Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Игра как средство формирования познавательного интереса младших школьников



Игра как средство формирования познавательного интереса младших школьников

 

Выпускная квалификационная работа

Выполнила: студентка Кулиева Камила Фуад кызы

 

4 курса 143 группа ________(подпись)

 

Специальность: 050146 «Преподавание в начальных классах»

 

Научный руководитель: Брянская Г.Н.

_________(подпись)

 

Работа защищена Оценка_________

 

«5» июня 2015г.

 

Председатель ГАК

 

к.п.н., доцент БГУ _________Н.Б. Дондобон

 

 

Улан – Удэ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................3

Глава I. Теоретические аспекты формирования познавательного интереса младших школьника

1.1. Психолого – педагогическая характеристика

младшего школьного возраста..............................................................6

1.2.Особенности познавательных интересов младших школьников...........................................................................................................12

1.3. Взгляды отечественных исследователей

на проблему формирования познавательных интересов.................15

 

1.4. Влияние игры на формирование познавательного интереса младших школьников………………………......................................21

Глава II. Экспериментальное исследование процесса влияние игры на формирование познавательного интереса.....................................27

2.1. Выявление уровня сформированности познавательных интересов младших школьников

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы процесса формирование познавательного интереса...............................................

Заключение...........................................................................................

Список литературы..............................................................................

Приложение..........................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес — это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…»

Также Н.Г. Морозова определяет познавательный интерес как мотив, описывая его как «важную личностную характеристику школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению». Автор считает, что интерес это отражение сложных процессов, происходящих в мотивационной сфере деятельности.

Мы считаем, что именно этот вид интереса (познавательный интерес) является чрезвычайно важным в организации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Познавательный интерес у младших школьников имеет довольно яркую эмоциональную окраску. Он проявляется в интересе к наблюдениям, описаниям, впечатлениям. Познавательный интерес в младшем школьном возрасте в значительной мере определяется таким новообразованием психики как стремление к взрослению и стремление к самостоятельности. Познавательный интерес в этом возрасте связан с желанием проникнуть в существующие закономерности учения и в основание знаний в целом.

В психологической литературе мы обнаружили схожие точки зрения ученых о природе возникновения познавательного интереса как такового. Большинство психологов как отечественных, так и зарубежных связывают интерес с потребностью и часто их сравнивают. Взаимосвязь между потребностями и познавательным интересом весьма сложна и не дает оснований ставить между ними знак равенства.

Так, С.Л. Рубинштейн отмечает, что интерес отражает потребность, но не сводится к ней. К развитию интереса можно также отнести и случаи перехода познавательного интереса в учебный интерес. В связи с этим, И.Ф. Харламов изучал специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса. Исследуя и познавая мир, ребенок делает массу открытий, проявляя интерес к разным областям окружающей его действительности.

Согласно мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес — это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам

Игра – для детей это воссоздание какой-либо реальности с целью научиться действовать в ней (примером может послужить любая детская игра), на игре построено воспитание ребенка и познание им окружающего мира. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количество знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Советские психологи исходят из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации. Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, выделение смысловой стороны мотивации «свидетельствует о научно обоснованной вере в человеческий разум, человеческое сознание, интеллект»

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра- один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра формирует учебную мотивацию школьников.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науки - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру( игровую деятельность, игровые формы, приемы)- это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условии жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатывают многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Багусловской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, Е.К.Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Цель исследования: выявить и обосновать условия, при кторых игровая деятельность становится эффективным средством формирования познавательного интереса у младших школьников.

Предмет исследования: игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Объект исследования: формирование познавательного интереса детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование разнообразных игр с детьми младшего школьного возраста, с учётом современных методик, способствует:

- формированию познавательного интереса младших школьников;

- повышению уровня знаний младших школьников.

Задачи исследования:

1.Анализ литературы по данной проблеме и рассмотрение различных подходов к развитию познавательного интереса.

2.Разработка комплекса игр, способствующих развитию познавательного интереса младших школьников.

3.Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности влияния игр на развитие познавательного интереса младших школьников.

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной и др..

В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- анкетирование,

-индивидуальная беседа с младшими школьниками,

- эксперимент.

База исследования: МОУ Сотниковская СОШ 3 а и 3 б

 

 

Глава I. Теоретические аспекты формирования познавательных интересов младших школьников

Взгляды отечественных исследователей

Влияние игры на формирования познавательного интереса

В младших школьников

Игра имеет большое значение в жизни детей младшего школьного возраста. С.А. Щатский, высоко оценивая значение игры, писал: " Игра- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой это пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработки жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства".

Д.Б. Эльконин дает такое определение игры: " Человеческая игра-это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности"

Также игра- одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Как сделать каждый урок интересным, и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются примеры обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов способствует закреплению языковых явлений памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддерживанию интересам активности учащихся.

Какое же место занимает в активизации учебного процесса использование игр?

Известно, что игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность от учения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что – либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем – то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и

учителем, создает условие равенства, а речевое партнерство разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся и тем самым преодолевать барьер неуверенности. И этого много стоит. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В игре каждый получает роль или каждый участвует должен быть активным партнером.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Игра учит быть чувствительным к социальному употреблению. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта), и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов младших школьников. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлечено работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, учитель лишь управляет учебной деятельностью. Игра - ведущая деятельность ребенка и основа развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он деятельностное существо. Ему присуща любознательность. «Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - говорил известный советский педагог В.А. Сухомлинский.

В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Иными словами, по мнению Л.С. Выготского, игра есть разумная и целесообразная, плано­мерная, социально-координированная, подчиненная известным пра­вилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаружи­вает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, кото­рая позволяла даже считать их полярно противоположными друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это ука­зывает на то, что игра является естественной формой труда ребен­ок, присущей ему формой деятельности, приготовлением к буду­щей жизни

Каковы основные требования играм?

1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватно реальной ситуации общения.

2. Игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы младшие школьники были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную игру. Только при этом условии будет естественной и убедительной.

3. Игра должна быть принята всей группой.

Она непременно должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывать у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативней он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах. В том, что он может исполнять разные роли.

4. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли использовать обрабатываемый материал.

5. Учитель непременно сам верит в игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.

Роль учителя в процессе подготовки и проведении игры постоянно меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем.

Это совпадает с положениями современной дидактики о роли учителя в учебном процессе. Нельзя не согласиться с мнением Ю.К. Бабанского о том, что сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. Это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности учителя на уроке на активную деятельность учащихся. Тем самым повышается роль учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Он управляет активной и сознательной деятельностью школьников по усвоению учебного материала.

6. Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Сознание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии- очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.

В процессе игры учитель иногда может взять себе какую либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.

Обычно учитель берет себе роли лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает.

В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.

В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного
интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться,
нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной
деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен
находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи, отвечатҗ на вопросы. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно в коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Дидактика давно показала, что скука на уроках - злейший враг учения.

Теоретически все это признают, а вот на практике на уроках встречается скука и равнодушие. Это типичные пережитки того этапа развития школы, когда господствовала идея, что корень учения горек, а плоды его сладки. Но вся беда в том, что из горького корня учения не вырастают и сладкие плоды: знания, не подкрепленные и не согретые положительными эмоциями, оставляют человека равнодушным, быстро улетучиваются.

Так давайте же не забывать, что любой ученик - это прежде всего ребенок, а игра - неотъемлемая часть жизни любого ребенка.

Изучение игры как приема и метода обучения особенно важ­но и с точки зрения организации преемственности между дош­кольным и начальным звеном образовательной системы в методах обучения, и с позиций установления адекватной про­порции между прямыми и косвенными методами обучения. В связи с этим уместным будет вспомнить слова К.Д. Ушинского, который, хорошо осознавая необходимость использования игры как приема в учении, все же активно выступал против так называемого игрового обучения, т.е. сведения всего пер­воначального обучения к игре. Обращение детского учения в игру приводит к тому, что такое «играющее учение» расслаб­ляет ребенка вместо того, чтобы укреплять его.

Игра как прием обучения имеет свои сильные и слабые стороны, которые с обязательностью следует знать и учиты­вать педагогу, работающему с детьми младше­го школьного возраста. Надобность в игре как дополнитель­ном, косвенном приеме обучения, по мнению Р.И. Жуковс­кой, возникает тогда, когда он ставит своей целью довести предлагаемый детям учебный материал до «более глубокого осознания того, что было дано с применением прямых при­емов, чтобы ребенок, запомнив материал, глубже его понял». Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они раз­вивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учеб­ного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.

Таким образом, для педагога игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей де­тей, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школь­но-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.

 

 

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

2.1. Выявление уровня сформированности познавательных интересов младших школьников

Констатирующий эксперимент — эксперимент, который используется для проверки определенных предположений (гипотез) и объяснения психических явлений. В экспериментальной ситуации испытуемый воспроизводит ту или иную естественную для него реальную или идеальную деятельность: решение нравственных задач, эстетические переживания, запоминание необходимой информации, выбор средств для достижения цели.

Базой исследования является: Сотниковская СОШ начальная школа Иволгинского района. В эксперименте принимали участие ученики третьих классов, в количестве двадцать человек. Сроки проведения эксперимента с января по февраля 2015 года.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение познавательно уровня на уроках «Окружающий мир» второго класса.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня школьников по окружающему миру;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня знаний, умений и навыков в экспериментальной и контрольной группах.

На уроках «Окружающий мир» предполагается:

- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- во-вторых, ознакомление детей с природой.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Критерии сформированности знаний:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний школьников.

Задание №1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Мы предлагаем взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Далее берем вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Потом берем третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией.

Спрашиваю по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, мы предлагаю ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

- Как называется животное (птица, насекомое)?

- Что ты можешь рассказать о нем?

- Твое отношение к ним.

Занятие №1

Цель: Развитие общения и сплочения.

Задачи:

1.Развитие у детей интереса друг к другу;

2.Развитие у детей интереса к взаимодействию друг с другом, общению и совместной деятельности;

3.Сплочение детей;

4.Развитие навыков взаимодействия и позитивного общения.

Методически комментарий: данное занятия, является вводным для последующих занятий, поэтому прежде всего необходимо создание положительной атмосферы во время занятия: детям должно быть интересно происходящее, поэтому занятие нужно проводить достаточно энергично. Чтобы вся дальнейшая работа была продуктивной важно установить правила работы в группе.

Оборудование: бейджики, разноцветные фломастеры, распечатанный плакат с правилами группы, «волшебная палочка», пазлы (разрезается лист бумаги с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы), коврики (бумажные) размером 40x60 см – минимум 4, максимум 7 штук, а также платки или веревки, скотч (для фиксации ковриков на полу).

План занятия:

1. Приветствие и знакомство с участниками (10 минут):

Цель: знакомство, приветствие, настрой на дальнейшее взаимодействие.

Ведущий приветствует всех участников, представляется, говорит несколько слов о то, что будет происходить. Затем участники оформляют себе бейджики и происходит принятие правил группы, которые вывешиваются на видное место. Проводится упражнение «Волшебная палочка».

Правила группы:

1. Внимательно слушать друг друга,

2. Не перебивать говорящего,

3. Уважать мнение друг друга,

4. Говорить от себя («Я – высказывание») и про себя,

5. Быть активным.

 

Упражнение «Волшебная палочка».

Цель: принятие и упражнение в соблюдении правил группы.

Инструкция: Сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит волшебную палочку, рассказал нам, как его зовут и какой цвет его любимый. Когда рассказчик закончит, он передает палочку дальше по кругу.

2.Игры, направленные на сплочение и развитие общения участников

(30 минут):

Игра «Ветер дует на того, кто…»

Цель: развитие интереса друг к другу, поднятие настроения.

Проведение: Все участники, кроме одного – ведущего, садятся на стулья, образуя круг. Ведущий говорит, например: «Ветер дует на того, кто в кроссовках», тогда все участники, одетые в кроссовки, должны встать, найти другой свободный стул и сесть на него. Тот, кто остался без стула, становится ведущим, встает в круг и говорит: «Ветер дует на того, у кого... (например, в рубашке, любит мороженное, смелый, сильный, улыбается и др.)... и игра продолжается.

Игра «Зеркало».

Цель: развитие интереса друг к другу, взаимодействию друг с другом, развитие внимательности к другому, уменияучитывать партнера при взаимодействии с ним.

Проведение: предлагается выполнить несколько несложных заданий, точнее — сымитировать их выполнение. Задания следующие:

1) пришиваем пуговицу;

2) собираемся в дорогу;

3) печем пирог;

4) выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них дети будут выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями.

Упражнение «Пазлы».

Цель: развитие у детей интереса к совместной деятельности, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться, согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.

Проведение: Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждой команде выдается по пазлу (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения), который должны собрать совместно участники команды. Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Игра «Кочки».

Цель: развитие коммуникативных навыков и навыков взаимодействия, сплочение детей.

Проведение: Для данного упражнения необходимы коврики (бумажные) размером 40x60 см – минимум 3, максимум 7 штук, а также платки или веревки, скотч (для фиксации ковриков на полу). Группа становится в ряд. Участникам связывают ноги (правая первого с левой второго) – получается цепочка. Задание: перейти цепочкой через комнату по «кочкам». Ребятам говорится, что перед ними болото, если кто-то вступает в болото – начинается все сначала.

В конце участники делятся впечатлениями и радостью от совместного выполнения поставленной задачи. (Можно дружно поаплодировать, радостно прокричать «Ура! »). Обсуждается: Сложно было ли выполнить задание, что мешало его выполнить, что помогало с ним справиться.

3.Подведение итогов занятия(5 минут):

Обсуждение пользы и привлекательности позитивного общения друг с другом:

-Было сегодня весело, интересно? (Важно, чтобы дети поделились положительными эмоциями)

-На до ли уметь слушать другого, помогать другому, быть внимательным?

-Если дружно взяться за дело все получится? (Вспоминая игру «Кочки»)

-Вместе веселее?

В конце все берутся за руки и дружно говорят: «До свидания! »

 

Занятие №2

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Задачи:

1.Снижение психофизического напряжения;

2.Выражение различных эмоциональных состояний;

3Развитие представлений о том, как можно снять напряжение и выразить

различные эмоции.

Методически комментарий: в данном занятии ведущему необходимо стимулировать детей к активному участию в играх и упражнениях, правильному и продуктивному выполнению заданий, в целях снижение психоэмоционального напряжения.

Оборудование: Старые газеты или что-то подобное, клейкая лента для обозначения линии, разделяющей две команды, мусорное ведро.

План занятия:

1.Приветствие (5 минут):

Приветствие приветствует участников.

Игра «Испорченный телефон».

Цель: настройка участников на дальнейшее взаимодействие.

Проведение: Выбирается водящий, который на ухо шёпотом говорит одному из игроков слово или фразу, а тот старается точно также передает другому игроку и так по цепочке. Последний игрок говорит в слух то, что у него получилось и сравнивают с оригиналом. Зачастую получается очень неожиданный и смешной результат!

Игра «Холодно-тепло».

Цель: снятие психофизического напряжения, удовлетворение потребности в подвижных играх.

Проведение: начинают движение в произвольном направлении. Когда ведущий говорит: «Холодно», - дети движутся медленно. Когда говорит: «Теплее», - движение необходимо ускорять, а на словах «Жарко» - дети должны очень быстро двигаться. (Важно предупредить детей о том, что нужно быть осторожным, чтобы никого не толкнуть).

Игра «Бумажные мячики»

Цели: удовлетворение потребности в активности, снятие напряжения через активные действия.

Материалы: старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначать линию, разделяющую две команды.

Инструкция: Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: " Приготовились! Внимание! Начали! "

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду " Стоп! ", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную пинию.

Игра «Море волнуется».

Проведение: Водящий (а на первых порах это ведущий группы) начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

Игра «Шурум-бурум».

Проведение: Водящему предлагается загадать чув­ство, а затем только интонацией, отвернувшись от круга и про­износя лишь слова «шурум-бурум», показать детям это чувство.

Упражнение на расслабление.

Цель: расслабление, снятие напряжения.

Инструкция: Представьте себе, что вы прямо сейчас и прямо здесь будете ловить мышь. Что это будет за мышь? Хорошенькая белая мышка или серовато-коричневая домашняя мышь? Представьте себе маленького зверька с остренькой мордочкой и симпатичными серыми глазками, быстро перебирающего по полу четырьмя крошечными лапками. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть этого маленького зверька. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через всю комнату, подойдите к своему месту, и пусть ваша мышка останется сидеть перед вами. Если хотите, то можете, сидя на своем месте, взять ее в руки и погладить, или же просто внимательно смотрите, как она сидит и с любопытством оглядывается по сторонам... (Дождитесь, пока все дети вернутся на свои места). Попрощайтесь теперь со своей мышкой и мысленно проследите за тем, как все мышки побегут к двери. Я немного приоткрою дверь, так что все они смогут выбежать наружу.

 

3. Завершение, подведение итогов занятия (10 минут):

Происходит обсуждение понравившихся моментов в занятии, способов справиться с напряжением, раздражением, злостью, проводится упражнение:

Занятие №3

Цель: Формирование представлений о последствиях чрезмерной увлеченности компьютерными играми и видеоиграми.

Задачи:

1. Сравнение интерактивных и компьютерных игр;

2. Выявление последствий чрезмерной увлеченности компьютером;

3. Обозначение границ нормальной увлеченности компьютерными играми, не приносящей вреда.


Поделиться:



Популярное:

  1. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  2. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  3. I. ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ.. 1
  4. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  5. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  6. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  7. III. Презрение как заколдованный круг .
  8. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  9. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.
  10. PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  11. Role-Play(сокращение RP) - реальная игра, реальное поведение, как в жизни, игра по ролям.
  12. V. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОФСОЮЗА


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2257; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.163 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь