Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Размер и размещение заглавия газетыСтр 1 из 8Следующая ⇒
Постоянные элементы газеты Структура любой газеты состоит из определенных постоянных элементов, которые переходят из номера в номер без принципиальных изменений. К таким элементам можно отнести заглавие газеты, текст с заголовками и иллюстрациями. Для разделения текстовых материалов и иллюстраций используются различные разделительные средства: линейки, пробелы и т.д. К постоянным элементам номера относятся также служебные детали, то есть колонтитулы, выходные сведения. Компонуя и верстая номер, дизайнеру и верстальщику приходится учитывать целый комплекс постоянных элементов, поскольку все они являются обязательными элементами макета газеты. Заглавие газеты Как театр начинается с вешалки, так газета начинается с заглавия, ибо в киоске или на лотке газету отличают и выбирают по этому элементу. Поэтому качественное его художественное и техническое оформление исключительно важно. Основные элементы заглавия Заглавие (заголовочная часть) газеты состоит из нескольких основных элементов — это название газеты, слоган (или, как его называли в советское время, «постоянный призыв»), наименования издателя или/и указания, в чьих интересах издается газета, календарных сведений, порядкового номера, года начала издания, цены, которая, кстати, может и отсутствовать. Иногда здесь же указывают периодичность выхода газеты. Газеты, отмеченные правительственными наградами, помещают их изображения в заголовочной части. Название газеты обычно состоит из одногодвух слов и часто имеет символическое значение («Труд», «Звезда», «Молот» и др.) или указывает на характер издания и круг его читателей («Строительная газета», «Спортивный вестник» и др.). Название газеты может быть наборным, но в большинстве случаев его заказывают дизайнеру и затем помещают в виде векторной графики. Слишком сложный замысловатый рисунок шрифта, выбранный для названия, является моветоном, поскольку название должно быть ясным и четким, а оформление его не должно разительно отличаться от общего стиля дизайна газеты. Кроме того, название газеты как рисунком шрифта, так и размерами должно выделяться среди других заголовков первой полосы. Над названием или под ним размещают слоган, который в настоящее время уже может отсутствовать, хотя в недавнем социалистическом прошлом он был обязательным и в подавляющем большинстве газет верстался в одну строку. Слоган обычно набирают светлым строчным или прописным шрифтом простого четкого рисунка размером 1012 пт. При использовании курсива в названии газеты слоган рекомендуется для контраста набирать прямым шрифтом, а при прямом начертании букв заголовка — курсивным. Слоган обычно подчеркивают тонкой прямой линейкой. Под названием газеты помещают информацию, чьим изданием она является или для кого предназначена. Такие сведения обычно набирают в одну или две строки строчным или прописным шрифтом 810 пт, чаще всего прямого полужирного начертания. Календарные сведения — это указание даты выпуска: день недели, число, месяц, год. К ним нередко присоединяют порядковый номер, год начала издания газеты и цену отдельного выпуска (необязательный элемент). Эти данные могут быть оформлены двумя способами. Первый — оформление строкой: все элементы заголовочной части располагают одной длинной строкой под названием газеты. Например, в центре строки помещают название дня, дату, месяц и год; слева — год начала издания и порядковый номер (часто он состоит из двух частей: номер выпуска с начала текущего года, а в скобках — номер по счету с начала издания данной газеты); справа — цену отдельного выпуска. Такую строку помещают между двумя прямыми горизонтальными линейками и делят короткими вертикальными линейками на три части. Календарные сведения, оформленные строкой, обычно набирают шрифтом полужирного прямого начертания 810 пт. Название дня недели иногда выделяют прописным шрифтом того же кегля или более крупным шрифтом, например 12 пт. Второй вариант оформления календарных сведений — так называемый календарик в рамке из тонких прямых или волнистых линеек, имеющий вид листка отрывного календаря. Внутри рамки сведения располагают отдельными строками, обычно в следующем порядке: сверху — номер выпуска, набранный шрифтом 810 пт, затем — название дня недели, прописным шрифтом 1012 пт; число выделяется крупным шрифтом 1624 пт; под ним ставят название месяца, набранное прописным шрифтом 812 пт; последней строкой — год, для набора которого применяют шрифт 810 пт. Высота календарика должна примерно в полтора раза превышать его ширину. В принципе, такой календарик не обязательно должен както обрамляться — например, в «Московском комсомольце» он размещается на белом поле в три строки. Над календариком ставят указание на год начала издания, под ним — цену отдельного выпуска. Эту информацию набирают строчным шрифтом светлого или полужирного начертания 810 пт. Под ценой иногда размещают данные о периодичности выхода издания (обычно это делают в ежедневных газетах). Если, например, изменяется размер заголовка газеты, то можно пользоваться разными вариантами оформления календарных сведений: заменять обычную строку календариком, и наоборот. Размер и размещение заглавия газеты Обычно заглавие газеты имеет постоянный размер. Иногда оно располагается по всей ширине первой полосы одной большой строкой. Такой заголовок весьма эффектен, ярок, хорошо смотрится. Однако в большинстве газет заголовок занимает лишь часть всего формата полосы, и этот вариант размещения заголовка обеспечивает дополнительные возможности для оформления первой страницы, позволяя более рационально использовать место рядом с заголовочной частью, а также перемещать ее на полосе. При необходимости можно менять и размер заглавия газеты, но обязательно с сохранением его рисунка. Традиционное расположение заглавия газеты — вверху слева, над первыми колонками первой страницы, хотя в некоторых газетах, особенно ориентированных на молодежную аудиторию, заглавие все чаще помещается в другие места первой полосы. Порой заглавие сдвигают вниз, а на освободившемся месте, в начале номера, размещают важное сообщение или актуальную информационную подборку. Сдвигать заглавие слишком низко не рекомендуется, дабы не нарушить равновесие материалов на странице. А уж чего точно делать не следует, так это сдвигать со своего обычного места заглавие, занимающее всю ширину полосы, — в этом случае оно может разделить первую страницу газеты на две части, нарушив ее целостность. В некоторых газетах заголовочную часть печатают (постоянно или в отдельных номерах) вторым цветом. Чаще всего так выделяют само название газеты. Иногда цветную плашку подкладывают под заглавие. Цвет может использоваться как для выделения заглавия целиком, так и для отдельных его частей. Разделительные средства К разделительным средствам относятся рамки, линейки, концовки, пробелы и различные фигурные элементы (звездочки, ромбики и т.п.). Они используются для разделения текстовых и иллюстрационных материалов и для выделения важнейших из них. Линейки В газете используют линейки разных типов. Текстовые колонки на газетной странице раньше всегда разделяли с помощью шестипунктовых (около 2, 25 мм) прямых межколонных линеек. Такие линейки позволяют выровнять текстовые колонки. Но нередко межколонные линейки заменяют межколонными пробелами. Газетная страница с межколонными пробелами выглядит привлекательнее и смотрится чище, чем с линейками. Без межколонных линеек наборная строка, как говорится, «свободнее дышит», поскольку ограничение ее пробелом облегчает чтение. Кроме того, удаление межколонных линеек позволяет яснее выделять важнейшие материалы номера, четче разграничивать основные рубрики и разделы газеты: тогда на полосе видны только разграничительные и выделяющие линейки. Ширина пробела обычно 812 пт. (примерно 34, 5 мм), но более широкие пробелы полосу отнюдь не украшают. Пытаясь устранить этот недостаток, неопытные верстальщики устанавливают двойные разделительные линейки, но положения это не спасает. В подобном случае рекомендуется несколько увеличить формат текстовых колонок. При создании узких текстовых колонок желательно применять межколонные линейки, что предотвращает возможное слияние соседних строк. Для разделения соседних подборок, размещенных на одной странице номера, а также в целях отделения подвала или другого крупного материала от стоящего над ним или рядом с ним текста используются различные линейки — прямые двойные тонкие, рантовые, волнистые, актированные (с частой поперечной насечкой), ассюре (с частой продольной насечкой) и др. В малоформатной газете кегль линеек обычно 2, 4, 6, 8 пт (примерно 0, 75; 1, 5; 2, 25; 3 мм соответственно), в крупноформатной возможно его увеличение до 16 пт и более. В частности, 16пунктовые линейки когдато использовали в «Литературной газете». Для установки подобных разделительных линеек, разумеется, следует обеспечить соответствующие по величине пробелы. При определении величины пробела учитывают ширину линейки и необходимость ее отбивки с обеих сторон. Концовки Для отделения расположенных друг над другом газетных текстов применяют концовки (кончики) — короткие тонкие линейки разной величины. Более заметное отделение текста достигается с помощью так называемых усиков — концовок с утолщением в середине. Фигурные элементы Для разделения текстов по вертикали, выделения заголовков и подзаголовков, авторских подписей — при их установке над материалами — применяют и фигурные элементы: ромбики, звездочки, точки и прочие подобные украшения различных конфигураций и размеров. Фигурными элементами иногда заменяют и концовки, при этом звездочками или крупными точками часто отделяют текст статьи от заголовка расположенной ниже заметки. Служебные детали К служебным деталям газеты относятся колонтитул и выходные сведения. Колонтитул На всех страницах газетного номера, кроме первой, ставится колонтитул, куда входят название газеты, дата ее выхода, номер страницы. Иногда указывают и номер выпуска. Колонтитул может быть оформлен верхней строкой, которая размещается над полосой на весь ее формат и отбивается снизу от текста газеты прямой линейкой — тонкой, полутупой или рантовой. У наружного края линейки ставят номер страницы, у внутреннего края — дату выхода (число, месяц, год), иногда и номер выпуска. Между ними, на середине формата полосы, помещают название газеты. Колонтитул обычно набирают шрифтом 810 пт прямого полужирного начертания. Такой колонтитул хорошо виден на странице. Часто пользуются еще одним вариантом оформления колонтитула — боковиком, когда этом колонтитул устанавливают не на весь формат полосы, а лишь на ее часть. В боковике указывают название газеты и номер страницы, который полезно выделить цифрой крупного кегля, причем иногда к этому добавляют дату выхода. Такой колонтитул компактен и достаточно ярок. Порой колонтитул переносят вниз и устанавливают нижней строкой на весь формат полосы или боковиком. Нижний колонтитул достаточно хорошо заметен на странице и меньше отвлекает внимание читателя. На развороте, сверстанном без средника, не рекомендуется ставить колонтитулы, поскольку такой разворот представляет собой одну сплошную страницу. Выходные сведения Выходные сведения, помещаемые внизу последней страницы номера, обычно содержат следующую информацию: адрес и телефоны редакции, адрес типографии, номер заказа, а иногда и периодичность выхода газеты. В местных изданиях в выходные сведения нередко включают указание на разовый тираж. Если газета издается на национальном языке, то в выходных сведениях дается русский перевод ее названия. Как и колонтитул, выходные сведения могут быть оформлены в двух вариантах: длинной строкой (на весь формат полосы) либо боковиком. Строку набирают светлым прямым или курсивным шрифтом и отбивают сверху и снизу прямыми тонкими линейками. Боковик набирают на формат стандартной колонки, иногда заключают в рамку и помещают внизу последней колонки. Размерные элементы газеты Каждая газета характеризуется определенными, точно установленными размерными элементами — это формат и объем газеты, количество и формат текстовых колонок на страницах номера. Формат газеты От формата газеты, то есть от размера газетной страницы, зависят как количество и объем публикуемых в номере текстовых и иллюстрационных материалов, так и их расположение и оформление. Формат газеты во многом обусловливает особенности ее верстки, иллюстрирования, использования текстовых и титульных шрифтов, оформления заголовков. В основном формат газеты определяется размерами бумаги, на которой она печатается. Для газет с большими тиражами используется рулонная бумага, для газет с небольшими тиражами (порядка нескольких тысяч экземпляров) — листовая. Когдато в СССР были установлены стандартные форматы газетной печатной бумаги — по ГОСТ 134268. Ее размеры указываются в сантиметрах или миллиметрах. При обозначении листовой бумаги сначала указывают размер меньшей стороны листа, то есть ширину, затем — большей стороны. Бумажные фабрики выпускают листовую газетную бумагу нескольких стандартных форматов: 600 х 840, 600 х 900, 700 х 900 мм и др. В основу выбора этих форматов в свое время было взято, вопервых, то, что полный лист бумаги должен иметь площадь около 1 м 2 (84 х 119 см = 9996 см 2, а вовторых, то, что пропорции сторон листа бумаги должны быть постоянными, независимо от того, в какую долю листа он фальцуется. Такому условию отвечает лист бумаги, в котором короткая сторона относится к длинной как 1: 2 или как 1: 1, 4. При обозначении формата рулонной бумаги указывают лишь ширину роля. Ролевая газетная бумага выпускается в следующих форматах: 420, 600, 840, 1260, 1680 мм и др. В соответствии с размером бумаги устанавливается и формат газеты. Прежде, согласно ГОСТ 925466, газеты выходили в трех стандартных форматах. «Правда», «Известия», подавляющее большинство центральных, республиканских, краевых, областных общеполитических и отраслевых газет, многие молодежные и некоторые крупнейшие городские газеты, в том числе почти все вечерние, выходили форматом А2. Отдельные центральные газеты, часть молодежных, все детские, а также все районные и большинство городских газет издавались форматом A3 (в том случае, если газета печаталась на рулонной бумаге при ширине рулона 600 мм и длине рубки 440 мм, допускалось изменение формата страницы — ширина 300 мм и высота 440 мм). В формате А4 выпускались колхозные, некоторые фабричнозаводские и учрежденческие многотиражные газеты, еженедельное приложение к газете «Советский спорт» — «Футболхоккей», спецвыпуски выездных редакций и т.д. Понятно, что сегодня такой жесткой зависимости формата газеты от ее статуса уже нет, а все определяется финансовыми возможностями и решениями издателей. Отклонения по ширине и высоте газетной страницы устанавливаются техническими условиями. Так, при формате A3 эти отклонения не должны превышать ± 1 мм, однако при печатании на листовой бумаге формата 600 х 840 мм и на рулонной бумаге шириной 600 мм допускается увеличение ширины газетной страницы на величину до 4 мм. В силу различных причин (под влиянием национальных традиций или под воздействием форматов журнальных изданий) отдельные газеты могут иметь нестандартный формат (например, эстонская газета «Эдази» имеет формат 409 х 550 мм). Размерам газетной бумаги соответствуют форматы полиграфического оборудования, которое используется для выпуска газет. Выбирая формат газеты, издатели стремятся обеспечить, с одной стороны, наибольшие удобства для их чтения, а с другой — оптимальные возможности для верстки, размещения материалов, распределения разделов и рубрик газеты. На выбор формата влияют и полиграфические возможности, и особенности производственной базы. Наконец, формат газеты во многом зависит от типа издания и его целевой аудитории. В настоящее время присутствуют две противоположные тенденции. Так, ряд малоформатных газет переходят к большему формату. т аким образом издатели и владельцы газет стремятся поднять престиж издания, переведя его на более «солидный» формат. Однако все большее количество газет, прежде всего еженедельных и специализированных изданий, переходят к малому формату, благодаря чему увеличивается число страниц в газетном номере, что дает дополнительные возможности для распределения и верстки материалов. Газетная полоса От формата газеты, то есть от размеров ее страницы, зависит формат газетной полосы. Полоса — это запечатанная площадь газетной страницы. Полоса всегда меньше газетной страницы, в которую, кроме полосы, входят верхнее, нижнее и боковое поля и часть средника, разделяющего смежные полосы газеты. Обычно полоса занимает 4/5 площади газетной страницы. Размеры полосы когдато считались в типографских квадратах и пунктах, но теперь эти единицы измерения мало кто помнит, поэтому в основном измерения происходят в миллиметрах и сантиметрах, благо современные пакеты верстки позволяют использовать эти единицы. Ширина полосы газеты формата А2 — примерно 388 мм, высота — 535540 мм. Ширина полосы газеты, выходящей в формате A3, может быть примерно 257 мм, высота — 379 мм (данные размеры приведены ориентировочно). При равных размерах полей суммарная площадь двух полос газеты формата А3 будет меньше площади полосы газеты формата А2. В исключительных случаях ширину или высоту полосы могут несколько увеличивать за счет полей. Однако чрезмерно удлинять или расширять полосы не рекомендуется, так как это ухудшает внешний вид страницы. Объем газеты От формата газеты, размеров ее полосы, а также от количества полос номера зависит объем газеты. Чем больше формат, тем, естественно, больше материалов можно поместить в номере. Так, на странице газеты формата А2 при верстке на восемь колонок помещается около 1440 строк (40 320 знаков). В газете, выходящей форматом A3, при верстке на шесть колонок помещается примерно 756 строк (18 900 знаков). Объем номера растет и по мере увеличения количества страниц при постоянном формате газеты. Например, в газете, выходящей на двух полосах форматом A3, подавляющее большинство заметок невелико по размерам (иначе в номере трудно осветить разнообразные темы, интересующие читателей) — здесь достаточно поместить однудве крупные статьи по 150200 строк. Однако в четырехполосной газете того же формата можно напечатать уже четырепять объемных статей. От количества страниц зависит не только общий объем публикаций, но и их размещение в номере. В частности, в четырехстраничной газете основные разделы будут размещаться не так, как в двухстраничной. Кроме того, количество страниц газеты обусловливает особенности ее иллюстрирования — число иллюстраций, их размеры и характер. Так, в малоформатной и малостраничной газете помещают минимальное число иллюстраций, поскольку основная площадь отводится для текстов, здесь редко применяют сложные виды иллюстраций (это, конечно, не касается рекламных материалов). Количество страниц и полос в номере газеты во многом зависит от ее типа и формата. Большинство газет, выходящих в форматах А2 и A3, имеет от четырех до восьми полос, а неежедневные газеты обычно издаются на большем количестве полос. Текстовые шрифты Газетные тексты набирают, как правило, шрифтами прямого светлого начертания. Если прежде основными текстовыми шрифтами были шрифты таких гарнитур, как Литературная или Times New Roman, то в последнее время ими пользуются все реже. Крупные издания все чаще применяют для набора текстов так называемые фирменные (монопольные) шрифты. Для этого их заказывают у одного из российских производителей шрифтов: ParaType, LetterHead, DoubleAlex, InterType Studio и т.д. Использование фирменных шрифтов поднимает престижность изданий и вызывает доверие к подаваемой ими информации. Широкое распространение в газетах получают шрифты с широким четким очком, удобочитаемые даже в мелких кеглях. Обычно для набора газетных текстов применяют шрифты кеглей 610 пт. Величина междустрочного пробела существенно влияет на удобочитаемость текста: при увеличении этого пробела облегчается восприятие текста читателем, а когда он меньше высоты строки, то восприятие текста ухудшается. Опыт показывает, что для обеспечения удобочитаемости величина междустрочных пробелов должна равняться по крайней мере величине пробелов между словами. По мнению некоторых, она должна составлять 110% от высоты строки. Выделения в тексте Для выделений в тексте какоголибо слова, предложения, абзаца или раздела статьи обычно применяются шрифты тех же кеглей и гарнитур, что и для набора самих текстов, но не прямого светлого начертания, а полужирные прямые или курсивные светлые. Полужирные шрифты дают более интенсивное выделение, чем курсив. Курсив выглядит красиво, но воспринимается хуже, чем шрифт прямого начертания. Иногда для выделений в тексте применяют шрифт другой гарнитуры. Существует еще одно средство выделения в тексте — разрядка, то есть увеличение промежутков между буквами выделяемого слова. Нежелательно применять разрядку для выделения относительно большого по размеру участка текста, так как в этом случае затрудняется процесс чтения. При наборе текста вразрядку должен пропорционально увеличиваться промежуток между выделяемыми словами. В газетах нередко применяют и различные нешрифтовые средства выделения в тексте, одним из которых является боковой отступ (втяжка). Он используется для выделения какоголибо абзаца или раздела статьи, который набирают на меньший формат, чем остальной текст. Отступ бывает как односторонним, так и двусторонним. К средствам выделения относится и боковая линейка — тонкая или полужирная, одинарная или двойная, установленная вертикально рядом со строками, к которым хотят привлечь внимание читателя. Чаще боковую линейку используют в газетах, где текстовые колонки разделяются межколонными пробелами. В некоторых изданиях боковую линейку объединяют с боковым отступом, и тогда линейку устанавливают в просвете, образованном отступом. Реже используется подчеркивание отдельных слов и предложений тонкой или полужирной линейкой. Это связано с тем, что для установки линейки требуется увеличить междустрочный пробел, что не всегда желательно и не всегда красиво. Чтобы усилить выделение, можно сочетать шрифтовые средства с нешрифтовыми. Так, в некоторых газетах выделяемый абзац набирают полужирным шрифтом или курсивом с боковым отступом, иногда даже соединяя его с боковой линейкой. Авторская подпись Подавляющее большинство газетных материалов публикуется с авторской подписью, которую обычно помещают в конце статьи или заметки под последней строкой текста. Авторская подпись состоит из первого инициала автора и его фамилии (полностью). Иногда сюда добавляются должность, звание, страна, город и т.д., и в этом случае подпись разбивается на несколько строк: в первую строку входят инициал и фамилия, а под ними, на второй строке, ставят должность/звание. Авторскую подпись выключают вправо, отбивая ее от межколонной линейки кегельной. Важно установить единообразие в наборе авторской подписи. Распространенная ошибка — разнобой в шрифтовом оформлении. Нередко в одной и той же газете, даже в одном и том же номере подписи оформлены поразному: строчным и прописным шрифтом, прямым и курсивным, светлым и полужирным. Часто шрифт авторской подписи ставят в зависимость от шрифта, которым набран газетный материал: если, например, заметку набирают светлым прямым, то фамилию автора делают полужирным прямым, а если заметка набирается светлым курсивом (что само по себе редкость), то и подпись оформляют курсивом, но полужирным. Рекомендуется набирать фамилию автора полужирным прописным шрифтом. Звание (должность) набирают строчным полужирным того же кегля. В конце первой строки подписи во многих газетах ставят запятую, иногда точку. В зависимости от этого вторую строку, то есть указание должности (звания), набирают со строчной или прописной литеры. В конце подписи ставят точку (рис. 1). Если ширина колонки позволяет, то подпись можно набирать и в одну строку. Выбрав какойлибо вариант оформления авторской подписи, следует в дальнейшем придерживаться его, не допуская отклонений.
Рис. 1. Оформление авторской подписи
Если в конце заметки дается территориальная ссылка, ее набирают светлым прямым строчным или прописным шрифтом, помещают отдельной строкой ниже авторской подписи и выключают влево (рис. 2).
Рис. 2. Вариант оформления авторской подписи
Групповую подпись, состоящую из нескольких фамилий, можно оформить столбцом, располагая фамилии одну под другой и каждую выключая вправо. Если редакция хочет подчеркнуть значение какоголибо текста, она может перенести фамилию автора в начало материала. Это обычно относится к фамилиям крупных общественных деятелей, известных ученых, писателей и т.д. В таком случае фамилию автора можно поставить над заголовком материала, рядом с ним или под ним. Под заголовком авторскую подпись помещают целиком, в несколько строк, выключая их по центральной оси материала. Если заметка разверстана на три колонки, то авторскую подпись устанавливают на средней колонке; при двухколонной разверстке материала подпись размещают по центральной оси под серединой заголовка. Такую подпись целесообразно отбить от заголовка и от нижестоящего текста звездочками, ромбиками и тому подобными наборными украшениями или короткими линейками. Помещая фамилию автора под заголовком, следует проверить, не возникает ли неудачное смысловое сочетание. Подпись к иллюстрации Большинство иллюстраций в газете сопровождается подписью; исключение составляют лишь те иллюстрации, на которые даются ссылки в тексте: «см. фотоснимок» и т.п. Подпись часто отбивают от текста заметки прямой тонкой линейкой на весь формат иллюстрации. Если иллюстрация играет на полосе самостоятельную роль, то подпись к ней принимает вид развернутой текстовки. Обычно она состоит из двух частей: вступления, в котором даются общие сведения об иллюстрации, и собственно подписи — объяснения, что конкретно показано на фотоснимке или на рисунке. Вторая часть подписи ставится после указания «на снимке» или «на фото». Обе части текстовки в большинстве случаев помещают под иллюстрацией. Но иногда их разъединяют: первую часть, набранную с абзаца, ставят над иллюстрацией, вторую — под ней. Возможны и другие варианты размещения подписи — полностью над иллюстрацией или сбоку от нее. В этом случае текстовку (иногда вместе с иллюстрацией) можно заключить в рамку, отделяющую ее от соседнего текста. Сейчас подписи часто стали помещать прямо на рисунок или на фотографию. Подпись набирают светлым или полужирным шрифтом на формат иллюстрации. Обратите внимание на выделения в текстовке, поскольку при этом часто допускают ошибки. Например, чтобы выделить фамилии людей, показанных на снимке, их набирают прописными буквами. При наборе подписи светлым строчным шрифтом фамилии, как и указание «на снимке», лучше дать полужирным. Если подпись оформляют полужирным шрифтом, то выделения в ней производят светлым, иногда с применением разрядки. В конце подписи отдельной строкой ставят фамилию фотографа или художника, набранную светлым или полужирным строчным шрифтом и с выключкой вправо. Если иллюстрация заверстана в текст газетного материала, то подпись к ней часто ставят в конце заметки, после фамилии автора. Подпись отделяют от текста заметки прямой тонкой линейкой и набирают с абзаца. Указание «на снимке» и фамилии выделяют шрифтом. Эпиграф Иногда между заголовком и иллюстрацией или текстом заметки помещают эпиграф — цитату из какоголибо произведения или, например, выдержку из новости, давшей повод для написания материала в газету. Эпиграф набирают на формат, не меньший и не превышающий двух третей половины формата текста основного материала. Для эпиграфа выбирают шрифт, отличающийся по гарнитуре или по начертанию от шрифта, которым набрана заметка. Размер шрифта для эпиграфа обычно на ступень меньше кегля шрифта, которым оформлена заметка. Если эпиграф ставят над статьей, разверстанной на три и более колонок, рекомендуется разместить его над первой или двумя первыми колонками. Инициал (буквица) Инициалом называют прописную литеру крупного кегля (1624 пт.), которая врезается в начало первого слова или первых двухпяти строк статьи либо заметки и применяется для обозначения начала газетного материала или его разделов (поэтому иногда инициал называют фонарем), а также для украшения текста. Во всех случаях, когда заголовок заметки сдвинут со своего обычного места и когда текст начинается не изпод заголовка, в начале материала ставится инициал. Это, в частности, относится к газетным «подвалам». Чтобы инициал был хорошо заметен, для него чаще всего подбирают литеры полужирных прямых начертаний, но иногда красиво выглядят и инициалы, набранные светлым шрифтом. Если текст заметки набран курсивом, то для инициала выбирают курсивную литеру. Высота инициала обычно равна двум, а иногда и трем текстовым строкам. Продолжение первого слова, в которое врезан инициал, принято набирать прописными буквами шрифта того же начертания, которым оформлен начальный абзац текста, или капительным начертанием, если таковое имеется. Верх очка инициальной литеры должен соответствовать верху прописных литер, которыми набрано слово. Цифры обычно инициалом не оформляют. Если в начале статьи стоит какоелибо число или дата, рекомендуется набрать его прописью, чтобы затем оформить первую букву как инициал, то есть вместо «33 богатыря» набрать «Тридцать три богатыря» и т.д. Так же поступают и с сокращенными обозначениями имен собственных, с которых начинается статья. Например, вместо «С. Иванов дал интервью» надо набрать «Сергей Иванов дал интервью». Если в газете применяется второй цвет, его можно использовать и для оформления инициалов, поскольку такие инициалы хорошо выделяются на странице. Газетные заголовки, их виды и оформление Заголовки и «лицо» газеты Заголовки относятся к важнейшим элементам оформления газеты, ибо они управляют вниманием читателя. Заголовки помогают читателю быстро ознакомиться с номером, получить представление о содержании его материалов, выбрать самое главное и интересное. От характера и оформления заголовков в значительной степени зависит, будет ли прочитан тот или иной материал. При неудачном выборе заголовка или при неправильном его оформлении воздействие сообщения на читателей резко снижается: статью с невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают и, следовательно, не читают. И наоборот, яркий и правильно оформленный заголовок повышает эффективность материала. Мы уже привыкли к броским заголовкам, но как же тяжело жилось читателям газет, выходивших в России и других странах 200250 лет назад! В то время в начале каждого сообщения в газете чаще всего указывались только географический пункт, то есть название города, откуда оно пришло, и дата его направления в редакцию. Лишь в первой половине XIX века появились заголовки, и на первой странице стали помещать своеобразный указатель публикуемых материалов, нечто вроде современного раздела «Сегодня в номере», где были сгруппированы заголовки важнейших статей — сообщения об их содержании. Постепенно заголовки начали появляться и на других газетных страницах: сначала над фельетонами, литературными материалами, а затем над важнейшими статьями и сообщениями. Интересно отметить, что в зарубежных газетах заглавие статьям и заметкам прежде давали не авторы, а особые специалисты — «заголовочники». Заголовки, которые они подбирали для газетных материалов, как правило, носили сенсационный характер и были довольно слабо связаны с содержанием. В редакциях часто говорят, что газетный заголовок должен «работать». Это означает, что он должен быть интересным настолько, чтобы привлечь внимание читателя, даже заинтриговать его и уж во всяком случае побудить прочитать или хотя бы просмотреть статью. Лучше всего «работает» короткий заголовок, сжато, энергично, а порой и афористично выражающий главную мысль материала. Длинный, растянутый заголовок утомителен для читателей, требует от них усилий, чтобы прочитать его до конца. Оформление заголовка должно соответствовать его значению, важности статьи или заметки, к которой он относится. Содержание газетного материала, его место в номере, смысловая нагрузка заголовка — все это определяет приемы его технического оформления и те средства, которые будут для этого использованы. Привлекая внимание читателя, любой газетный заголовок должен легко восприниматься и читаться без затруднений. Виды газетных заголовков В газете используется несколько видов заголовков, различающихся по своему назначению, по роли, которую они играют на полосе. Обыкновенный заголовок дает представление о стоящем под ним материале. Почти каждый материал, публикуемый в газете, имеет такой заголовок (об исключениях см. ниже). Подзаголовок — чаще всего тематический — поясняет, уточняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок. Подзаголовок может быть и служебным — в этом случае он указывает на характер и направление газетного выступления, на его литературную форму или на источник получения (например, подзаголовок «От нашего специального корреспондента»). Бывают и внутренние подзаголовки — названия разделов материала, если, например, статья относительно большого объема делится на несколько частей. Рубрика обычно ставится над основным заголовком и чаще всего указывает на раздел газеты, в котором помещается данный материал (например, «Новости спорта»). Рубрика может также характеризовать направление или жанр материала. Шапка — это заголовок, объединяющий несколько газетных материалов, каждый из которых может иметь свой заголовок. Заголовки применяются отдельно или в сочетании друг с другом. В последнем случае они взаимодействуют, давая читателю максимум первичной информации о публикации. Итак, рубрика определяет тематическое направление или характер публикуемого материала; заголовок сообщает о его теме, основной идее; подзаголовок конкретизирует содержание заголовка. Как правило, в газетах используют сочетание двух видов заголовка — рубрики и обыкновенного заголовка или заголовка и подзаголовка. Большинство газетных заголовков — однострочные, но часто встречаются двухстрочные и значительно реже — трехстрочные и многострочные. Чем больше строк в заголовке, тем сложнее его правильно набрать. Набранный крупным шрифтом многострочный заголовок занимает на полосе очень большую площадь и вследствие этого образует темное пятно, которое требуется чемлибо уравновесить. По этой причине многострочные заголовки рекомендуется набирать более мелкими шрифтами. Кроме того, использованию многострочных заголовков препятствует наличие дополнительных заголовков разных уровней (подзаголовка, рубрики и т.п.). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2458; Нарушение авторского права страницы