Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Обыденное и теоретическое правосознание
Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое. Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии - совокупности чувств, переживаний, предрассудков и т. п., выражающих в основном эмоциональное отношение человека к праву. Теоретическое правосознание, напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т. е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т. п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т. д.). Основными разновидностями теоре- тичсского правосознания выступают правовая наука и правовая идеология. Правовая идеология - это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность. Таким образом, структура правосознания включает в себя два элемента:
Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания. Виды и функции правосознания С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное. Эта классификация имеет условный характер, поскольку нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального. Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое — индивидов с однородными интересами. Различна и роль этих разновидностей правосознания. На правообразование, например, решающее влияние оказывает массовое правосознание, а групповое и индивидуальное правосознание учитывается правотворческим органом в согласованном, сбалансированном виде. Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний. Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т. д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т. п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется прежде всего на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности. Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой. Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:
В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции. Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия. Деформация правосознания понятие и виды, правовой нигилизм Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Однако в современных условиях участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения правосознания - правовой инфантилизм - заключается в несформированности, недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма - правовой нигилизм, т.е. осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный умысел. И третья форма - феномен и его перерождение, т.е. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали, другими словами - “беспредел”. Правовой нигилизм Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое озна-чает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется: а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям; б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания; в) не сопряжен с позитивной программой; г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало. В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п. Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость пра-ва, его возможности, общественную полезность Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. М., 1990. Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма: а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; в) издание противоречивых правовых актов; г) подмена законности целесообразностью; д) конфронтация представительных и исполнительных структур; е) нарушение прав человека; ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.). Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отноше-ние к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представи-тели этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него. Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм: а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических те-чений и теоретических доктрин); б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных ус-тановок, стойких предубеждений и стереотипов); в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзакон-ные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии. Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2006. Гл. 11. Это: а) реформы социально-экономического характера; б) изменение содержания правового регулирования, максимальное при-ближение юридических норм к интересам различных слоев населения; в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судеб-ной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду; г) улучшение правоприменительной практики; д) теоретическая работа в этом направлении, и др. Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улуч-шения состояния правовой культуры общества, ее обогащения. В литературе справедливо отмечается, что «от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стре-миться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют ро-ли права и других правовых средств» (Н.Л. Гранат). Правовой идеализм В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма. Существуют и другие виды деформаций правосознания: · правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества; · перерождение правосознания - это такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений. Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п. Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений. Количество совершаемых в РФ преступлений - лучший показатель деформации правосознания… Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы