Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I.2. Самореализация подростков через творческую и культурно-досуговую деятельность.



Современное динамично развивающееся общество предъявляет все больше требований к личности специалиста какой-либо области. Он должен не только быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей действитель­ности, но и преобразовывать эту действительность для достижения поставленных целей. Поскольку человек в большей степени является социальным существом и много времени проводит в окружении других людей, ему необходимо обладать навыками, помогающими быстро и легко адаптироваться в новом коллективе, на­ходить и поддерживать полезные и дружеские контакты. Для того чтобы быть конкурентоспособным, специалист должен постоянно развиваться, самореализовываться, нестандартно подходить к решению поставленных задач. Ему должно быть присуще стремление к творческой самореализации как максимально полному воплощению своих возможностей и способностей.

Известно, что каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

Р.Г. Салахутдинов отмечает, что социально-культурное творчество - это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, совершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения. Социально-культурное творчество - это комплексное понятие, в нем объединены уже известные виды творчества и сравнительно недавно выделенное в отдельную категорию досуговой деятельности социальное творчество. Социально-культурное творчество направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.[43]

Исследователь Ф.И. Минюшев отмечает, что социокультурное творчество - это творение общих образцов действий, принципов, выбора цели и соотношения цели и средств, ценностей, верований, а также символических средств, обеспечивающих коммуникацию этих смыслов и норм (мимика, жестикуляция, язык, образцы). В процессе и результате социокультурного творчества происходят изменение и развитие элементов культуры, регулирующих поведение и деятельность миллионов людей, изменение тех элементов, которыми культура оснащает социальные процессы, и результаты их действий приходят неизбежно[44].

Творчество в социокультурной сфере также побуждается потребностью, но не отдельной личности, а социальной группы, общности, класса, народа. Представителей определенных слоев общества не удовлетворяют существующие знания, ценности, нормы, образцы, традиции, верования, и появляется потребность изменить их на новые. Этот процесс в нашей стране в определенных кругах начался еще в 70-е годы. В среде интеллигенции и молодежи появились люди, которых не удовлетворяли нормы и ценности, регулирующие социальную деятельность человека. У них назрела потребность изменить идеалы, образцы жизнедеятельности. В обществе начался процесс культурного оснащения новой потребности отдельных социальных групп, смена идеалов социализма на идеалы капитализма.

В диссертационном исследовании Е.В. Великановой отмечается, что социально-культурное творчество как культурно-творческая деятельность имеет различные формы проявления. Наслаждение, получаемое от досуговых занятий, расширяет художественный кругозор личности, а также способствует реализации социальных функций культуры (просветительской, профориентационной, рекреационной, гедонистической, прокреативной, самореализационной, творческой). Одной из активных форм культурно-творческого аспекта деятельности является неорганизованное любительское исполнительство (бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование), которое является благоприятной почвой для удовлетворения творческих потенций, запросов и интересов в досуговой деятельности. Автор пишет: «При постижении социально-культурной динамики самодеятельного художественного творчества, мы вправе говорить о процессе социализации, касающемся ряда особенностей, которые влияют на организационные формы воздействия на личность. Это неоднородность коллектива, изолированность системы которого в результате наличия общего увлечения приводит к достижению равновесия-однородности коллектива. Творческая любительская деятельность в рамках такого коллектива помогает его членам реализовывать свои духовные потребности, выразить свое «Я»[45].

А вот в диссертационном исследовании И.М.Верещагиной выдвинута интересная гипотеза, основанная на том, что социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы, т.е. целенаправленная деятельность социально-культурных учреждений по организационно-методическому сопровождению и ресурсному обеспечению индивидуального любительства в сфере досуга, может способствовать развитию социальной активности личности и трансформации любительской деятельности энтузиастов досуга в активное социально-культурное творчество[46].

Важно отметить, что социально-культурное творчество - это область творческой самореализации личности, а потому ей присущи культурные инициативы и соответствующие условия для культурной деятельности.

Настоятельная потребность формирования творческой самореализации обусловлена тем, что в подростковом возрасте дети с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя среди сверстников, в оценке их личности, стремятся к самовыражению и самореализации, испытывают чувство неудовлетворенности от отсутствия понимания своей личности, от не востребованности и нереализованности своих возможностей. С этой точки зрения формирование творческой самореализации подростков вполне закономерно, так как самореализация является внутренним условием и движущей силой, мотивом осу­ществления деятельности.

Идея самореализации возникла в недрах философской антропологии. Впервые явление, получившее впоследствии название «самореализация», разрабатывал Аристотель. Он счи­тал, что цели, к которым человек стремится, бывают двух видов: в одном случае - это само действие человека, а в другом - его результат, источником являются потребности человека [47]. Однако Аристотель в своих работах намечает только основные подходы к решению про­блемы самореализации личности, не останавливаясь подробно на анализе этого процесса.

Идею самореализации личности разрабатывал Гегель. Он считал, что самореализация - это основная потребность личности, а все другие потребности вытекают из стремления человека «осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает свое собственное Я».[48]

Н.Л. Кулик, опираясь на общие положения Аристотеля, Гегеля, Фейербаха, рассматрива­ет соотношение понятий «самореализация», «реализация» и «самоутверждение».[49]

Очень близок Н.Л. Кулику в своих взгля­дах в понимании самореализации В.И. Муляр.[50] Он также определяет самореализацию как «индивидуальный процесс деятельного опредмечивания сущностных сил личности», но более глубоко рассматривает взаимосвязь между самореализацией и самопознанием.

Несколько иные аспекты самореализации личности раскрывает в своих исследованиях Н.И. Полубабкина.[51] Она считает, что са­мореализация - одновременно и цель, и ре­зультат, и процесс жизни человека. Материалы философов, изучавших про­блемы самореализации, легли в основу пси­холого-педагогического подхода к изучению проблемы реализации подростков.

В 50-х гг. XX в. проблема самореализации начинает разрабатываться в рамках гуманис­тической психологии и представляется необ­ходимым фактором полноценного развития человека, его самореализации.

Н.Н. Михайлов[52] считает, что данная потребность занимает особое место в сис­теме потребностей личности и, обогащаясь конкретным содержанием, превращается в принцип.

Между процессом творчества и реализа­цией способностей человека в общественно значимой деятельности, приобретающей ха­рактер самореализации, существует прямая связь.

Характерным является то, что к рассмотрению самореализации исследователи подходили не к самостоятельному явлению, а как составной

части более сложных явле­ний, прежде всего - самоопределения.

В современных социальных условиях ин­терес к проблеме самореализации личности в педагогике и психологии значительно воз­рос. Это объясняется тем, что в новых соци­ально-экономических условиях приоритет­ной стала задача формирования активного, деятельного начала в личности.

Многие педагоги отмечают, что если пре­жняя парадигма образования в основном ориентировалась на обучение, то современ­ная - на развитие творческих способностей и формирование культуры личности. Например, И.Г. Шендрик, рассматривая педагоги­ческий аспект проблемы самореализации личности, считает, что данный аспект пред­полагает разработку средств и условий, сти­мулирующих процессы самопознания, целеполагания, проектирования перспектив индивидуальной жизнедеятельности.[53]

На современном этапе предпринимаются попытки дальнейшего исследования пробле­мы самореализации личности в контексте самоопределения, самообразования, самосо­вершенствования.

В последнее время появилось немало содержательных диссертационных иссле­дований, в которых проблема творческой самореализации рассматривается в аспек­те подготовки учителя, в аспекте развития творческой личности в образовательном процессе. Так, А.А. Солдатова рассматрива­ет творческое самовыражение как одну из форм творческой самореализации личнос­ти, выступающей доминирующим фактором профессиональной подготовки.[54]

В исследованиях В.А. Сластенина подчер­кивается, что творческая самореализация выступает как направленность, система ус­тойчиво доминирующих мотивов, определя­ющих отношение личности к обществу, лю­дям, самому себе.[55]

В современном научном знании можно выделить три уровня анализа проблемы са­мореализации личности: философский, пси­хологический, педагогический.

На философском уровне решаются воп­росы о сущности человека, о сути процесса самореализации. На психологическом уров­не анализируются личностные качества и конкретные внешние условия, позволяющие личности продуктивно самореализоваться, исследуются мотивационная основа саморе­ализации и обратное влияние объективной и субъективной эффективности самореали­зации на личность и деятельность субъекта (его самооценку, уровень притязаний). На педагогическом уровне самореализация оп­ределяется как одна из целей педагогического процесса и заключается в помощи личности осуществлять свои позитивные возможнос­ти, раскрывать задатки и способности. Са­мореализация является результатом воспи­тания личности.

Самореализация подростка как самосто­ятельное педагогическое исследование воз­никло в науке сравнительно недавно. Самореализация подростка - это осоз­нанный и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношени­ях. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с други­ми, открытость опыту и его принятие, разно­образное восприятие чувственно заданных ситуаций, творческий характер активности. В оценке творческой самореализации под­ростков предлагаются критерии, позволяю­щие судить об уровне эффективности ком­понентов.

Критерий положительной мотивации к творческой деятельности предполагает осознанность цели деятельности, интерес к процессу творческой деятельности, стрем­ление к успеху при решении творческих за­дач, стремление к лидерству в творческой деятельности, познавательные потребнос­ти, стремление к самосовершенствованию. Критерием самореализации в творческой деятельности подростков выделяется умение выделять цели и приоритеты, способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии и коррекции; уме­ния преодолевать трудности в учении.[56]

В качестве наиболее су­щественных признаков творческой самореа­лизации подростка выступают следующие:

- творческая самореализация подростка является специфической областью педагоги­ческой деятельности, в которой педагог, сти­мулирующий подростка на творческую само­реализацию, должен учитывать воздействие экосистемы на личность, создавать такие условия, в которых подросток сам ощущает потребность и необходимость в творческой самореализации как необходимом способе актуального жизнетворчества;

- в характеристики творческой саморе­ализации входят внутренняя свобода, воля, интенсивность, направленность реализуемой деятельности, целеполагание, целесозидание, культура творческой рефлексивности;

- самореализация подростка заключает­ся в распредмечивании формообразования социального опыта;

- к творческой самореализации ведут предпосылки субъективного характера (пот­ребности, направленность, потенциальные когнитивные и психофизиологические спо­собности, ментальные характеристики);

- понятие творческой самореализации включает такие образования, как самопоз­нание, самоосмысление, самоотношение, са­моорганизация, самооценка, самоконтроль, самовоспитание, самоопределение, саморегуляция;

- творческая самореализация подростка обусловлена процессами интенсивного со­зревания личности, создающими предпосыл­ки для начала культурной самоидентифика­ции, вхождения в мир духовной культуры;

- в процессе формирования творческой самореализации необходимо управление включением подростка в ситуации выбора ценностей, их осмыслением, формировани­ем общенаучных критериев, через самооцен­ку деятельности поступка, культуры меж­личностных отношений.[57]

Создание благоприятных условий для наиболее полного самоутверждения и самовыражения подростков в условиях социально-культурных и культурно-досуговых учреждений напрямую зависит от ряда условий:

• Богатства, разнообразия и доступности видов культурно-досуговой деятельности, позволяющих и побуждающих подростка делать выбор, т.е. формировать мотивационную структуру личности.

• Вовлечения подростков в реализацию общественно - значимой деятельности. Участие подростка должно осуществляться наравне со взрослыми, как в выборе форм и средств, так и в практическом использовании приобретённых знаний и умений. Участие подростков в выработке форм и правил, содержания, и направленности досуговой деятельности способствует самореализации, самовыражению и самоутверждению.

• Неформального, неструктурированного характера деятельности досуговой среды. Принципа добровольности и самоконтроля, наиболее привлекательных для подростков.

• Организация деятельности коллектива должна носить побудительный, а не запрещающий характер. Для подростков важна установка на успех, определение перспективы и конкретного результата деятельности.

• Включения подростков в процесс освоения новых видов общественных отношений. Создание условий для здорового соперничества, уважение педагога к личности воспитанника, объективная оценка, стимулирование успехов, и как следствие, формирование позитивной самооценки.

• Создания благоприятной нравственно-психологической атмосферы в коллективе.

В систему культурно-досуговой деятельности входит сеть учреждений культуры разных типов: клубные учреждения, парки культуры и отдыха, музеи, библиотеки, центры досуга, культурные комплексы, кафе, ночные клубы, интернет-залы, система дополнительного образования и т.д. Каждое из этих учреждений способно создать благоприятные условия для самоутверждения и самовыражения подростков в соответствии с основной функцией учреждения[58], причем дать возможность самоутвердиться не за счёт других людей, а за счёт самовыражения себя в художественно-творческой, общественно-политической, и др. видах активности.

Необходимо помочь подростку с определением видов деятельности, т.к. для оптимального самоутверждения она должна соответствовать силам и творческим возможностям подростка. Следствием неадекватного выбора форм может быть фрустрация, душевный и физический надрыв, уход от реальности, апатия, социальная и культурная реактивность. Всё это тормозит процессы развития личности подростка. Речь не идёт о заниженности притязаний, а о соответствии уровня притязаний возможностям. В данном случае, огромную роль играет помощь старших (педагогов, родителей, организаторов). При всей самостоятельности подростка, в некоторых случаях, он остро нуждается в поддержке со стороны старших.

Таким образом, под социально значимым самоутверждением понимается процесс выявления и закрепления в общественном сознании лучших, наиболее достойных качеств личности подростка и творческого самовыражения как процесса раскрытия творческого потенциала, проявления интересов и склонностей подростков, получения удовлетворения от своей деятельности.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 5647; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь