Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура газетной информационной публикации



 

Вы собрали материал. Теперь ваша задача – за короткое время написать текст в одном из информационных жанров журналистики, в котором необходимо изложить все известные вам сведения, а также точки зрения заинтересованных лиц. Запомните: в основе любого информационного сообщения должен быть факт. Как его описать и представить аудитории– дело корреспондента. «Факт священен, комментарий свободен», – это правило, озвученное впервые в XIX веке, сегодня распространяется на весь мир и все глобальное информационное пространство. От репортера требуется точность фактического материала, корректность изложения социальных проблем, бережное отношение к мнениям участников события, выраженное в точному воспроизведению их реплик на газетной полосе. Разумеется, существует много этических ограничений, о которых всегда надо помнить. Но подробнее о них мы поговорим в заключительной части.

Итак, журналист сел за рабочий стол. Имейте в виду, что работа репортера связана с частыми командировками и далеко не везде условия для написания материала могут быть комфортными. Постепенно учитесь и привыкайте составлять текст от руки в блокноте и в уме, потому что писать придется и в дороге, и в гостинице, и в других местах, где невозможно сосредоточиться от большого скопления народа.

Прежде чем начать излагать свои мысли на бумаге, задумайтесь: что будет главным в вашем тексте? Что вы хотите рассказать читателям? Кстати, кто эти люди, какова целевая аудитория СМИ, в котором вы практикуетесь (работаете) или для которого собираетесь готовить материал? Ваш текст только тогда будет воспринят аудиторией, когда она почувствует, что автор разговаривает с ней, что называется, на одном языке: сообщает о проблеме, которая может вызвать резонанс, выбирает конкретные или образные заголовки, использует понятную этой группе лексику, термины, привлекает авторитетных экспертов, отбирает фактуру, детали, которые наиболее ярко характеризуют описываемую ситуацию.

Также желательно продумать, каким образом вы будете подавать информацию. Журналист от писателя отличается тем, что не может себе позволить работать «в стол», не донеся свои мысли и факты до аудитории. Кроме того, работник пера, видеокамеры или микрофона всегда заинтересован в том, чтобы именно его материал был замечен аудиторией. Поэтому необходимо вспомнить о целях, которые вы хотите достичь публикацией конкретного факта. Из дисциплины «Современный русский язык» вам уже известно, что существуют стратегическая и тактическая цели. Стратегическая цель всегда должна начинаться со слов «Сформировать определенное (положительное или отрицательное) общественное мнение» о чем-то или о ком-то. Тактическая цель направлена на убеждение вашего адресата (аудитории) в чем-либо отрицательном или положительном. Таким образом, стратегическая цель шире и масштабнее по замыслу, чем тактическая.

После того, как вы определите для себя, с какими целями и к какой аудиторной группе вы будете обращаться, можно приступать к подготовке текста. Стандартной формулы для написания материала в информационном жанре, к счастью, нет. Однако помните, что читатель обязательно должен получить ответы на следующие вопросы: «Что? (Кто? ) Где? Когда? Каким образом? ». Если не будет ответа хотя бы на один из этих вопросов, то у адресата может остаться чувство недоговоренности и ощущения неполной информации.

Структура материала, выполненного в одном из информационных жанров журналистики, обычно бывает такой:

1. Заголовок.

2. Подзаголовок (не всегда обязателен, в зависимости от того, принято ли в конкретной редакции таким образом определять тему материала).

3. Лид (краткая, желательно необычная вступительная часть, часто конкретизирующая авторскую мысль).

4. Развитие действия – основная часть (описание ситуации или события, представление мнений заинтересованных сторон, ответы на вопросы «Что? Где? Когда? Каким образом? »). Это подробный рассказ о факте или ситуации.

5. Заключение (постановка социальной проблемы). Здесь можно выразить свое отношение к факту. Но оно (отношение) не должно содержать оценочных слов.

6. Авторская подпись.

Теперь рассмотрим отдельно каждый из этих пунктов.

Заголовок. Пожалуй, самая важная часть материала. Журналисты-практики утверждают, что заголовок – 70 процентов успеха любого текста. Проведите эксперимент: возьмите газету и обратите внимания на названия ее публикаций. Они разнообразны. Но вряд ли вы располагаете временем, достаточным, чтобы прочесть газету от начала и до конца. Возможно, через несколько дней вы осилите весь номер, но сейчас вы ознакомитесь только с тем, что вам интересно. Заголовок – проводник в мир каждой публикации, его задача: привлечь внимание читателя к конкретному материалу. Поэтому данную часть текста современные дизайнеры газет и журналов помещают на полосах, используя различные приемы: укрупнение, обтекание текстом, нестандартное размещение и т.п. В редакциях крупнейших федеральных изданий («Комсомольская правда», «Известия», «Аргументы и факты») посменно работают люди, в обязанности которых входит только придумывание заголовков к будущим публикациям. Но во многих печатных СМИ автором заголовков является сам корреспондент. В связи с этим, ему необходимо знать виды заголовков и владеть приемами привлечения внимания аудитории к своим текстам.

Ученые считают, что названия всех публикаций можно разделить на две группы: конкретные (информационные) и образные заголовки. Задача конкретного (информационного) – постановка проблемы, отражение ее сути, как можно точнее передать смысл описываемых в материале фактов. Например, «На федеральной трассе перевернулся грузовик. Есть жертвы»; «Начались осенние ярмарки» и т.п. То есть человек должен получить представление о содержании материала, еще не приступив к его чтению.

Образные заголовки реже применяются в информационных жанрах журналистики. На первый взгляд, они трудны для восприятия, так как далеко не всегда сразу передают смысл написанного. Здесь широко используются средства художественной выразительности, такие как сравнение, эпитет, метафора, аллегория. Их предназначение – не столько констатация проблемы, сколько передача авторского отношения к ней. Например, «Светская львица против светской птицы», «Шок-шоу», «Вор у вора украл? » и т.п. Данная группа заголовков содержит в себе авторскую оценку описываемой ситуации, может проявлять ту или иную позицию журналиста. Здесь автор намекает читателю на определенную подмеченную ситуацию или проблему. Поэтому образные заголовки обычно стоят над аналитическими или художественно-публицистическими журналистскими выступлениями.

Теперь рассмотрим следующие виды заголовков.

1. Заголовок-идея («Выйдем из кризиса окрепшими»; «Сделаем город чище», «Любишь науку – работай с молодежью»).

2. Заголовок-тема («Главный герой «Обитаемого острова»; «Будни и праздники казанского суворовского училища»; «На полях Татарстана собран богатый урожай»; «Выборы депутатов пройдут во всех избирательных округах республики).

3. Заголовок-вопрос («Понять? Простить? Принять? »; Знакомые лица: была – не была? »; «Вор у вора украл? »).

4. Заголовок-цитата. В нем могут быть приведены слова, содержащиеся в тексте, или предложение из речи кого-нибудь из официальных лиц. Например, государственные газеты РТ «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан» регулярно в заголовки выносят фразы, сказанные Президентом республики М.Шаймиевым, а муниципальные городские издания – «Казанские ведомости» и «Шахри Казан» – Главой администрации Казани И.Метшиным.

5. Заголовок-перечисление («У предпринимателей своя ниша. И свои сложности»; «Антонина, Тоня, Тонечка…»; «68-я параллель. Деревня Нарыга: портрет с натуры»).

6. Заголовок-фразеологизм («Вместе мы сила, а врозь – хоть брось»; «Учиться, право, не грешно» (этот заголовок можно отнести и в группу заголовка-идеи); «Не пронеси эту чашу мимо меня! »).

7. Заголовок-двусмысленность («Специальность как характеристика времени»; «Осенний забой»; «Стакан наполовину полон»).

8. Заголовок-противопоставление («Утром – словари, вечером – прогулки до зари»; «Дадут рубль, а спросят на миллион»; «Есть мнение. Ваше. И есть мнение – наше! »).

9. Заголовок-парадокс («Творчеством – по кризису! »; «На восьми языках – об одном и том же»; «Верхом на игрушках»; «Кадровый голод – on-line»).

10. Заголовок-каламбур («Под прессом пресс-служб»; «Пиар власти или власть пиара? » (его можно также отнести в группы заголовков-вопросов и заголовков-тема»); «СМИ или СМИО? »).

Начиная работать над материалом, можно выбрать заголовок из любой указанной группы. Отнеситесь к этой части текста серьезно, ведь его название должно привлечь внимание аудитории к вашей работе. Кроме того, заголовок должен отражать содержание вашего материала. Не забудем про интригу: с одной стороны, человек должен с первого прочтения понять, о чем пойдет речь в публикации, а с другой – вы должны не раскрывать проблему полностью, а увести читателя за ходом своей мысли. Поэтому не будут лишними некоторые знания законов драматургии и логики. Рассказывая о факте, стоит применять принцип постепенности подачи информации.

Придумать красивый, привлекающий внимание и в то же время этичный, то есть не обижающий никого, заголовок трудно даже профессиональным журналистам, не один год работающим в СМИ. Чего уж говорить о тех, кто делает первые шаги в профессии. Попробуйте сначала подготовить текст, а после него вернитесь к заголовку. Помните, мы говорили о стратегической и тактической целях? Название вашей работы должно работать на тактическую цель.

Бывает так, что текст закончен, факты и мнения изложены, а из нескольких вариантов заголовка автор не может выбрать наиболее точный. В данном случае можно посоветовать выписать на лист бумаги все имеющиеся варианты и в таком виде отнести в редакцию. Там опытные коллеги постараются вам помочь, либо совместными усилиями придется придумать что-то еще. Чем проще будет заголовок к информационному материалу, тем его быстрее и легче воспримет аудитория. Избегайте двусмысленности!

2. Подзаголовок. Эта часть материала не всегда присутствует в тексте, а зависит от редакционной политики. В некоторых, главным образом, федеральных изданиях («Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Российская газета» и некоторых других) подзаголовок является обязательным для каждой публикации. Его функция – одним предложением проинформировать читателя, о чем пойдет речь далее в тексте. Подзаголовок не может быть образным, он сжато передает авторскую мысль, становясь связующим звеном между названием материала и его основной частью. Здесь также уместна некоторая интрига для того чтобы читатель захотел знакомиться с текстом, а не понял все из заголовка и подзаголовка и перешел на другую страницу. Таким образом, еще одну функцию подзаголовка можно сформулировать, как привлечение интереса и управление вниманием человека. По мнению ученых, подзаголовок должен быть не более 8-10 слов. Однако эта рекомендация выполняется далеко не всегда.

Приведем примеры. «Российская газета»: «Земельная недостаточность. Владимир Путин о самой острой проблеме олимпийской стройки» (второе предложение является подзаголовком); «Час Зорькина. В Санкт-Петербурге избрали председателя Конституционного суда». «Комсомольская правда»: «Забудь про кризис, сталевар! Бери метлу, мети бульвар! Оптимистические заметки на тему мирового кризиса»; «Безопасность будет, если самолеты забетонировать». «Комсомолка» публикует отрывки из новой книги пилота Василия Ершова «Самолетопад». Другие примеры найдите самостоятельно.

3. Лид. Это начало заметки, репортажа, интервью, корреспонденции, отчета. Функция лида сходна с назначением заголовка и подзаголовка – привлечь внимание читателя к конкретному тексту и удержать его (внимание), заставить ознакомиться с содержанием до последней строчки. Лиды различаются по объему. Если материал небольшой, они могут состоять из одного предложения. Если мы готовим репортаж, отчет или информационную корреспонденцию, то к таким жанрам лид может занимать целый абзац. Основное требование к этой части текста – необычность, оригинальность авторской мысли и взгляда. Лид, словно увертюра к музыкальному произведению – яркое вступление к тексту.

Помимо того, лиды различаются по форме и способам передачи информации. Всего известно около ста видов лидов, выделяемых разными – российскими и зарубежными – учеными. Однако в результате систематизации в практике журналистики можно выявить не более десятка видов развернутого подзаголовка (это еще одно название лида). Рассмотрим следующую их классификацию.

А). Перевернутая пирамида. В начале повествования вы сообщаете суть события или факта, а далее в тексте описываете подробности, объясняете смысл того, что выразили в лиде. По нашим наблюдениям, данный вид часто используется в государственных печатных изданиях, а также в сообщениях информационных агентств.

Примеры: «Студенты – старшекурсники казанских вузов, занимающиеся исследованиями в банковской сфере, стали обладателями именных стипендий ОАО «АИКБ «Татфондбанк». В пятницу в головном офисе банка им торжественно вручили почетные дипломы»;

«Футболисты «Рубина» в субботу прибыли в Испанию на второй тренировочный сбор, а во вторник уже провели первый контрольный матч с украинским «Металлургом», который завершился победой запорожской команды – 1: 0»;

«Поместный собор РПЦ во вторник избрал шестнадцатым патриархом Московским и всея Руси митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла».

Б). Нагнетание напряжения. Вы начинаете рассказ как бы издалека, постепенно подводя читателя к самому захватывающему моменту, подогревая его интерес. Постарайтесь использовать данный вид только тогда, когда рассказываете о необычных ситуациях (фактах), потому что при описании заурядных событий может просто не хватить драматургии. Однако в прессе такой лид используется часто.

Примеры: «Многие из тех, кто рос единственным ребенком в семье, завидуют знакомым, имеющим братьев и сестер. Однако не всегда самые близкие наши родственники оказываются и самыми близкими по жизни людьми – известно немало случаев, когда братья и сестры терпеть друг друга не могут. А что происходит в вашей семье? Понять это поможет тест от журнала…»;

«Не случайно руководство страны рассматривает необходимость улучшения демографической ситуации в качестве общенациональной задачи. Давно пора бить тревогу: население России сокращается на восемьсот тысяч человек в год, а само общество быстро стареет».

В). Зарисовка. Вы можете начать материал с описания обстановки, места события, героев будущей публикации. Подробность описания зависит только от фантазии автора, объема и жанра текста.

Примеры: «Продавщицу тетю Тосю знали в селе все. С самого утра к ней в магазин за свежим хлебом тянулись односельчане. И каждого она встречала с улыбкой. Для детей у тети Тоси всегда были припрятаны леденцы, а для взрослых – доброе слово»;

«На днях довелось нам побывать в Оренбуржье. Тамошние степи – это перекресток эпох, народов, цивилизаций. Гунны, ханты, сарматы, кипчаки – все оставили свой след на этих бескрайних просторах. Своя дорога в этот богатый и теплый край была и у татарских семей. И даже сегодня многие оренбургские деревни – это переплетение различных наций, каждая из которых, принимая привычки соседей, сохраняет только ей свойственные быт и культуру»;

«Издревле любимый на Руси православный праздник – Крещение Господне – традиционно открылся ночным богослужением в полночь в Раифском монастыре. Утром 19 января совершилась божественная литургия, по окончании которой состоялся Крестный ход на Раифское озеро, где силами братии обители и художниками-резчиками созданы ледяной городок и рукотворная Иордань».

Г). Вопрос. Вы задаете вопрос в первом предложении, а весь последующий материал является ответом на него. Избегайте риторических вопросов! Желательно, чтобы вопросы были нестандартными, неожиданными, интригующими, неординарными.

Примеры: «Недавно в главном здании КГУ установили видеоэкраны. Для чего? »; «Кто знает, что такое любовь? » (почти риторический вопрос, предполагающий однозначный ответ); «Какие возможности предоставляет пенсионерам 122-й закон? »; «Чем нас порадует телевидение в ближайшие выходные? ».

Д). Цитата. Вы находите яркую фразу из выступления чиновника, которая, на ваш взгляд, характеризует событие, и начинаете с нее материал. Такой вид лида применяется, в основном, в официальных печатных СМИ, которые освещают деятельность первых лиц государства или регионов. При этом точная цитата обязательно должна заключаться в кавычки. Бывает еще цитата приблизительная (косвенная), передающая лишь смысл высказывания. Она в кавычки не берется.

Примеры: «Другого пути у нас нет», – убежден Президент Минтимер Шаймиев, побывавший во вторник в Зеленодельске»;

«Побывав у вас, я почти забыл о кризисе. Даже в такое непростое время здесь открываются новые социально значимые объекты, поддерживаются производственные предприятия. «И это отрадно», – отметил Президент Минтимер Шаймиев во вторник в ходе рабочей поездки в Зеленодольский муниципальный район».

Е). Анекдот, шутка. Использовать эту форму устного народного творчества необходимо всегда «в тему». Например, вряд ли такой вид будет уместным, если вы рассказываете о каком-либо трагическом случае или серьезном событии. И, наоборот, такой прием очень хорош при описании забавных случаев или во время написания сатирического материала. Но пользуйтесь юмором с осторожностью! Имейте в виду, что читатель или герой публикации может воспринять его, как обидный выпад в свой адрес. Поэтому желательно, чтобы ваше выступление имело обезличенный характер.

Пример: «Купи слона!

- А зачем он мне?

- Все так говорят, а ты возьми да и купи слона!

- У меня уже есть один.

- У всех уже есть, а ты возьми да и купи слона!

Диалог примерно такого содержания часть приходится слышать на одном из казанских вещевых рынков. Здесь то и дело со всех сторон вам предлагают «купить слона».

Ж). Интересная подробность. В начале публикации вы словно бросаете читателю «наживку»: привлекаете его внимание с помощью интересной детали, как бы выхваченной из общего контекста материала. Но сама суть описываемого события раскрывается далее, по ходу развития действия. Цель автора – завладеть вниманием читателя и заставить его прочесть весь текст, чтобы понять, о чем идет речь.

Примеры: «В смерти 27-летнего казанца, доставленного в отдел милиции «Азино-2», возможно, косвенно виноваты сотрудники милиции. Возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека». Парень истек кровью в камере для административно задержанных. В милиции заявляют, что это суицид, однако орудие его совершения до сих пор не найдено»;

«В Елабуге, как и во всех других городах республики, живут представители самых разных этносов. В прошлом году здесь было заключено более тысячи браков, из которых каждый третий – межнациональный»;

«В воскресенье, 1 марта, в выборах депутатов Госсовета Татарстана примут участие семьсот тысяч избирателей в возрасте до тридцати лет. По данным Центризбиркома РТ, это четверть электората республики».

З). Затяжной прыжок (некоторые журналисты называют его повествовательным лидом). По ходу своего материала вы выстраиваете логическую цепочку, в которой каждое следующее предложение дополняет, конкретизирует, обыгрывает предыдущее, то есть является его логическим продолжением. Последняя фраза должна подвести своеобразный итог вышесказанному. Как правило, этот вид лида объемен и применяется главным образом в аналитических и художественно-публицистических жанрах. Однако в изданиях Республики Татарстан мы встречали его и в информационных жанрах (речь идет о государственных газетах). Учитывая объем лида-повествования, автору материала необходимо сделать его интересным и увлекательным, а концовку – неожиданной.

Примеры. «Помните сказку про то, как две лягушки попали в крынку с молоком? Одна оказалась слабоустойчивой к стрессам. «Жизнь кончена, нам не выбраться», подумала она, сложила лапки и утонула. А другая решила бороться за жизнь до последнего. Прыгала и прыгала вверх, да так интенсивно, что сбила молоко в масло. Именно благодаря активности ей удалось пережить кризисную ситуацию. Вывод из притчи простой: попали в молоко – цельтесь в десятку! Это, разумеется, метафора. Но она может пригодиться, если вы попали под сокращение на родном предприятии и в данный момент не имеете работы».

«Яркая, немного сумбурная, порой загадочная, порой строгая и сдержанная, а главное, всегда разная – такова сущность женщины. Такими же разными оказались и работы участниц художественного проекта «Ребро Адама» Елабужского государственного музея-заповедника. Презентация выставки состоялась, а широкой публике она будет представлена в преддверии праздника 8 Марта».

«Вы когда-нибудь задумывались о том, какую роль в вашей жизни играют знания? Те самые сведения из школьных учебников, институтских лекций, бессчетного количества книг, а теперь и Интернета? Большинство из нас, будем откровенны, над этим и не размышляет. Мы просто автоматически пользуемся определенным фактологическим набором, принимая это как нечто само собой разумеющееся.

Но есть же люди, для которых учеба, постоянное получение знаний становятся ценностью высшего порядка, возводится в некий культ. Обычно так трепетно к этой сфере жизни относятся те, кто достиг определенных высот, и достиг сам. К этой когорте можно причислить и Гумара Яруллина, председателя межрегиональной профсоюзной организации ОАО «Татнефть», которые в эти дни отмечает свое шестидесятилетие».

И). История. Вы начинаете свой материал с какого-либо факта, случившегося некоторое время назад, а затем постепенно, предложение за предложением, подводите внимание читателя на день сегодняшний. В основной части текста вы рассказываете о ком-то или о чем-то уже с точки зрения современных реалий.

Примеры: «Накануне приближающегося Дня защитника Отечества Казанское высшее командное училище, которое казанцы привыкли именовать танковым, отметит круглую дату – 90 лет со дня основания. 22 февраля 1919 года на территории Казанского Кремля решением Военно-Революционного Совета РСФСР были созданы 1-е Казанские мусульманские пехотные командные курсы. Они были призваны готовить кадры для национальных формирований Восточного фронта, в тот критический момент сражавшихся с наступающими колчаковскими войсками»;

«В 2000 году сотрудники физфака КГУ провели первое испытание автоматизированного устройства компенсации намагниченных трубопроводов (ПКНТ)».

Обратите внимание на последний лид. Он является началом расширенной заметки, опубликованной в газете «Казанский университет» в февраля 2009 года. Информационные жанры требуют оперативности в подаче любого сообщения, владение вниманием аудитории с первого предложения. В современной газетной практике все реже можно увидеть материалы, начинающиеся со слова «вчера». Лид публикации подразумевает информирование аудитории о новом факте, а не о том, что было почти десять лет назад. Начало вашего сообщения всегда должно быть актуальным!

Кроме вышеприведенной классификации лидов, в прессе встречаются так называемые сложные вступления, состоящие из двух или даже трех видов лидов. Но они, как правило, используются в аналитических публикациях. Вам – начинающим журналистам – пока не надо обращать на них внимания. Овладевайте техникой подготовки каждого из указанных видов заголовков и лидов по отдельности.

Вот пример сложного вступления к материалу. «У вас зубы болели? Хоть раз в жизни – наверняка. Рано или поздно, но с «зубными проблемами» сталкивается каждый человек. Редко кому в возрасте хотя бы сорока лет удается похвастаться «беспломбной» и полноценной – в смысле числа зубов – улыбкой. И большинство из нас по сей день визит к стоматологу приравнивает к подвигу… К примеру, моя приятельница психологически начинает готовить себя к этому событию месяца за два, а боль пока заглушает всевозможными таблетками. Представляете, что происходит в это время с уже разрушающимся зубом? »

Этот лид можно отнести к так называемым сложным вступлениям. Из данного текста можно сделать три вида лида. Обратите внимание, он начинается и заканчивается вопросительными предложениями. Это – лид – вопрос. В середине текста, где речь идет о приятельнице автора, – лид – интересная подробность. Нагнетание напряжения происходит за счет заключительного вопросительного предложения. Мы процитировали вступление к материалу о проблемах современной стоматологии. Предложением «Представляете, что происходит в это время с уже разрушающимся зубом? » автор старается увлечь читателя, играя на его комплексе боязни посещения зубного врача. Однако автор рискует не столько увлечь читателя, сколько на наш взгляд, в данном случае своей излишней многословностью испугать его, не сообщая ничего важного и нового. Работая над вступлением к будущей публикации, всегда задавайтесь вопросом: интересно ли будет то, что я пишу целевой аудитории издания?

Ваш лид должен отвечать на шесть главных вопросов: «Кто? Что? Где? Когда? С какой целью? Каким образом? Некоторые практики и ученые считают, что в этот ряд можно добавить и вопрос «Почему? », но его наличие превращает информационный материал в аналитический, так как предполагает поиск причинно-следственной связи между фактами или явлениями. Изучение жанров аналитической журналистики у вас еще впереди, поэтому их мы затрагивать пока не будем.

Вот несколько советов практиков, как лучше подготовить лид. Приступая к написанию вступления к тексту, задайте себе такие вопросы:

1. Что произошло (ответьте 1-2 предложениями).

2. Насколько свежа ваша информация, что нового вы хотите сообщить общественности?

3. Это простое событие или сложное?

4. Кто является главным действующим лицом на мероприятии?

5. Какие детали вам известны и перепроверены?

6. В чем драматургия факта?

7. Как лучше подать экстренные моменты (если они были)?

8. Какова предыстория события?

Конечно, ответы на все эти вопросы невозможно вместить в краткое вступление к тексту. Вам придется выбрать только самое основное, что может привлечь и удержать внимание читателя и заставить его ознакомиться с публикацией до конца.

Как написать хороший материал? На помощь снова приходят журналисты-практики:

· Тема должна соответствовать идее, а заголовок – содержанию.

· Избегайте очень мелких и банальных тем.

· Мысли должны быть четко и ясно сформулированы.

· Старайтесь не употреблять очень длинных предложений.

· Пишите простым языком, близким к разговорному.

· Не употребляйте лишних слов.

· Не повторяйтесь в лиде и в заключении.

· У читателя не должно оставаться вопросов к автору материала.

· Публикация не должна быть похожа на рекламу. Собирайте и оглашайте разные точки зрения на одну проблему.

· Доказывайте свои рассуждения конкретными примерами.

· Старайтесь избавляться от аббревиатур, расшифровывайте их.

· Избавляйтесь от штампов. Они делают текст неинтересным.

· Пишите только о том, что видели сами, а не слышали от других.

· Если событие имело предысторию, напомните читателю о ней.

· Не стремитесь выдавать всю известную вам информацию сразу. Не стоит перегружать аудиторию. Придерживайтесь принципа постепенности. Расскажите о событии так, чтобы ваш текст было интересно читать прочесть до конца, а не получить исчерпывающие сведения в двух первых абзацах.

Следуя этим несложным правилам, можно написать качественный, легко читаемый материал в одном из информационных жанров. Следующая глава посвящена рассмотрению специфике каждого из информационных жанров. Но сначала – практические рекомендации и задания за закрепление пройденного материала

 

Практические рекомендации

 

1. Возьмите одну республиканскую и одну федеральную газеты и найдите в них разные виды заголовков и лидов. То же самое задание можно проделать с массовыми и качественными, а также государственными и коммерческими изданиями. Определите, какие заголовки и лиды доминируют в каждом из перечисленных видов печатных СМИ.

2. Возьмите любой газетный текст и попробуйте написать к нему несколько наиболее приемлемых, на ваш взгляд, видов вступлений. Тему публикации менять запрещается.

3. Возьмите любой газетно-журнальный материал, прочитайте его и придумайте несколько своих вариантов заголовков к нему. Необходимо, чтобы каждый из них принадлежал к разным видам.

4. Придумайте спонтанно 12 слов и попробуйте написать, используя их, несколько (не менее четырех) видов лидов. После этого установите, о чем далее может идти речь в ваших сообщениях.

5. Возьмите любую известную вам сказку и перепишите ее в жанре расширенной заметки с применением следующих видов лидов: перевернутая пирамида, нагнетание напряжения, зарисовка и «затяжной прыжок». Далее постарайтесь озаглавить текст. Старайтесь, чтобы вступление к вашему произведению соответствовало его названию.

6. Найдите в газетах и журналах сложные лиды, состоящие из нескольких их видов, и постарайтесь выявить, из каких видов состоит каждый из них.


ГЛАВА ВТОРАЯ

 

СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2009; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь