Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Физическое или психическое упражнение



 

Мула-бандха — упражнение физическое или же ментальное? На эту тему возникает немало споров. В дейст­вительности, она является и тем, и другим, но конечная цель мула-бандхи — пробуждение кундалини — соотносится все же с психическим (праническим) уровнем.

Простым сокращением мышц, которые физически расположены там же, где и муладхара, не добиться настолько мощного эффекта, какой наблюдается при пробуждении этого бесконечного источника энергии (кундалини).

 

Физические усилия позволяют лишь прикоснуться к более глубоким и тонким уровням сознания. Однако не следует думать, что напряжение мышц не играет вовсе никакой роли в овладении мула-бандхоп, — такое суждение также ошибочно.

 

Овладение техникой мула-бандхи требует развить ментальное и физическое сознание настолько, чтобы можно было отыскать, выделить и напрячь муладхара-чакру. Подобную возможность человек обретает на начальных этапах с помощью сокращения тела промежности или шейки.

 

Мы начинаем с самого доступного уровня — с реального физического тела. А затем, соединяя физическое напряжение с ментальным осознанием и визуализацией, мы можем усилить свою чувствительность на психическом уровне. Физическая локализация и сокращение тела промежности/ шейки позволяет нашему сознанию сконцентрироваться в этой области, что делает процесс пранической стимуляции более тонким и совершенным.

Напряжение буквально при­тягивает наш ум к психическому центру пранического тела, а именно —к муладхара-чакре.

 

Поэтому для овладения мула-бандхой нам придется, в буквальном смысле, поднапрячься. С продвижением йогина по пути самосовершенствования наступает такой этап, когда мула-бандха превращается только в психическое напряжение муладхара-чакры.

Напрягать мышцы более нет нужды. Полное единение физического и ментального аспектов упражнения делает вас достаточно чувствительным, чтобы сжать муладхару без какого бы то ни было физического напряжения. Вы просто направляете сознание в муладхару и сжимаете чакру одной лишь силой мысли. Таким образом, освоение мула-бандхи состоит из трех этапов:

 

1. Только физическое напряжение — подготовительный этап.

 

2. Физическое и ментальное напряжение — промежуточный этап.

 

3. Психическое напряжение — продвинутый этап.

 

Чтобы научиться выполнять мула-бандху одним только психическим напряжением, требуются годы регуляр­ных занятий. Но как только вы этому научитесь, то станете чувствовать себя в этой технике более свободно.

 

Если ум расслаблен и помещен в одну точку, то психическое напряжение выполнить легко. Но если ваши мысли скачут и кружатся, то с психическим напряжением могут возникнуть определенные трудности. В подобном случае физическое напряжение помогает успокоить разум, что впоследствии позволит перейти к выполнению бандхи исключительно на психическом уровне.

 

 

Соединение с другими практиками

 

Чтобы освоить мула-бандху, ее следует выполнять как отдельную садхану. Желательно также сочетать мула-бандху с выполнением последовательности упражнений, которая приведена в этой книге. Идеально было бы поместить мула-бандху в ваш ежедневный йогический комплекс после асан и пранаямы, сразу перед медитацией. Впоследствии вы сможете соединить выполнение мула-бандхи с различными йогическими практиками. Для удобства мы включили в книгу некоторые из них.

 

Однако, выполнять мула-бандху при любой предста­вившейся возможности настоятельно не рекомендуется. Эту бандху следует вводить в асаны и сложные пранаямы только для того, чтобы достичь определенного, специфического эффекта. А выполнение ее со всеми асанами без разбора — пустая трата времени. Для правильного использования мула-бандхи в данной области мы советуем вам обратиться к своему наставнику или изучить книгу «Асана Пранаяма Мудра Бандха».

 

Длительность

 

Ученики не должны поддаваться искушению пере­заниматься. Как и в любой другой области йоги, ключ к совершенству — умеренность и правильное выполнение.

Длительность выполнения каждого упражнения приводится в конце его описания. Там же содержатся рекомендации по количеству подходов для обычного человека. Указанные интервалы могут изменяться, но в большинстве случаев достаточно пятнадцати — тридцати минут занятий в день. Если пожелаете, можете делать меньшее количество подходов. На самом деле: лучше делать понемногу каждый день, чем много, но не регулярно. Если вам захочется увеличить продолжительность своих занятий, лучше обсудить этот вопрос со своим наставником.

 

 

Самопроизвольная мула-бандха

 

Стимуляция муладхара-чакры может в любое время и в любом месте вызвать мула-бандху. Если так случится, что вы ощутите прилив сил, ясность ума и т. д., то это будет естественным результатом регулярных занятий йогой, ко­торый проявляется в расширении сознания. Спонтанная мула-бандха даст о себе знать ощущением блаженства во всем организме, так что вы не ошибетесь, когда она случится. Есть несколько упражнений, которые предрасполагают к подоб­ному переживанию, и основными среди них являются медитации в сиддхасане, сиддха-йони-асане и падмасане. Несомненно, спонтанная мула-бандха может случиться при выполнении любой асаны, пранаямы мудры или бандхи. Занимайтесь регулярно — и, может быть, вам посчастливится испытать это ощущение.

 

 

Поза

 

Специфической позы, в которой следует выполнять мула-бандху, не существует. Многие люди связывают эту бандху с мулабандхасаной — достаточно сложной позой, в которой себя уютно чувствуют очень немногие. Мулабанд-хасана не является обязательной позой для освоения и выполнения мула-бандхи, а большинству из нас эта поза и вовсе не пригодится в жизни.

Все, что необходимо — это устойчивая поза, в которой вам будет комфортно. Спина должна быть прямой. Жела­тельно также, чтобы на область промежности снаружи производилось определенное давление — это поможет в осознавании пусковой точки, муладхары. Асаны, которые как нельзя лучше отвечают этим требованиям — бхадрасана и сиддхасана (сиддха-йони-асана для женщин).

 

Если мула-бандха выполняется как часть крий кундалини-йоги, то с этой целью широко используют уттанпадасану. Подробнее все эти асаны описаны в разделе «Отыскание муладхара-чакры». Если вам не под силу их выполнение, вы можете принять любую удобную позу, чтобы колени плотно лежали на земле: падмасану, свастикасану, ардха-падмасану, сукхасану, ваджрасану. Сукхасану — позу, которая легко дается большинству людей — придется немного изменить. Чтобы она лучше подходила для мула-бандхи, пяткой следует надавить на промежность.

 

Каждая из перечисленных асан хороша по-своему. Но мы настоятельно рекомендуем сиддхасану и сиддха-йони-асану как наиболее подходящие позы для мула-бандхи. Они позволяют удерживать спину прямой, а ноги — «замкнуты­ми». Если во время занятий сознание человека затуманится или он уснет, то нет опасности упасть: как только туловище начнет сгибаться вперед, практикующий тотчас проснется. Сиддхасана и сиддха-йони-асана облегчают управление потоком энергии в нижних отделах тела, и помогают на­править его вверх. Эти особенности совместно с давлением, которое производится на промежность, делают сиддхасану (сиддха-пони-асану) идеальной позой для освоения мула-бандхи.

 

Может случиться так, что эти позы будут поначалу трудными для вас. Тогда попробуйте предмедитативные позы, которые описаны в «Асана Пранаяма Мудра Бандха», и постепенно вы добьетесь успеха. Тем временем, начните свою мула-бандха-садхану с бхадрасаны, уттанападасаны или любой другой асаны, которая помогает прочувствовать муладхару.

 

Как убедиться?

 

Необходимо остановиться на двух основных вопросах, которые задают практически все ученики, приступая к освое­нию мула-бандхи:

 

1. А как я узнаю, что сжал тело промежности/шейку?

 

2. А как я узнаю, что овладел техникой мула-бандхи?

 

Поначалу новичку бывает сложно определить, сжал ли он тело промежности/шейку. Ведь оба эти образования нелегко увидеть воочию, да осмотр ничего и не даст. Однако, есть один надежный метод, который позволяет человеку проверить. Этот метод основывается на осязании и поэтому имеет различия для мужчин и для женщин.

 

 

Мужчины

 

Сидя или лежа, поместите палец примерно посредине между анусом и мошонкой.

Вдохните. Сосредоточьте сознание и попытайтесь медленно напрячь тело промежности.

Если при этом вы почувствовали, что точка, на которой стоял палец, втянулась внутрь тела, — значит, вы успешно напрягли тело промежности. А если при этом анус и половой член остались неподвижны, — значит, вам удалось отделить тело промежности.

 

 

Женщины

 

Сидя или лежа, введите палец как можно глубже во влагалище.

Вдохните. Сосредоточьте сознание и попытайтесь медленно сжать мышцы вокруг своего пальца.

Если вы явственно почувствуете, что мышцы верхнего отдела влагалища сократились, — значит, вам удалось сжать мышцы вокруг шейки.

Если при этом анус и уретра остались без движения, значит, вы определили триггер-точку муладхары.

 

Здесь следует ясно понять основополагающее раз­личие между правильным выполнением мула-бандхи и овладением ею. Даже если шейку и тело промежности удается отделить и физически напрячь, это еще не означает, что вы овладели мула-бандхой. Мула-бандха — это еще и психи­ческое напряжение, способность мысленно сжать психи­ческий центр, известный как муладхара-чакра. Чтобы научиться этому, требуется немало времени.

 

Переживание, свидетельствующее о полном овладении мула-бандхой, невозможно не заметить. Оно яркое и одинаковое у предста­вителей обоих полов: переполняющее чувство «ментального оргазма» в точке между бровями или тотчас за нею, в аджна-чакре. Это ощущение трудно поддается описанию, и оно может продолжаться до пятнадцати минут.

 

 

Садхана

 

Мула-бандха — это не просто еще одна йогическая техника. Она преследует важную цель — пробуждение кундалини, — и представляет собой важную тантрическую садхану.

Любая садхана подобна нежному растению. Если его заботливо поливать и оберегать, то оно расцветет прекрас­ными цветами. Подобно этому, регулярные занятия рас­крывают цветок лотоса — муладхару, знаменуя вечный рассвет духовного пробуждения. Пусть же милости осыпят вас.

 

Глава 11

 

Отыскание муладхара-чакры

 

Если мы хотим найти что-либо, то обычно с этой целью пользуемся зрением. Поскольку триггер-точка мулад-хары скрыта от глаз, для ее отыскания проще и надежнее всего будет воспользоваться осязанием. Придавая телу определен­ные позы, мы надавливаем на эту точку физического тела. Ощущение, которое возникает при этом, перемещает наше внимание в соответствующий психический центр тонкого тела.

 

Существует несколько асан, при выполнении которых промежность растягивается или сжимается. Это помогает нам явственно ощутить триггер-точку муладхары и дает возмож­ность направить туда свое сознание. Следующий этап -направить его к чакре. Однако, чтобы «добраться» до мулад­хары, асану следует выполнять правильно. Мы должны уметь полностью расслабиться в асане, чтобы наше сознание могло пуститься на поиски муладхары.

Определенно, некоторые асаны дадутся вам легче других. Поэтому попробуйте их все, чтобы найти асану, в которой вы чувствуете себя наиболее комфортно. Более того, каждая асана создает свое, специфи­ческое давление на промежность немного по-своему.

Следовательно, вам стоит попробовать их все, чтобы подобрать асану, наиболее подходящую и эффективную именно для вас.

 

Для того, чтобы отыскать муладхару, рекомендуются уттанападасана, бхадрасана, сиддхасана или сиддха-йони- асана, пада-прасар-пащимоттанасана, хануманасана, мулабандхасана, горакшасана и курмасана.

«Прикоснуться» к муладхаре можно и с помощью вибраций — таких, как в бхрамари-пранаяме и муладхара-анусандхане. Мы рекомендуем вам выполнять обе эти техники или одну из них, а затем переходить прямо к муладхара-дхьяне. Такая последовательность создает целостную садхану, которая проведет вас через асану, пранаяму и концентрацию к медитации.

 

Уттанпадасана

 

Сядьте на пол, вытяните ноги перед собой. Согните правую ногу и поместите ее под таз так, чтобы вы оказались сидящим на своей правой стопе. Правая пятка давит на промежность (или на преддверие влагалища). Левая нога остается выпрямленной.

Немного наклонитесь вперед, чтобы схватить палец левой стопы обеими руками. Не сгибайте левую ногу в колене. Можно также выполнять эту асану с согнутой левой и выпрямленной правой ногой.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. эксплуатируемые вручную или с применением ручного труда; без применения ручного труда (механические, автоматические и др.).
  2. E) представленные в Мажилисе Парламента
  3. I. Средства, стимулирующие эритропоэз, или противоанемические средства
  4. II. Поставьте глаголы, стоящие в скобках, в зависимости от смысла в Present Perfect или Past Simple. Переведите предложения на русский язык.
  5. II. Профессия или психотерапия?
  6. III. Попытки соединения цивилизационного подхода с формационным.
  7. III. Функциональные стили речи современного русского языка.
  8. VIII. ПРИВЕДИТЕ В ПОРЯДОК ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИЛИ УТРАЧЕННОЕ ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ СТРАН СРЕДНЕГО ДОСТАТКА
  9. XVI. Любой опыт, несовместимый с организацией или структурой самости, может восприниматься как угроза, и чем больше таких восприятий, тем жестче организация структуры самости для самозащиты.
  10. Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении тех, нического устройства или сооружения во время его работы.
  11. Автомобили и воздухоплавание.
  12. Автор поет гимн уточняющим вопросам, а также рассказывает о том, что делать, если собеседник недоговаривает или даже врет


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь