Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура общественного сознания



Структура общественного сознания является в известной мере отражением структуры общественного бытия в его широком смысле слова. Поскольку общественное бытие имеет две стороны: непосредственную (внешнюю) и глубинную (внутреннюю), в общественном сознании различают два уровня обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме взглядов, иллюзий, простых законов и т.д. ядро обыденного сознания – здравый смысл – по глубине осознания действительности нередко приближается к уровню научного сознания.

Второй уровень общественного сознания – теоретическое сознание, отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью из-за проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его.

Обыденное и теоретическое сознание

Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме взглядов, иллюзий, простых законов и т.д. ядро обыденного сознания – здравый смысл – по глубине осознания действительности нередко приближается к уровню научного сознания.

Второй уровень общественного сознания – теоретическое сознание, отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью из-за проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его.

Общественная психология и общественная идеология

Общественная психология характеризует психологический облик и выражает интересы различных социальных групп. Это отношение общества к действительности. Общественная психология так же включает в себя эмоциональные отношения личности или социальной группы к явлениям общественной жизни. Общественная психология с ее эмоциональной окрашенностью играет очень важную роль в общественных движениях, побуждая людей к различного рода действиям. Поэтому необходимо учитывать общественную психологию при проведении политических изменений. Нужно изучать настроения людей, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные политические действия.

Идеология – это высший уровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядов определенной социальной группы. Идеология имеет обычно определенную теоретическую основу, программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

В отличие от общественной психологии, идеология не возникает самопроизвольно, а создается социальными мыслителями. Хотя идеология выражает взгляды определенной социальной группы, ее создатели не всегда это осознают, и совсем не обязательно принадлежат к тому классу, интересы которого выражают. Идеологами этой группы они становятся потому, что теоретическим путем приводят к тем же задачам, к которым класс приходит практически.

Формы общественного сознания и принципы их выделения

Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности.

Не существует какого-то одного признак, по которому можно разделить все формы общественного сознания, выделяют несколько признаков:

1. Предмет отражения:

ü Политическое сознание (отношения между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти);

ü Религиозное сознание (зависимость человека от сверхъестественных сил);

ü Наука и философия (Наука имеет своим предметом “особенное”, конкретные законы различных форм движения материи, а предметом философии являются всеобщие законы бытия и познания; но по предмету отражения их отличить практически невозможно).

2.Форма отражения:

ü Наука (понятия, теории, гипотезы, модели);

ü Искусство (художественные образы);

ü Религия (церковные догматы);

ü Мораль (нравственные чувства и нормы, ценности, идеалы);

ü Философия и наука (также не различаются).

3.Особенности развития:

ü Наука (прогресс познания);

ü Искусство (прогресс познания – не самое важное; эстетические критерии).

4. Выполняемые социальные функции (практические различия):

ü Политика, право и мораль (регулирование человеческих отношений, духовно – практическое освоение действительности);

§ Моральное сознание (является основой для формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции поведения человека);

ü Религия (промежуточное положение, и форма мировоззрения, и регулятор человеческих отношений);

ü Наука, искусство и философия (духовное и духовно – практическое освоение всей окружающей человека действительности):

§ Наука (познавательная и практическая функция – источник средств изменения природы и общества);

§ Искусство (познавательная, идеологическая, эстетическая функции).

Право и правовое сознание

Право, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в сознании. людей в виде неких знаний и оценок, чувств и привычек, в совокупности образующих особую форму общественного сознания — правовое сознание. Представления какой-либо социальной группы или индивида не только о самом праве, но также об обеспечивающих существование права институтах — государстве, правосудии, законности.

Право – совокупность взглядов и норм, регулирующих наиболее существенные отношения людей друг к другу, к классам, обществу, государству. Право включает правосознание и нормы, определяемые юридическими законами. Право родственно морали и возникает из нравственных взглядов и норм с появлением классов и государства. Определенная часть нравственного сознания и норм «ужесточается» и нормализуется, превращаясь в явление права. Право - это " минимум нравственности", который юридически оформлен в соответствующих законах. Истоки нравственного начала - в совести человека, в его доброй воле. Законы государства, как и взаимоотношения между людьми, должны ориентироваться на исключение зла и несправедливости и утверждение добра и справедливых взаимоотношений в обществе. Нанесение ущерба личности, как и обществу, должно караться судом (в этом проявляется репрессивная функция права). Неотвратимость наказания, осознание этого - важное условие воспитания и самовоспитания членов общества (воспитательная функция права).Вышеизложенное указывает, помимо прочего, на то, что у права (правосознания) имеется регулятивная функция; она является ведущей функцией, а воспитательная, репрессивная и другие функции - ей подчиненными, ее обеспечивающими или выступающими в качестве производной от нее. Право охраняет существующий строй (охранительно-стабилизирующая функция) и способствует его разумному преобразованию или трансформации одной правовой системы в другую (социально-трансформирующая функция). В отличие от морали, право имеет свое учреждение, институт – государство, которое поддерживает и защищает право.

Система права имеет внутреннюю структуру, которая дифференцируется на отрасли - совокупности правовых норм, регулирующих отношения в различных сферах жизни (государственное право, административное, гражданское, уголовное и др.). Ведущей отраслью является государственное, конституционное право.

К сожалению, нередки случаи, когда действующая система права существенно отличается от правосознания населения. Это бывает, когда при формальном равенстве граждан перед законом существует фактическое социальное неравенство.

Важнейшие понятия правосознания – справедливость и законность.

Право определяется экономическими отношениями, в особенности отношениями собственности, так как право находится наряду с политикой ближе к экономическому базису. Важнейшим принципом права в эксплуататорских обществах является «священное право частной собственности».

Таким образом, право – воля господствующего класса, возведенная в закон.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР.
  2. III. Цель, задачи развития территориального общественного самоуправления «Жуковский Актив»
  3. Билет № 5. Рынок в системе общественного производства: природа и функции.
  4. Валовая прибыль предприятий общественного питания: экономическая сущность, значение, порядок формирования и направления использования. Факторы, определяющие сумму и уровень валовой прибыли.
  5. ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  6. Вопрос 2. Особенности морали как общественного явления.
  7. Вопрос 26. Новая экономическая политика,основные цели и перспективы. Свертывание НЭПа. Курс на новую модель общественного развития.
  8. Вопрос 3. Оказание доврачебной помощи при отсутствии у пострадавшего сознания и пульса.
  9. Воспроизводящая структура общественного продукта. Условия реализации общественного продукта.
  10. Восстановление количественно-суммового учета сырья на производстве предприятий общественного питания.
  11. Глава 14. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА
  12. Глава 2. Интеграция сознания


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь