограничивает реальный объем нашего интереса и внимания к людям, даже к самым близким и при самых благих намерениях. О том же толковал и я, и сейчас скажу о том же, только в других словах. Не выходя из пределов земной атмосферы, оставаясь всего лишь собой, всегда можно хотя бы ненадолго отключить внимание от себя и сеоих нужд и переключить его на Другого и его нужды, иметь в виду, что твое мнение о Другом, твое к нему отношение может быть и ошибочным, заинтересоваться тем, что в Другом тебе неизвестно, найти в каждом нечто симпатичное, привлекательное или хотя бы достойное удивления, выработать привычку к наблюдению и ко всему вышеперечисленному. Возражений нет?.. Если нет, то скажу, что все вышеперечисленное и представляет собой первооснову умения быть Другим, равно как и основу искомой Вами коммуникабельности. А все то же, возведенное в степень, стремящуюся к бесконечности, есть не что иное, как формула профессиональной подготовки врача-психотерапевта. Да, больше ничего. Ну, разумеется, есть еще специальные знания и чисто технические умения, но душевную подготовку это исчерпывает. Проверено лично: когда привычка начнет набирать силу, когда внимание к Другому откроется - перед Вами откроется новый мир. Мир таинственный и захватывающий, мир бесконечный, в котором есть чем заняться... Уверяю Вас, Вам не придется скучать, и не нужно будет искать себе развлечений, даже при неработающем телевизоре. Вы увидите, как различны люди при всех сходствах и как сходны при всех различиях. Убедитесь, что степень Вашей уверенности в себе и успех в общении прямо пропорциональны степени Вашего интереса к Другому и обратно пропорциональны степени заинтересованности в его отношении к Вам. Почувствуете в себе и силу, и привлекательность, и нечто сходное с гипнотизмом... Убедитесь и в том, что внимание, расходуемое на Другого, никогда не пропадает зря, а всегда возращается к Вам сторицей - не всегда в виде благодарности или добрых чувств, но всегда в виде драгоценного опыта. Поймете и разницу между " знаками внимания" и вниманием истинным. Предлагаю Вам два простых упражнения, которые легко, сами собой, превращаются в привычку. Первое: б каждом знакомом Вам человеке (начиная с самых близких людей) каждый день находить что-то незнакомое: новое или ранее незамеченное. Хотя бы что-то мелкое, несущественное. Хоть родинку за ухом или какую-то ускользавшую ранее от внимания особенность речи... Какую-то черточку характера... Какую-то закономерность в колебаниях самочувствия... Можно записывать, а можно и просто запоминать. В каждом, каждый день - что-то новое. Это очень легко, потому что каждый день в каждом и в самом деле появляется что-то новое.. И второе, противоположное: в каждом незнакомом найти что-то знакомое - некое сходство с кем-то или с чем-то, сравнить, найти параллель, аналогию или контраст... Не пропуская ни одного, всегда и всюду, всю жизнь... Видите, снова вплотную пододвинулся тот огромный вопрос, который мы тронули в предыдущем письме. " Знать, на что обращать внимание". Его можно переформулировать и так: " Уметь задаваться вопросами о Другом". О чем именно? Для завязки разговора хотелось бы узнать Ваше мнение-почему, встречаясь, знакомые люди обычно спрашивают друг друга: " Как жизнь? Как дела? Как здоровье? " Д. Аст.
Письмо 4.
Как не надо общаться.
Вопрос вопросов
Дорогой К., Едва взявшись за перо, вспомнил один эпизод, имевший место в годы не столь давние. Поздний вечер. Потный, встрепанный молодой человек с горящими глазами стоит у двери квартиры всемирно известного корифея психофизиологии академика А. Мнет в руках папочку. С судорожной решимостью жмет звонок. Дверь открывает грустный грузный мужчина в плохо подпоясанном банном халате. Это сам академик А. - Здрасьте... Извините... - Здравствуйте. Международная? - Да нет... Понимаете... К вам можно? - " Что такое? - У меня открытие. - Что-о? - Открытие... - А-а, открытие!.. (Закрывает дверь.) Звонок. Еще звонок. Еще. Академик А., грузный и грустный, открывает дверь, уже хорошо подпоясанный, с засученными рукавами, обнажающими еще не опавшие бицепсы бывшего боксера-тяжеловеса. - Послушайте, юноша. А ну-ка... (Неакадемический жест.) - - Простите, простите, вы меня не так поняли!!! Умоляю вас, прошу, одну секунду, возьмите-это... - Что это? - Реферат... - Какой реферат? Вы что-то перепутали, молодой человек. С какой кафедры? - Я ни с какой, я студент... Реферат по теме " Неспецифические системы Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы