Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мировозрение, исторические типы мировозрения



Мировозрение, исторические типы мировозрения

Под мировозрением понимают систему обобщенных представлений о мире и месте человека в этом мире.
Мировозрение есть невероятно сложный пласт духовного мира человека. Это не только картинка мира, но и отношение к миру, а так же вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы.

В состав мировозрения входит:
1) знания ( житейские и научные)
2) ценности
3) установки (готовность действовать в соответсвии со знаниями, убеждениями и ценностями)
Мировозрение возникает достаточно рано, когда человек начинает выделять себя из толпы.

Основные вопросы по Канту: Кто мы? Откуда пришли? Куда идем?

Первая форма это миф. Первая попытка приложить к миру уиверсальную мерку ( мерка ― человек)
Миф дает целостное, поэтическое и систематическое предстовление о мире

Вторая ― религиозная форма ― как стремление дать предстовление о всеобщем. Всеобщий закон, которому подчинятеся мир, т.е религия пытается выделить универсальную меру, законопослушность, которой подчинятеся мир и человек ( Бог)

 

Миф как специфеческий способ освоения действительности

Мифологическое мировозрение можно считать первой попыткой человека приложить к миру универснальную меру. Такой меркой является сам человек, по этому мифологическое мировозрение есть попытка посмотреть на мир с антропологической точки зрения. Миф дает целостное поэтическое и эстетическое представление о мире, его гармонии, о его внутренней связанности.
Эти черны миф мировозрения познаются в рамах философии как более выского и более позднего типа мировозрения. «Беда» мифа в том что прикладывать эту в общем то правильную мерку к миру еще рано, т.к человек должен был достаточно исторически развиваться, следовательно, она с неизбежностью окажется ограниченной.

Сущность философского мировоззрения (Предмет философия).

В переводе философия означает (любовь к мудрости) и из этого следует что она выступает как мировоззрение. Философия- это не мудрость, а любовь стремление к мудрости, поэтому философ. –не мудрец. А идущий путь к мудрости. Любовь к мудрости предполагает определенную дистанцию от мудрости и определенную (рефлексию). Рефлексия- способность сознания контролировать самого себя. Это важное средство познания.

Философия- это теория всеобщего. Это знания близкие к сакральному, знания, которые дает человеку колоссальные возможности постижения мира.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ:

Методологические Практическо-деятельная

(не могу прочитать) Идеологическая

Мировозренческая Интелектуальная

Философия выступает как миравозрение которое стремится постоить себя по типу науки. Особое место фил. Знания сост. в специфике предмета философии а предметом ее является мир как услов.

Но услов. Сост. из природы общества и мыслящего человека поэтому философию интересуют такие законы котрые явл. Общими и для природы и для общества и для человека. Из этого следует гармоническое и целостное рассмотрение луча с позиции выявления в нем универсальных законов- это и есть структура предмета философии.

4)Античная натурфилософия (Гераклид, Фалес, Парменид)

Характерной чертой античной философии является космоцентризм, стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Первый греческий философ – Анаксимандр, Анаксимен – называли физиками в их размышлениях о природе центральное место занял вопрос о происхождении мира. Ранние мыслители введут некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса-вода, она как влажность без нее все высыхает. Анакимен(его ученик)- воздух. Анаксимандр – вещества. Гераклид- огонь. Мир не состоит из одного, тут что то борется. Он говоря о становлении мира абсолютизирует движения.

Парменид- ввел понятие бытие. Которое обладает свойствами вечности и непостижимости следовательно о не возможности движения. Платон говорил: (Где то говорит Гераклид что все движется и ничего не покоится: уподобляясь течению реки, он говорит, невозможно дважды войти в туже самую реку. Но любое существенное изменение – это изменение в свою противоположность ( Живое- мертвое, бодр- спящий, молод- стар)И подтолкнуло его к выводу: в отличие от обыденного сознания, философия не боится противоречий и парадоксов.

Парменид( основатель элейской школы) Он первый приводит различие м/у несовершенным чувственным значением и разумным значениям, оно и ведет к истине это ведет к выводу: есть нечто объеденяющее все вещи. Рождаются- умирают – то что они есть, существ. Обладают бытием. Но у него вопрос не о бытие как конкретных предметах и явлениях, а о бытие как таковом, его уже органов чувств (какая то херь). По именно оно есть истенное бытие.

Учение о человеке в древнегреческой философии (софисты и Сократ).

С деятельностью софистов связан переход от изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Общая черта софистов – релятивизм (философский принцип интердигитации природных, социокультурных, мировозреченских объектов в их отношении друг к другу и своему окружению).

Человек есть мера вещей, т.е. взгляды людей всегда относительны, объективной истины нет, и каждый сам решает, что считать для себя истиной.

Софисты должны были за плату научить обратившегося к ним, убедительно защищать любую точку зрения, если она ему выгодна, удобна.

Софисты были людьми остроумными, талантливыми.

Против софистов, настаивающих на относительности всякой истины, выступил Сократ. Он убежден, что путем размышления возможно найти общеобязательную истины.

Философия в его понимании, не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить, и главная задача философии – формирование добродетельного человека.

Он видел, что если человек будет иметь знания о том, что такое хорошо, то он не будет поступать дурно.

По мнению Сократа, философ должен помогать людям в познании добродетели. Но в отличии от софистов Сократ не просто обучал готовым истинным, по предлогом совместное искание истины.

6. Философские воззрения Аристотеля. Социально – философские взгляды Аристотеля.

Аристотель – против разрыва мира идей и мира вещей. Он ученик Платона. Аристотель говорил – «Учение об идеях было выставлено мне близкими людьми. Но для спасения истины лучше оставить без внимания личности в особенности следует держаться этого правила философам; и, хотя Платон и истина мне дороги, однако священные долг велит отдать предпочтение истине».

Центральная категория философии Платона, а именно идея перешла к Аристотелю целиком. Аристотель не мыслит вещей без их идей, ведь идея вещи есть не что иное, как совокупность всех ее существенных свойств. Без идеи вещь не существует или остается непознаваемой.

По Аристотелю, сущность вещи неотделима то того, сущность чего она является.

По мнению Аристотеля, предметом философии является мир как целое. Он подчеркнул всеобщий, универсальный характер философского знания, первым сформулировал всеобщее понятие (категории), с помощью которых осуществляется философское познание.

Созданная им наука о мышлении – логика – он считал необходимым орудием познавательной деятельности человека.

Аристотеля интересовало, каков человек на самом деле в его реальной жизни.

Он определял человека как общественное существо. Жить в государстве, подчиняться его законам является естественным состоянием человека.

Теория идеального гос-ва

Особоюу ценность философии Платон видит в то что она имеет своим предметом «подлинное», то что «действительно есть» Предметом фил. Познания является отдельные переходящие вещи, а то что лежит в основе этих вещей

Центральный пункт его философии ― теория идей. Ведь понятия о красоте, о доброте, о справедливосте и тд

и называются у Платона идеями

Т.о для него идеал ― это сов-сть всех существующих св-в предмета, его смысл. Основные положения: а) все что существует имеет свою идею ( не было бы людей, не возможно было бы отличать один предмет от другого)
б) Открытый Платоном самого факта существования идеи их невещественного характера, их необходимого для познания является выдающейся заслугой Платона

 

Основные философские идеи

Наиболее существенной и характреной чертой средневековой философии является ― теоцентризм, т.е центральное место Бога при рассмотрении и решеии всех мировозренческих вопросов.
Креационизм ― суть этого в том, что Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодоря своему всемогуществу.
Персонализм ― этот принцип утверждает исключительно роль человека среди творений Бога. Согласно христианскому учению, Бог сотворил человека не вместе совсем существами, а отдельно. Человек ― конечная цель творения и центр вселенной.
Патристика ― основное ее содержание сотовляет теоритеческое обоснование церкви христианского вероучения.
Схоластика ― это вся философия средневековья.

Эта философия развивалась в рамках ристианской церкви в ее стенах и под ее диктат.
Схоластика занималсь исключительно истолкованием и теоретическим опровданеим всех элементов церковного христианского мировозрения.
Перед схалстикой ставились другие другие цели чем на христианской если церковь активно участвовала в создании основ вероучния то схалости свою задачу видели в том что бы его логически уподрячить и сделать доступной для всех.
С попытками решения пролбелмы универсалий связаны для течения: номинализм и реализм

Реалисты ― существование общего вне и до вещей
Наминалисты ― существование после и в не вещей
Суть спрора между ними ― выяснит какова природа общих понятий, универсалий

Реализм ― понятие существующих вполне реально, они предшествуют сущестнованию еденичных вещей.

Номиналисты считают что общие понятие это всего лишь выдумка, а реально существуют только отдельные предметы.

Классическая.

Строится по принципу механики, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. Объяснительный эталон - причинно-следственная зависимость. Прошлое определяет настоящее, настоящее – будущее. Все состояния мира могли быть предсказаны.

Неклассическая.

С ней связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности (связана с разработкой квантовой теории, термодинамики).

Мировозрение, исторические типы мировозрения

Под мировозрением понимают систему обобщенных представлений о мире и месте человека в этом мире.
Мировозрение есть невероятно сложный пласт духовного мира человека. Это не только картинка мира, но и отношение к миру, а так же вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы.

В состав мировозрения входит:
1) знания ( житейские и научные)
2) ценности
3) установки (готовность действовать в соответсвии со знаниями, убеждениями и ценностями)
Мировозрение возникает достаточно рано, когда человек начинает выделять себя из толпы.

Основные вопросы по Канту: Кто мы? Откуда пришли? Куда идем?

Первая форма это миф. Первая попытка приложить к миру уиверсальную мерку ( мерка ― человек)
Миф дает целостное, поэтическое и систематическое предстовление о мире

Вторая ― религиозная форма ― как стремление дать предстовление о всеобщем. Всеобщий закон, которому подчинятеся мир, т.е религия пытается выделить универсальную меру, законопослушность, которой подчинятеся мир и человек ( Бог)

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь