Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура философского знания.



Мировоззрение и его уровни.

 

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем, на смысл человеческой жизни, истории, на основания и возможности человеческого сознания. М. существенным образом влияет на поведение человека, в том числе и на мыслительное поведение.

 

Уровни:

1) верхний - теоретический уровень М. Это система научно-обоснованных представлений о мире как целом, месте человека в нем...

2) сакральный - это система идеалов и ценностей - как светских, так и религиозных.

3) обыденный - его содержание составляют стандарты повседневных практик - обычаи, суеверия.

Все уровни М. взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Структура философского знания.

 

Философское знание можно структурировать по основаниям:

1) по проблемным областям философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о ценностях).

2) по отраслям философии: история философии, философия истории, политики, культуры, экономики, философия права, эстетика.

3) по историко-культурным периодам: немецкая классическая философия, западно-восточная философия.

4) по философской картине мира (что находится в центре мира): космоцентризм, антроцентризм, натурцентризм, логоцентризм, социоцентризм.

5) по философским направлениям (школам): материализм и идеализм; объективный, субъективный материализм\идеализм; разные виды марксизма; разные виды материализма; вульгарный, диалектический, механический материализм.

В каждом философском направлении свой категориальный, т.е. понятийный аппарат. Термины могут даже совпадать, но смысл будет разный. Например, феноменолог Хайдегер писал, что " Маркс не занимался проблемой бытия", но у Маркса очень часто используется этот термин, дело тут в том, что Маркс и Хайдегер употребляли термин бытия в разных смыслах.

Онтологическая проблематика в античной философии.

 

1. В VI-V вв. до н.э. в ранних философских школах бытие понималось как то, из чего все состоит (на современном языке - материя): " материя" сводилась к определенным видам вещества - пода, воздух, огонь.

2. Однако, уже в этот период возникли наиболее сложные конструкции бытия:

а) Демокрит - атомы (все состоит из неделимых частиц разной конфигурации).

б) Анаксимандр - апейрон - безграничное, как исходное основание всего сущего (очень абстрактное представление об основании бытия).

3. В учениях Платона и Аристотеля понятие бытия носит развернутый характер, наполняется глубоким смыслом:

а) Платон выделял два вида бытия

б) Аристотель разработал понятие бытия как субстанции (бытие самобытное, причина самого себя, субстанция неделима и не имеет границ). Из понятия делать вычеты нельзя.

Учение Аристотеля имеет большое методологическое значение не только в светских, гуманитарных дисциплинах, но и в теологии: например, в проблемах доказательства бытия Бога, соотношение номинализма и реализма и т.д.

Отечественный философ Мамардашвили писал о том, что (ссылаясь на Декарта) реальность Бога - это дух, а не физическая реальность. Поэтому, раз есть понятие " Бог", то значит есть Бог. Только Бог существует в виде идеи.

Уже в античной философии онтологическая проблематика в период классики перестала сводиться к представлениям наивного материализма о бытии только как о материально-вещественном существовании. В концепции Платона и Аристотеля обосновывается представление о бытии эйдосов (идей), понятий (идей). В дальнейшем развитие философии такие онтологические представления нашли свое выражение: в Средневековье - у реалистов; в Новое время - у дуалиста Декарта, у представителей субъективного идеализма (Юм, Беркли), у Канта, у Гегеля; в ХХ веке - в философских течениях субъективного идеализма (экзистенциализма, феноменологии - бытие понимается как поток сознания в экзистенцианализме или как онтологические основания - феномены).

Античная диалектика.

 

Диалектика от слова диалог - метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте.

Противоположности - это такие стороны процессов, которые взаимно отрицают друг друга, но при этом друг без друга не существуют, дополняют друг друга, составляя единое целое.

В античной диалектике выделяются 2 школы: милетская школа (это натурфилософская школа, перенос отношения диалога на природные силы) и элейская школа (исследовала диалектику мышления).

Создателем диалектики как метода мышления считается Сократ. Он описал различные методы ведения диалога.

1) ирония - доведение до абсурда мысли собеседника при видимом с ним согласии

2) майевтика -? мысли с помощью наводящих вопросов, реплик.

Сократовская диалектическая традиция развивалась в западной и евразийской философии в самых различных вариантах и в виде: стихийно-диалектического метода (когда философ прямо не рефлектирует свой метод как диалектический) и в виде экзистенциальной диалектики (С. Кьер Кегор ХIХ в.) и в виде материалистической диалектики (Маркс, Энгельс, Ленин).

По мере развития диалектики в рамках диалектико-материалистической философии появилось следующее определение диалектики: Диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления, а также метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте.

Значение и смысл понятия. Аспекты значения понятий.

 

Значение понятия - это его объем, т.е. класс предметов, которые обозначаются этим понятием.

Смысл понятия - это совокупность свойств, при наличии которых предмет может быть назван данным понятием. В юриспруденции различение значения и смысла понятий имеет большое методологическое значение:

- законодатель употребляет в нормах термины, которые не имеют четко определенного смысла (например, понятие фашизма).

Очень важно, чтобы эксперты, филологи, лингвисты основывали свои заключения не только на словарных данных, но и на современных теориях значения понятий. Этим занимается юридическая герменевтика.

- далек от четкого решения вопрос о том, что такое " оценочные понятия" в праве. Авторы-правоведы пытаются разрешить эту проблему, обходясь без философской теории понятия. В ХХ веке разработкой теории понятий занимались позитивисты, неопозитивисты, постпозитивисты, постструктуралисты.

Постструктуралисты, как правило, не различают значение и смысл понятий: Ролан Барт вместо этого выделил аспекты понятий:

- символический аспект понятий: это соотношение обозначаемого (понятие) и обозначающего (слово).

- парадигмальный аспект понятий: это словарный, значение слова в словаре.

- синтагматический аспект понятий: это аспект понятий в данном тексте.

 

Аксиологическая проблематика в античной философии (Сократ, киники, киренаики).

 

Аксиологическая или смысложизненная проблематика в античности отражает и современные этические типы. В учении Сократа нашло свое выражение античное мировоззрение: счастливым и свободным можно быть только не нарушая законов миростроя, действуя в соответствии с ними. Законы миростроя доступны только разуму человека, поэтому только живя по разуму можно жить добродетельно, т.е. достигать благ. В античном мировоззрении жить по разуму = жить по природе.

Этика киников. Концепция:

1) для того, чтобы быть свободным и счастливым, нужно жить по природе.

2) для этого надо отказаться от всего " лишнего" (" избыточного" )

3) основа: у человека все можно отнять, обладая благами человек боится их потерять, поэтому заранее отказавшись от них человек счастлив и свободен.

 

Этика киренаиков. Концепция:

1) человек похож на осажденную крепость. Его осаждают собственные страсти.

2) надо использовать возможности для наслаждения, но нельзя попадать от них в зависимость.

Девиз киренаиков: владею всем, но ничто не владеет мной.

Сравнить с девизом киников: не владею ничем, чтобы ничто не владело мной.

Этика Эпикура.

 

Концепция:

1) человека делает несвободным и несчастливым страх к смерти

2) все аффекты (страсть) разрушительны

3) единственный аффект (страсть), который позволяет противостоять губительному влиянию страстей - это страсть к познанию

4) поэтому смысл жизни - в достижении атараксии (невозмутимости духа).

5) атараксия достигается путем аскезы (философствования в сообществе единомышленников).

Эпикуреизм транслировался в Римской, Европейской культуре, но в его превратном понимании: наслаждение постепенно стало сводиться к чувственным излишествам.

Этика Канта.

 

1* Критерии морального.

 

По Канту человек принадлежит двум мирам:

1) как чувственное, телесное существо он включен в цепь естественных причинно-следственных отношений, поэтому не свободен.

2) как существо разумное человек свободен.

Кант выделял 2 вида поступков:

1. моральные. Критерий морального поступка: единственным мотивом поступка является намерение следовать моральной норме (даже вопреки своим страстям и выгоде).

2. легальные. Это в моральном смысле, т.е. не нарушающий моральных норм, но и не связанный с ними.

Кант ставит вопрос - при каких условиях нарушение моральной нормы не является безнравственным (ведь новые нормы не принимаются законодательно, а укореняются за счет старых, что означает, что при определенных условиях нарушение моральных норм может содержать в себе предпосылки новых).

 

2* Кант: моральные императивы.

 

В истории этической мысли вошли кантовские императивы, которые по смыслу неразрывно взаимосвязаны:

1) категорический императив (" действуй так, чтобы максима твоей воли могла бы стать актом всеобщего морального законодательства" )

- императив - это объективный принцип долженствования (объективный - значит не зависящий от субъекта, который им руководствуется, это правило общее для всех, но влияет на поведение каждого все-таки изнутри, т.е. лишь постольку, поскольку руководствуется разумом, т.е. свободен)

- максима - это субъективный принцип долженствования, т.е. внутреннее правило поступка, которым руководствовался субъект.

- долженствование - это следование норме без принуждения.

По Канту, наше поведение оказывает влияние на других людей. Отсюда принцип " обратимости зла": закон твоего неблаговидного поступка вернется к тебе в поведении других людей" (и в морали, и в праве нарушая эту одну норму подрываешь право в целом).

 

2) практический императив - " относись к человечеству в своем лице и лице всякого другого как к цели, а не как к средству".

Гегель называл пробобемизмом создание некоторой морально-этической системы для оправдания своего неблаговидного поступка.

Категорический императив без практического недействителен, потому что без него - это принцип самозаконности (у Ницше - сверхчеловек)

" Действуй так, как если бы ты хотел, чтобы в отношении тебя действовал тот же закон, которым ты руководствуешься в своем поступке".

 

Кант о предмете философии.

Кант совершил «коперниканский» переворот в в понимании предмета философии (у Коперника поменялись местами Земля и Солнце). Кант же ввел понятие трансцендентального субъекта, который изначально обладает доопытными (априорными) познавательными способностями и поэтому является активной стороной в процессе познания (субъект конструирует объект). До Канта в философии нового времени доминировали представления об эмпирическом субъекте, которому предписывалась пассивная роль в познании.

Хотя у Канта были предшественники, высказывавшие относительно активной роли субъекта в процессе познания ( Декарт, Локк), Кант считал, что предметом философии – должно быть исследование априорных способностей трансцендентального субъекта и называл свою философскую систему «трансцендентальным идеализмом».

В введении к работе «Критика чистого разума» - 1781 год – Кант рассуждал так:

1. человек подобен строителю: обнаружив, что возведенное им здание покосилось, он заглядывает в фундамент. Если «здание» созданной человеком культуры деформируется, то надо исследовать его «фундамент», т.е. само сознание, потому что «фундамент» всего, что делает человек – это сознание. Таким образом, задача философии – исследовать основания сознания, как бы инвентаризировать его способности.

2. предмет философии по Канту – рефлексия оснований разума, предметом философской рефлексии не может быть внешний мир, ее предмет – лишь сознание.

3. с точки зрения. Канта, философия – это метафизика. Физика изучает природу, а философия изучает то, что находится за пределами природы - сознание.

4. кантовская трактовка предмета философии имеет прямое отношение к европейской философии и науке: Кант считал, что науки, не исследующие своих оснований в разуме – догматические науки. Наука должна быть критической, т.е. исследовать свои основания в разуме, опираясь на философскую рефлексию (на современном языке это значит: философия должна выполнять для науки методологическую роль, а наука без методологических рефлексий – догма). Кант до этой работы стоял на позициях натурфилософии - естествознание умозрительное, где философия пытается подменить естественные науки. натурфилософия сохраняет свои позиции до сих пор и часто выдается за подлинную философию, но Кант указывал, что философия – метафизика и предметом философской рефлексии не м.б. внешний мир.

Мировоззрение и его уровни.

 

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем, на смысл человеческой жизни, истории, на основания и возможности человеческого сознания. М. существенным образом влияет на поведение человека, в том числе и на мыслительное поведение.

 

Уровни:

1) верхний - теоретический уровень М. Это система научно-обоснованных представлений о мире как целом, месте человека в нем...

2) сакральный - это система идеалов и ценностей - как светских, так и религиозных.

3) обыденный - его содержание составляют стандарты повседневных практик - обычаи, суеверия.

Все уровни М. взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Структура философского знания.

 

Философское знание можно структурировать по основаниям:

1) по проблемным областям философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о ценностях).

2) по отраслям философии: история философии, философия истории, политики, культуры, экономики, философия права, эстетика.

3) по историко-культурным периодам: немецкая классическая философия, западно-восточная философия.

4) по философской картине мира (что находится в центре мира): космоцентризм, антроцентризм, натурцентризм, логоцентризм, социоцентризм.

5) по философским направлениям (школам): материализм и идеализм; объективный, субъективный материализм\идеализм; разные виды марксизма; разные виды материализма; вульгарный, диалектический, механический материализм.

В каждом философском направлении свой категориальный, т.е. понятийный аппарат. Термины могут даже совпадать, но смысл будет разный. Например, феноменолог Хайдегер писал, что " Маркс не занимался проблемой бытия", но у Маркса очень часто используется этот термин, дело тут в том, что Маркс и Хайдегер употребляли термин бытия в разных смыслах.


Поделиться:



Популярное:

  1. Глава I. Понятие катарсис в контексте философского учения Аристотеля.
  2. Источники, предмет и методы исторического познания.
  3. Когда мы спим, бессознательное активировано, а механизмы сознательного подавления отключены, и в наших снах обычно иносказательно проявляется то, что блокировано от сознания.
  4. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. БИОЛОГИЯ
  5. Культура античного полиса и зарождение первых форм теоретического познания. Проблема соотношения чувственного и рационального знания.
  6. Мировоззрение, его структура, особенности философского мировоззрения.
  7. Наука и вненаучные формы знания. Критерии научности. Научная картина мира и ее структура. Медицина как целостная система естественнонаучных и гуманитарных знаний.
  8. Общенаучные методы эмпирического познания. Общенаучные методы теоретического познания. Ценность в научном познании.
  9. Органы дознания. Начальник органа дознания. Дознаватель.
  10. Основные философские направления – о методе познания. Эмпиризм Ф. Бекона
  11. Особенности использования в криминалистике методов философского, общенаучного и частнонаучного уровня.
  12. Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1812; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь