Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теории личности. Терапевтическое применение. Корреляция с гештальт-подходом.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Теории личности. Терапевтическое применение. Корреляция с гештальт-подходом.
1. ФРИЦ ПЕРЛЗ — ОТЕЦ ГЕШТАЛЬТА Фридрих Соломон Перлз (впоследствии называвший себя именем Фриц) родился в 1893 году в квартале еврейского гетто Берлина. Его отец был виноторговцем и, пользуясь своими частыми поездками, вел жизнь авантюриста. Он презирал своего сына и называл его «кучей дерьма»... сын же его ненавидел; после смерти отца он даже не подумал приехать на его похороны! На протяжении всей своей жизни Фриц восставал против любых отцовских образов (в том числе и против Фрейда) и активно участвовал в анархистских движениях. Очевидно, что Гештальт-терапия — это дочь психоанализа унаследовала всё черты его создателя. Как известно, Перлз прошел один за другим четыре психоанализа: • первый — с Карен Хорни — длился всего лишь год, • второй — с Кларой Хаппель — был внезапно и резко прерван, • третий — с Эженом Харником — длился чуть дольше, однако сам терапевт был до смешного пассивен, • четвертый — с Вильгельмом Райхом, практиковавшим активный неортодоксальный психоанализ. И наконец, необходимо указать на значение косвенного влияния Шандора Ференчи (и, в частности, его активной техники и его теплых физических контактов в терапии). Необходимо подчеркнуть, что в итоге Перлз так и не получил традиционного классического опыта психоанализа, несмотря на шесть лет собственного анализа и дидактического обучения (с 1926 по 1932) и на двадцать три года практики в качестве психоаналитика (с 1928 по 1951).
Зигмунд Фрейд. Психодинамическая теория личности. Структура личности: Ид (направляется принципом удовольствия), Эго (принцип реальности), Супер-Эго (включает в себя совесть и Эго-идеал) – следствие разрешения эдипова комплекса – идентефикация, интериоризация моральных норм. Основные инстинкты: Эрос и Тонатос. 3 уровня сознания: сознание, предсознательное, бессознательное (Эго и Суперэго – везде, Ид – бессознательное). Сексуальность – от рождения, развивается, охватывая эрогенные зоны. 4 стадии: оральная (0-18 мес), анальная (1, 5-3), фаллическая (3-6), генитальная (12-18). Латентный период – сублимация на развитие социальных связей. Неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов хар-ра. Мотивация – инстинкты (врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки). 3 типа тревоги: реалистическая (извне), невротическая (боязнь за неспособность Эго контролировать Ид), моральная (угроза со стороны суперэго Эго). Защитные механизмы: вытеснения, проекция, замещение, рационализация, регрессия, реактивное образование (противодействие), сублимация, отрицание. Эмпирическая валидизация слаба (клинический материал). Публикации
3. Карен Хорни – влияние социальных факторов. Карен Хорни (правильное произносится [Хорнай]), урожденная Дэниэлсен, родилась 16 сентября 1885 года в рыбацкой деревушке Бланкенезе в окрестностях Гамбурга в Германии. Ее отец, Берндт Вакелз Дэниэлсен (Berndt Wackels Danielsen), норвежец, принявший немецкое гражданство, был капитаном корабля, курсировавшего между Гамбургом и Северной Америкой. Отец был авторитарным и глубоко верующим человеком. От предыдущего брака у него было четверо детей. Мать, Клотильда Мари ван Ронзельсен (Clothilde Marie van Ronzelen), была на 18 лет моложе своего мужа. В детские годы у нее развилось страстное увлечение братом, который, в свою очередь, отвергал ее порывы. Это был первый случай, когда юная Карен впала в депрессию – душевная болезнь, сопровождавшая ее всю дальнейшую жизнь. В 1906 году Карен поступила в университет Фрейбурга на медицинский факультет Окончив Берлинский университет (1913) лучшей студенткой в группе, Хорни специализируется в области психиатрии и психоанализа. В этот период Хорни проходила личный психоанализ у Ханса Сакса, одного из сподвижников Зигмунда Фрейда. С 1919 года она начинает вести собственную аналитическую практику. По глубокому убеждению Хорни К. невроз формируют воздействие окружающей социальной среды и разрушение человеческих взаимоотношений. Ортодоксальный психоанализ же ориентируется на генетические и инстинктивные причины. Например, подавление (культурой) инстинктов приводит к формированию невроза (пример — Эдипов комплекс). В результате меняется смысл терапии. Таким образом, К. Хорни пытается отвергнуть теорию сексуальности 3игмунда Фрейда. В разных работах Карен Хорни отмечала, что неврозы возникают не благодаря Эдипову комплексу, а в результате нарушений в человеческих взаимоотношениях. Публикации:
4. Вильгельм Райх – локомотив психоанализа. Вильгельм Райх (Wilhelm Reich) родился 24 марта 1897 года в Галиции, в то время эта область с немецко-украинским населением входила в состав Австро-Венгрии. Его отец, зажиточный хуторянин-еврей, был человеком ревнивым и властным, державшим жену и детей в ежовых рукавицах. В. Райх боготворил свою мать. Когда мальчику было 14 лет, мать покончила с собой, вероятно, после того, как он сообщил отцу о ее романе со своим учителем. Через некоторое время от туберкулёза умирает его отец, а потом и брат. В. Райх взял на себя руководство хозяйством, но война лишила его всего, чем он владел. В. Райх вступил в ряды австрийской армии. В 1918 году В. Райх поступил в медицинскую школу Венского университета. Не прошло и года, как он стал практикующим членом Венского психоаналитического общества. В 1922 году, в возрасте 25 лет, он получил ученую степень по медицине. В 1922 году в Вене Фрейд основал психоаналитическую клинику, и В. Райх стал его первым ассистентом, а потом заместителем директора. В 1924 году В. Райх руководил Семинаром психоаналитической терапии — первым институтом, в котором обучались будущие психоаналитики. В разное время Рейх сам проходил сеансы личного психоанализа у различных аналитиков, но по тем или иным причинам разрывал с ними отношения. В 1927 году он обратился с просьбой к Фрейду провести с ним курс психоанализа, но тот отказался сделать для него исключение из своего твердого правила никогда не проводить анализ с членами Психоаналитического кружка. В 1930 году Райх переехал в Берлин, главным образом потому, что хотел пройти курс психоанализа у Шандора Радо, где еще больше увлекся идеями коммунистического движения Результатом его политической деятельности и радикальной программы сексуального воспитания стало то, что Райх вскоре оказался непопулярен как в среде психоаналитиков, так и у коммунистов. В 1933 году его исключили из Германской коммунистической партии. А вслед за этим, в 1934 году, он был исключен и из Международной ассоциации психоаналитиков. Райх стал основателем Института оргона, целью исследований в котором было изучение энергии оргона , или жизненной энергии. В результате лабораторных экспериментов он пришел к выводу, что основу всех живых организмов составляет жизненная энергия и что эта биологическая по природе энергия лежит в основе фрейдовской концепции либидо. Впоследствии, незадолго до исключения его из Международного психоаналитического общества (1934), он окажется четвертым и последним психоаналитиком Ф. Перлза. Райх считает, что накопление генитальной сексуальной энергии порождает агрессивность и неврозы, он настаивает на особой «функции оргазма», представляющего из себя регулятивный «вегетативный ток биоэлектрической природы», способствующий разрядке и гармонизации сдерживаемых энергий, что, согласно самому Райху, происходит в четыре этапа — напряжение, накопление заряда, разряд, отдых (Можно отметить определенный параллелизм с циклом Гештальта Пола Гудмана... или же с работой двигателя внутреннего сгорания! ) — и соответствует общему закону пульсации жизни, в которой происходит постоянная смена сжатий и расширений... Однако Райх живо «обеспокоен тем фактом, что нередко в конце анализа «выявление неосознанного смысла симптома не влечет за собой его автоматического исчезновения», что, по всей видимости, никак не волнует большинство его коллег психоаналитиков! Он также настаивает на примате какнад почему, на значимости формы, а не только содержанияпосланий. Концепция характера была сформулирована Фрейдом в 1908 году. Райх творчески развил эту концепцию: он был первым аналитиком, который стал обращать внимание не только на симптомы заболевания пациента, но и на природу и функционирование его личности как единого целого. Термин генитальная личность Фрейд использовал для обозначения конечного уровня психосексуального развития индивида. Райх же применял этот термин по отношению к людям, обладающим оргастической потенцией: «Оргастическая потенция есть способность отдаваться потоку биологической энергии, для которой не существует никаких препятствий; способность полностью освободить заблокированное сексуальное возбуждение непроизвольными, доставляющими удовольствие конвульсиями своего тела» В системе Райха мышечный панцирь делится на семь основных сегментов, состоящих из мышц и органов, обладающих связанными между собой экспрессивными функциями. Эти сегменты формируют семь горизонтальных кругов, находящихся под прямым углом к позвоночнику и туловищу. Защитный панцирь сдерживает свободное течение энергии и препятствует свободному выражению эмоций. Все начинается с защиты против всепоглощающей тревоги, а заканчивается формированием физической и эмоциональной смирительной рубашки. Публикации: 1. · Райх В. Посмотри на себя, маленький человек!. - М.: «Мир Гештальта», 1997. — 112 с. 2. · Райх В. Психология масс и фашизм. -М.: «Университетская книга», 1997. — 380 с. 3. · Райх В. Сексуальная революция. - М.: «АСТ», 1997. — 352 с. 4. · Райх В. Функция оргазма. - М.: «АСТ», 1997. — 304 с. 5. · Райх В. Страсть юности. - М.: «Nota Bene», 2002. — 368 с. 6. Райх В. Анализ характера / Пер. с англ. Е. Поле. — М.: «Апрель Пресс», «Эксмо-Пресс», 2000. — 528 с. 7. Райх В. Характероанализ / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: «Когито-Центр», 2006. — 368 с. Альфред Адлер АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства. Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Он упорно боролся со своей физической слабостью. В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом. В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях.В 1898 году Адлер публикует свою первую работу " Учебник здоровья для портных". В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий трудаС 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда " Толкование сновидений". В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. В 1907 году Адлер опубликовал книгу " Исследование неполноценности органов". Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. В 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными». 8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. Вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в « Ассоциацию индивидуальной психологии ». В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его « жизненного стиля », то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации « комплекса неполноценности » (Адлер первым вводит этот термин). «Любой невроз, - пишет Адлер, - может пониматься как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства» Главные ключевые принципы его теории индивидуальной психологии можно разделить на:
Неофрейдизм Эриха Фромма. Эрих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.. Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из России. Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции. В 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм не имел медицинского образования. Тем не менее в 1925 году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную частную практику. В целом Фромм был активным практикующим психоаналитиком на протяжении 35 лет. ВОСТОЧНАЯ РОДНЯ Холистичность Гештальта со всей очевидностью вписывается в такое представление о мире (которое мы могли бы квалифицировать как даосское ( Дао означает путь или регулирующий принцип Вселенной, то есть природный порядок)), когда терапевта интересует не отдельный, изолированный знак, жест или слово, и даже не сложное, развитое поведение, а скорее непрерывный поток взаимосвязей, взаимоотношений индивида с его ближайшим. социальным и космическим окружением. Современные физики, через несколько лет после феноменологов и Гештальтистов, соприкоснулись с некоторыми близкими древним китайцам темами; им стало понятно, что в природе нет материальных явлений, которые существовали бы независимо от мысли и взгляда человека, и они решились, хотя и с сожалением, оставить миф о нейтральном и объективном наблюдателе, признав за ним статус ответственного участника. Основная идея квантовой теории в том, что наблюдатель необходим не только для того, чтобы наблюдать физические свойства какого-то атомного явления, но еще и для того, чтобы эти свойства вызывать к жизни Даосизм Дао дэ цзин, или Трактат??? о Пути, была написана Лао-цзы, современником Конфуция, в конце V века до нашей эры. Даосизм — это метафизика спонтанности, терпимости, свободы. Последняя достигается только посредством воссоединения с вездесущим природным движением Вселенной, сохранением к покое внутренней гармонии мира и взращиванием «у-вэй» — невмешательства в ход вещей, недеяния. · инь — женский принцип, · ян — мужской принцип. Обычно эти два принципа изображаются в виде круга, разделенного извилистой линией на две части, одна из которых — белая (ян), а другая — черная (инь), причем каждая из них содержит внутри себя точку цвета противоположного (или комплиментарного принципа. Здесь звучит тема противоположных и комплементарных полярностей: агрессивность/нежность, мужественность/женственность, автономия/зависимость, перфекционизм/небрежность и т. д., над которой тоже часто «работают» и в Гештальте. Что же касается Гештальта, то мне хотелось бы указать на такие его родственные даосизму представления, как: • значение свободного и спонтанного самовыражения (в смысле «что придет в голову...»); • значение тела, представляющегося «жилищем» духа; • освобождение от морализаторских «интроекций» («нужно...»); • работа по интеграции противоположных полярностей, • концентрация на здесь и теперь; • «парадоксальная теория изменения» (Бейсер, 1970), которая на первом этапе подразумевает принятие «того, что есть»; • принцип континуума осознавания, непрерывного потока образования и разрушения Гештальтов. Дзен В русле буддизма, принесенного в Китай индийцем Бодхидхармой в V веке нашей эры (через тысячу лет после рождения даосизма), развилось такое направление, как конь-буддизм. Шестьсот лет спустя он достиг Японии, где и обрел свое более известное на Западе имя — дзен.Дзен учит, что пробуждение (сатори) приходит как результат практики «чуткого внимания» (в санскрите — smrti), или «ненаправленной бдительности»: «Ждать нечего — что случится, то случится. Законов, правил и конца нет ни в природе, ни в человеческих мыслях». «Время — не линия, а последовательность точек, состоящая из бесследно уходящего сейчас. Прошлое, будущее не существуют. Существует только здесь и теперь. Как быть? Как действовать? Каким должно быть наше поведение здесь и теперь" Вот что такое дзеновский коан» (Учитель Дешимару, цит. по Ролану Денкелю, ор.Cit). «Принять реальность — которая по сути своей неизменна — это и основной принцип, и цель практики дзен, как в практике концентрации-наблюдения во время дза-дзен так и в повседневной жизни. Просто наблюдать, как возникают и исчезают свои собственные мысли, ни от чего не бежать и ничего не искать: Для этого культивируется хиширьё — состояние «недумания», которое рождается в глубинных слоях головного мозга, мобилизованных ненаправленной медитацией, которая, как известно, благоприятствует усилению и распространению альфа-ритма Подобное же состояние мы иногда фиксировали в ходе гештальт-сеансов с сильной эмоциональной включенностью клиентов. «Из последовательно возникающих желаний, планов, приятных или травматических воспоминаний, компенсаторных, самокритичных и других мыслей внимательный медитирующий ничего не удерживает, ничего не одобряет, ничего не осуждает. Он дает всему уйти... Терапевтический процесс протекает в следующей последовательности: 1. • впустить в себя продукцию ума, что предполагает минимум самоуверенности; 2. • удерживать внимание на этом феномене, никоим образом не способствуя продлению его существования; 3. это предполагает, что медитирующий продолжает сохранять некий минимум покоя, внимания и ясности ума; 4. • оставить феномен и вернуться к предмету медитации.
Брак и его альтернативы Экзистенциальная психология
Абрахам Маслоу - великий антидоктринер . Абрахам Харольд Маслоу родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей, из еврейской семьи, эмигрировавшей из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование и содействовали этому, хотя, по его собственному признанию, он был одинок и несчастен почти все годы своего детства: Отношения Маслоу с матерью были наполнены горечью и враждебностью. Мать Маслоу была очень религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за малейшие проступки. В результате Маслоу научился ненавидеть религию и сомневаться в Боге. Маслоу вспоминал отца как человека, который " любил виски, женщин и драки". Более того, отец внушил ему, что он уродлив и глуп. Позже Маслоу примирился с отцом и часто говорил о нем с любовью. Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где он закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934 году. Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян. После Висконсина Маслоу начал широкие исследования сексуального человеческого поведения. Его исследования в этом направлении поддерживались психоаналитическими представлениями о важности секса для человеческого поведения. Вначале Маслоу также разделял идеи бихевиоризма. Однако после знакомства с другими направлениями психологии, гуманистической философией и благодаря собственному жизненному опыту он убедился в ограниченности бихевиористского подхода Огромное влияние на учёного оказали встречи с европейскими психологами, перебравшимися в США из нацистской Германии. В их числе были Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт, Макс Вертхеймер. Нью-Йорк конца 30-х — начала 40-х гг. стал для Маслоу «центром психологической вселенной». Антрополог Рут Бенедикт и основатель гештальтпсихологии Макс Вертхеймер вызывали у Маслоу особое восхищение. Два основных момента выделяют научное наследие Абрахама Маслоу – понятие самоактуализации личности и пирамида потребностей. Маслоу обнаружил, что личности, которые можно назвать самоактуализируюшимися, имеют общие психологические черты: они многое знают о себе и не боятся себя, уважают себя и других; лишены высокомерия, доброжелательны и терпимы. Таких личностей привлекает всё новое и неизвестное, они не перестают учиться у окружающих; независимы в своих убеждениях. Наконец, им не важны известность и власть — это форма самоутверждения тех, кто недостаточно уверен в себе. А. Маслоу определяет самоактуализацию как " полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п." " Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями". " Самоактуализация - это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным". Проблемы возникающие у человека в процессе самоактуализации А. Маслоу определяет как невроз и психологическую неприспособленность как " болезни лишенности", то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей, так же как недостаток определенных витаминов вызывает физическую болезнь. Объем и способ их удовлетворения различен в различных обществах, но никогда фундаментальные потребности (такие как голод) не могут полностью игнорироваться. Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте). Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972). Публикации. Мотивация и личность Бытие-в-мире. Для объяснения природы человека экзистенциалисты придерживаются так называемого феноменологического подхода. По их мнению, мы живем в мире, который лучше всего может быть понят с нашей собственной точки зрения. Основное понятие единства личности и окружающей среды выражается немецким термином Dasein, что означает «существовать в мире» и обычно переводится как бытие-в-мире. Дефисы в этом термине указывают на единство субъекта и объекта, личности и мира. Небытие. Бытие-в-мире необходимо вызывает понимание себя как живущего, явившегося в мир существа. С другой стороны, такое понимание приводит к страху небытия или несуществования. «Чтобы охватить значение своего существования, человеку нужно охватить сперва тот факт, что он может не существовать, что каждую секунду он находится награни возможного исчезновения и не может игнорировать неизбежность смерти, наступление которой невозможно запрограммировать на будущее» Ролло Мэй говорил: «Мы боимся небытия и от того комкаем наше бытие». Тревога. В классическом психиарическом варианте большинство теорий придерживались точки зрения, согласно которой высокие уровни тревожности указывают на наличие невроза или другой формы психопатологии. В книге «Значение тревоги» Р. Мэй утверждал, что движущей силой поведения человека во многих случаях является чувство страха или тревоги, которое появляется у него всякий раз при возрастании чувства неопределенности, неуверенности, зыбкости своего бытия. Смерть — это безусловная составляющая нашей жизни, и, рано или поздно, каждому придется встретиться с ней. Свобода не может существовать без тревоги, также как и тревога не может существовать без осознания возможности свободы. Однако тревога может быть как нормальной, так и невротической . Вина Мы уже говорили, что чувство тревоги возрастает, когда мы стоим перед проблемой реализации наших возможностей. В случае, когда мы отрицаем сами возможности, когда у нас не получается правильно распознавать нужды близких нам людей или когда мы пренебрегаем нашей зависимостью от окружающего мира, нарастает чувство вины (guilt). Термин « вина », как и термин «тревога», употреблялся Р. Мэем при описании бытия-в-мире. В этом смысле понятия, описываемые данными терминами, можно счесть понятиями онтологическими, то есть относящимися к природе бытия, а не к чувствам, возникающим в особых ситуациях или в результате каких-то поступков. Способность делать выбор предполагает наличие некоторой структуры, на основе которой этот выбор производится. Структура, в которой мы осмысляем свой прошлый опыт и соответственно представляем себе будущее, называется интенциональностью. Этим понятием возможно перебросить мост через пропасть между субъектом и объектом. Ведь не смотря на то что «объект» наделен всей мощью бытия для реализации этих возможностей ему необходим «субъкт». Забота, любовь и воля. «Забота - это состояние, при котором нечто имеет значение». Заботиться по-настоящему - значит рассматривать другого человека как действительно близкое существо, принимать его боль, радость, сожаление или чувство вины как свои собственные. Единство любви и воли. Мэй утверждал, что современное общество страдает от нездорового разделения любви и воли. Понятие любви связывают с чувственным влечением, отождествляют его с сексом, тогда как понятию воли приписывают значение упорной решимости в достижении целей и реализации каких-либо амбиций (хрестоматийным примером является в данном случае так называемая «воля к власти»). Когда любовь рассматривают как секс, она становится явлением временным и лишается обязательств; воля исчезает и остается одно только желание. Когда понятие воли сужается до воли к власти, возникает эффект самоотчуждения субъекта. Обращая внимание лишь на собственные нужды, он быстро лишается страстности и пыла. Реальная забота уступает место чистому манипулированию. Публикации: Любовь и воля Мужество творить Открытие бытия Практические шаги Сила и невинность Смысл тревоги Экзистенциальная психология
ТЕОРИЯ ПОЛЯ КУРТА ЛЕВИНА Курт Цадек Леви́ н (Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского. Курт Цадек Левин родился в прусском городке Могильно в еврейской семье. В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию, демобилизован после ранения. Продолжил учёбу в Берлинском университете под руководством Карла Штумпфа (1848—1936). В августе 1933 года после прихода к власти нацистов эмигрировал в США. Позднее Левин возглавил Исследовательский центр групповой динамики (Research Center for Group Dynamics) в Массачусетском технологическом институте. Свою теорию поля Левин создал под влиянием точных наук – физики и математики. Психологические представления он описал на языке топологии, рассматривающей пространственные отношения, и годологии, науки о путях. Другим источником, в котором Левин черпал научное вдохновение, стали взгляды видных ученых-психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера и Курта Коффки, основателей гештальтпсихологии. Если гештальтпсихология в начале своего становления сконцентрировалась на проблемах восприятия и научения. Левин же отталкиваясь от идеи целостного образа – гештальта, как образа мира или отдельного явления, создал свой оригинальный метод графического представления и анализа личности и её взаимодействия с окружающей средой. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов. Структурно теория поля представлена: - основные принципы теории поля; - структурная часть теории поля; - динамическая часть теории поля. Человек у Левина - это сложная энергетическая система, стремящаяся к равновесию. Равновесие может нарушаться, если во внутриличностном регионе возникает напряжение (напряженность). Напряжение появляется тогда, когда у человека рождается потребность. Для восстановления равновесия (уменьшение напряжения) человеку нужно совершить процесс – это может быть мышление, запоминание, чувствование, восприятие, действие. Напряженный регион может быть привлекательным или отталкивающим для человека - это свойство Левин называет валентностью. Валентность бывает положительной, отрицательной либо нейтральной. Тип энергии, осуществляющий психическую работу, Левин назвал психической энергией. Она высвобождается, когда психическая система пытается вернуть равновесие, вызванное неуравновешенностью. Курт Левин, в отличие от бихевиористов, рассматривавших поведение человека механистически (поведение – есть реакция на стимулы среды), вернул психологии внутренний мир человека – его потребности, планы, намерения и чувство самости, сумев при этом остаться в границах строгой научности и экспериментального подтверждения теоретических выкладок.
Публикации:
Теории личности. Терапевтическое применение. Корреляция с гештальт-подходом.
1. ФРИЦ ПЕРЛЗ — ОТЕЦ ГЕШТАЛЬТА Фридрих Соломон Перлз (впоследствии называвший себя именем Фриц) родился в 1893 году в квартале еврейского гетто Берлина. Его отец был виноторговцем и, пользуясь своими частыми поездками, вел жизнь авантюриста. Он презирал своего сына и называл его «кучей дерьма»... сын же его ненавидел; после смерти отца он даже не подумал приехать на его похороны! На протяжении всей своей жизни Фриц восставал против любых отцовских образов (в том числе и против Фрейда) и активно участвовал в анархистских движениях. Очевидно, что Гештальт-терапия — это дочь психоанализа унаследовала всё черты его создателя. Как известно, Перлз прошел один за другим четыре психоанализа: • первый — с Карен Хорни — длился всего лишь год, • второй — с Кларой Хаппель — был внезапно и резко прерван, • третий — с Эженом Харником — длился чуть дольше, однако сам терапевт был до смешного пассивен, • четвертый — с Вильгельмом Райхом, практиковавшим активный неортодоксальный психоанализ. И наконец, необходимо указать на значение косвенного влияния Шандора Ференчи (и, в частности, его активной техники и его теплых физических контактов в терапии). Необходимо подчеркнуть, что в итоге Перлз так и не получил традиционного классического опыта психоанализа, несмотря на шесть лет собственного анализа и дидактического обучения (с 1926 по 1932) и на двадцать три года практики в качестве психоаналитика (с 1928 по 1951).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы