Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мартин Хайдеггер - фрейбургском мыслитель



Родился в городке Месскирхе (1889–1976), (в 80 км к югу от Штутгарта) в небогатой католической семье. Его отец Фридрих был ремесленником и низшим церковнослужителем в костеле св. Мартина, а мать Иоганна Кемпф — крестьянкой. Он прошел обучение в местных гимназиях. Осенью 1909 года М. Хайдеггер собирается принять постриг в иезуитском монастыре, но болезнь сердца меняет его путь.

Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin) немецкий философ-экзистенциалист, оказал значительное влияние на европейскую философию ХХ в. Будучи студентом и ассистентом Э.Гуссерля, внес серьезный вклад в развитие феноменологии. Однако взгляды Хайдеггера весьма отличаются от взглядов Гуссерля. Последний акцентировал внимание на рефлексивных и по большей части рациональных формах опыта сознания, в то время как Хайдеггер придавал особое значение лежащей в их основе экзистенциальной ситуации. Хайдеггер настаивал, что человеческое существование должно анализироваться через его конкретные отношения с социально-историческим миром, в котором человек говорит, мыслит и действует. Человеческий субъект уже «здесь», он присутствует ( Dasein, здесь-бытие), «заброшен» в пред-существующий мир.

Хайдеггер полагал, что современное научное мышление не видит различия между способом бытия человеческого субъекта и способом бытия, характерным для физических объектов. Научное мышление игнорирует само понятие бытия, сам смысл того, что значит существовать.

К несчастью, человек оказывается все более поглощенным повседневными заботами и забывает о своем бытии. Он теряет чувство своей «подлинности» и впадает в усредненное существование, в «неполноценные» способы бытия в мире. Это - бестревожный путь конформизма. Человек превращается в одного из «них» ( das Man ), вливается в анонимную толпу, принимает ее ценности и усваивает ее способы поведения и мышления.

Однако опираясь на свой глубинный, личностный опыт, человек может вновь обрести подлинность существования. Например, тревога (Angst) разрушает привычные схемы жизни и отношений, что приводит к уединению. Это не только освобождает человека от мертвящего конформизма, но и открывает ему его собственное бытие как бытие ответственной за свое существование личности, способной к решительным действиям.

Публикации:

· «Бытие и время»

· «Вопрос о технике»

· «Онто-тео-логическое строение метафизики»

· «Пролегомены к истории понятия времени»

 

Мартин Бубер – философия зова и ответа.

Бубер, Мартин (Мардохай) [Buber] (1878–1965) – еврейский религиозный мыслитель, писатель, философ-экзистенциалист, теоретик сионизма. Учился в гимназии во Львове, а затем в университетах Вены, Лейпцига, Цюриха, Берлина. Защитил диссертацию по истории христианской мистики эпохи Возрождения и Реформации. В 1923 г. опубликована книга «Я и Ты», принесшая ему мировую славу.

Ключевым моментом формирования философских взглядов Бубера является переход от мистицизма к религиозному экзистенциализму, от идеи " слияния" человека с божественнымп началом к идее " встречи" человека с Богом, предполагающей отдельное существование и " диалог" обеих сторон. Подлинная встреча человека с Богом, как и человека с человеком, - это не отношение " Я - Оно", а отношение " Я - Ты".

Мировое Ты есть Бог, и только если человек способен предстать перед Божьим Ты, он способен возлюбить Ты тварных существ. Иначе отношения людей деградируют до уровня Я - Оно, обращения с человеком как объектом манипулирования, средством достижения целей, и способны возвыситься до уровня Я - Ты лишь в редких случаях сильной любви или идеальной дружбы, когда во встречу человека с человеком вовлечена вся полнота их существования.

Странно, что в философии, как она складывалась на протяжении веков, нет понятия " другого". Ход размышлений Бубера прямо противоположен. По его мнению, я ничего не могу сказать о себе, не соотнеся себя с " другим". Отвлеченно-теоретический мир в принципе чужд пониманию " другого" в его реальной сущности. Идея абсолютной равнозначности " Я" и " Ты " - это и есть, по существу, открытие Бубера.

Но отношение Я к другому человеку - не единственная сфера отношений, анализируемых М. Бубером. Ом выделяет три сферы, в пределах которых строится " мир отношений", в свою очередь создаваемый " основным словом" Я-Ты.

" Первая: жизнь с природой. Здесь отношение колеблется, не достигая уровня речи. Творения движутся перед нами, но не могут подойти, и наше Ты, обращенное к ним, застывает на пороге речи.

Вторая: жизнь с людьми. Здесь отношение открыто и оно оформлено в речи. Мы можем давать и принимать Ты.

Третья: жизнь с духовными сущностями. Здесь отношение окутано облаком, но открывает себя, … «Оно не обладает речью, однако порождает ее, Мы не слышим Ты и все же чувствуем, что нас окликнули, мы отвечаем создавая, думая, действуя...».

Публикации:

  • Бубер М. Хасидские предания
  • Бубер М. «Я и Ты»
  • Бубер М. «Два образа веры»
  • Бубер М. «Образы добра и зла»
  • Бубер М. «Проблема человека»
  • Бубер М. «Гог и Магог»

 

Карл Рэ́ нсом Ро́ джерс (англ. Carl Ransom Rogers; 8 января 1902 — 4 февраля 1987) — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу).

В отличие от многих коллег, которых привели в Америку из Европы трагические потрясения XX в., Роджерс был стопроцентным американцем.

Уолтер Роджерс и Джулия Кашинг , знавшие друг друга с детства, поженились в 1891 г. В семье родились шестеро детей. Четвертым был Карл Рэнсом Роджерс. Он родился 8 января 1902 г.

Едва достигнув семилетнего возраста, Карл поступил в школу. Кстати, в ту же школу ходил его сосед Эрнест Хемингуэй, а доктор Хемингуэй, отец Эрнеста, преподавал там естествознание. Способности К.Роджерса к чтению оказались столь впечатляющими, что с первого же урока он был отправлен во второй класс продемонстрировать навыки беглого и правильного чтения. Здесь он познакомился со своей сверстницей Хелен Эллиот, которая через пятнадцать лет стала его женой.

Не было ни для кого новостью, что в колледж Роджерс поступил с намерением изучать сельскохозяйственные науки. Насыщенное эмоциональное общение с товарищами побудило его избрать духовную стезю. В 1922 г. в составе немногочисленной делегации американских студентов он отправился в Китай на Международную христианскую конференцию. Он вспоминает: «Я увидел, как страшно ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они были очень приятными людьми. Это заставило меня серьезно задуматься, и я пришел к выводу, что у искренних и честных людей могут быть совершенно разные религиозные взгляды».

К.Роджерс пожелал заочно пройти курс психологии в Висконсинском университете. По окончании университета Роджерс поступил на работу в качестве клинического психолога в Центр помощи детям в г. Рочестере (штат Нью-Йорк). Здесь он проработал 12 лет. Его практическая деятельность в известном смысле носила импровизационный характер.

До К.Роджерса психотерапевты работали с пациентами, с больными. Роджерс намеренно ввел в научный обиход понятие « клиент ». И это была не просто игра слов. За терминологическим изменением лежал коренной пересмотр всей стратегии психотерапии. Задача терапии - помочь человеку разрешить свою проблему с минимумом инструкций со стороны терапевта. К.Роджерс определял терапию как «высвобождение уже наличной способности в потенциально компетентном индивидууме, а не квалифицированную манипуляцию более или менее пассивной личностью». В результате своих исследований К. Роджерс сформулировал общую теорию межличностных отношений и пришел к выводу, что терапевтический процесс является моделью межличностных отношений. Его личностно-центрированная терапия характеризовалась тремя постулатами:

1) вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека;

2) убеждение в социально-личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал человека в процессах межличностного общения;

3) представление о закономерных стадиях протекания группового процесса, возникающего в указанных социально-личностных условиях

Клиент центрированный подход.

Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом. Основные понятия клиент-центрированного подхода - " Поле опыта", " самость", " Я" -реальное, " Я" -идеальное, " тенденция к самоактуализации".

К. Роджерс указывает на необходимые условия успешного коррекционного процесса, которые относятся к личности психолога и достаточно независимы от частных характеристик самого клиента - это так называемая " триада К. Роджерса ":

• конгруэнтность в отношениях с клиентом;

• безусловная положительная оценка по отношению к клиенту;

• эмпатическое восприятие клиента.

Всего Карл Роджерс написал 16 книг и свыше 200 статей, его работы переведены на 60 иностранных языков. Свою позицию он подытожил, цитируя «Дао Де Дзин» Лао Цзы:

Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям,

они заботятся сами о себе.

Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям,

они сами ведут себя правильно.

Если я удерживаюсь от проповедования людям,

они сами улучшают себя.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.107 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь