Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гносеологическая проблематика в античной философии.



 

Античные философы выделили 2 вида знания: эпистема (сущностное знание, знание о понятиях, оно более всего досутпно ученым, философам) и докса (это мнение толпы, знание случайное, колеблющееся, неточное; толпу редко почещает здравый смысл). Такое разделение несколько напоминает платоновское 2 вида бытия.

Античные философы уделили особое внимание дианойе - это знание, пронизанное нравственность, мудростью.

Учение об истине представлено в нескольких вариантах:

а) алетейя - истина как несокрытость (бытие)

б) софисты изучали субъективные аспекты познания и пришли к выводу о том, что истина зависит от субъекта и метода, которым она получена.

У Платона знание - это припоминание душой того, что она видела в мире Эйдосов.

Эпикур считал, что страсть к обладанию истиной имеет смысложизненный характер: поиски истины в сообществе философов избавляют человека от разрушительного влияния страха смерти и других аффектов.

По Аристотелю знание - это вид обладания. А.: обладание истиной дает высший тип наслаждения.

При всей рациональности античной цивилизации, она была пронизана любовью. И это были высокие духовные чувства.

7. Философия Платона (общая характеристика).

Платона считают родоначальником объективного идеализма.

Платон различал два вида бытия:

1) бытие вечное, неизменное - это бытие идей (эйдоса). Эйдосы нетленны.

2) бытие преходящее, временное, случайное, изменчивое. Это бытие вещей.

Эйдосы более реальны, чем вещи. Они первичны, вечны. В диалоге " Гиппий больший" есть рассуждение: красивая девица, красивый конь, красивый горшок бренны. Что от них останется? Только эйдос прекрасного.

По П. ни одна реально существующая вещь не может полностью воплотить в себе эйдос своего класса 9не может быть реально существующего идеального яблока, плода, мужчины, женщины, реального государства). Это положение имеет большое методологическое значение и сегодня: оно опровергает возможность реального или реально существующего идеального государства (государство, полностью воплотившее в себе эйдос государства).

В каждом утописте, предлагающем проект идеального государства сидит тоталитарист, который знает истину, знает пути к благополучию и ради этого готов на любые жертвы со стороны верящих в него масс.

Один из знаменитых философов ХХ в. Карл Поппер в книге " Открытое общество и его враги" много критикует Платона за то, что он, якобы, в своих работах о государстве, законах заложил основы тоталитаризма, тотемизма. Однако, он не совсем прав, потому что его теория эйдосов как раз может послужить основанием для критики теории идеального государства, для критики этатизма. (У Платона все философские идеи выложены в диалогах).

У П. существует два мира: мир вещей и мир идей (гиперурания). Идеи у него расположены по иерархии: высшая идея - идея блага, прекрасного; низшая идея - идея утвари. Душа человека обращается (метемпсихоз) между миров вещей и миром идей. Она приходит из мира вещей, а со смертью человека уходит в мир идей с приобретенным опытом и воспитанием. Познание П. уподобил припоминанию душой того, что она видела в мире идей\эйдосов. Философы могут быть самыми лучшими правителями, потому что их душа лучше всего припоминает то, что видела в гиперурании.

Многие идей П. послужили методологическим основанием для исследования проблем самого широкого спектра во все последующие эпохи (теологи-богословы, политики, философы)

8. Философия Аристотеля (общая характеристика).

 

Аристотель ученик Платона критиковал учителя: он считал, что идеи не могут существовать отдельно от вещей.

По Аристотелю, каждая вещь есть результат соединения бесформенной материи (гилии) и эйдоса (бесплотной формы). Для обозначения материи А. употреблял древне-греческое слово " гиле" (дерево для обработки).

По А. форма (эйдос) неотделимо от вещи.

Аристотелевская методология может быть применена к юридической проблеме суррогатного материнства: генетическая форма принадлежит родителям-донорам. Они придают ребенку эйдос (форму), а суррогатная мать дает ему гиле (телесность), потому что в генетической составляющей ее нет.

По А. понятие - это другая форма бытия: вещь (явление) существует в предметной и понятийной форме.

Предметная форма без понятийной невозможна, потому что понятие сообщает " чтойность" вещи (явления). Чтойность - это сущность вещи (явления). сущность - это основа всех свойств вещи (явления) выраженная в понятии (лошадь-лошадность).

А. является автором понятия субстанции (термин латинский). Субстанция - это бытие ничем вне себя не обусловленное, не имеющее внешних причин, причина самого себя. Субстанция - это сущность, понятая как бытие. синонимы субстанции - форма, эйдос, чтойность, бытие, сущность.

А. говорил, что от сущности нельзя отнять ни кусочка, она неделима. А вещь, которая содержит эту чтойность делима.

Эта методология может быть применена к понятию государства: в современном мире ослабленное государство, в принципе. находится под защитой мирового сообщества на основе норм международного права (например, Кувейт, Югославия) Дело в том, что чтойность государства не зависит от его состояния. Сущность государства сохраняется независимо от состояния, поэтому его суверенность неприкосновенна. В политике двойные стандарты недопустимы, нормы международного права должны действовать в соответствии с понятиями, которые определяются международным сообществом.

Значение и смысл понятия. Аспекты значения понятий.

 

Значение понятия - это его объем, т.е. класс предметов, которые обозначаются этим понятием.

Смысл понятия - это совокупность свойств, при наличии которых предмет может быть назван данным понятием. В юриспруденции различение значения и смысла понятий имеет большое методологическое значение:

- законодатель употребляет в нормах термины, которые не имеют четко определенного смысла (например, понятие фашизма).

Очень важно, чтобы эксперты, филологи, лингвисты основывали свои заключения не только на словарных данных, но и на современных теориях значения понятий. Этим занимается юридическая герменевтика.

- далек от четкого решения вопрос о том, что такое " оценочные понятия" в праве. Авторы-правоведы пытаются разрешить эту проблему, обходясь без философской теории понятия. В ХХ веке разработкой теории понятий занимались позитивисты, неопозитивисты, постпозитивисты, постструктуралисты.

Постструктуралисты, как правило, не различают значение и смысл понятий: Ролан Барт вместо этого выделил аспекты понятий:

- символический аспект понятий: это соотношение обозначаемого (понятие) и обозначающего (слово).

- парадигмальный аспект понятий: это словарный, значение слова в словаре.

- синтагматический аспект понятий: это аспект понятий в данном тексте.

 

Аксиологическая проблематика в античной философии (Сократ, киники, киренаики).

 

Аксиологическая или смысложизненная проблематика в античности отражает и современные этические типы. В учении Сократа нашло свое выражение античное мировоззрение: счастливым и свободным можно быть только не нарушая законов миростроя, действуя в соответствии с ними. Законы миростроя доступны только разуму человека, поэтому только живя по разуму можно жить добродетельно, т.е. достигать благ. В античном мировоззрении жить по разуму = жить по природе.

Этика киников. Концепция:

1) для того, чтобы быть свободным и счастливым, нужно жить по природе.

2) для этого надо отказаться от всего " лишнего" (" избыточного" )

3) основа: у человека все можно отнять, обладая благами человек боится их потерять, поэтому заранее отказавшись от них человек счастлив и свободен.

 

Этика киренаиков. Концепция:

1) человек похож на осажденную крепость. Его осаждают собственные страсти.

2) надо использовать возможности для наслаждения, но нельзя попадать от них в зависимость.

Девиз киренаиков: владею всем, но ничто не владеет мной.

Сравнить с девизом киников: не владею ничем, чтобы ничто не владело мной.

Этика Эпикура.

 

Концепция:

1) человека делает несвободным и несчастливым страх к смерти

2) все аффекты (страсть) разрушительны

3) единственный аффект (страсть), который позволяет противостоять губительному влиянию страстей - это страсть к познанию

4) поэтому смысл жизни - в достижении атараксии (невозмутимости духа).

5) атараксия достигается путем аскезы (философствования в сообществе единомышленников).

Эпикуреизм транслировался в Римской, Европейской культуре, но в его превратном понимании: наслаждение постепенно стало сводиться к чувственным излишествам.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1140; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь