Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
А вы знаете свою целевую аудиторию?
Профессионализм журналиста состоит не только из того, насколько уверенно он владеет характеристиками различных жанров или может отличить эпитет от метафоры. Для творческого работника очень важно чувствовать реакцию на свой труд, получать отклик со стороны своего читателя. Причем желательны именно оперативные отклики на выступления, пока проблема, что называется, на слуху, не сошла с «повестки дня». Бывает, что мнения аудитории подсказывают журналисту темы дальнейших публикаций. Но часто ли в редакциях прислушиваются к словам читателей? Успех любого сообщения зависит от того, насколько точно журналист передаст суть события и доступно расскажет о нем целевой аудитории. Поэтому, на наш взгляд, с первых дней производственной практики студенту отделения журналистики необходимо задуматься: для кого я пишу, будут ли меня читать? Почему именно на мой текст люди должны обратить внимание? Параллельно с подготовкой материалов изучайте аудиторию вашего издания. Теоретиками журналистики выделяется несколько видов аудитории. Потенциальная – аудитория, которая может прочитать конкретное издание. Допустим, потенциальной аудиторией газеты «Республика Татарстан» являются все жители РТ. Что касается радио- и телевизионных каналов, то их потенциальная аудитория – совокупность населения, проживающая в зоне мощности передатчика. Реальная аудитория – это те люди, которые время от времени читают или смотрят конкретное СМИ. Целевая аудитория – совокупность людей, являющихся постоянными читателями изданий, на которую направлена информационная политика средства массовой информации. Успех каждой редакции зависит от того, насколько адекватно ее коллектив представляет себе, кто является целевой аудиторией издания. Редакции многих федеральных и некоторых республиканских изданий заказывают специальные социологические исследования, для того чтобы изучить не только информационные предпочтения своей аудитории, но и с целью выяснения ее социальных характеристик: возраста, пола, сферы деятельности, профессии, жизненных убеждений, уровня дохода и т.п. Любая аудитория неоднородна по своей совокупности, а сегментирована на социальные группы, к каждой из которых надо найти подходы. Однако такие исследования дороги, а предпочтения читателей (зрителей или слушателей) необходимо изучать постоянно. Вы также можете самостоятельно работать в данном направлении. Однако помните, что вы – не профессиональный социолог, поэтому досконально узнать о тех, кто читает ваше издание, вряд ли получится. Специалисты, организуя фокус-группы, репрезентативные опросы, стараются получить наиболее полную картину обо всех сегментированных аудиторных группах конкретного СМИ. В обычных условиях и в одиночку провести такое исследование невозможно, да и нужно ли? Чтобы понимать, для кого ты пишешь, и постараться вызвать реакцию адресата, не обязательно знать фрагментацию аудитории по полу, возрасту, социальному положению, уровню достатка, образованию, сферам интересов и так далее. Оставьте это для социологов и психологов, а также тех, кто работает в рекламных отделах. На наш взгляд, чтобы иметь успех у читателей, журналисту печатного издания необходимо знать четыре его характеристики: общую тематическую направленность; проблематику, которое оно освещает; язык и стиль подачи сообщений, а также специфику визуально-изобразительного ряда. Каждый из указанных пунктов желательно изучить досконально и время от времени возвращаться к нему. Ведь в современном информационном поле, в котором многие СМИ рассматриваются их учредителями и редакторатом, как бизнес-предприятия, могут переформатироваться и, следовательно, «переключиться» на иные аудиторные группы. Задача журналиста – соответствовать требованиям современности и уметь быстро переориентировать внимание. Вот несколько практических советов, которые помогут по возможности точно определить целевую аудиторию издания, с которым вы сотрудничаете. 1. Обращайте внимание на содержание печатного СМИ, тематические предпочтения редакции. Если газета или журнал позиционирует себя как общественно-политическое СМИ, то значительное место они должны уделить вопросам политической жизни того населенного пункта, в котором распространяются. Издания для деловых людей (например, «КоммерсантЪ», «Ведомости», «Время и деньги») сосредоточены на освещении финансово-экономической ситуации в стране и мире, публикуют текущие котировки акций различных компаний и валюты. Как правило, в «шапке» издания указывается широкое тематическое направление, которое конкретное масс-медиа освещает. Среди печатных СМИ Татарстана множество общественно-политических газет и журналов, есть издания для людей дела, газеты социальных проблем, нишевые (тематические) журналы. 2. Поговорите с руководством редакции СМИ, в котором вы проходите практику, о том, каким оно представляет себе целевую аудиторию своего масс-медиа. Возможно, у учредителя хватает средств на финансирование социологических исследований, позволяющих получить полную картину о читателях, а также их ожиданиях от конкретного СМИ. Попросите отчеты, ознакомьтесь с результатами и выводами социологов, мотивируя это тем, что пусть вы еще всего лишь стажер, но хотите как можно быстрее вникнуть не только в редакционную политику, касающуюся освещения проблем, но и больше узнать об аудитории издания. Узнайте, насколько часто заказываются исследования, кто их проводит, какая методика используется. Однако, насколько нам известно, редакции республиканских газет и журналов крайне редко обращаются к помощи социологов, потому работа профессионалов должна быть оплачена. Поэтому вероятно, что редактор на ваши вопросы о том, какова аудитория данного издания, ответит приблизительно и обтекаемо. В таком случае не остается ничего другого, как изучать читателя самостоятельно. 3. Внимательно вчитайтесь в тексты, самостоятельно определите их проблематику. Возможно, данное издание ничего не говорит или эпизодически сообщает о проблемах, предпочитая констатировать некоторые достижения власти. В основном, такой подход характерен для государственных средств массовой информации, направленных на широкую аудиторию – людей с разным уровнем дохода и социального положения. Подумайте, кому освещаемые темы будут наиболее / наименее интересны? 4. Попробуйте самостоятельно определить, что сейчас наиболее значимо для разных аудиторных групп. Используя свои познания о том, что происходит в стране и мире, постарайтесь наметить тематические ожидания от СМИ, характерные для вашей аудиторной группы (не менее 15). Темы и проблемы сформулируйте как можно конкретнее. Затем обратитесь к некоторым изданиям (например, «Студенческая газета «Молодежь Татарстана» или каким-либо еще молодежным СМИ) и проанализируйте их тематическую палитру. Изучайте не один или два, а, по крайней мере, десять номеров одного издания, потому что по нескольким номерам трудно получить ясную картину в отношении тематического разнообразия текстов. Будет лучше, если вы постараетесь группировать материалы по тематическим направлениям и вести их количественный подсчет. Вскоре предпочтения конкретного издания станут понятны. 5. Следующее, на что необходимо обратить внимание, – язык и стиль подачи сообщений. Если вы видите, что авторы используют некоторые термины (в том числе иностранные), аббревиатуры, ссылаются на официальных лиц, то, скорее всего, аудитория этого издания – люди среднего возраста (от 35 до 50 лет), многие из которых работают в государственных учреждениях. Если в материалах превалирует разговорный стиль, автор выступления обращается к читателю на «ты» – в таком случае, вероятно, перед нами издание, рассчитанное на молодежную аудиторию. В данных СМИ все чаще можно встретить сленг. Кстати, о ком и о чем чаще всего пишет молодежное СМИ? О личной жизни звезд кино и шоу-бизнеса, о новых модных музыкальных проектах, сериалах. Как правило, здесь нет социальных проблем, вместо них – избыточное внимание к людям «тусовки». Основная задача такого формата – развлечь читателя, а не «грузить» его разными социальными проблемами. 6. Важно также оформление номеров. Сейчас тенденция такова, что редакции печатных СМИ стараются отказываться от длинных текстов, заменяя некоторые его части инфографикой. Делается это для удобства восприятия информации. Например, общественно-политические издания (в частности, «Комсомольская правда», «Известия» и другие) дополняют публикации фотографиями, отдельные куски текста публикуют жирным шрифтом или укрупняют его. В деловых изданиях все больше таблиц, графиков и диаграмм, показывающих динамику роста / снижения котировок акций или операций с валютой. Газеты и журналы для молодежи отдают полосы под цветные фотографии знаменитостей, постеры, различные презентации, рекламу. Конечно, печатным СМИ не сравниться с телевидением, но некоторую «картинку» они тоже могут предложить читателям. Вот, пожалуй, и все, что вы можете предпринять для самостоятельного изучения аудитории СМИ, в котором стажируетесь. Со временем постоянное чтение прессы станет профессиональной необходимостью и привычкой. Вы будете знакомиться с материалами конкурирующих изданий, сравнивать, как «отработали» тему коллеги. Вместе с этим, никогда не забывайте, что журналист пишет не просто так, а для определенной аудитории, которая ждет от конкретного издания, во-первых, обсуждения актуально-злободневных для нее проблем, и, во-вторых, честности в освещении всех вопросов повседневности. Помните, что любой читатель – это тот капитал, который дороже всех рекламных доходов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вы завершаете изучение дисциплины «Новостная журналистика». В семестровый университетский курс можно постараться уместить программные теоретические сведения, но будут ли они полезными без практики? Поэтому и параллельно с занятиями, и после сдачи экзамена каждому студенту следует постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. В следующем году вы станете изучать аналитические жанры журналистики, освоение которых невозможно без умения писать заметку, репортаж или ответ, а также делать интервью. Перечисленные жанры – основа журналистики, тренирующие в человеке такие качества, как оперативность, точность работы с фактами, аккуратность, коммуникабельность, стрессоустойчивость и т.д. Осваивая теоретический материал настоящей дисциплины, не стоит опираться только на один источник информации. Универсальной книги, которая может научить вас готовить материалы в информационных жанрах, нет. Допустим, один исследователь выделяет три вида отчета, другой – четыре. Кто-то считает корреспонденцию аналитическим жанром, а кто-то сторонник того, что и его необходимо разделять на два подвида: информационный и аналитический. Но взгляды ученых на жанровые характеристики и требования, которыми должен обладать журналист, как правило, совпадают. Наш совет: знакомьтесь, что написано не в одной, а в нескольких книгах по новостной журналистике. В списке литературы мы указали издания, большинство из которых увидело свет в 2000-х годах. Пока наше учебно-методическое пособие готовилось к печати, в России опубликовано еще несколько книг по информационным жанрам журналистики. Постарайтесь найти и прочесть хотя бы некоторые из них. В пособии, которое вы держите в руках, собран материал и наши авторские наработки, о которых речь идет на занятиях по дисциплине «Новостная журналистика» на отделении журналистики КГУ. Особенно будьте внимательны при изучении литературы, авторы которой – состоявшиеся журналисты – рассказывают о собственной практике и своих приемах подготовки публикаций. Секреты профессионального мастерства индивидуальны, что-то подходит для одного, но неприемлемо для другого человека. Знакомьтесь с приемами, «примеряйте» их на себя, старайтесь каждый день тренировать навыки. Забудьте о волнении и не стесняйтесь своей деятельности. Только в этом случае вам удастся заслужить доверие читателей. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
В процессе освоения дисциплины «Новостная журналистика» каждый студент должен выполнить две контрольные работы. Задача каждой из них – проверка освоения учащимися теоретических и практических навыков подготовки публикаций в информационных жанрах журналистики. Предполагается, что первую контрольную точку ребята должны пройти через полтора месяца после начала занятий, а вторую – перед итоговой встречей, когда изучен весь теоретический материал. Вот приблизительный перечень вопросов и практических заданий каждой из контрольных работ. Первая контрольная точка. Время на выполнение – 20 минут. 1. Каковы функции хроникальной заметки? (1 балл). 2. Перечислите и дайте определение каждому из видов интервью (1 балл). 3. Дайте определения следующим видам лидов: «зарисовка», «перевернутая пирамида», «нагнетание напряжения», «затяжной прыжок» (виды лидов могут меняться, за каждый правильный ответ студент получает 0, 5 балла). 4. Что такое заголовок-тема, заголовок-парадокс и заголовок-идея? (за каждый правильный ответ студент получает 0, 5 балла). 5. Определите вид предложенного преподавателем лида и объясните свое решение (1 балл). Таким образом, шесть – максимальное количество баллов, которые студент может набрать за эту контрольную работу. Вторая контрольная точка предусматривает работу студентов с опубликованными в прессе материалами. Каждый из них получает от преподавателя пять материалов, выполненных в информационных жанрах. За 40 минут, отведенное на выполнение данной работы, учащимся необходимо определить жанр каждого текста и письменно доказать свое решение, установив жанровые характеристики всех работ. Максимальное количество баллов за эту контрольную работу равняется 10 (по два за каждый верно определенный жанр). У студента есть право переписать одну из контрольных работ, если она не была сделана вовремя по уважительной причине или написана на минимальное количество баллов. В этом случае набранные ранее баллы аннулируются. Всего за контрольные работы студент может получить максимум 16 баллов. РЕГЛАМЕНТ ДИСЦИПЛИНЫ «Новостная журналистика»
1. Первое занятие – введение в предмет: Цель, задачи дисциплины, требования к студентам по успешному усвоению материала. Информация: определения термина. Группа информационных жанров в системе жанров журналистики. Специфика работы службы информации редакции. Источники информации для журналиста информационной службы. Виды информационных агентств, пресс-службы, библиотеки и архивы как важная часть получения информации для журналиста. Объективность журналиста службы информации. Законодательные акты, на основании которых журналист собирает информацию. Способы сбора информации. Функции информационных жанров. Совместное со студентами решение учебно-методических вопросов освоения дисциплины. Объяснение оценки работы студента в семестре (текущий контроль знаний) и на экзамене. Литература по дисциплине. 2. Второе занятие – заметка как ключевой информационный жанр: Определение термина «повестка дня». История жанра. Специфика подготовки данного жанра, слагаемые заметки. Виды заметок. Анализ заметок из разных федеральных и республиканских газет, выявление стиля подачи сообщений, характерного для каждого издания. Самостоятельная работа студентов на закрепление материала. 3. Третье занятие – практическая работа по закреплению у студентов практических навыков написания заметки: Работа студентов в группах по заданиям преподавателя. Анализ самостоятельной работы студентов на занятии. Каждый студент получает домашнее задание. 4. Четвертое занятие – виды заголовков и лидов: Проверка домашнего задания. Заголовок и лид как главные составляющие заметки. Виды заголовков и лидов, различные подходы к их классификации российских и зарубежных теоретиков. Определения видов аудитории: потенциальная, реальная, целевая, сегментированная и т.д. Работа студентов в группах по заданиям преподавателя для закрепления пройденного в первой части занятия материала. Анализ самостоятельной работы студентов на занятии. Каждый студент получает домашнее задание. 5. Пятое занятие – практическая работа студентов по закреплению пройденного материала: Проверка домашнего задания. Работа студентов в группах – анализ информационных блоков различных федеральных и республиканских периодических изданий (информационная картина дня, стилистика подачи сообщений, составляющих заметки). Сравнение картины дня, представленных в печатных СМИ, с информационной картиной блогосферы. Анализ принципов отбора новостей, характерных для каждого из анализируемых СМИ. Различия в подходах к отбору новостей в печати, телевидении, радио и в onlie-СМИ. Самостоятельная работа студентов по подготовке и защите групповой учебной информационной ленты. 6. Шестое занятие – специфика жанра интервью: Назначение и виды интервью в прессе. История жанра. Варианты поиска экспертов для интервью. Отношения «корреспондент – респондент», «слушатель – эксперт», «эксперт – эксперт», «профессионал – непрофессионал», «непрофессионал – непрофессионал». Разница между интервьюером и модератором. Цель и задачи интервью. Советы журналистов-профессионалов о том, как корректно брать интервью. Кто такой ньюсмейкер (источник информации)? Правила работы с ньюсмейкерами. Этические аспекты интервью. Как разговорить собеседника: советы и правила. 7. Седьмое занятие – практическая работа студентов по закреплению полученного материала: Пресс-конференция и брифинг: отдельные жанры или разновидность интервью? Проведение в аудитории учебной пресс-конференции с экспертом по определенной проблеме. Вторая часть занятия отводится на самостоятельное написание студентами текстов по результатам пресс-конференции с позиции и в стилистике того СМИ, которое студент представлял на пресс-конференции (по выбору студента). Начало анализа текстов, подготовленных студентами. 8. Восьмое занятие – практическая работа студентов по дальнейшему закреплению полученного материала о жанре интервью: Окончание анализа текстов, подготовленных студентами на прошлом занятии. Выводы. Первая контрольная точка: оценка остаточных знаний студентов по пройденному материалу по специфике заметки и интервью (время на выполнение 20 минут). Оставшаяся часть занятия посвящается продолжению отработки практических навыков студентов в жанре интервью (работа студентов в парах по заданию преподавателя). 9. Девятое занятие – репортаж как информационный жанр журналистики: Первая половина занятия: история жанра. Специфика работы автора в данном жанре. Определения средств художественной выразительности и примеры каждого из них. Средства художественной выразительности, применяемые в репортаже. Почему репортаж называют «новостью в движении»? Понятие драматургии, способы ее достижения. Драматургия как неотъемлемая часть репортажа. Субъективность журналиста и объективность изложения материала: проблемы соотношения. Методы наблюдения в репортаже. Творческий стиль известных репортеров. Вторая часть занятия: практическая работа студентов по группам – подготовка экспресс-репортажа по заданию преподавателя. Анализ выполнения задания каждой группой. Получение студентами домашнего задания. 10. Десятое занятие – практическая работа студентов по закреплению полученных знаний о жанре репортаж: Анализ стилистических особенностей работы репортеров в современной прессе и изданиях советского времени (работа в группе и/или индивидуальные выступления студентов). Проблема смешения жанров в современной журналистике. Вторая часть занятия посвящена самостоятельной индивидуальной работе студента и анализу подготовленных учебных текстов, выполненных учащимися в жанре репортажа. Отрабатывается умение писать оперативно, сценарно, используя образы. Время на выполнение задания – 25-30 минут. В конце занятия каждый студент получает домашнее задание. 11. Одиннадцатое занятие – практическая работа студентов по дальнейшему закреплению полученных знаний о жанре репортаж: Анализ домашнего задания студентов. Дальнейшая работа учащихся в группах по заданиям преподавателя для закрепления практических навыков работы в жанре репортажа. Анализ выполнения работы. Выступление студентов с результатами самостоятельного исследования деятельности репортера в современной или советской прессе (по инициативе и выбору студента). Систематизация полученных знаний о специфике подготовки репортажа. 12. Двенадцатое занятие – своеобразие отчета как информационного жанра журналистики: Первая часть занятия посвящена теории жанра. История отчета, его цели и задачи. Виды отчета, его присутствие и уместность на страницах современных печатных изданий. Правила и сложность подготовки каждого вида. Репортажные моменты в отчете. Связь данного жанра с интервью и репортажем. Специфика подготовки отчета и что нужно знать журналисту, собирающему материалы для ответа. В последней части занятия студенты получают индивидуальное задание подготовить экспресс-отчет о текущем занятии. Начало анализа выполнения заданий студентами. Оглашение домашнего задания. 13. Тринадцатое занятие – работа студентов по закреплению практических навыков работы в жанре отчет: Окончание анализа задания, выполненного студентами в конце предыдущего занятия. Далее – индивидуальная работа студентов по заданиям преподавателя (2 задания), направленных на отработку навыков написания отчета. Анализ выполнения заданий. В заключение занятия – совместно со студентами составляем перечень компетенций журналиста, необходимых для написания качественного отчета. 14. Четырнадцатое занятие – информационная корреспонденция как пограничный жанр между информационной и аналитической журналистикой: Цели и задачи, история жанра. Задачи информационной корреспонденции. Характеристики информационной и аналитической корреспонденции. Признаки жанров интервью, репортажа и отчета в корреспонденции. Отражение социальных проблем в информационной корреспонденции. Теоретические подходы к данному жанру у российских и зарубежных ученых. Место данного жанра на страницах печати. Слагаемые корреспонденции и приемы достижения драматургии в ней. В заключительной части занятия студенты работают в группах по заданию преподавателя: составляют план информационной корреспонденции по заданной проблеме. Время на выполнение задания – не более 20 минут. Анализ выполненного задания. Получение домашнего задания. 15. Пятнадцатое занятие – практическая работа студентов по закреплению навыков работы в жанре информационная корреспонденция: Первая часть занятия: вторая контрольная точка: оценка остаточных знаний студентов по пройденному материалу по специфике репортажа, интервью, отчета и информационной корреспонденции (время на выполнение 40 минут). Вторая часть занятия: практическая работа студентов в группах – анализ стилистических особенностей 1-2 авторов, работающих в жанре информационной корреспонденции. Место данного жанра на страницах современной республиканской и федеральной печати. Совместно со студентами обобщаем компетенции журналиста, так необходимых ему для подготовки информационной корреспонденции. 16. Шестнадцатое занятие – заключительное, повторение и обобщение пройденного: Обобщение пройденного материала: жанровообразующие признаки заметки, интервью, репортажа, отчета и информационной корреспонденции. Подведение итогов занятий: результаты работы студентов в семестре, возможность у студентов добрать необходимые баллы, консультация перед экзаменом. Оставшееся время может быть уделено практической работе: составлению студентами в группах информационной «картины семестра» в зависимости от стиля избранного группой печатного СМИ. Анализ работы студентов. Оценка работы студента в семестре (текущий контроль знаний)
Итоговая оценка работы студента по дисциплине В течение семестра
Критерии оценки портфолио:
Таким образом, максимальное количество баллов, которые каждый студент может получить в процессе обучения, = 100. К итоговой аттестации по дисциплине будут допущены все обучающиеся, набравшие за работу в семестре не менее 25, 5 баллов. В процессе обучения студент за работу в семестре может набрать максимум 50 баллов, а остальные 50 баллов он может заработать на экзамене. Он будет проводиться в письменной форме в два этапа. Первый из них представляет собой тестирование, в котором студент может набрать максимум 30 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ на вопрос). Второй этап – предоставление студентом одного из самостоятельно написанных работ (не обязательно опубликованных) в информационных жанрах: заметка, интервью, репортаж, ответ, информационная корреспонденция. Студент вытягивает билет, в котором написан жанр текста. Анализ проводится совместно с преподавателем. Максимальная оценка за этот этап – 20 баллов. Вот критерии оценки творческих работ студентов: · Актуальность освещаемой проблемы – 3 балла (максимум); · Конкретика изложения проблемы – 5 баллов; · Оригинальный заголовок (соответствие теме) – 2 балла; · Представление в тексте точек зрения всех заинтересованных лиц – 2 балла; · Оригинальность взгляда на проблему – 4 балла; · Наличие бэкграунда (предыстории ситуации)– 2 балла; · Простота изложения текста (ясность, небанальность, конкретика, логика, применение средств выразительности) – 3 балла.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2080; Нарушение авторского права страницы