Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Заметка как информационный жанр журналистики



 

Прежде чем говорить о своеобразии каждого из информационных жанров, необходимо разобраться, что такое жанр. В своей книге «Творим Золотым пером: мастер-класс для начинающих журналистов» доцент кафедры журналистики Казанского госуниверситета Дмитрий Туманов дает следующее определение этому термину. «Жанр – исторически сложившаяся литературно-публицистическая форма, обладающая определенными устойчивыми признаками. Это – одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли. При этом творческая личность в рамках определенного жанра всегда накладывает на публицистический материал свою неповторимую индивидуальность»[1].

Итак, заметка. Это самый простой из группы информационных жанров. Однако и он требует внимательной работы журналиста, строгого следования логике повествования, бережного отношения к любому известному факту. Чего люди ожидают от журналистов? Во-первых, новости. Практика современной журналистики свидетельствует, что, к сожалению, далеко не всегда так называемые «акулы пера» распространяют действительно новую и свежую информацию. Порой они занимают драгоценное время в эфире или место на полосе пересказом или интерпретацией уже известных аудитории фактов, из-за чего некоторые действительно важные, интересные, а возможно, и полезные сведения остаются не переданными. В конечном итоге такая практика может способствовать снижению уровня зрительского внимания к конкретному средству массовой информации. Уменьшение тиража или рейтинга (для электронных СМИ) неизбежно приведет к потере некоторой финансовой доли от рекламных поступлений.

Кстати, новостью можно назвать не каждое сообщение, а только то, в котором содержатся общественно значимые или необычные факты, позволяющие аудитории ориентироваться в информационном пространстве и на их основе самостоятельно принимать решения.

Во-вторых, выступая в жанре заметки, журналист должен постараться раскрыть аудитории логику факта, то есть показать его взаимосвязь с другими событиями реальной жизни. Поэтому любое сообщение не должно содержать в себе ни вымысла, ни домысла, а соответствовать правде жизни целевой аудитории вашего СМИ.

В-третьих, от автора заметки требуется предельная краткость изложения факта. В тексте не должно быть ничего лишнего, отвлекающего от сути дела. Формула успеха проста: факт плюс мнения сторон или заинтересованных лиц (если таковые имеются). Выражение собственной позиции журналиста здесь неуместно. Не стоит также и оценивать то, о чем идет речь. Ваша задача – быть беспристрастным хроникером, фиксатором реальной действительности, а выводы пусть делает читатель (зритель). В заметке важен факт, а не его интерпретация.

В-четвертых, аудитория ждет свежих новостей, поэтому всегда стоит торопиться с распространением ставших известными вам фактов. Будьте оперативны! Кому нужны сведения, начинающиеся со слов «вчера», «на днях», «недавно», «не так давно», «стало известно»? Современная скорость распространения информации, технические средства позволяют передавать большие объемы данных на весь мир за считанные секунды. Поэтому общественность справедливо рассчитывает на получение самых последних сообщений о разных явлениях действительности. Начинайте текст со слов «сегодня», «несколько часов назад», «только что», «когда верстался номер», «в последний час». Если о важном факте почему-то не сообщили вовремя, а распространить эту информацию необходимо, можно сознательно скрыть временной период, а его заменить интересной, необычной деталью-подробностью с мероприятия.

В своей заметке каждый автор должен ответить на несколько вопросов, позволяющих аудитории получить исчерпывающую информацию о мероприятии, ситуации или ином случившемся факте. Этих вопросов всего шесть: что случилось? Где это произошло? Когда? Кто является участником события или его заинтересованной стороной? Каким образом развивалось действие? Почему было совершено то или иное действие, или вследствие чего человек оказался в плену обстоятельств? Вопросы сформулировал еще в первом веке римский оратор Марк Фабий Квинтилиан. На протяжении развития журналистики все, кто работает в жанре заметки, применяют это правило.

Заметки различаются по подвидам. Выделяют хроникальную, расширенную и заметку с комментарием. В хроникальной заметке автор всего в нескольких строках сообщает только о факте, не вдаваясь в его подробности. Здесь важно именно рассказать аудитории о событии, жертвуя всем остальным. К корреспонденту предъявляются два требования: оперативность и достоверность. Откройте газеты, взгляните на колонки новостей, например, «Вечерней Казани» («Абзац-информ»), «Республики Татарстан» («Факт есть факт») или «Молодежи Татарстана». Вы увидите подборку новостей, состоящих из одного абзаца, к некоторым из которых нет даже заголовков. Так в редакциях поступают в том случае, когда необходимо оперативно сообщить о важных событиях, а места для этого крайне невелико. Приходится избавляться даже от названий материалов и авторских подписей.

В расширенной заметке есть место для описания события. Здесь автор не только рассказывает о факте, но и может процитировать мнения людей, которые являются заинтересованными сторонами. При этом необходимо (однако, на практике почему-то не всегда выполняется) публиковать если не все, то хотя бы противоположные точки зрения на освещаемое событие или явление. Зачастую корреспондент, возможно, из-за лимита времени, собирает только общую информацию, разговаривает с одним человеком, как правило, организатором мероприятия и считает, что собрал необходимые для материала данные. Но очень может быть, что об этом же событии сообщат другие, конкурирующие с вашей газетой, издания. Чем ваш текст будет отличаться от их выступления? На что вы предложите своей аудитории обратить внимание? Поэтому для данного подвида заметки необходим дополнительный поиск информации, возможен показ важных деталей, ставка не необычность некоторых фактов, должно быть ударное окончание. Подумайте, что можно использовать, чтобы привлечь внимание читателей.

Современные газеты предлагают нам большое разнообразие расширенных заметок. Возьмите федеральные («КоммерсантЪ», «Российскую газету», «Известия», «Ведомости», «Комсомольскую правду» и т.д.) и республиканские издания («Вечернюю Казань», «Казанские ведомости», «Время и деньги», «Республику Татарстан» и т.д.) и вы увидите на их первой-второй страницах много материалов, выполненных в данном жанре. Здесь ставка должна быть сделана не только на теме выступления, но также и на заголовок, и на подзаголовок, и на лид. Интригуйте читателя, владейте его вниманием!

Для заметки с комментарием характерно то же самое, что и для расширенной заметки. Спецификой этого подвида является то, что после описания события (явления) корреспондент предоставляет слово эксперту, который высказывает свое, авторитетное, мнение по поводу случившегося. Данный подвид предполагает, что комментарию подвергаются сложные, спорные темы, социальные проблемы, которые требуют оперативного отклика специалиста. Задача журналиста – предоставить аудитории такого специалиста, чтобы он своим мнением успокоил аудиторию, снял напряжение, которое может возникнуть у определенных групп читателей после прочтения материала. Заметка с комментарием состоит из двух жанров: собственно заметки, в которой автор рассказывает о каком-то социальном явлении или проблеме, и комментария эксперта. Второй жанр принадлежит к группе аналитических, с которой вы познакомитесь на следующем году обучения. В данном пособии мы не станем его изучать.

Существуют два способа подачи информации в жанре заметки. Первый, так называемый жесткий вариант, построен по принципу «перевернутой пирамиды». Вы сразу же сообщаете аудитории новость, итог какого-нибудь мероприятия, говорите о причинах случившегося. Здесь большое значение играет выбранный вид заголовка и лида. Так, уместными будут такие лиды, как «перевернутая пирамида», «вопрос», «нагнетание напряжения». Задача журналиста – представить каждый факт наиболее «ударно» и понятно для аудитории.

Второй вариант условно можно назвать мягким, так как в нем акцент делается не на конечном итоге события, а на его деталях. Принцип построения текста напоминает пирамиду: вы начинаете с отдельной детали и постепенно, развивая свою мысль, подводите читателя к и к мероприятию (явлению), и к условиям его проведения (проявления) и т.п. В данном случае корреспонденту не обойтись без умения интриговать аудиторию. Он должен так представить свое сообщение, чтобы, завладев вниманием читателя, не отпускать его до конца материала. При этом можно заигрывать с аудиторией, применяя различные приемы драматургии, такие как: постепенное предъявление деталей, эффект обманутого ожидания, неожиданные промежуточные итоги. Однако всегда следует помнить, что это – всего лишь заметка, где не должно быть большого объема и различных подробностей. В мягком варианте подачи информации уместны такие виды лидов, как: «зарисовка», «нагнетание напряжения», «цитата», «анекдот», «повествование («затяжной прыжок») и «фразеологизм».

Определяющую роль при выборе журналистом одной из указанных двух моделей подачи новостей играет редакционная политика того СМИ, в котором работает корреспондент. Практически в каждой редакции есть свои правила изложения текста. Например, жесткий вариант характерен для общественно-политических и деловых изданий, которым важно сообщить о факте как можно оперативнее, а всю детализацию раскрыть в подробностях. В свою очередь, мягкий способ часто используется «желтой» прессой: она заинтересована не в оперативности, а именно в сенсационности, которую могут ей обеспечить различные детали какого-либо факта. Кроме того, выбор варианта подачи информации кроме типов изданий, также может зависеть от предпочтений целевой аудитории и от ее запросов.

Тематический диапазон материалов, выполненных в данном жанре, может быть очень разнообразным. Журналисты говорят, что нет такой проблемы, которую нельзя было бы уместить в 30-40 газетных строк – стандартный размер заметки. То есть автору необходимо постараться как можно логичнее изложить известный ему факт, используя простую формулу «словам тесно, а мыслям – просторно».

В средствах массовой информации существует унифицированное правило представления новостей в зависимости от тематического блока. Так, вначале вы сообщаете о политике, затем – о российской и зарубежной экономике, продолжаете блоком социальных новостей. Далее может быть подборка информации о жизни регионов страны (для местных СМИ – районов области, губернии или республики), завершаете выпуск событиями из мира культуры и спорта. Как видно из практики многих современных федеральных изданий, их информационные рубрики выстраиваются, в основном, по такому правилу. Но журналистика всегда стремится к повышению оперативности, поэтому регулярно откликается на события, произошедшие, что называется, «когда верстался номер». Из этого следует, что самому важному событию (особенно если оно попадает в формат издания) может быть уделено значительно больше места, чем остальным новостям.

Корреспонденты службы информации государственных СМИ могут придерживаться иного принципа верстки новостей. По такой концепции, главными событиями являются те, в которых принимают участие первые лица государства, региона или муниципального образования. Соответственно, информация ранжируется по присутствию данных важных персон. Иногда бывает так, что весь выпуск передачи или рубрики заполняется заметками с таких, зачастую протокольных, мероприятий, а другие события остаются без внимания редакций из-за отсутствия места на полосе или нехватки времени. Мы считаем, что не стоит давать оценку такому принципу работы редакций, так как государственные СМИ дотируются из госбюджета, поэтому обязаны выполнять государственный заказ на информацию, то ест освещать деятельность первых лиц.

В зависимости от формы собственности, типологического своеобразия издания уровень его информационных предпочтений может быть различным. Редакция может сделать темой номера, например, выступление знаменитой молодежной группы, если данная тема попадает в поле зрения целевой аудитории конкретного СМИ. Не случайно, сотрудники многих редакций постоянно изучают не только социальные характеристики своих читателей / зрителей, но и их интересы, пристрастия, увлечения и стараются соответствовать им.

В электронных СМИ (особенно на радио), которое, по данным социологов, люди слушают обычно в качестве фона, выполняя другие дела, могут применяться иные средства привлечения внимания к некоторым темам. Таких средств несколько. Наиболее распространенным на данное время является способ, получивший в профессиональном сообществе неофициальное название «вкусный сандвич». Правило базируется на психологических особенностях человеческого мозга запоминать, в основном, только первое и последнее сообщения информационного выпуска. Поэтому сообщения о самых важных (на взгляд редакции) событиях должны быть заверстаны либо в начало, либо в конец передачи. Образно говоря, первое и последнее сообщения составляют «начинку сандвича», а между ними расположены «ингредиенты» – информация о других мероприятиях.

В практике электронных СМИ иногда можно найти трансформированный вариант этого метода. Он называется «ядовитый сандвич». Суть его состоит в том, что за один краткий выпуск новостей аудитории сообщается только об одной теме, но с разными деталями. В начале сообщается ударная информация, после нее следуют детали события. При этом выпуск верстается таким образом, чтобы каждая из них постепенно нагнетала интригу, подводя слушателей к последней, самой ударной, обобщенной и сенсационной новости, которая и должна запомниться лучше остальных. Таким образом, «яд» – это все то, что находится между первым и последним сообщениями. Данный прием напоминает лид – нагнетание напряжения. Получается, что в арсенале репортеров много приемов привлечения внимания к новостям.

Теперь давайте еще раз обобщим умения, которыми должен обладать журналист, работая в жанре заметки.

1. Умение выделить из потока разнообразной информации новость, актуальную, необычную и полезную для целевой аудитории.

2. Желание подмечать и придавать гласности недостатки жизни, тем самым, способствуя решения определенных социальных проблем той местности, в которой вы живете.

3. Готовность к тому, что за любую новость придется бороться, не получая из рук пресс-секретарей официальный пресс-релиз с изложением сути события, а самостоятельно добывая каждый факт.

4. Стремление к постоянному повышению оперативности своей работы. Даже любая сенсация перестает ею быть через определенное время. Пишите о событиях или явлениях в тот же день, когда вы о них узнали. Конкуренты не дремлют.

5. Передавайте факты в том виде, в каком они стали известны вам. Ничего не домысливайте и не привирайте. Этим вы не только нарушите корпоративную этику, но и подставитесь перед аудиторией: люди чувствуют, когда их хотят обмануть. Всегда держите в уме афоризм: «лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

6. Прежде чем придать огласке тот или иной факт уясните для себя, кому станет хуже / лучше от этого? Если ваш будущий материал никак не поспособствует улучшению ситуации, может, не стоит его писать? Насколько это важно именно сейчас?

7. Излагайте только конкретику, банальные фразы и абзацы отвлекают внимание и могут оттолкнуть часть аудитории.

8. Всегда проверяйте и перепроверяйте поступившие к вам сведения. Возьмите за правило не доверять даже официальным источникам, которые также могут ошибаться или путаться в своих данных. Постарайтесь найти подтверждение любой информации, желательно из двух и более разных источников.

9. Публикуйте только такие сведения, которые могут быть подтверждены. Часто журналисты, из-за желания поскорее распространить информацию, а также в погоне за возможной сенсацией, готовы рассказать обо всех слухах и сплетнях, особенное если они касаются известных людей. Подумайте о последствиях для них и для себя (редакции). Все находятся в информационном поле, поэтому очень может быть, что с этим человеком вы еще не раз встретитесь. Будут ли вам доверять как источники информации, так и аудитория? Завоевать репутацию очень сложно, а потерять ее можно в один миг.

10. Всегда держите тесную связь со своими источниками информации. Если они не возражают, обязательно ссылайтесь на них. Помните: чем авторитетнее источник ваших сведений, тем больше шансов, что аудитория поверит вам. В случае, если источник хочет, чтобы его имя не было разглашено, он имеет на это право по Закону РФ «О средствах массовой информации».

Соблюдение этих простых правил позволит вам со временем овладеть мастерством хроникера и беспристрастного фиксатора событий или явлений. Все известные журналисты когда-то начинали именно с предоставления новостей, а затем совершенствовали свое мастерство. Если получилось у них, то почему не повезет вам?

Итак, заметка – информационный жанр, часто встречающийся на страницах газет любого уровня. Он прост в исполнении, но предъявляет высокие требования к автору, главными из которых можно считать: объективность, беспристрастность, честность и краткость изложения известного вам материала.

 

Практические рекомендации студентам,

Осваивающим жанр заметка

 

1. Запишите 15-20 любых слов, которые вы спонтанно придумали, и подготовьте заметку, используя как можно больше данных слов. Тема материала – произвольная. Старайтесь, чтобы в тексте не было оценочности, а описывался только факт и развитие действия.

2. Теперь представьте себе, что вы – корреспондент газеты, которая распространяет информацию исключительно на мобильные телефоны подписчиков. Внимательно перечитайте свою заметку, подготовленную вами в предыдущем задании. Задача – написать три смс-сообщения, рассказывающих о событии или явлении. Вы должны сначала одним предложением передать суть факта, а в дополнительных сообщениях – дать детали. Подумайте, как лучше сократить заметку, чтобы не упустить ничего важного.

3. Возьмите одну из заметок любой газеты и придумайте к ней как можно больше своих вариантов заголовков. Кроме того, используя имеющийся текст, попробуйте переструктурировать его и придумать другие варианты лидов. Используйте лид – перевернутую пирамиду, нагнетание напряжения, вопрос и лид-интересную подробность.

4. Возьмите любой объемный опубликованный материал и попробуйте сократить его до заметки, то есть оставить всего четыре-пять абзацев. Обязательным является наличие заголовка, подзаголовка и лида. Следите не только за логикой повествования, но и старайтесь управлять вниманием читателя с первой до последней строчки. Второй частью задания будет подготовка материалов, содержащих положительную и отрицательную оценку объекта описания.

5. Задание на работу в группах. Студенты делятся на несколько групп по три человека в каждой и выбирают ее капитана. Вторым шагом является придумывание названия и девиза каждой группы. После этого капитаны команд по очереди подходят к преподавателю и вытягивают один «билет» – листок бумаги, на котором написано название одной из русских народных сказок. Когда группы вытянут «билеты», преподаватель раздает задание, единое для всех. Его суть состоит в том, что каждую известную сказку необходимо пересказать в жанре заметки (хроникальной или расширенной). Студенты приступают к выполнению задания, на которое отводится до сорока минут. В зависимости от своей памяти, представления о сюжете сказок и знания характеристик героев, ребята могут творчески переработать содержание фольклорных произведений. После окончания самостоятельной работы, представитель каждой группы (не обязательно капитан) вслух читает подготовленный текст. Одна из групп назначается преподавателем в качестве рецензента получившегося материала. Задача этой группы – выявить, насколько в заметке отражена социальная проблема, соответствуют ли заголовок и лид дальнейшему содержанию текста, а также определяют допущенные одногруппниками ошибки. Отзыв на выступление должен занимать 2-3 минуты. Остальные группы внимательно слушают выступления своих коллег, имитируя аудиторию, и имеют право на уточняющие вопросы. Критиковать запрещено. Группа, к которой обращен вопрос, обязана на него ответить по существу. Таким образом, в ходе занятия каждая группа должна принять на себя четыре учебные роли: автора произведения, публичного представления и защиты результата своего умственного труда, внимательных слушателей и рецензентов. Но и это еще не все. Перед началом работы в группах каждый студент получает домашнее задание: внимательно наблюдать за происходящим в аудитории, отмечать любые детали, которые могут пригодиться для написания заметки по факту занятия. Выполняя домашнее задание, ребята тренируют наблюдательность, умение не только видеть и слышать, но и увидеть и услышать что-либо, а также продолжают развивать творческие навыки. На выполнение домашней работы отводится одна неделя, и при следующей встрече студенты должны сдать свои тексты на проверку преподавателю.

6. Оценив заметки каждого обучающегося, преподаватель раздает их авторам. Новое задание заключается в следующем: студентам необходимо переписать свои материалы о том же событии, только с содержанием положительной и отрицательной оценок. Большое значение при формировании оценки играют заголовок и лид. Зная их классификацию, студенту надо выбрать такие, которые бы «работали» на ту или иную оценку. Время на подготовку – до 25 минут. Затем каждый автор зачитывает свои произведения и совместно с преподавателем пытается разобрать, что получилось, а что – нет.

7. Возьмите календарь на любую предстоящую неделю и выпишите в тетрадь все памятные даты. Выберите один из праздников и напишите заметку, посвященную проблеме, связанной с данной темой. Проблема обязательно быть социальной.

8. Студенты делятся на небольшие группы максимум по три человека в каждой. Преподаватель объявляет задание: каждая группа должна написать заметку по любой актуальной проблеме, которая волнует всех ее членов. Материал должен состоять из заголовка, подзаголовка, лида, основной части и заключения. Время на выполнение задания – 35-40 минут. Во второй части занятия капитаны каждой команды зачитывают свои работы, которые затем обсуждаются всеми слушателями на предмет соответствия их материалов жанровым требованиям заметки. Побеждает та группа-команда, чье выступление будет лучше других оценено слушателями.

9. Студенты разбиваются на пары. Каждой из них путем вытягивания «билета» достается вводная: текст любой известной русскоязычной песни, исходя из которого ребятам надо написать заметку. Сюжет материала должен соответствовать развитию действия в песне. Студенты имеют право придумать имя героям своего текста и, если необходимо, сферу их занятий. После выполнения задания студенты зачитывают свои работы и, совместно с преподавателем, анализируют их качество. Побеждает та группа, которая лучше других справится с заданием.


Специфика жанра интервью

 

Слово «интервью» в переводе с английского означает «беседа». В журналистике интервью используется и как жанр, и как метод сбора информации. Часто бывает так, что новость приобретает весомость, значимость только тогда, когда она будет дополнена мнением или комментарием какого-либо эксперта. Есть издания, в которых сообщение о любом факте или явлении подается только через мнение компетентного лица или устами самого источника информации.

Интервью бывает информационным и аналитическим. Назначение информационного интервью – оперативная передача фактических сведений о случившемся. В этом случае задачей журналиста является тщательный сбор данных о происшествии или явлении. Вопросы, на которые отвечает собеседник (Что? Где? Когда? ), направлены на получение подробной информации о факте. А если из материала читатель может узнать, по какой причине произошло событие, каково его значение в современном информационном поле, тогда интервью переходит в разряд аналитических, так как в нем раскрываются причинно-следственные связи освещаемого факта. Аналитическое интервью требует специальной подготовки журналиста, потому он в данном случае является не только фиксатором информации, который верит своим источникам на слово, но и активным собеседником, умеющим критически оценить точку зрения своих респондентов, а также имеющим свою позицию по обсуждаемым вопросам.

Среди прочих материалов печатных изданий, выявить интервью очень просто. Почти всегда оно оформляется стандартно: вопрос корреспондента – ответ собеседника (респондента). Однако если мы говорим об интервью как жанре, то необходимо сказать о нескольких его видах, в которых он присутствует на страницах СМИ.

Теоретиками журналистики выявлено пять видов жанра информационного интервью. Рассмотрим их детальнее. Самым распространенным видом является так называемое «протокольное» интервью – разговор с собеседником, который выступает в роли источника информации. Цель журналиста – донести новость до аудитории, рассказать ей о случившемся. В силу стремления к оперативности, такой вид интервью почти всегда краток, не превышает ста газетных строк. К интервьюеру предъявляются соответствующие требования. Во-первых, он должен подготовить такие вопросы, которые были бы направлены на раскрытие сущности события. При этом не следует увлекаться банальным «вы – компетентное лицо, поэтому и рассказывайте все, что знаете». Это не что иное, как перекладывание журналистом своих обязанностей на собеседника. Получается, что респондент должен все рассказать, а работник СМИ постарается тщательно зафиксировать и опубликовать его слова, да еще впоследствии получить гонорар за материал. А каков процент труда журналиста? Он не добывал сведения, не собирал их по крупицам, а только старательно переписал их с блокнота или диктофона, подготовил заголовок, вступление и поставил свою подпись. К сожалению, таким необременительным для себя и неэтичным по отношению к собеседникам приемом в последнее время пользуется достаточное число коллег.

Во-вторых, мы считаем, что журналист должен использовать любую возможность, чтобы побывать на мероприятии. Не стоит опираться исключительно на интервью как метод получения информации, следует сначала увидеть все самому, понять, что происходит, а своему собеседнику задать только те фактические вопросы, на которые корреспондент пока не нашел ответа самостоятельно. Тем самым вы сэкономите время респонденту, которое он нашел для интервью.

В-третьих, даже к «протокольному» интервью необходимо подготовиться. Если возможно, перед мероприятием узнайте, кто является его организатором (представитель которого может дать интервью), план проведения, отметьте наиболее интересные для вас и для целевой аудитории издания выступления и освещаемые темы. Далее продумайте план вашего интервью, напишите на бумаге вопросы, которые хотите задать. Обратите внимание на их последовательность, ведь все вопросы должны быть заданы, исходя из логики. Не рассчитывайте, что сможете придумать их в последний момент. Вы уверены, что разговор состоится в спокойной обстановке? Обычно организаторам приходится решать много разных проблем, поэтому скорее всего на интервью будет отведено минут 10-15. Кроме того, молодые журналисты обычно теряются во время интервью. Начинают сказываться психологические факторы: путаются мысли, человек не может четко и кратко сформулировать вопрос, а также ориентироваться по ходу разговора. Плюс ко всему надо учитывать фактор того, что перед вами незнакомый человек, от которого вы ждете развернутых ответов на каждый заданный вопрос. Чтобы уверенно чувствовать себя во время разговора, а не дрожать от страха, боясь услышать «не знаю» или «это не в моей компетенции» и внимать каждому слову собеседника, боясь, что он быстро закончит разговор, нужно готовиться к каждому интервью. Даже опытные журналисты, не один десяток лет работающие в профессии, говорят, что стараются готовиться к любому интервью. Такое отношение необходимо рассматривать не как желание перестраховаться «на всякий случай», а как одну из составных частей профессионализма.

Существует много правил, как грамотно подготовиться и наиболее эффективно для своего издания провести интервью. В следующем параграфе мы подробнее изучим некоторые из них.

Вторым видом интервью является монолог. В публикации обычно присутствует только речь собеседника, а вопросов журналиста нет. Но это вовсе не означает, что корреспондент просто задал один вопрос, получил полный ответ и аккуратно все зафиксировал. Состоялся диалог собеседников, просто журналист, когда расшифровывал записанный разговор, посчитал свои вопросы лишними, возможно, нарушающими логику повествования. Однако тот, кто готовит для публикации интервью-монолог, должен во вступлении подготовить читателя к заочной встрече с человеком, ввести в суть разговора. Как правило, автор материала применяет такие виды лидов, как «перевернутая пирамида», «интересная подробность», «цитата» и «нагнетание напряжения», иногда могут присутствовать и другие виды. Обычно интервью-монолог используется для того чтобы подчеркнуть значимость какого-либо события или явления. А если речь идет о социальных проблемах и поиске их решений, то имя собеседника и высокий уровень его компетентности могут вызвать у аудитории чувство доверия к сказанному. Социологи считают, что чем известнее собеседник, чем его мнение авторитетнее для читателя (зрителя), тем больше аудитория может испытать эффект уверенности в том, что их проблемы стараются решить профессионалы. Таким образом, интервью-монолог можно рассматривать не только как метод получения информации, но и как прием, направленный на социальное успокоение аудитории, уверенности, что они не останутся один на один со своими бедами.

Следующая разновидность интервью – диалог. Диалогом называется разговор двух собеседников, имеющих собственные, часто противоположные, взгляды на что-либо. В средствах массовой информации интервью-диалог может проявляться в двух подвидах. Первый из них – классический: журналист задает вопросы, а респондент отвечает на них. При этом в задачи корреспондента входит не только озвучивание вопросов и фиксирование ответов, но и ведение интервью, соблюдение логики разговора. Уже во время встречи следует думать, как ваше интервью будет выглядеть на бумаге или в эфире. Каким оно получится? Скучным, если журналист будет следовать только вопросам, заранее записанным с свой блокнот и никак не реагировать на ход разговора. Сухим при условии, что автор материала не предпримет попыток разговорить своего vis-à -vis, а будет рад, что он вообще нашел время для встречи с читателями, а то отказывал несколько лет подряд. Здесь же стоит упомянуть боязнь многих начинающих журналистов формулировками своих вопросов обидеть респондента, получить негативную реакцию с его стороны на какой-нибудь вопрос. Жизнь очень сложна и в ней нет места только хорошему. Если все было бы прекрасно, для чего тогда были бы нужны журналисты? Поэтому не стоит опасаться непредвиденной реакции собеседника. Учтите, чем эмоциональнее ваш разговор, тем должно быть интереснее его читать или смотреть.

Второй подвид интервью-диалога – разговор двух собеседников. Как правило, при публикации журналист не указывает своих вопросов, а так логически выстраивает повествование, чтобы читатель самостоятельно смог понять, о каких темах идет речь. Но в современной практике СМИ такой подвид интервью-диалога встречается редко. Описываемая форма более подходит для аналитического жанра беседа, где собеседники обсуждают различные проблемы, явления, а также пытаются выявить их первопричины. Характеристики этого жанра вы будете изучать в рамках дисциплины «Аналитическая журналистика» в следующем году.

Третья разновидность интервью – полилог. Приставка «поли» означает «много». Это разговор журналиста с более чем двумя собеседниками. Такая форма получения информации характерна, в основном, для телевизионного или радийного интервью, но иногда ее можно встретить и на страницах печатных изданий. Интервью-полилог предъявляет к журналисту строгие требования: умение корректно сформулировать вопросы, соблюдение логики повествования, умение слушать каждого собеседника, не перебивать, если нужно, стараться разговорить человека, своими дополнительными вопросами содействовать, чтобы он завершил свою мысль, равномерно распределять время для ответов и т.д.

Еще одним видом интервью можно назвать пресс-конференцию и брифинг. Пресс-конференция – это встреча журналистов с экспертом в какой-либо области. Допустим, после окончания спортивного матча у работников прессы есть возможность задать интересующие их вопросы, скажем, тренерам игравших команд и спросить, что получилось у их дружин, а что – нет. Брифинг, напротив, представляет собой краткое выступление, как правило, официального лица (министра, члена правительства или комиссии) или пресс-секретаря организации по какой-либо одной теме. В основном, такая форма получения данных используется для распространения заявлений официальных лиц, а также позиций государства по конкретным спорным вопросам. Иногда журналистам дается возможность задать 2-3 вопроса, касающихся уточнения данных.

Следующей разновидностью интервью является блиц-интервью – получение кратких сообщений нескольких респондентов строго по определенной проблеме. Как правило, такая форма применяется для выявления мнений общественности или конкретной социальной группы с целью дополнения к материалу, в котором анализируется обсуждаемая тема. Кроме того, блиц-интервью готовится для того чтобы «оживить» материал, представляя, если можно так сказать, «глас народа» – отношение нескольких респондентов к проблеме. Данная разновидность интервью предъявляет простые требования к журналисту. Во-первых, ему необходимо очень четко сформулировать вопрос, который он будет задавать. Однако может случиться так, что все те, кого корреспондент опрашивает, пока ничего не слышали о проблеме. В этом случае нужно суметь кратко пересказать собеседнику ее суть. Во-вторых, крайне желательно стремиться получить не только позитивные, но и нейтральные и отрицательные отклики о предмете разговора и опубликовать некоторые – наиболее самостоятельные и оригинальные – из них. Обычно в одном материале содержится 5-7 мнений респондентов. Понятно, что блиц-интервью не претендует на широту представления общественного мнения и не может в дальнейшем служить источником объективной информации. Его суть в том, чтобы зафиксировать «горячие» (придуманные в данный момент) мнения отдельных представителей общества, сделанных по принципу случайной выборки. В-третьих, при подготовке блиц-интервью к печати следует оставлять в выступлениях только существенное, безжалостно удаляя любые отступления от вопроса.

Одной из форм интервью является организованная средством массовой информации «горячая линия». Она представляет собой разговор гостя редакции с читателями изданий, слушателями радио или зрителями телепередач и посвящена его (гостя) ответам или комментариям на задаваемые аудиторией вопросы по конкретно обозначенной теме или социальной проблеме. Обычно в таких случаях журналисты специально расширяют предмет разговора, чтобы увеличить интерес к нему со стороны различных аудиторных групп. Требования к приглашенному эксперту также должны быть высоки: роль играет должность, образование, опыт работы, коммуникабельность, умение быстро и по делу ответить на входящий в его компетенцию вопрос и т.д.


Поделиться:



Популярное:

  1. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  2. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  3. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  4. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  5. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  6. III. Презрение как заколдованный круг .
  7. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  8. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.
  9. PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  10. Role-Play(сокращение RP) - реальная игра, реальное поведение, как в жизни, игра по ролям.
  11. VI.3.3. Наследственная патология как результат наследственной изменчивости
  12. XI. Основные виды и жанры аниме


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 8318; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь