Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Представление о человеке в средневековой христианской философии.




На вопрос, что такое человек, средневековые мыслители давали определение, что человек является частью мирового порядка установленного богами. А представления о человеке в системе христианского мировоззрения сводится к существу, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси дух и тело, качественно противоположные друг другу . т.е. человек в С.В. рассматривается как (образ и подобие бога).

В социальном плане человек провозглашался пассивным участником божественного порядка и является существом ничтожным по отношению к богу. Главная задача для человека состоит в том, чтобы приблизить к богу и приобрести спасение в день страшного суда.

Антропоцентризм и гуманизм философии Возраждения.

Гуманизм- новая светская культура, появилась в Италии. Наиболее характерные черты:

1)Вцентре ее внимания сам человек. Вся культура Возраждения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободу развитие и проявления своих потребностей.

2)Гуманистический идеал человека- всесторонне развитая личность, которой присуще гармония души и тела.

3)Гуманистическое видение мира получило яркое развитие в образцах искусства. Центральное место в искусстве - человек.

Гуманизм становится идейной основой всех форм духовной культуры. ПЕТРАРКА.

Во 2-ой эпохе развития – от проблем человека к личности к проблеме места, занимаемого человеком во вселенной. Тут складывается учение антропоцентризма суть его в том, что человек- это абсолютне существо в мироваздании, а само мироваздание существует ради человека, для его блага.

Т.е. бог только начало всех вещей, а человек центр всего мира. Его свобода не ограниченна , он сам творец своей судьбы он господин над всей природой Пика дела Мирандола.

Проблема метода познания в философии Нового времени.

В философии нового времени на первый план выходят проблемы.(теоретические познания)

Английский философ Ф. Бэкон провозгласил высшей задачей познания «завоевание природы и улучшение человеческой жизни».

Бэкон требует исходить из непосредственного опыта, т.е. из наблюдений и экспериментов – подлинные источники знания о мире.

Истинный метод познания состоит в умственной переработке материалов, которые доставляются органами чувств. Мышление движется от изучения к общим выводам – индуктивном методе познания.

Эмпиризм (от греч. empiria опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений.

Рационализм – философское течение, источник знания разум. Представитель Р.Декарт как и у Бэкона, вопрос о выборе метода, для получения достоверного знания.

Бэкон дает основу значениям, что их дают чувства, Декарт спрашивает гарантия, что чувства дают истинные сведения о мире?

Т.е. Декарт главную роль в познании отводит не ощущениям а разуму.

Декарт решает сомневаться во всем, что нет ни Бога, ни неба, ни земли, и что даже тела нет. Значит если мы сомневаемся, мы существуем, сомнение – это мысль. А если я мыслю, значит существую.

По мнению Декарта только с помощью интуиции усматривать те исходные принципы, которые лежат в основе всех наук.

Следует этап познания дедукции (направление движения меняется от общего к частному). Декарт считает ее научным методом.

Разум обладает надежными средствами – индукцией и дедукцией, с помощью которых ему по силам достигнуть достоверного знания во всех областях.

12. Теория познания Канта. Учение о рассудке, чувственности, разуме.

Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии.

Предметом философии Канта становится специфика познающего субъекта. Кант в основу теории познания кладет формулу «мы можем познать только то, что сами создаем». Центральное место в нем занимают формы познании: 1) априорные формы чувственности ,2) априорные чувства рассудка.

В общей форме его понимания процесса познания.

Нечто неизвестное то, что мы хотим познать, воздействуя на органы чувств, порождает у человека многообразные ощущения.

Эти ощущения упорядочиваются с помощью априорных форм чувственности: пространство и время. И они субъективны. Это наши способы восприятия мира. Пространство систематизирует внешние ощущения, позволяет воспринимать мир в измерении, время систематизирует внутренние ощущения, фиксирует мир как деятельность.



Кант считает, что переход от чувственных к их объяснению происходит с помощью априорных форм рассудка, или являются категоричными.

Рассудок сам контролирует предмет сознания, сообразно своим априорным формам «человек познает не вещи сами по себе, а то как они являются нашему сознанию.

Он считает, что формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. А за пределами этого опыта находится умопостигаемость.

Разум – это высшая способность, которая руководит рассудком и оперирует идеями.

Идеи не имеют самостоятельного бытия, это представление о уели познания, стремление к абсолютному знанию.

Филосовские-этические воззрения И. Канта.

Суть нового, что Кант сделал в этике ― это идея автономности нравственности. Автономность ― значит принудительная самостоятельность нравственных принципов. По мнению Канта, нравственные принципы и понятия не выводятся из опыта ― они априорны, т. е. заложены в сознании человека до всякого опыта.

Нравственный поступок по Канту, есть результат не теоритических размышлений, а некоторого внутреннего повеления (императива), не связанного с достижением какой-то выгоды. Кант формулирует обязательное внутреннее повеление (категорический императив), которому необходимо следовать чтобы быть нравственным человеком.

Т.е. Звучит так (НКИ): каждый человек должен поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех.

Кант считает, что прочная опора нравственности, единственный надежный источник категорического императива ― долг. Т.е. высшим правлением нравственной силой является ситуация, когда человек выполняет свой долг, несмотря на то, что нет надежды на успех.

С понятием долга тесно связано понятие ― свобода. Человек способен поступать без внешнего принуждения исполнять свой долг, указывает что человек может быть свободен, так как человек свободен тогда, когда определяет себя сам: «Свобода ― это не то, когда я делаю, что хочу, а когда я могу делать то, что должен».

Но человек не всегда поступает нравственно, зная как поступить правильно, он не делает этого, и тогда приходит способность ― совесть.

Этика Канта предстает перед нами, как очень строгая и бескомпромиссная этика. Она призывает стать свободным (определяй себя сам), проникнуться сознанием морального долга, следовать ему всегда и везде, самому отвечать за свои поступки.

17. Первый философ, который выделил бытие объектом анализа ― Парменид. У него неизменно, неподвижно, безгранично. Оно не возникает и не уничтожается.

В средневековой крестьянской философии выделяются истинное бытие (бытие бога) и не истинное.

В современном понимании бытие ― это филосовская категория служащая для обозначения всего того, что существует.

Природно-материальное бытие - это все то, что существует, кроме человеческой деятельности и самого человека.

18. Материя ― это прежде всего филосовская категория для обозначения объективной реальности, которая дается нам в ощущениях, существуя независимо от них.

Свойства материи:

1) Объективность существования

2) Движение

3) Время

4) Пространство

5) Связи и взаимосвязи как всеобщие свойства бытия

Материя не сводится только к веществу, она включает в себя:

1) полевые формы

2) физический вакуум

19. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, существующая на определённых этапах развития науки на основе обобщения фундаментальных научных концепций.

Эволюция научной картины мира

Классическая.

Строится по принципу механики, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. Объяснительный эталон - причинно-следственная зависимость. Прошлое определяет настоящее, настоящее – будущее. Все состояния мира могли быть предсказаны.

Неклассическая.

С ней связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности (связана с разработкой квантовой теории, термодинамики).





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. MS Excel. Графическое представление данных.
  2. VIII. Проблема типов в современной философии.
  3. Алгоритм А-3 Представление результатов работы группы (мастерской).
  4. Богословские споры в раннехристианской церкви.
  5. В титаническом борении Добра со злом, Света с тьмой, Правды с ложью для христианской Церкви нет вопроса о выборе места: место ее предуказано самой ее основой, смыслом, задачей, целью.
  6. Видеть и слышать. Искусство. Красота. Аскетизм. Представление. Проблемы. Пространство.
  7. Визуальное представление звуков.
  8. Вопрос 1. Основные психические процессы. Мышление и интеллект. Творчество. Представление. Воображение.
  9. Воспитательные традиции Древней Руси. Положительное влияние христианской веры на характер обучения детей и народной мудрости.
  10. ВСТРЕЧА. ПРИВЕТСТВИЕ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  11. Высказывайте о человеке хорошее мнение
  12. Глава 4. Источники в науках о человеке




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1271; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.) Главная | Обратная связь