Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теоретическое введение в источниковедение.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Методика источниковедческого исследования. 1. Выявление и отбор источников 2. Критика происхождения источников 3. Анализ содержания источников 4. Вопрос синтетической критики Выявление и отбор источников или источниковедческая эвристика, затем критика или анализ, а затем подведение итогов, синтез. Первоначально надо обеспечить исследователя источниками для его научной работы. Это отнимает у историка до 90% времени. Последние годы к историкам на помощь приходят электронные сайты. Наличие сайтов не освобождает историка от источниковедческой работы. После того как исследователь выявил нужные ему документы, он занимается отбором источников. Под этим понимается, какие из выбранных источников надо изучить, с тем чтобы получить оптимальный объём источниковой информации. Источники могут противоречить др. другу. Источники древнейшего периода очень немногочисленны. Когда речь идёт о новейшем периоде комплекс источников резко возрастает. Поэтому надо сужать тему, ибо всей жизни не хватит, чтобы изучить все источники. Но достаточно объективно мы всё равно не сможем изучить тему. Одни источниковеды считают, что историки должны изучить все источники. Другие историки считают, что все письменные источники можно разделить на два класса: массовый источник, или ординарный и уникальный, или особенный. Массовые источники, характерна повторяемость информации. У уникальных - повторяемость формы содержания (воспоминания, дневники). Массовые источники не надо изучать фронтально, все до одного, надо изучать выборочно. Уникальные источники – наоборот, надо все изучить. Этап критики. После того, как исследователь выявил источники, нужные для работы, он начинает разбирать, судить источники. Это всесторонний, объективный анализ. Обычно выделяют два подэтапа: критика происхождения и критика содержания. Понятие происхождения включает, время и место появления в истории. Изучение источника начинается с его прочтения. Бывают проблемы, связанные с прочтением источников – ветхий источник, написан мёртвым языком. В результате неправильного перевода источника искажается его содержание. Следующая операция критики – интерпретация или истолкование. В разные века в различные слова мог вкладываться различный смысл (в 17 в. «стряпчий» - дворянин, в 18 в. – чиновник, во второй половине 18 в. – адвокат). Внешняя среда оказывала влияние на содержание источника, поэтому всё это должен учитывать исследователь. Следующий этап критики - время создания источника. Читая документ, мы стремимся узнать, когда был создан этот источник. Документы, как правило, датированы, но бывает, что дата отсутствует. Документ можно датировать по тому, чем он написан, на чём писали (на бумаге стали писать не раньше сер. 14 века). Можно по содержанию, бывает, упоминается какой-либо правитель. Автор источника бывает добросовестным, он писал всю правду, но за основу он брал ложные источники, поэтому его работа станет также ложной. Следующий этап – определение авторства. Надо знать, что это был за человек, его происхождение, короче всю биографию. Следующий аспект критики – подлинность источника. Надо узнать, тот ли человек написал источник, автором которого он себя указал. «Завещание Екатерины 2», «Песнь Мстислава» и т.д. являются ложными. Следующее – текстологический анализ, т.е. изучение истории текста. Надо узнать, для чего был создан этот текст – целевая установка. После этого, историк переходит к критике содержания источника. Любой источник содержит в себе информацию, содержания. Исследователь смотрит два аспекта – полнота источника и его достоверность. Под первым понимается информативная ёмкость, т.е. исследователь смотрит, о чём пишет автор источника, что он хотел сказать, что написал, о чём автор знал, но не написал, есть явная информация и есть скрытая информация. Полнота источника изучается путём сравнения с другими источниками, посвящённых этому же событию. Имеется ли в нём уникальная информация. После этого, исследователь переходит к изучению достоверности источника. Он выявляет, насколько написание фактов соответствует реальным историческим событиям. Это апофеоз критики. Существуют два приёма выявления правды: 1. Сравнительный приём: интересующий нас источник сравнивается с другими источниками. Мы должны учитывать, что при сравнении мы не должны требовать от источников абсолютного совпадения в описании. Можно ожидать некого подобия. Разные виды источников по-разному описывают одни и те же события. 2. Логический приём: делится на два подвида: изучение с т. зр. формальной логики, изучение с т. зр. реальной логики. Синтетическая критика. Некоторые считают, что её не существует. Другие источниковеды, что в неё входит конструирование некой модели исторического события, созданная из отобранных, проанализированных фактов. Третья сторона, версия: на этом этапе исследователь обобщает все сведения из полученных источников и делает вывод о значимости этого источника как исторического памятника. Эта позиция является наиболее правильной.
Повествовательные 1. «Повесть временных лет». 2. Русское летописание 12-13 вв. 3. Литературно публицистические произведения 11-17 вв. как исторический источник. Начальный этап древнерусской истории имеет очень скупой свод источников. Надпись гарауща – древнейший источник (первая половина 10 века). После принятия христианства происходит распространение письменности, культуры, с 11 в. кол-во письменных источников увеличивается. Появляются литературные источники, сначала переводные, а затем и оригинальные. Складывается светская литература. Но междоусобицы, набеги различные оставили довольно мало источников: «Мы имеем лишь остатки древней истории». На Руси, по подсчётам некоторых историков, в 11-13 вв. имело хождение около 30 тысяч книг, до нас лишь дошло лишь 300 книг (1%). Из древнерусской литературы для нас большое значение представляют летописи – исторические повествования, расположенные по годам. Эти записи дискретны, отрывочны. Появляется термин летописец – это человек, ведущий летопись, а с др. стороны это небольшой свод. Все летописи писались от руки. Летописец мог выступать и как переписчик, мог выступать и как компилятор – обобщал несколько трудов, мог выступать как автор, а также в качестве редактора. Таким образом, его роль многогранна. До нас дошло 1, 5 тысячи списков летописных сводов. Древнейший список – летописец патриарха Никифора, дошёл до нас в «Новгородской кормчей книге». «Полное собрание русских летописей» (ПСРЛ). Издаваться начался ещё с середины 19 века. Наиболее ранним летописным сводом, дошедшим до нас, стала «Повесть временных лет» («Повесть прошедших лет»). Списки – это тексты, с небольшими грамматическими разночтениями. Извод – это тексты, отличающиеся др. от др. нецеленаправленной обработкой. Редакция – это целенаправленно переработанные тексты. " Повесть временных лет" охватывает события от сотворения мира и до 20-х гг. 12 в. Ею начинались многие летописные своды. Автором её считают монаха Киево-Печерского монастыря - Нестора. До нас сохранились две редакции «Повести» - Лаврентьевская и Ипатьевская. Лаврентьевская редакция – представлена несколькими списками. Собственно лаврентьевским, кенигсбергским. Своим название обязана монах Лаврентию, переписавшем «Повесть» в 1377 году по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича. Автором редакции называют игумена Выду.. монастыря Сильвестра в 1116 году. Ипатьевская редакция дошла до нас в пергаментом списке первой половины 15 века. Название по Ипатьевскому монастырю. Автор редакции не известен. Считают, что этот автор создал её в 1118 году. В основе этих двух редакций лежит оригинал-картограф, написанный непосредственно самим Нестором. Картограф написал в 1113 г. сам Нестор. Изучением «Повести» учёные занимаются более 200 лет. В середине 18 в. – Татищев, Шахматов, Шлёцер, затем Лихачёв, Тихомиров, Черепнин, из последних работ – Кузьмин. «Повесть временных лет» не является самой древней летописью. Считали, что существовал начальный свод 1093 г., киево-печерский свод 1073 г., новгородский свод – 1050 года и ещё древнее. 1037 год – самая древняя летопись. 996 годов – другие историки, третьи – с 1040 года. Т.е. на Руси летописание начинается на рубеже 10-11 веков. А «Повесть» обобщила все эти летописи. Она была создана по определённому плану, содержала в себе большое кол-во источников. Источники «Повести временных лет». Раннее летописание конца 10-начала 11вв., переводная литература (летописец патриарх Никифоров). 852 г. – опорная дата, поход Руси на Константинополь. В основе также лежат договоры Руси с Константинополем (7в). «Повести» характерен провентационализм, всё совершается по воле Бога. Летописец стоял на позиции правящего слоя, опирался на ветвь Рюриковичей. В центре внимания летописца жизнь князя, церковных иерархов. О жизни простых людей пишется очень мало. Ипатьевская летопись продолжает летопись до 1253 г. За 300 добавочных лет лишь 7 раз упоминаются смерды. Помимо этого, в летописи видны остатки языческих воззрений. Суть метода – восхождение от реальных сводов, недошедших до нас летописных сводах. Понимание эсхатологических подходов, создание летописи как книг жизни, предназначенных для времени страшного суда, прослеживается в работе Данилевского («Герменевтические основы изучения летописных сводов» -2004). Развитие летописания в 12-13 вв. С распадом Киевской Руси возникают центры местного летописания, Псковский, Галицко-Волынский, Владимиро-Суздальский. Было характерно сосредоточение на нуждах своего княжества. Новгородское летописание. Существовало в 11-16 вв. Возникло параллельно с Киевским центром. Велось на архиепископской кафедре, в церкви св. Якова. Новгородские летописи нумеруются по числам: 1, 2-ая, всего 5 летописей. Большое значение уделялось вопросам экономики. Псковское летописание. Велось в 12-16 вв., при канцелярии посадника, а также при соборе св. Троицы. Большое внимание уделяется событиям родной земли. Владимиро-Суздальское. В 1158 г., в правление Андрея Боголюбского – начало летописных сводов. 1177, 1190 гг. Был создан лицевой свод, украшенный миниатюрами. Свод представлен Лаврентьевской летописью, летописец Переяславля-Суздальского. Монгольское нашествие прерывает летописание. В конце 13- начале 14 вв. оно возобновляется. 1281 г. – Переяславский свод. Вторая четверть 14 в. – начало Московского летописания. Это связано с переездом митрополичьей кафедры из Владимира в Москву (1326 г.). Первый летописный свод был создан в 1392 г., недошедший до нас. Троицкая летопись 1408 г. – первая летопись, дошедшая до нас. В 16 и 17 вв. летописание находилось в ведении посольского приказа. Формируются система летописания, цензуирование. В середине 17 в. в Российском государстве существовал записной приказ, задачами которого было ведение летописями. В 16 в. создаются такие своды, как «Воскресенский летописец», «Никоновская летопись». Создаётся многотомный лицевой свод, состоящий из 10 томов. Там было 16 тыс. миниатюр. Летописание активно ведётся весь 16 в. Опричнина Ивана Грозного влияла на это. В 17 в. отходят от летописания, они исчерпывают себя, как форма исторического сознания, появляются новые формы – повести, сказания, вводящие новые подходы в описании исторических событий. Сумбурская, Строгановская летописи – одни из последних летописей. Появляются исторические труды на рубеже 17-18 вв. Литературно-публицистические произведения. Нарративные, повествовательные источники. Помимо летописей, можно отнести повести, сказания, политические трактаты, поучения, жития святых, сказания иностранцев, художественная литература современных авторов жизни. Все эти источники существовали в 11-17 вв. Одни существовали весь этот период, другие только какое-то время. На Руси было создано мало крупных региональных произведений. Наибольшее распространение имели повести, сказания, описывающие жизнь каких-то людей. 11 в. – «Сказание о Борисе и Глебе», «Память и похвала кн. русскому Владимиру». 12 в.- повесть об «Ослепление кн. Василька Ростиславовича», «Слово о полку Игореве». Борьба с иноземными захватчиками породила множество повестей – «Сказание о Александре Невском», «Сказание о побоище Дмитрия Ивановича», «Задонщина». С образованием единого централизованного государства увеличивается кол-во повестей – «Сказание о Вавилонском царстве». Жития святых. Это жизнеописание исторических лиц, канонизированных церковью и причисленных к лику святых. Древнейшие из них – «Житие Феодосия Печерского» (11в), «Житие кн. Ольги», «Житие Бориса и Глеба», «Житие Александра Невского» (13 в.), «Житие Сергия Радонежского» (14 в.). В 16 в. митрополитом Макарием создаётся многотомное издание «Великие Четьи-Минеи» в 12 томах. Это большие чтения, жития святых расположены по месяцам. Позднее это издание переиздавалось. Значение – это специфические источники, есть работа Ключевского на этот счёт, он говорит, что они являются хорошим источникам по истории оцерковления, жизни монастырей, но ничего не узнаем о политической жизни. В конце 14 в. появляется литературный стиль красноглаголанье – высокопарный церковный слог. Жития святых 15-16 вв. теряют своё значение, ближе уже к церковной литературе. Дидактические произведения, т.е. поучительная литература. Одним из первых произведений – «Поучение Луки Жедята» (сер. 11в). Это новгородский архиепископ, Лука пишет об обязанностях христианина. В начале 12 в. создаётся «Поучение Владимира Мономаха». Он рассказывает о событиях своей жизни, своего рода автобиография. С конца 13, начала 14вв. поучительная литература исчезает. В конце 15 вв. выходит «Домострой» (протопоп Сильвестр), это последние поучительное произведение, учащее как вести хоз-во, как воспитывать детей и т.п. Большое внимание уделяется отношениям между женой и мужем. Публицистика. Это жанр повествовательной литературы, рассматриваемый современные проблемы общественно-политической жизни. Автор занимал определённую позицию. Исследователь должен учитывать принадлежность авторов. К 11 в. относится «Слово о Законе и Благодати» - митрополит Илларион, Киев. Он восхваляет своего великого князя, объясняет христианские заповеди, сравнивает с иудаизмом. В начале 13 в. «Слово Даниила заточника» и «Послание Даниила заточника». Автором первого произведения был выходец из торговых слоёв, около г. Каргополя. Он пишет письмо о помиловании новгородскому князю. Здесь идёт рассказ человека о своей жизни, взывает к милости князю, написано в форме афоризмов, притч. Автором 2-ого был выходец из служилого дворянства. Автор, используя предшествующее слово, пишет своеобразное послание Ярославу Всеволодовичу. В обоих произведениях рассказывается о нелёгкой судьбе человека. В дальнейшем, 15-16 вв. увеличивается влияние церкви. Появляются нестяжатели – за бедную, но правильную церковь (представитель Ессиан Патрике, Максим Грек), и иосифляне – за богатую, мощную церковь. Публицистическая литература 18 в. рассматривала смутное время – «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» Авраама Полицкого. Произведения Юрия Скрижанича, Григория Катошихина (выполняя задание посольского приказа, написал описание Московицкого гос-ва). «Житие протопопа Аввакума». Написал своеобразный краеведческий источник, описавший юрьевчан. Записки иностранцев. Это записки дипломатов, купцов, путешественников. Одним из ранних – «Записки» Адама Бременцкого, Рук Руквис. К 14 в. относятся записки арабского путешественника Ибн Батута, записки рыцаря Вильгельма Ланоа, посетившего Новгород. Далее кол-во записок увеличивается. К 16 в. относятся записки Дженкенсона, Флетчера, Немцов опричников Штадена. К 17 в. – Олеария и т.д. Они все описывают повседневную жизнь, их мнение независимо. Записки иностранцев обладают и недостатками: они допускали подчас неточности, записывали сплетни, мифы, также иностранцы были представителями враждебной России страны, имели другую религию, православные были для них не истинно верующими людьми. Художественная литература. Это литература, написанная современниками того или иного времени – «Слово о полку Игореве», сатирические произведения «Повесть о Ерше Ершовиче» и др. Важнейшие проблемы: Кто был автором источника, зачем написано произведение, место написания и т.д.
Источники новейшего периода 1. Основные особенности эволюции источников в новейшее время 2. Некоторые проблемы критики этих источников 3. Документы КПСС как исторический источник Период новейшего времени с 1917г. внёс изменение в систему правительственных органов, в систему документации. Огромное влияние оказала дальнейшая модернизация нашей страны, в форме мобилизационного типа экономики. Особенности. 1. Происходит резкое увеличение кол-ва письменных источников. В середине 80-х гг. в гос. архиве фонде СССР имелось 193, 2млн. дел. Примерно 128млн. отложились в советский период, 65млн. в дореволюционный период. Эти 65млн. дореволюционных дел отложились за 400 лет. А 128млн. отложились за 60 лет советской власти. На постоянное хранение в архив берётся 5-6% документации, остальное – макулатура. В нашем областном гос. архиве хранится 2млн. дел, к настоящему времени. Из них к дореволюционному периоду относится 200тыс. дел. Это связано с усложнением политической и экономической жизни общества, с увеличением численности населения. 2. Увеличение кол-ва массовых источников. К ним относятся некоторые разделы статистических, делопроизводственных документов. Отражение этой тенденции было создание специального архива в 1976г. ЦГАНТД (научно-техническая документация), г. Куйбышев (Самара). 3. Распространяются технические типы документации, технические способы. Это кино-фото источники, фоно источники. Создаются специальные центральные архивы. Был создан ЦГАЗЗ (центральный гос. архив звукозаписи) г. Красногорск. 4. Возникают новые группы источники, связанные со спецификой планированной экономики. Это материалы планирования народного хоз-ва, документы Госплана. 5. Исчезают некоторые старые группы источников: документы капиталистических предприятий, не большевистские документы. 6. Изменение социального состава авторов исторических источников. Развитие образование и культуры привело к ликвидации неграмотности, авторами становятся выходцы из социальных низов. Критика источников этого периода. Встал вопрос о критике источников новейшего периода. У людей было представление, что они создают новый строй, надо определиться, насколько документы этого периода соответствуют действительности. Долгое время считалось, что документы советского периода являются особенными, не требующими глубокого анализа, надо лишь убедиться, что всё правильно, что это советский период. Также, характерной чертой было засекречивание огромной массы документации. На ограниченном доступе находилось 20% государственных архивов, 90% партийных архивов. Это сдерживало развитие источниковедения. Но это не означало, что не было открытий и инноваций в источниковедении. Появляются работы по теории, развитии источниковедения, работы Пушкарёва, Шмидта. Говоря о практике, об осмыслении источников этого периода, нужно учитывать: 1. Среди источников новейшего периода возможно появление неподлинных, фальсифицированных источников. Были запущены в оборот 10 и 100-ни источников (1956г. были изданы фальшивые мемуары Сталина «Моё завещание», генерала Власова «Я избрал виселицу», в 1991г. в газете «Известия» были опубликованы поддельные дневники помощника Горбачёва Анатолия Черняева, ставил задачу обелить Горбачёва). 2. Встречаются попытки манипулировать фактами, цифрами, чтобы показать ту или иную концепцию (кол-во репрессированных военачальников с 37-38гг. было 100тыс. офицеров и генералов, в других работах – 40тыс., также ещё было 70 тысяч). Развитие современного источниковедения. Проблемы: 1. Введение в научный оборот, расширение, источников новейшего периода. В середине 80-х гг. было закрыто до 20% материалов гос. архивов, до 90% партийных архивов. Сейчас рассекречиваются материалы; 2. Широкая публикация источников новейшего периода; 3. Развитие информационной базы, создание банков информации по тем или иным проблемам; 4. Комплексный анализ имеющихся источников; 5. Выработка приёмов и методов анализов специфических групп источников (протоколы допросов НКВД); 6. Широкое использование зарубежного опыта изучения источников новейшего периода Документы коммунистической партии. Не образуют самостоятельного вида исторических источников. С т.зр. изучения советского периода изучаются как вид исторических источников, учитывая их значимость. Изучать историю советского общества невозможно без привлечения этих источников. Коммунистическая партия была единственной. Она была некой несущей конструкцией советского общества. За время существования был накоплен огромный комплекс документальных материалов. В них нашли отражения самые разнообразные стороны жизни советского общества (культура, внешняя политика и т.д.). Основные группы материалов коммунистической партии. Историография. Изучением стали заниматься ещё в дореволюционный период. В 1904г. Ленин пишет свою работу «Шаг вперёд и два назад». Ленин использует документы 2-ого съезда РСДРП. Появляются работы и др. видных деятелей (Плеханов). В 1920-х гг. создаются специальные исследовательские центры (Истпарты). Они занимались сбором материалов, публикацией, появляются первые работы советских историков – Авдеев, Покровский. В большей степени тщательное изучение начинается в конце 1960-х гг. Появляются работы Ждановского, Маслова, Варшавчика. Прослеживаются элементы политизации, фетишизации (в 1985г. Борщевский – «Источниковедение истории СССР» - писал, что партийные документы обладают высокой степенью достоверности, некоторые документы не требуют анализа достоверности – Устав коммунистической партии и т.п.). Но уставное требование не выполнялось. Новый этап изучения начался с начала 80-х, 90-х гг. Появляются работы, которые уже с более объективной позиции дают оценку полноте, достоверности данных документов. Применяются новые данные. Статья Тяжельниковой – «Статья партийной организации в конце 80-х гг. По материалам всероссийской переписи 19 //Вопросы истории КПСС, 1991 №1. Вводятся в оборот ранее засекреченные материалы. Статья Ваксера «Персональные дела членов КПСС как исторический источник», Отечественная история, 1992, №5. Он показал изнанку деятельности членов партии. Документы коммунистической партии были объектом изучения и зарубежной историографии. Патриарх Леонард Шапиро «История коммунистической партии советского союза». Исаак Дойчер, Ричард Пайбс «История русской революции» - их работы содержат массу ошибок. Условно делят на группы: 1. Программы и уставы коммунистической партии; 2. Материалы общепартийных съездов и конференций; 3. Документы центральных руководящих органов партий; 4. Документы местных партийных органов и организаций Первая группа – это нормативные документы, регламентирующие направление партии, её структуру и состав. Это было не просто программой, было программой всего гос-ва. Необходимо учитывать состояние марксистской теории. В 1919г. была принята 2-ая программа коммунистической партии, она принималась в условиях эйфории мировой революции. Все деятели считали, что мир на кануне революции создаст такие партии во всём мире. Эти идеи проникали во все документы. Руководство партии берёт руководство построения партии в одной стране. В 1961г. принимается 3-я программа коммунистической партии – построение коммунизма. Считалось, что через 20 лет в России построится коммунизм, мы обгоним США. На это было нацелено выполнение тех или иных показателей. Но эта программа оказалась утопической. Мы не догнали США, не создали основы коммунизма. Эта программа уничтожилась через 2 года, в 1663г. был неурожай в стране. Была отставка Хрущёва в 1964г. В течение 20 лет эта программа считалась действующей. В 1984г. была новая редакция этой программы. Устав коммунистической партии – был документ, регламентирующий внутреннюю жизнь все партии. Вторая группа – группа источников, дающая информацию о различных сторонах истории советского общества. Представлял собой съезд политической элиты – съезд делегатов. Начиная с 7-ого съезда партии (1918г.), заседание съездов стенографировались и публиковались. Выступления делегатов. До 17 съезда партии (1934г.) выступления носили стихийный характер. Теперь, до 28 съезда партии выступления делегатов носили организованный характер: заранее договаривались кто будет выступать, с какой темой и т.п. Надо к таким выступлениям относится скептически. К материалам съездов давались мандаты комиссий (состав комиссии). На последних съездах было 2, 5 тыс. делегатов. Сами материалы съездов тоже представляли из себя интересный источник. Материалы центральных партийных органов (ЦККПСС, политбюро, президиума, секретариата). Это были руководящие органы, которые принимали важные решения между партийными съездами (решение об октябрьском вооружённом восстании – ЦКРСДРП 10октября 1918г., ввод войск в Афганистан в 1979г.). Также примыкают материалы партийных переписей с 1917 до 1936гг. Очень важные сведения содержат переписи 27г. Документы местных первичных, партийных организаций. Сюда входили документы республиканских, городских, партийных комитетов, первичных организаций. Сведения местных партийных организаций интересны с т.зр. истории краёв, областей и сёл. Местонахождение этих документов и их публикации. Испарты собирали все эти документы, на их основе создаются партийные архивы. Существовал специальный институт Марксизма-Ленинизма при ЦККПСС. При нём существовал ЦПА (центральный партийных архив), на местах ПА областей (партийные архивы) или республик. Наибольший интерес представляют ЦПА, это огромное хранилище, к середине 80-х гг. – 1, 5 млн. дел. На местах было 170 партийных архивов, где хранилось 53млн. дел. В настоящее время ПА был преобразован сначала в РЦХИДНИ, а сейчас – РГАСПИ (рос. гос. архив социально-политической истории). В некоторых областях были созданы специальные архивы, центра хранения архивных документов. Значительная часть документов хранилась в ведомственных архивах ЦК. В ЦПА документы хранились до 1952г. Было создано 10 крупных архивных хранилищ. На себя обращало внимание документы сектора руководящих кадров, там хранились персональные дела на партийных, государственных деятелей. Всего было 27млн. персональных дел. В настоящее время на основе этих архивов создан российский центр хранения современной документации. В период советской власти многие партийные документы публиковались. В первую очередь материалы партийных съездов, в виде протоколов и стенограмм, за искл. 17 партийного съезда, где был Сталин. Материалы были опубликованы в газете. Широко публиковались материалы ЦК. Большой интерес представляют из себя документы с августа 17, до февраля 18гг. Эти протоколы были опубликованы в 1958г. Более ранние протоколы, относящиеся к октябрю 1917г. были уничтожены в связи с июльскими событиями. В дальнейшем публиковались другие документы пленумов ЦК (июньский 1989г. пленум ЦККПСС и ряд других). В годы советской власти осуществлялась серийная публикация «КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК». Там публиковались важнейшие постановления ЦК, было 9 изданий, последнее вышло в 15 томах. Многие партийные документы публиковались в партийных журналах – «Коммунист», «Партийная жизнь», «Справочник партийного работника», «Известия ЦККПСС» - журнал выходил с 89 по 91гг., там публиковались ранее засекреченные документы. Выходили публикации местных партийных организаций. В 1967г. выходил сборник «За власть советов», там опубликованы документы местных партийных организаций. Публиковались также в местной периодике («Рабочий край»). В советский период истории выходило специальное издание «Блокнот агитатора». Выходил еженедельно, где публиковались статьи документы местных партийных организаций. С 90-х гг. РГАСПИ проводил активную работу, был издан 4-хтомник документов «Неизвестная Россия», «Письма Сталина Молотову» (1985г) опубликованы 86 писем, написанных Сталиным, когда Сталин отдыхал на юге. 2000г. «Как ломали Нэп», стенограмма пленумов ЦКВКП(б) 1928-29гг. в 5 томах. Вышла обширная монография Пихоя Р.Г. «Советский союз: история власти». При Ельцине возглавлял архивную службу, основываясь на новейших архивных книгах написал эту книгу. Эта работа интересна тем, что Пихоя попытался проанализировать систему власти, механизм принятия решений.
Теоретическое введение в источниковедение. 1. Предмет и задачи источниковедения. 2. Классификация исторических источников. 3. Методика источниковедческого исследования. 4. Основные этапы развития отечественного источниковедения. Специфика истории как науки. Объектом изучения истории является прошлое. Субъектом является историк. На помощь историку даются исторические источники, авторы древних источников. На основе этих источников историк создаёт модель, характеризующая определённую эпоху. Мы смотрим на мир прошлого глазами того автора. В источниках жизнь отображается не буквально, а проходя через призму мировосприятия автора, создавший этот источник! (Функциональный подход). Исторический источник – это всё отражающее развитие человеческого общества, (Генетический подход - Лаппо-Данилевский). Исторический источник – это реализованный продукт человеческой психики, пригодной к изучению фактов с историческим значением. Исторический источник – это остаток далёкого прошлого. Понятие «исторический источник» утвердилось в 18 в. Впервые было закреплено в работах российского учёного Ф. Миллера (1749 г.). К концу 19 в. данный термин становится основным. Исторический источник это не мираж, это остаток человеческой деятельности, который может быть реализован либо в материальной, либо в идеальной форме (напр. мемуары). Историку это позволяет создавать объективную картину исторической действительности. Исторический источник появляется не случайно, создаётся целенаправленно. Появляется он в определённой деятельности. При создании исторического источника человек удовлетворял какую-либо потребность. Различие между источниками и исследованиями. Историк пользуется не только источниками, но и исследованиями. Исследование – это субъективная концепция главного исторического события. Автор источника непосредственно описывает события, а автор исследования опирается на уже существующие источники. Источниковедение – это отрасль исторической науки, объектом изучения которой являются исторические источники. Задачами являются выявление источников, их систематизация и анализ, а также разработка методик, теорий изучения источников. Сам термин появился в 1861 г. в работе М. Петрова. Данный термин был буквальным переводом немецкого термина. До этого времени термина такого не существовало. Структура: Выделяют несколько разделов (по Варшавчику): 1. Теоретическое источниковедение – включает в себя общую теорию источниковедения и отдельных разделов исторической науки 2. Источниковедческая практика – включает в себя аналитико-синтетические работы и прикладное источниковедение, которое просматривается в работах историках конкретиков. Современные науковеды рассматривают источниковедение как общегуманитарную дисциплину, знание которой необходимо не только историкам, но и политологам, специалистам по социологии, всем тем, кто работает с первоисточниками. Появляются разделы – источниковедение философии и т.п. Источниковедение берёт на вооружение данные религиоведов, политологов, специалистов по демографии и т.д. Таким образом, происходит синтез дисциплин. Рассматривается как целостная система произведения культуры. Классификация исторических источников. Это научная систематизация исторических источников, мы выделяем сущностные черты. Классификация направляет наши поиски на нужные классы отряды исторических источников. Такие схемы существуют и в других науках. Одной из первых схем была предложена Э. Бергеном и Дройзом. Они предложили разделить источники на исторические остатки и исторические традиции. Первые непосредственно отображают прошлое, которые созданы непреднамеренно (предметы утвари, быта, делопроизводственные документы и т.д.). Источники традиции – историческое прошлое передаётся сознательно, преднамеренно (летопись, мемуары, дневники). Эта схема использовалась и в19 в., и в первой половине 20в. Но стали осознавать, что эта схема достаточна условна. В источнике остатке есть элемент преднамеренности, а в источнике традиции – источники являются сами остатками того времени, когда были созданы. Стали создаваться различные схемы, трудовые анализы. В 1960-70 гг. эта проблема особенно обсуждалась. Наибольшее распространение получила схема Л.Н. Пушкарёва, в 1969 г. защитил диссертацию. В 75 г. он написал книгу, в ней он предложил свою классификацию. Его схема является не единственной. Академик Ковальченко предложил разделить на: вещественные, письменные, изобразительные и фонические. Шмидт предложил делить источники на: вещественные, изобразительные, словесные, конвенциональные, поведенческие и звуковые. Всё множество исторических источников Пушкарёв предложил разделить на 7 типов. Типы – это большие комплексы исторических источников, отличающихся способом кодирования информации. Типы: 1. Вещественные или материальные источники. Это орудия труда, предметы быта, оружие, утварь, одежда, мебель и т.д. Изучением их занимается археология, музееведение, униформистика. Они интересны тем, что они дают представление о материальной культуре общества, о сырье, тканях и т.п. Материальные памятники свидетельствуют об уровне технологий (шлифовка, закаливание). Недостаток: материальные памятники – немые памятники. 2. Этнографические источники – обычаи, нравы, традиции, обряды. Интересны тем, что передают информацию об обычаях данного общества, о религиозных представлениях общества. Они рассказывают о дописьменном этапе общества. Изучением их занимается этнология (этнография). 3. Лингвистические источники. Это данные языка. Существуют определённые законы развития языка. Учёные пришли к выводу, что славяне отпочковались от индоевропейских народов в середине 2 тыс. до н.э. При этом на основе анализа славянских языков, выяснили, что они обитали там-то и там-то. Изучением языка занимается историческая лингвистика. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2279; Нарушение авторского права страницы