Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Социальная структура и политическое устройство Казахского ханства (XVII – XVIIIвв.).




В период XVI-XVIII в Казахском ханстве правили выдающиеся Касым, Хакк-Назар, Есим, Жангир и Тауке ханы. В начале XVI в., при правлении хана Касыма был разработан и принят кодекс законов, известный как "Қасым ханның қасқа жолы" (Светлый путь Касым хана). Он включал в себя пять основных разделов: 1. Имущественный Закон. В него входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе. 2. Уголовный Закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них. 3. Военный Закон. В нем оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи. 4. Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета. 5. Закон общественности (журтшылык). Этот раздел был посвящен обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету. Описанная политическая система оказалась неустойчивой и держалась только наличном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в ходе событий второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. Жетi Жаргы - это свод законов Казахского ханства при хане Тауке. Разработан был этот свод при участии известнейших биев Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) в начале XVII в. И включал в себя следующие основные разделы: 1.Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях. 2.Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. 3.Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников. 4.Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства. 5.Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства. 6.Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения. 7.Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего. Также в этот период происходил процесс становление трех жузов

Законы хана Тауке (Жеты Жаргы).

В 60-х годах казахско-джунгарские столкновения ограничивались мелкими стычками, но при хунтайши Галдане-Бошокту крупномасштабные военные действия возобновились. Сын Жангир-хана - Тауке-хан (1680-1715) - не смог остановить джунгаров и в 1681 г. войска Галдана перешли реку Шу. В результате походов 1683-84 гг. был взят и разрушен г. Сайрам и джунгары вторглись в Ферганскую долину. Особенно обострились казахско-джунгарские отношения в 90-х годах XVII в., когда Джунгарией правил хунтайши Цеван-Раптан. Изнурительная, шедшая на истребление, война с сильным противником за пастбища ослабила Казахское ханство. Несмотря на отдельные победы в крупных сражениях, казахи постепенно теряли свои кочевья по Ертису, Тарбагатаю, и в Жетысу, все дальше отступая на восток. Жетi Жаргы - это свод законов Казахского ханства при хане Тауке. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов "Жетi Жаргы" (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) в начале XVII в. И включал в себя следующие основные разделы: 1.Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях. 2.Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. 3.Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников. 4.Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства. 5.Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства. 6.Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения. 7.Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.



Кочевое хозяйство казахов, номадизм.

Основным видом хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство. Скот находился в семейно-частной собственности. Казахи разводили четыре основных вида скота: овцы, лошади, верблюды и крупный рогатый скот. Главный вид скота - овцы. Казахская порода овец - курдючная. Они были очень крупными, весом до 4-5 пудов (курдюк - до 2 пудов). Лошади, напротив, были низкорослые (вьючные, верховые), а скакуны (аргамаки) имела только знать. Верблюды были двугорбые. Караван (из 7-8 верблюдов) олицетворял собой символ мира.

Пастбищное скотоводство (пастбища были в общинно родовом пользовании) предполагало существование четырёх видов пастбищ:

джайляу - летние;

коктеу - весенние;

кузеу - осенние;

кстау - зимние (зимой еще строили кора - укрытие для скота).

Кочевание - меридиальное - скот перегоняли летом на север, зимой - на юг, (как правило, с ранней весны до поздней осени).

Вертикальное кочевание - с зимних пастбищ в долинах - на летние высокогорные.

Пустынное кочевание - от колодца к колодцу.

Каждый сезон имел круг обязательных работ: весной - стрижка овец, коз; летом - скот набирал вес, время тоев; осенью - стрижка, барымта, народные собрания.

Кочевали аулами, широким фронтом - до 200 км., на расстояния от 300 до1000 км.

Зимнее время кочевники проводили на зимовках. Был особый порядок выпаса скота зимой: при раздельном выпасе скота, там, где снежный покров был небольшой, вначале пасли овец, а где глубокий снег - лошадей и т. д.

Если выпас скота был совместный, то вначале пускали лошадей, потом - КРС и верблюдов, а следом - овец и коз (особенно во время гололеда, глубокого снега). Количество скота было различным у разных категорий лиц: у простых кочевников - не менее 30-50 лошадей, не менее 100 овец; у богатых - до 26 тыс. лошадей, несколько десятков тыс. овец (богатые составляли около 11% всего населения).

34. Материальная культура казахского народа(15-17века)

Виды жилища. Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, которые отличались величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: "агаш уй", "жер уй", "каратам", "шошала". Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из "кереге" - остова (деревянная решетка), сферического купола - "шацырак", радиально расположенных жердей "уык". Размер юрты зависел от количества крыльев - канат (частей кереге). Юрта состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120 кв.м. Двенадцати, пятнадцати, восемнадцатиканатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в., затем перестали встречаться.
Каждая решетка (кереге) состоит из тридцати шести планок -"саганак", изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок мелкой квадратной сеткой - "тор кез" и тонких планок крупной сеткой - "жел кез". Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема.
Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетки каркаса юрты снаружи обкладывались циновками из тростника -шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода - узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами - бельдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей.
По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады, и другие подсобные помещения. Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты - "отау".
Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные жилища на колесах - "куйме". Оно покрывалось тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.
Одежда, украшения и оружие
Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы -"тон". Шубы из меха пушных зверей назывались "iшiк" и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - "бас тон", синим сукном - "кок тон", парчой - "барша тон". Учиненные шубы с воротом из шкур жеребят - "жаргак тон". Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались "кылка жаргак".
Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - "кебенек" и халат из тонкого белого войлока - "каттау". К старинным видам одежды относится также "шекпен" - длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат - "шапан", шившийся из шерстяных и шелковых тканей.
Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской - из туникообразного платья - "кейлек" и безрукавки - "жециз камзол". Для изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.
Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались "шонкайма етик", мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды - "6ip така", а также ичиги - "мэсi" из козлиной юфти и галоши - "кебiс" из более плотной кожи. Зимой носили "саптама етiк", бедняки -"шокай" и "шарке".
Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - "кебiс". Богатые женщины носили орнаментированные сапоги "кестелi етiк", туфли на высоких каблуках из зеленой кожи - "кок сауыр", украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.
^ Пища, посуда и домашняя утварь
Пища - первейшая и основная жизненная потребность человека. Кроме своей основной роли пища у любого народа играет и огромную знаковую роль, является частью материальной культуры.
Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготовлялся кумыс - "кымыз", из верблюжьего - "шубат". Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров.
Одним из любимых напитков казахов было квашеное молоко - "айран". Смесь айрана с водой называлась "шалап". Из молока сбивали масло - "сары май". Для длительного хранения масла его промывали холодной водой, солили и заполняли им бараний желудок - "карын".
Важное место в рационе казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог назывался "курт" и употреблялся в пищу зимой, растворяемый в горячем бульоне. Изготовлялись другие виды сыров: "сары иримшик", "ак иримшик" и др.

35. Духовная культура казахского народа(15-17века)

Культура казахов в XVI-XVII вв .В это время сложились своеобразное устное народное творчество, устная и письменная литература, оригинальное музыкальное искусство. С XIX в. началось постепенное разрушение духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры. XVIв - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками. Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Большой след в культуре казахского народа оставил Шалгез жырау Тиленшиулы (1465-1560). Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Кал-каманулы (1668-1781). Бухар жырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов. У казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера. Сочинение «Тарихи Рашиди» на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала Х1Хвв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы.Песни. В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. Сказки и эпос. Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Историко-культурные процессы непосредственно связаны с социально-экономическим развитием населения. Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали основу единой культуры племен Казахстана. Значительное влияние на культуру казахского народа оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила также в Казахстане мусульманская культура. Таким образом, в XV - начале XIX в Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. Билет 1. Философское знание и социальная практика: особенности проявления в журналистике.
  2. Включенность в общество (социальная роль и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей)
  3. Внутрифирменная система управления человеческими ресурсами (социальная и кадровая составляющая)
  4. Вопрос 11. Журнал Сумарокова «Трудолюбивая пчела». Политическое кредо Сумарокова – журналиста. Авторский состав. Сумароков- критик.
  5. Вопрос 30Социальная информатика
  6. Вопрос №2. Несовершеннолетнее родительство как социальная проблема
  7. ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия)
  8. ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  9. ГЛАВА 5 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА
  10. Глава 5. Социальная психология как наука, ее структура и история становления
  11. Глава 7. Социальная психология личности
  12. Глава 8. Социальная психология групп




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.) Главная | Обратная связь