Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы изучения проблем творческой самореализации подростковСтр 1 из 7Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы. Демократизация российского общества, включение России в систему рыночных отношений предполагает формирование способности граждан к решению возникающих проблем, проявлению инициативы и ответственности за свои поступки. Преобразования в России предопределяют становление личности, одной из важнейших характеристик которой является активность в освоении социальной действительности. В ситуации, когда государство ограничило свое участие в обеспечении базового уровня жизни населения, когда ответственность за свою судьбу находится в руках самого человека, становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее своей страны. Становление личности является многофакторным процессом, на который оказывает влияние семейная обстановка, общение со сверстниками, наблюдение за окружающими, средства массовой информации и т.д. Нельзя забывать, что процесс самореализации может протекать как в конструктивно-созидательной, так и в деструктивно-разрушающей форме. Как мотив поведения, самоутверждение зачастую толкает подростка на необдуманные действия, принимая асоциальные формы. В этой ситуации особенно важно, зная психофизиологические особенности подросткового возраста, создавать условия для позитивного самоутверждения и самовыражения подростков. Именно в сфере свободного времени в различных формах культурно-досуговой деятельности подростки обретают широчайшие возможности воспитания в себе таких личностных качеств как способность утвердить себя и проявить своё неповторимое я. В условиях, когда формирующееся информационно-креативное общество требует от каждого индивида социальной активности и способности проявлять инициативу и самодеятельность во всех сферах жизнедеятельности, существенно актуализируется проблема самоутверждения и самовыражения личности. Решение этой проблемы диктует необходимость коренной перестройки системы воспитания подрастающих поколений и, в первую очередь, создания условий для их самоутверждения и самовыражения. При этом, если учитывать обоснованные психологией сенситивные пики развития личности, наиболее оптимальным периодом формирования этих качеств является подростковый возраст, а самой эффективной сферой жизнедеятельности, в которой подростки могут максимально раскрыть и реализовать себя, выступает сфера свободного времени. Именно в этой сфере в различных формах культурно-досуговой деятельности подростки обретают широчайшие возможности воспитания в себе таких личностных качеств как способность утвердить себя и проявить своё неповторимое я. Степень разработанности проблемы. Психолого-педагогическая наука, а за ней и педагоги-практики вкладывают в определение феномена «творчество» зачастую разные смыслы в соответствии с разным пониманием сущности творчества. Проблемами творчества в разное время занимались такие исследователи как М.Г. Ярошевский[1], Я.А. Пономарев[2], Л.С. Рубинштейн[3]. Исследование феномена творчества и разработка методов развития творческих способностей человека наиболее продуктивно осуществлены в рамках гуманистического направления в психологии и педагогике (Г. Айзенк[4], А. Маслоу[5], В.А. Моляко[6]. Периодизацию развития творческих способностей изучал B.Н Дружинин[7]; творчество в образовании и воспитании исследовали А.Ю. Акмалов[8], В.И. Андреев[9] и др., развитие творческого потенциала личности – Л. Олах[10], Н.И. Шевандрин[11], Е.Л. Яковлева[12], Т.С. Ямилева[13] и др.; творчество как личностную черту рассматривали Д.Б. Богоявленская[14] и др. Что касается проблемы досуга, то он рассматривается авторами применительно к всем возрастном диапазонам человека: в детском возрасте (Т.С.Комарова[15], А.В.Шаронов, С.Т.Шацкий[16], А, И. Шемшурина, и др.); подростковом (Н.К.Крупская, А.М.Макаренко[17], О.М.Потаповская, В.А.Сухомлинский[18], Е.Г.Тесов и др.); юношеском (А.Л.Андреев, В.Т.Лисовский, И.М.Ильинский, В.В. Павловский и др.), в том числе в различных условиях общественной организации досуга (А.Ю.Гончарук, Г.М.Коджаспирова, В.Д.Путилин, С.А.Шмако и др.); людям зрелого и старшего возраст (И.Н.Семенов, Э.В.Соколов [19] и др.). Изучаются и гендерные аспекты досуга (Е.А.Здравомыслова, А.А.Темкина, С.Л.Рыков, и др.). В работах данных авторов много ценного и полезного, однако научные знания в них нуждаются в систематизации, структурировании, адаптации к практике учреждения социально-культурной сферы. Широкий круг проблем самоутверждения и самовыражения в сфере социально — культурной деятельности нашли своё освещение в научных публикациях Д.М.Генкина[20], А.Д.Жаркова[21], А.С.Запесоцкого, Т.Г.Киселёвой[22], Ю.А. Стрельцовой, А.А.Сукало[23], Б.А.Титова[24] и других специалистов. Целью дипломной работы является выявление специфики творческой самореализации подростков в культурно-досуговых учреждениях города Улан-Удэ на примере КДЦ «Рассвет». В связи с этим можно определить задачи дипломной работы: · раскрыть понятие «творчество» применительно к процессу социализации и развития личности; · выявить факторы, влияющие на успешность процессов самореализации подростков в культурно-досуговой сфере; · составить социальный портрет подростка; · рассмотреть влияние досуга на творческую самореализацию личности; · изучить проблемы организации подросткового досуга в КДЦ «Рассвет»; · разработать проект по модернизации процесса творческой самореализации подростков в культурно-досуговых учреждениях. Объектом дипломной работы является культурно-досуговая деятельность подростков. Предмет исследования: процесс творческой самореализации подростков в культурно-досуговых учреждениях (на примере КДЦ «Рассвет» города Улан-Удэ). Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социально-культурная деятельность может стать эффективным средством развития самореализации подростков через творческое самовыражение, осуществляемое в условиях формирования умений и навыков самоорганизации досуга, стимулирования проявления инициативы, раскрытия потенциальных возможностей и способностей личности. Методы исследования выбирались в соответствии с конкретными задачами и спецификой изучаемых явлений и процессов. Это методы сравнения; обобщения факторов, влияющих на процессы самоутверждения и самовыражения личности подростка в культурно-досуговой среде; прогнозирование перспектив развития культурно-досуговой сферы. При написании дипломной работы нами использовались так же эмпирические методы исследования, такие как анкетирование, интервьюирование, изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений и нормативной документации. Кроме того, мы использовали статистические методы исследования: количественную обработку экспериментальных данных, графическое представление результатов исследования. Методологическая основа исследования. Понимание сути и природы социально-культурной деятельности и её роли в воспитании подрастающего поколения исходило из сложившейся на кафедрах социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского и Московского университетов культуры и искусств концепции, видевшей в ней систему общественно значимой и нравственно-мотивированной деятельности по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры (Н.Д. Жарков, Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников, И.А. Новикова, Н.Ф. Максютин, А.П. Марков, Б.Г. Мосалёв, И.А. Ивлиева, М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, А.А. Сукало, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, В.Е. Триодин и др.). Исследование опиралось на синтез философско-культурологических концепций воспитания и развития личности (Н.А. Бердяев, М. Вебер, П.С. Гуревич, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Э. Тайлор, А.Я. Флиер, Э. Фром, и др.) и психо-педагогических (Б.Г. Ананьев, Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.М. Новиков, А.В. Петровский и др.). Исследование опирается на понимание досуга как деятельности, осуществляемой в свободное время, с целью получения максимальной пользы для индивида, обеспечивающей рекреацию и дальнейшее развитие личности (С.Г. Стружилин, Г.А. Пруденский, Д. Дюмазедье, М. Каплан, В.И. Бестужев-Лада, Э.В. Соколов, В.Я. Ядов и др.). Системный анализ объекта исследования осуществлялся исходя из его естественной взаимосвязи с окружающей действительностью, в единстве со всей системой духовной жизни общества, что позволило рассматривать личность подростка в её реальных отношениях с микро и макро средой. Новизна исследования: 1. Обобщены теоретические знания в области творческой деятельности личности, данные в научных исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов, а также рассмотрено значение культурно-досуговой деятельности для творческого развития человека. Нами сделана попытка обозначить роль самореализации и социализации в этом процессе. 2. проведено социологическое исследование с целью выявить проблемы организации подросткового досуга в культурно-досуговом учреждении. Основываясь на полученных результатах, был разработан проект, направленный на совершенствование форм работы культурно-досуговых учреждений по развитию творческих способностей подростков. 3. предложен проект познавательно- игровой программы «Творческая гостиная» направленный на формирование активной жизненной позиции подростков на основе понимания и принятия сильных и слабых сторон своего характера как резерва для творческой самореализации. Практическая значимость исследования проявилась в обосновании организационно-педагогических условий эффективности стимулирования социальной активности подростков средствами культурно-досуговой деятельности; в создании проекта развития социальной активности личности подростка посредством включения в культурно-досуговую деятельность, которая обеспечивает стимулирование мотивации к социальному творчеству и поэтапное вовлечение подростков с различным уровнем социальной активности в полезную для общества деятельность. База исследования - Культурно-досуговый центр «Рассвет» в г. Улан-Удэ. Положения, выносимые на защиту: 1. Творческая самореализация - это субъективно значимый, педагогически стимулируемый, уровневый процесс раскрытия и эффективного использования подростком своего творческого потенциала в различных видах деятельности, осуществляемый на основе свободного выбора, предполагающий позитивный результат личностного развития и определения своего места в коллективе сверстников и в социальном окружении. 2. Творческая самореализация подростков в культурно-досуговом учреждении, включает в себя создание благоприятной микросреды для творческого самовыражения подростков в максимально комфортной атмосфере, способствующей раскрытию творческого потенциала, досуговых потребностей и креативных способностей, а также стимулирует творчество подростков средствами и формами культурно-досуговой деятельности через включение в полижанровые виды деятельности и формирование установки на позитивное социально-значимое самоутверждение, 3. Зафиксированные в ходе исследования проблемы организации культурно-досуговой деятельности выявили проблемы, среди которых слабый уровень материально-технического оснащения сцены, нехватка квалифицированного персонала, нехватка площадей для танцевально- хореографических кружков, не отвечающее эстетическим представлениям молодежи, оформление мероприятий. Несмотря на имеющиеся проблемы, молодежь в своем большинстве (60%) заинтересована в проведении своего досуга в культурно-досуговом центре. 4. Технология обеспечения процессов творческого самовыражения и социально-значимого самоутверждения подростков в сфере досуга, основанная на методе «Терапия творческим самовыражением», разработанного профессором М. Е. Бурно, ориентированных на самодеятельность, проявление инициативы и реализации творческих способностей личности подростка. В результате участия в проекте у подростков формируются навыки эффективного взаимодействия, а так же происходит осознание своего творческого потенциала и умения им пользоваться; укрепление активной жизненной позиции, способствующей жизненному самоопределению; понимание и принятие знаковости другого человека; стремление к саморазвитию и обретению творческого вдохновения в деятельности. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, глоссария и приложения.
Пояснительная записка. Проблема воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. В этих условиях парадоксален вопрос: почему на фоне растущих статистических показателей об уровне жизни и благосостоянии населения проблема увеличения количества дезадаптированных и десоциализированных подростков остаётся одной из насущных и нерешенных задач нашего государства, почему социальная работа с подростками, имеющими трудности в понимании правил поведения в социуме приобретает особую остроту и актуальность. Сложности у подростков возникают в результате политической, социально - экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдо культуры, изменения в содержании ценностных ориентаций у подростков. Несмотря на то, что породить проблему может и одна причина, проявиться она может в много факторных и многоплановых отклонений физической и психической сфер подростков, в разные моменты жизни и справиться с ней на этапе взрослой жизни весьма проблематично.[69] С целью социализации подростков путём творческой самореализации в процессе занятий является разработанный проект-программа, которая успешно может быть реализована в культурно-досуговом учреждении. Актуальность. Проект познавательно - игровой программы «Творческая гостиная» разработан для работы с подростками любых социальных групп. Подростки имеют ряд личностных особенностей, порой затрудняющих понимание их социумом. У них акцентируются такие личностные черты, как повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, негативизм, конформизм. Эти черты, вступая в противоречие с природной индивидуальностью подростка, провоцируют возникновение и обострение внутри личностных конфликтов, проявляющихся в поведенческих отклонениях и различных формах десоциализации, которые сопровождаются неспособностью принятия жизненно важных решений, планирования деятельности, прогнозирования будущего. Познавательно-игровая программа, применяемая нами, составлена на основе метода «Терапия творческим самовыражением», разработанного профессором М. Е. Бурно. Уникальность этого метода в его глубоком гуманистическом отношении к личности. Цель проекта: формирование активной жизненной позиции подростков в процессе творческой самореализации. Задачи проекта: - помочь подросткам раскрыть свой творческий потенциал; - создать условия для творческого самовыражения; - формировать у подростков толерантность и позитивное отношение к людям с иной индивидуальностью; - помогать, участникам активизировать собственные резервы; - показать возможность использования средств творческого самовыражения для самопомощи в трудных жизненных ситуациях. Игры и драматизации. Игры драматизации - это особые игры, в которых подростки сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, песни, стишки. В них подросток создает свой мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения. Ребята разговаривают голосами своих героев, переживает за них. Он как бы перевоплощается в образ, живет его жизнью. В структуре большинства занятий можно выделить четыре части: 1. Начало занятия: ведущие помогают вспомнить предыдущую тему, устанавливая связь с новым материалом. 2. Информация об изучаемом характере: чтение литературных произведений, выдержек из воспоминаний современников, дневников, сообщение биографических данных и т. д. в сопровождении показа слайдов, репродукций, фотографий. 3. Беседа по вопросам ведущих, помогающая ребятам выделить основные особенности представленного характера; найти черты сходства и различия с собой; определить свое отношение к такому характеру, принять его. 4. Обмен впечатлениями. Ведущие подводят итоги занятия с выделением сильных и слабых сторон этого характера, подчеркивают возможное поле деятельности для него, приемы самопомощи. Структура занятий, посвященных выполнению творческих работ, несколько иная: во второй части после информации ведущих по предлагаемой теме выполняются творческие работы; в третьей части эти работы рассматриваются, обсуждаются с позиции характерологии. Текущий контроль за личностными изменениями участников осуществляется определением степени их активности на занятиях; в ходе личных бесед с ведущим, при выполнении творческих работ, в дискуссиях, а также при помощи самооценки и самоотчета. Промежуточный контроль предусматривает проведение специально организованных игр и инсценировок. Итоговый контроль подразумевает выполнение творческой работы «Мой портрет» - ребята пишут рассказ о себе, своем опыте проживания в группе, о тех изменениях, которые произошли в них; о том, чему научились, как это может им пригодиться в жизни.[70] Кадровые ресурсы проекта: Руководитель проекта: директор учреждения. Исполнители: режиссёр, методист. Материально - технические ресурсы: Понадобиться помещение площадью 50 кв. м., мебель (столы, стулья), оборудование (проектор, муз.акустическая система, компьютер, экран). Срок реализации проекта: 2 месяца (январь - февраль 2015 г.) Программа «Творческая гостиная» рассчитана на 3 занятия.
Партнёрами проекта могут стать органы местного самоуправления, руководство учебных заведений, коммерческие и некоммерческие организации, фирмы и компании. Целевая аудитория: подростки 13-17 лет. Для реализации программы предполагается встреча с учениками школ. Форма организации встреч - творческие гостиные с чаепитием в уютной атмосфере приближённой к домашней. Формирование группы происходит по согласованию руководства учебных заведений или культурно-досугового учреждения. Желательное количество подростков в группе 10–15 человек. План реализации проекта:
Бюджет проекта.
Планируемый результат: В результате участия в программе «Творческая гостиная» предполагается появление у подростков навыков эффективного взаимодействия, а так же осознание своего творческого потенциала и умения им пользоваться; укрепление активной жизненной позиции, способствующей жизненному самоопределению; понимание и принятие знаковости другого человека; стремление к саморазвитию и обретению творческого вдохновения в деятельности; знания о творчестве великих поэтов, писателей, художников как возможности творческой самореализации. Критерии оценки: Уровень усвоения материала и оценка личностного роста подростка проявляется в форме самооценки, выполнения творческих работ, игр и самоотчетов. В заключение цикла участники группы выполняют итоговую творческую письменную работу. Перспективы дальнейшего развития проекта. При анализе проведённых мероприятий, если результаты проекта принесут ощутимые результаты по социализации подростков, то дальнейшие развитие проекта будет проходить по той же схеме. Будут разрабатываться, и проводиться запланированные мероприятия: конкурсы, творческие вечера, игровые и театрализованные программы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В дипломной работе нами были рассмотрены особенности творческой самореализации подростков в культурно-досуговых учреждениях. Для чего мы раскрыли сущность понятия «творчество» применительно к процессу развития личности. Творческая деятельность в условиях культурно-досугового учреждения, является благоприятным фактором, способствующим успешной социализации личности и ее гармоничному развитию. Особенности развития личности в подростковом возрасте, обусловленные возрастом и социальным статусом подростка. К таким особенностям относятся: неустойчивость ценностной системы; формирование мировоззрения в особых условиях усиливающегося влияния индивидуалистических ценностей, актуализация потребности в расширении социального пространства, стремление занять более самостоятельную позицию, проявить себя в том или ином виде деятельности. Все это определяет трудности в личностном становлении подростка в этот период. Облегчить процесс адаптации подростка в социуме, призваны различные социальные институты, в том числе и учреждения социально-культурной сферы. Последние используют для этого весь накопленный опыт и потенциал, работая с подростками, используя многообразные средства, формы и методы. Культурно-досуговые учреждения создают самые благоприятные условия для творческого развития личности подростка. Подростковый возраст - сложный период в жизни личности, которому, в частности, присущи повышенная активность, стремление к свободе, стремление к проявлению инициативы и к самоутверждению. Между тем, удовлетворяет данные потребности подросток не всегда мирными и полезными способами. Участие подростков в культурно-досуговой деятельности, позволяет подростку выплеснуть энергию в позитивном направлении, для чего используются самые разнообразные средства и формы социально-культурной деятельности. Проведенное нами социологическое исследование, показало, что культурно-досуговые учреждения не в полной мере обладают необходимыми для этого ресурсами, как материально-техническими, так и кадровыми. В то же время, существует и ряд насущных проблем, в том числе необходимости расширения и совершенствования форм работы с подростками, поиске новых подходов к организации подросткового досуга, которые отвечали бы интересам данной социальной группы. В дипломной работе нами был предложен проект «Творческая гостиная», занятия в котором, как представляется, окажут положительное влияние на развитие творческих задатков подростков. Проект, кроме того, обладает еще и определенным образовательным потенциалом по средствам знакомства с лучшими произведениями музыки, живописи, литературы, театром. Этому способствует и наличие различных творческих заданий. Таким образом, в ходе исследования, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Действительно, система культурно-досуговой деятельности способна создать оптимальные условия для позитивного самоутверждения подростков через творческое самовыражение, тем самым став эффективным средством самореализации подростков и способствовать в то же время его всестороннему развитию. Культурно-досуговая деятельность подростков, в основе которой лежит целенаправленное социально-педагогическое воздействие, обладает мощным потенциалом для раскрытия и развития творческих способностей подростков. Она может удовлетворить потребности молодого человека в активном отдыхе, насыщенном и разнообразном досуге, сделать его развлекательным и содержательным одновременно. За счет этого каждый подросток имеет возможность реализовать себя и проявить свою инициативу в различных видах творческой деятельности.
Список использованной литературы 1. Абульханова-Славская К.А.Стратегия жизни. - М., 1991. С.- 250 (12). 2. Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., 1972. 3. Акмалов А.Ю. «Творческие задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся на предметах гуманитарного цикла» Автореф. дис. канд. пед. наук.-Челябинск: ЧГУ, 1995. -20с. 4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с. 5. Амосов И.М. « Моделирование творческой личности». -М., 1998. 6. Андреев В.И. «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности»: Изд. Казанского госуниверситета, 1988. 168 с. 7. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 1998. 8. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 3. М., 1981. 613 с. 9. Баталова С.Р., Самсонов В.С.. « Теория и практика развития творческого потенциала личности». У-У: Изд. - полиг. комплекс ВСГАКИ, 2010.-С. 239 10. Батищев Г.С. Диалектика творчества. - М., 1984. С. 320. 11. Богоявленская Д.Б. «Пути к творчеству».- М: Знание, 1981.-82 с. 12. Борев Ю. Б. «Эстетика». -М., 1988. С. 320 (205-209). 13. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение, 1994. 14. Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением».- М.: Познавательная книга плюс, 2002 г. 15. Великанова Е.В. «Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций»: автореф...канд.пед.наук /Великанова Е. - Тамбов:. 2003 - 21с 16. Верещагина И.М. «Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы: автореф..канд.пед.наук» -Барнаул, 2008. -20 с. 17. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - Киев: Высшая школа, 2000. 18. Выготский Л.С. Педология подростка//Собр.соч.в 6 т.Т.4.- С. 224 19. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Автореф. дис....д-ра. психол. наук. Барнаул, 2002. 40 с. 20. Гегель Г. Эстетика: в 4-х т. Т. 1. М., 1968. 312 с. 21. Горбатова И. Создавать защитную среду // Встреча. - М, 1996.-№ 3. 22. Демченко А. «Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества» - М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996. 23. Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» / В.Н. Дружинин // Психологический журнал, 1998.- №2.-С. 61-70. 24. Ермолаева -Томина Л.Б. «Психология художественного творчества».уч. пос.- М: Культура 2005. 25. Жарков А. Д. «Технология кльтурно-досуговой деятельности»: Уч. Пос. для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. пе-рераб. и доп. - М.: Изд-во МГУКИ, ИПО «Профиздат», 2002. 26. Злобин Н.С. Деятельность - труд - культура // Теория, методология, проблемы. - М., 1990. 27. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. - М.: МЦФЭР, 2001. 28. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М., 1974. - С.185 (89-92) 29. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М., 1974. 30. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003. 31. Киселёва Т.Г., Красильникова Ю.Д. Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения. МГУКИ.- М., 2003. 32. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности / Центры досуга. - М.: Просвещение, 1999. 33. Кривчун А.А. Эстетика: Учебник для студентов вузов. - М., 1998. 34. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека» Уч. пос. – М.: «Юрайт-М», 2001.С. 400 35. Кулик Н.Л. «Самореализация личности как философская проблема»: Дис....канд. филос. наук. Киев, 1992. 178 с. 36. Маслоу А.Г. «Дальние пределы человеческой психики».- СПб.: «Евразия», 2006. 37. Маслоу А.Г. Психология бытия. Пер. с англ / А.Г. Маслоу. -М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. 304 с. 38. Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы. // Философские науки, 1982. - № 4. 39. Моляко В.А. Психология творческой деятельности / В.А. Моляко. М: Высшая школа, 1978. - 112 с. 40. Муляр В.И. Самореализация личности как социальный процесс: Дис....канд. филос. наук. Киев, 1990. 170 с. 41. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь справочник. / В.Е. Новаторов. - Омск: Алт. гос. ин-т культуры. Омский филиал, 1992. - С.78 42. Олах Л. Творческий потенциал и личностные перемены / Л. Олах // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. Науковедение, 1968. №4. 43. Пигров К.С. Научно - техническое творчество. - Л., 1979. 44. Полубабкина Н.И. Самореализация личности (социально-философский аспект): Дис....канд. филос. наук. М., 1995. 174 с. 45. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М.: Наука, 1990. 46. Прихожан А.М. «Диагностика личностного развития детей подросткового возраста»// АНО «Пэб». - М, 2007. 47. Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста» // СПб: Питер, 2000. 48. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии». М.: Учпедгиз, 1946. 49. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии, М.: Просвещение, 1976, 796 с. 50. Салахутдинов Р. Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды / Салахутдинов Р. Г.Казань, РИЦ " Школа", 2002. - 216с. 51. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. М., 1976. 160 с. 52. Солдатова А.А. Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: Авто-реф. дис.... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000. 22 с. 53. Социальная активность как основа социально-культурного творчества [Электронный ресурс]/ научная статья Book-Science Научная энциклопедия » Общественные науки» Социально- культурная деятельность /Режим доступа: http: //book-science.ru/social/skd/ socia 54. Талызина Н.Н. «Психология подросткового и юношеского возраста». // СПб.: Питер, 2010. 55. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга, С-Пб., 2003 г. 56. Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. - Кишинев, 1989. 57. Шевандрин Н.И. «Социальная психология в образовании» Владос, 1995.-544 с. 58. Шендрик И.Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования // Педагогика, 2004. № 4. С. 36-42 59. Яковлева Е.Л. «Психология развития творческого потенциала личности» / М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1997. 60. Ямилева Т.С. «Карта интеллектуально-творческого потенциала личности» // Дополнительное образование. - 2004. - № 6. 61. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии: Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. С. 31– 62. Ярошенко И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: МГУКИ, 2004. ГЛОССАРИЙ 1. Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. 2. Депривация - сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств. 3. Десоциализация - утрата индивидом, по каким-либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде. 4. Дефензивность - это пассивная оборонительность в противоположность активной агрессивной оборонительности. 5. Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности. 6. Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. 7. Идентификация - установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков, опознание. 8. Индивид - отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств. 9. Инсценировка - переработка для сцены литературного произведения, написанного не в драматургической форме. 10. Интеграция - процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными социальными объектами. 11. Искусство (от церк.-слав. Искоусъ -опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе. 12. Культурно-досуговая деятельность - составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т. д.). 13. Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира. 14. Музицирование (от нем. Musizieren - заниматься музыкой) - исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. В более широком понимании - игра на музыкальных инструментах. 15. Общество - это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности; 16. Потенциал - Степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, возможностей необходимых для чего-нибудь. 17. Респондент - соц. лицо отвечающее на анкету социологического, демографического или психологического исследования; иначе - испытуемый. 18. Рефлексия - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов, деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. 19. Референтная группа - это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций 20. Самореализация (от русского само- и лат. realis - вещественный, действительный) или само воплощение - воплощение потенциала личности. 21. Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще, это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. 22. Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. 23. Социальная дезадаптация - это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1932; Нарушение авторского права страницы